ロシアのたまご

"Возможно на Земле. Возможно в будущем."

Ц. Нихэй, "BLAME!"
"Exaella" была показана в рамках XI Летнего ФКАИИ "Апофеоз".
"Exaella" была показана в рамках XI Летнего ФКАИИ "Апофеоз".

Летний Фестиваль Кино, Анимации и Интерактивных Искусств (между прочим, получивший в прошлом году долгожданный международный статус) всегда был для меня важнейшим событием, а потому немудрено, что в честь юбилея был устроен настоящий кинофейерверк. Шутка ли, целых 49 картин разных стран и эпох пронеслись перед зрителями бешеным галопом! А ведь среди них наконец-то нашлось место и отечественному кинотворчеству, к числу которого можно отнести и незамеченный широкой публикой дебют некоего Андрея Удота...

Стилистический ширпотреб? Отечественный ответ "Texhnolyze"? Или нечто концептуально новое?..
Стилистический ширпотреб? Отечественный ответ "Texhnolyze"? Или нечто концептуально новое?..

Adventure-seeker Exaella in the Cyber Fortress quest!

Думаю, что любому современному кинотворцу польстило бы оказаться в одном списке рядом с фамилиями Уэллса, Штрохейма, Мельеса, Манкивица и Тарковского, но это вовсе не значит, что я собираюсь сравнивать полулюбительскую работу с вехами мирового кино или анимации, вроде "Cowboy Bebop" или "Клеопатры". Признаюсь честно, по первому впечатлению анимационный фильм хочется нещадно ругать и обозвать серой слизью эссенции "Armitage III", анимированной "Детьми против волшебников", однако, рассуждая под иным углом, лишь диву даёшься насколько самобытный и по-своему впечатляющий для отечественного кино эксперимент ты только что посмотрел.

Неопрятные 3D-модели бросаются в глаза, но с другой стороны, справедливо ли ожидать большего от автора-одиночки?
Неопрятные 3D-модели бросаются в глаза, но с другой стороны, справедливо ли ожидать большего от автора-одиночки?

Оригинальная версия первого независимого отечественного аниме 2011 года стала настоящим четырёхсерийным событием среди коллекционеров, резво раскупивших микротираж. Впрочем, выгодно отличающаяся от крайне спорного "Первого отряда" OVA так и не вышла за пределы узкой среды любителей неординарных анимационных решений и стилистики киберпанка. Рискну предположить, что полнометражная версия появилась на прилавках Steam, где я её и посмотрел, семь лет спустя в связи с выходом одноимённой видеоигры (судя по отзывам тоже весьма неоднозначной). Но сомневаюсь, что это помогло (вслед за аниме, игра вышла из продажи) изначально андерграундному проекту нарастить аудиторию.

Специальное издание на DVD сейчас найдёшь разве что в частных коллекциях.
Специальное издание на DVD сейчас найдёшь разве что в частных коллекциях.

Первое, что следует знать об аниме - не верить эпатажным слоганам и мнениям немногочисленных фанатов, - это никакой не Ёсиура и уж тем более не Синкай, ни по стилю, ни по настроению. По-хорошему, простая история путешествия и спасения Верховного Оператора мега-комплекса Ксонасу уступает по содержанию даже додзинси "BREAKOUT?!" и, пожалуй, в этом кроется вторая проблема мультфильма - он чертовски вторичен и сюжетную конкуренцию выдерживает разве что с "Mardock Scramble". Но даже этой унылой трилогии "Exaella" (к слову, тоже честно подбирающая сексуальные ракурсы для главной героини) проигрывает в плане анимации персонажей, сравнимой, скажем, с предпоследним "Берсерком". Грустно?

К слову о сексуальных ракурсах...
К слову о сексуальных ракурсах...

Грустно. Однако надо быть слепым, глухим и бесчувственным, чтобы упустить из виду мрачный визуальный стиль, атмосферный саундтрек и общее тягучее настроение, слегка отдающее не то "Яйцом ангела", не то "BLAM'ом!". Достоинства дополняет и хороший монтаж - бич многих японских полнометражных мультфильмов, пересказывающих сюжеты сериалов через пень-колоду. А если опустить заграничную анимацию и кинематограф за скобки, то "Exaella" и вовсе смотрится молодцом на безблагодатном фоне отечественного кинотреша, начиная от "дозорообразных" блокбастеров и заканчивая тридцать третьими "богатырями". Тем обиднее, что в наших кинотеатрах скорее прокатят сопливые похождения госпожи Эвергарден, нежели любопытные самородки отечественного производства.

Во время просмотра порой кажется, что "Exaella" - гость из альтернативной вселенной, в которой современная отечественная анимация смело конкурирует с европейским "Ренессансом", американским "Помутнением" и японской "Паприкой".
Во время просмотра порой кажется, что "Exaella" - гость из альтернативной вселенной, в которой современная отечественная анимация смело конкурирует с европейским "Ренессансом", американским "Помутнением" и японской "Паприкой".

И, к слову о прокате, я совсем забыл упомянуть последнюю ложку дёгтя (а для кого-то вполне себе крышку гроба), связанную с отсутствием не то что русской озвучки, да даже банальных субтитров для фильма. Не смею судить была ли то режиссёрская задумка для истинных ценителей японских сейю (с вкраплениями английского), но оценить работу Татьяны Трушкиной мне так и не удалось. Будь передо мной не полнометражный фильм, а честный музыкальный клип - не имеет значения в исполнении той же Акари Ямамото или, к примеру, Земфиры, - цены бы ему не было, однако в текущем состоянии недоступность заявленного перевода в версии для Steam весьма удручает.

В статике анимационный фильм выглядит весьма солидно.
В статике анимационный фильм выглядит весьма солидно.

Исходя из того, что я писал выше, "Exaella" - без сомнения любопытное авторское высказывание, в котором, к сожалению, содержание значительно уступает избранной автором форме. Не в пример другому отечественному кинодебюту, показанному на Фестивале - картине "... и будет дочь" Сергея Кудрявцева, но это уже совсем другая история...

Одно из тех произведений, которые искренне хочется полюбить, но на вкус и цвет...
Одно из тех произведений, которые искренне хочется полюбить, но на вкус и цвет...

Критика ограниченного разума

В заключение позволю себе перефразировать Ходоровски: если вы велики, то "Exaella" - "A Rare Gem of Elegant Storytelling", если ограничены, то "Exaella" - это 5.5 по версии IMDb. Такая вот диалектика.

3
Начать дискуссию