Есть ли жизнь без Google Play? Опыт геймдев-студии DreamCraft

Команда DreamCraft Studio рассказывает о своём опыте разработки и продвижения пошаговой мобильной стратегии Fantasy Hearts в новых реалиях 2022 года.

Fantasy Hearts — инди-проект. У нас нет издателя, на данный момент инвесторов тоже нет. Финансирование разработки и продвижения игры происходит за личные деньги, а также деньги компании.

Мы стремимся создать классическую пошаговую стратегию в духе старых игр конца 90-х, таких, как Final Fantasy Tactics или Герои 3. Мы создали свой волшебный мир с людьми, эльфами, гоблинами и другими существами, вдохновляясь их атмосферой. Как и в классических фэнтези-играх, у нас большое число юнитов ближнего и дальнего боя: лучники, алхимики, древние роботы с пушками, рыцари, маги, сторожевые псы и даже пауки.

Есть ли жизнь без Google Play? Опыт геймдев-студии DreamCraft

Главное отличие нашей игры от классических пошаговых стратегий в том, что мы делаем акцент не только на тактике и сражениях, но и развиваем современную мультиплеерную составляющую. Игроки в online-режиме могут соперничать друг с другом на арене, поднимаясь в таблице лидеров, а также формировать гильдии и прокачивать героев. В планах — внедрить режим войны гильдий с возможностью сражений за территории. Владение определенной территорией будет давать бонус в виде дополнительного количества ресурсов и открывать доступ к редким героям, которых нельзя получить иным способом.

Ход разработки до и после 24 февраля

<i>Обычный рабочий день нашего разработчика Максима Жучкова. После 24 февраля 2022 году сам процесс разработки не изменился, изменились лишь внешние условия.</i>
Обычный рабочий день нашего разработчика Максима Жучкова. После 24 февраля 2022 году сам процесс разработки не изменился, изменились лишь внешние условия.
<i>С геймдизайном тоже ничего не произошло. На фото наш геймдизайнер Роман Сироватко, как обычно, смотрит аналитику по игре.</i>
С геймдизайном тоже ничего не произошло. На фото наш геймдизайнер Роман Сироватко, как обычно, смотрит аналитику по игре.

День X

Итак, всё шло хорошо, но в одно тёмное утро, прямо как в King's Bounty 2 далёкого 1991-го года

Есть ли жизнь без Google Play? Опыт геймдев-студии DreamCraft

Мы поняли, что дальнейшее продвижение игры на Google Play невозможно. "Волшебств" на это у нас больше не было.

24 февраля, в саму дату, ничего кардинального для нашего проекта не произошло. Всё случилось потом. И если бы мы сразу ориентировались на Запад и имели юрлицо за границей, то возможно, не пришлось бы ничего менять.

Но основной аудиторией были российские игроки, а выходить на Запад мы планировали не ранее 2023 года.

Что случилось?

1) По новому закону с 28 февраля 2022 года мы стали обязаны продавать валютную выручку. Сначала 80%, потом 50%, но получаемые деньги в иностранной валюте конвертировались по невыгодному курсу банка в рубли, причём курсу именно банковскому, а не биржевому, а он всегда был и есть существенно ниже.

2) C 10 марта 2022 года для россиян закрылась возможность внутриигровых покупок в Google Play.

3) Google и до марта 2022 года устанавливал комиссию 30% на вывод средств, но если вы зарабатывали до $1 млн. в год, эту комиссию можно было сократить до 15%. Как независимые инди-разработчики, мы платили комиссию 15%.

4) И помимо этой комиссии Google, банковской комиссии за конвертацию, мы должны были платить налоги в России с этих сумм.

С учётом всех описанных выше аспектов, прибыль серьёзно уменьшилась и сотрудничать с Google Play нам стало банально невыгодно.

Хотя само по себе открытие юрлица за рубежом не является сложной затеей, много денег не стоит, пока у нас нет однозначного ответа на вопрос "зачем".

