«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Времена, когда каждый разработчик пытался сделать игру синонимом слова КРУТО.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

А все ведь заметили, как в момент перехода с поколения PS3 на PS4 у игровой индустрии как будто сменился общий тон?

Кратос теперь томно ходит и разговаривает с сыном, а не носится по Греции, устраивая натуральный геноцид с максимально интерактивными казнями, Нейтан Дрейк стал скучным дядькой без запала, игр, где ну… крутые пацаны дерутся на мечах под крутой рок, вообще по пальцам пересчитать.

Индустрия как будто потеряла вот эту частичку подросткового пафоса, нарочитой мрачности и китчевости, которая была в играх нулевых, заметили? Нет? Тогда давайте вспомним несколько примеров из прошлого.

❯ Prince of Persia: Warrior Within

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

А вот начать я предлагаю с, наверное, самого хрестоматийного примера. Смотрите — первый «Принц» из времен, когда его делали Ubisoft, помните ведь?

Да, местами взрослая, но все еще восточная сказка без претензии на жестокость, и вообще добро побеждает всегда.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Только вот следом вышла ОНА, локализованная в РФ как «Схватка с Судьбой» или лучшая реклама группы Godsmack. Сеттинг резко меняется на дарк-фэнтези, сюжет становится мрачнухой про борьбу с неизбежным, а враги как будто вообще из концептов фолк-хоррора пришли.

Но главное даже не это. А то, что теперь «Принц Персии» — это не восточная сказка, а игра про «КРУТОЙ МУЖИК КРУТО РУБИТ МЕЧОМ МОНСТРОВ ПОД КРУТОЙ РОК, А ЕЩЕ ВЫ ВИДЕЛИ, ТАМ НА ВЕСЬ ЭКРАН ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ?».

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Резкая смена стиля, появление добиваний и откровенные наряды вкупе со странным выбором саундтрека, кстати, понравились не всем в актуальное для игры время, и уже к третьей части «Принца» попытались откатить до состояния нечто среднего между первой и второй игрой. А потом серия загнулась, потому что никому почему-то не понравился прекрасный перезапуск 2008 года.

❯ Vanquish

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Откровенно говоря, Япония всегда умела делать игры про нарочитый пафос и китч. Вся серия Devil May Cry про это, но про нее все слышали, а вот про Vanquish к сожалению нет и зря.

В чем суть — собрались как-то сотрудники студии Platinum Games (которая основана выходцами из Сарсом), позвали отца серии Resident Evil Синдзи Миками и решили сделать свой ответ популярной серии Gears of War.

Только вот Platinum Games уже на тот момент умели делать драйвовые слешеры, а Миками хоть и перевернул индустрию игр от третьего лица, но в полноценные шутеры не умел. Зато умел в постановку настоящей фантасмагории.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Vanquish начинается с безумия: злой русский по фамилии Зайцев без видимой на то причины берет и с космической станции обстреливает микроволновыми лучами город Сан-Франциско.

Люди лопаются в кровавую кашу, везде хаос, а президент США говорит, что будет МСТИТЬ, и отправляет на это дело команду морпехов, в составе которых есть и протагонист по имени Сэм (ну, патриот), носящий суперкостюм (сделанный хорошими русскими учеными), замедляющий время. А еще в первой кат-сцене он пафосно курит в космосе.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Если вы думаете, что на этом запредельная и нарочитая КРУТОСТЬ происходящего заканчивается, вы ошибаетесь.

Играется Vanquish как ускоренный в 4 раза шутер от третьего лица с укрытиями, спрятавшись за которыми герой может по нажатию на отдельную кнопку ЗАКУРИТЬ СИГАРЕТУ, а потом метнуть её в сторону врага, который на неё отвлечется.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

В целом, Vanquish стоит попробовать, если не за откровенно странный сюжет, то за ураганный геймплей, который не успеет надоесть. Игра то проходится за 4-5 часов.

❯ Splatterhouse

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Сразу уточнение — речь будет идти про провальный ремейк 2010 года, сюжет которого поначалу вполне себе повторяет оригинал, но вот по части всего остального идет сильно дальше.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Завязка такая же — Рик (который в ремейке выглядит как типичный фанат Deftones и KoЯn) и его девушка Дженнифер по роковой любопытности попадают в особняк доктора Генри Уэста, что проводит исследования в области некрологии.

