Экономика для геймера: Почему вода дешевле алмазов, а хилки — мусор по сравнению с легендарным шмотом. Разбираем парадокс Смита

Здарова, бойцы экономического фронта! Вы тут в комментах к моему гайду по выживанию на макарошках подняли тему такую, что я аж крякнул. Парадокс Смита. Парадокс воды и алмазов. Звучит как название какого-нибудь квеста из Baldur’s Gate. И, по сути, это он и есть — интеллектуальный квест, который ещё в XVIII веке поставил в тупик кучу умных дядек. Формулируется он просто, как туториал в первой «Марио»: Почему вода, без которой ты сдохнешь через три дня (Game Over), не стоит практически ничего, а алмазы, которые абсолютно бесполезны для выживания (чисто косметический предмет), стоят как целое состояние?

Казалось бы, бред. По логике, самый полезный ресурс должен быть самым дорогим. Но мир устроен иначе. И чтобы понять почему, нам не нужно читать душные учебники. Нам нужно просто запустить любимую RPG.

Вода — это твоя базовая хилка. Алмаз — легендарка с 0.01% шансом дропа Первое и самое очевидное объяснение лежит на поверхности, как лут с рядового моба. Это редкость, или, говоря на нашем языке, шанс дропа. Представьте, что вы играете в какой-нибудь условный «Ведьмак». Красные мутагены, бутылки с водой, еда, базовые эликсиры — они падают с каждого второго утопца. Они валяются в каждой бочке. Ваш инвентарь забит ими под завязку. Они суперважны для выживания, без хилок ты не пройдёшь ни одного босса. Но именно потому, что их так много, они не стоят ни гроша. Торговец в Новиграде предложит вам за них пару медяков чисто из жалости. А теперь вспомните какой-нибудь легендарный сет доспехов Школы Медведя. Чтобы его скрафтить, вам нужен редчайший реагент, который охраняет архигрифон 80-го уровня, спавнящийся раз в неделю по четвергам во время дождя. Этот реагент бесполезен в бою. Его нельзя съесть или выпить. Но из-за его исключительной редкости он стоит целое состояние. Так вот:

Вода — это та самая базовая хилка. Она буквально повсюду. Открой кран — вот тебе вода. Выйди под дождь — снова она. Её много, она доступна.

Алмазы — та самая легендарка. Чтобы добыть один кристалл, нужно перелопатить тонны породы в глубокой шахте. Их мало, и достать их — это целый квест с гринданом.

Закон последней аптечки: Объясняем «предельную полезность» на пальцах «Хорошо, князь, — скажете вы, — с редкостью понятно. Но ведь полезность воды всё равно выше!» А вот тут мы подходим к главному боссу этой темы. К понятию, которое экономисты называют «предельная полезность». Звучит страшно, но на деле всё просто. Давайте снова вернёмся в игру.

Вы сражаетесь с финальным боссом. У вас остался 1 HP. В инвентаре пусто. И тут с потолка падает одна-единственная аптечка. Какова её ценность для вас в этот момент? Она БЕСЦЕННА! Вы бы отдали за неё свой самый эпический меч, продали бы душу и задонатили бы разработчикам. Эта аптечка — грань между победой и надписью “YOU DIED”. А теперь другая ситуация. Вы убили босса, у вас полное здоровье, а в инвентаре лежит 99 таких же аптечек. Какова ценность СТО ПЕРВОЙ аптечки, которая выпала из сундука? Да никакая. Она просто займёт место в инвентаре. Вы её либо проигнорируете, либо продадите торговцу за копейки.

Предельная полезность — это ценность каждой СЛЕДУЮЩЕЙ единицы блага. И вот парадокс и раскрывается:

У воды общая полезность для человечества — колоссальная. Но так как её очень много, предельная полезность КАЖДОГО СЛЕДУЮЩЕГО стакана воды стремится к нулю. У вас уже есть вода для питья, для умывания, для готовки… Ещё один стакан не сильно изменит вашу жизнь.

У алмазов общая полезность — почти нулевая. Но так как их очень мало, предельная полезность КАЖДОГО СЛЕДУЮЩЕГО алмаза (особенно первого!) огромна для коллекционера или ювелира.

Цена на рынке определяется не общей полезностью, а именно предельной. Мы платим не за «воду вообще», а за конкретный литр или бутылку, ценность которой для нас в данный момент низка.

Итог: Не баг, а фича экономики

Так что, коллеги, никакого бага в системе нет. Просто наш мозг по умолчанию думает об общей полезности («вода важнее»), а рынок работает по законам предельной полезности и редкости («алмаз достать сложнее»). Вода дешёвая, потому что следующий стакан для тебя почти ничего не стоит. Алмаз дорогой, потому что следующий (и, возможно, единственный в жизни) камушек для тебя — это уникальное приобретение. Всё как в играх. Никто не будет платить бешеные деньги за обычный деревянный щит, хотя он спасает жизнь на старте. Зато все готовы гриндить сотни часов ради светящегося меча +100 к понтам, который по факту не сильно лучше твоего текущего оружия.

Надеюсь, стало понятнее. А теперь вопрос в студию: какие ещё примеры этого парадокса вы видели в играх? Где самый полезный предмет стоил копейки, а какая-нибудь бесполезная косметическая фигня ценилась на вес золота? Делитесь своими историями в комментах! Всем добра и чтобы предельная полезность вашего лута всегда была высокой!

1
1
1 комментарий