Андрей Малыхин, CEO "Dreamcraft"

Чтобы снизить ущерб от западных санкций и иметь возможность работать как раньше, часть наших коллег из других студий релоцировались в страны, близкие к России по менталитету, но посовещавшись, мы решили остаться. На это повлияло несколько факторов, и в первую очередь, то, что мы изначально делали проект для российской аудитории.

При релокации стоит учитывать несколько факторов. Это имеет смысл, если основной доход не из РФ или от AppStore. Ещё важным условием будет являться цена релоцированных сотрудников, нарушение работоспособности, налоги и т.д. Если хотя бы часть этого не сходится — перевозить бизнес просто не имеет смысла с точки зрения рентабельности. Перебить это могут только политические, этические причины или нарушение ощущения безопасности.

На текущей стадии разработки Fantasy Hearts не приносит прибыли с иностранных сторов. Более 90% игроков у нас из РФ, и только малая часть — страны СНГ и все остальные. В таком контексте переезд для нас cтал просто нерелевантен.

Александр Колодочка, проджект-менеджер

На наше решение прекратить сотрудничество с Google Play повлияла блокировка игры с его стороны 15 июня, а уже 26 июня к этой блокировке добавилась блокировка Youtube.

И хотя канал удалось восстановить, мы осознали, что не застрахованы от повторения. Кстати, на нём не было ничего, кроме двух видеороликов по игре на 15 и 30 секунд. После истории с блокировкой мы начали размещать ролики на Rutube.

Нашему веб-разработчику тоже заблокировали Youtube-канал. Там был выложен летсплей другой игры, записанный очень давно. Естественно, ни мы, ни он, никаких правил не нарушали.

<i>Веб-разработчику удалось восстановить справедливость путём подачи апелляции.</i>
Веб-разработчику удалось восстановить справедливость путём подачи апелляции.

До свидания, Google Play!

<i>15 июня мы окончательно расстались с Google Play. Наш аккаунт разработчика со всеми ранее выложенными MVP-версиями других игр и приложений оказался полностью удален. Мы работаем над этим, но гарантий никаких нет. К сожалению, история оказалась массовой.</i>
15 июня мы окончательно расстались с Google Play. Наш аккаунт разработчика со всеми ранее выложенными MVP-версиями других игр и приложений оказался полностью удален. Мы работаем над этим, но гарантий никаких нет. К сожалению, история оказалась массовой.

Что мы решили делать?

1. Перевод расчётов в рубли

В апреле 2022 года мы создали магазин на сайте и интегрировали его с эквайрингом от российского банка. Это оказалось значительно выгоднее, так как теперь комиссия составляла всего 3,19%, а не 15%, как на Google Play. Важным решением здесь стал перевод расчётов в рубли. И теперь, если мы хотим продавать игровой артефакт за 5 рублей, то и продаём его за 5 рублей. К курсу валют мы больше не привязаны. Кроме этого, российские игроки могут совершить покупку с любой карты российского банка онлайн и получить официальный чек о покупке. Зачисление игровых ресурсов после оплаты происходит почти мгновенно, с задержкой в несколько секунд.

<i>Текущая версия <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffantasy-hearts.ru%2Fstore%2F&postId=1318269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">магазина</a></i>
Текущая версия магазина

2. APK-файл с игрой вместо Google Play

Мы также провели опрос среди наших игроков о том, в каком виде им было бы удобнее скачивать игру. 69% проголосовало за Google Play, но 31% опрошенных выбрало APK-файл. Можно было выбрать сразу несколько вариантов ответа.

Есть ли жизнь без Google Play? Опыт геймдев-студии DreamCraft

И раз с Google Play работать мы прекратили, то быстро поняли, что свободно распространяемый APK-файл — хорошее альтернативное решение. На нашем основном сайте игры Fantasy Hearts, который сейчас тоже в процессе переработки, APK-файл можно скачать, кликнув по большой кнопке.