Дженнифер похищают, а Рика убивают, но с нюансом: таинственная демоническая маска превращает щуплого журналиста в брутальную гору мышц с голым торсом и неуёмной тягой к насилию.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Да, насилие. Оригинальная трилогия тоже делала упор на насилие, но ей крайне далеко до ремейка. Уровень жестокости ремейка доведен до какого-то абсурда. Кровь льется не литрами, а галлонами (оправдывая слово splatter в названии игры), и от некоторых казней (например, с участием… кхе... заднего прохода), глаза даже у автора этого текста лезли на лоб что в 2010 году, что сейчас при повторном ознакомлении с игрой.

А еще все это безумство насилия и крутой расчлененки идет… да, вы правильно поняли, под тяжелый грув-метал за авторством Five Finger Death Punch. Жаль, не хватило денег и энтузиазма добавить в микс музыки еще и раннего творчества Bring me the horizon или Suicide Silence.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

А еще в игре нужно было коллекционировать фото девушки главного героя. Только вот нюанс в том, что это были обнаженные фото, причем иногда прямо очень неплохо.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Итого игроки получили в 2010 году просто финального босса edgy-игр нулевых, где смешалось всё: стиль ню-металлистов, упор на зрелищную расчлененку с перебором, тяжелая музыка, голые женщины (игру рекламировал в том числе журнал Playboy, где были фото Дженифер еще горячее, чем в игре) и крутой главный герой, который всех спасет.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Всех, кроме игрового процесса. Игралась и работала Splatterhouse 2010 просто отвратительно. У проекта, по ощущениям, напрочь отсутствовали общее видение и цельный план разработки, и оно немудрено. Игра попала в производственный ад, на половине пути сменила студию разработки и слишком много потратила на маркетинг, который, само собой, не окупился.

Однако сейчас, если есть PS3 или Xbox 360, то автор этого текста откровенно рекомендует закрыть глаза на минусы геймплея и посмотреть на проект как на артефакт эпохи. Какие классные игры не делали бы сегодня — вот прямо точно такое же уже вряд ли кто-то осмелится.

❯ У игрового стиля «нулевых» было две отличительные черты: мрачность и жестокость. И у обоих есть «нулевой пациент»

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Пафос, нарочитая и напускная серьезность, и рядом с ней стоящая крутость происходящего так или иначе присутствовали в 90 процентах игр первого десятилетия нашего века.

Автор текста нарочно взял только три примера: в одном была резкая смена стиля, во втором с крутостью вышел откровенный перебор, а в третьем… Ну, тут и так всё понятно.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

Но ведь корень у всех этих игр фактически один, а номинально два. Моду на нарочную и местами неуместную мрачнуху и серьезность задала… GTA III. Не верите? Загибайте пальцы — это самая влиятельная игра начала «нулевых». И она:

  • Начинается с того, что в темном и грязном переулке главный герой получает пулю.
  • Первый геймплейный сегмент всегда начинается с дождя и темноты.
  • В Либерти-Сити почти нет солнца, а сам город выглядит и ощущается визуально и нарративно «грязным».
  • Сатира в сюжете третьей части самая черная и менее смешная, чем в последующих частях
  • Это единственная GTA, где можно фактически полностью расчленять NPC. В других частях уже нельзя было отстрелить ногу и смотреть, как болванчик смешно прыгает.

Последний аргумент уже заходит на территорию жестокости, а у нее есть второй «нулевой пациент», и это, ну конечно, первая часть God of War. Тут объяснять, наверное, не нужно — брутальнейший слешер с литрами крови, сексуальностью и фаталити надолго поселили в умы разработчиков мысль сделать свой аналог, но еще круче. Так появилась, например, Dante’s Inferno — вольная и ну очень по-подростковому пафосная адаптация Ада Данте.

«Жаль, что такого уже не будет»: игры эпохи бунтующих подростков и напускного пафоса

А вообще, грустно, что с годами, как выразился кто-то из Sony, аудитория повзрослела, и разработчики вместе с ними.

Весь период, примерно с 2010 по 2022 год был переполнен слишком «взрослыми» играми, но уже в другом формате, без перебора, без пафоса и огонька в глазах. Лишь редкие японские проекты держали марку, а сейчас к ним присоединились Корея и Китай, которым важнее показать весёлую игру, чем рассказать давящую историю о проблемах взрослого мира.

Нам всем их хватает и в реальной жизни. Правда ведь?

Статья поддерживается командой Timeweb Cloud.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на Timeweb Cloud или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда.

261
64
17
4
2
1
1
1
1
1
1
324 комментария