<i>Просто скачиваете игру, устанавливаете и играете.</i>
Просто скачиваете игру, устанавливаете и играете.

Когда у игры выходит новая версия, старый APK-файл перестаёт работать, игроку нужно его обновить. Также мы стали добавляться в российские магазины приложений, в частности, стали первыми, кто разместил свою игру в RuStore.

Недавно подключили еще одну платежную систему от Mail.ru Group. Комиссия составляет около 5%, нам она помогает принимать платежи не только от россиян, но и от граждан стран СНГ. И теперь наши игроки, которые живут в Казахстане, Грузии или Армении тоже могут совершать покупки. А это небольшое, но уже какое-то масштабирование за пределы России.

3. Акцент на комьюнити

Так как игра многопользовательская, мы сделали акцент на развитии комьюнити вокруг неё. Сейчас у нас активное сообщество ВКонтакте, чат и канал в Telegram. Есть отдельная сотрудница, комьюнити-менеджер, которая этим занимается. Мы получаем от игроков много обратной связи, и это гораздо удобнее, чем общаться через формы на сайте или через отзывы на Google Play.

Сейчас в нашем ламповом канале 4,4к подписчиков, хорошие охваты и неплохая активность. Подписывайтесь на<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Ffantasy_hearts&postId=1318269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> @fantasy_hearts</a>!
Сейчас в нашем ламповом канале 4,4к подписчиков, хорошие охваты и неплохая активность. Подписывайтесь на @fantasy_hearts!
<i>Мы сделали переход в Telegram напрямую из нашей игры, чтобы ещё больше упростить коммуникацию с игроками. Воронка работает в обратную сторону.</i>
Мы сделали переход в Telegram напрямую из нашей игры, чтобы ещё больше упростить коммуникацию с игроками. Воронка работает в обратную сторону.

На самом деле, после отключения Google Play стало чуть хуже: до него люди спокойно могли обновлять игру. После отключения же появилось много случаев, когда игроки жаловались на необходимость ручного обновления. Кто-то из-за этого переставал скачивать патчи.

И все-таки с нами остались наиболее заинтересованные игроки, готовые активно участвовать в жизни комьюнити. Мы же, в свою очередь, стали выпускать более редкие, но масштабные обновления, чтобы обеспечить больший комфорт нашей аудитории.

Анна Мельникова, комьюнити-менеджер

Резюме

Итак, вот как выглядела вся хронология событий:

  • март 2022 — начало проблем. К нам пришло понимание, что продвигать игру будет непросто.
  • 10 апреля 2022 — технический старт продаж магазина на сайте с оплатой как через российскую платежную систему, так и через Google Play
  • 15 апреля 2022 — вход в игру первых 70-ти тестеров
  • 15 июня 2022 — блокировка аккаунта Google Play
  • 26 июня 2022 — блокировка канала Youtube
  • после 15 июня 2022 — полный переход в расчётах на рубль и эквайринг от российского банка

Основные выводы, к которым мы пришли:

1. Если вы делаете продукт для российской аудитории, то старайтесь в новых реалиях создавать полностью автономную экосистему, не связанную с сервисами или ПО, которые ещё могут попасть под полную блокировку.
2. Переводите все платежи в валюту той страны, где ведете бизнес. Если Россия, значит рубль.
3. Сокращайте количество посредников и возможных комиссий со стороны третьих организаций.

Спасибо, что дочитали до конца! До связи! Ваша команда Dreamcraft.

3636
27 комментариев

Прикольно. Пока все тикают из рф, вы такие - хуй всем, мы остаёмся и только за рубли) Пойду гляну что вы там наделали)

12
Ответить

😁

2
Ответить

Мутная статья. Бан, я так понимаю, за то что внедрили левую платёжку разместив на Гугл плей?

5
Ответить

Думаю, ты прав. Аппки по-прежнему можно спокойно выкладывать, но монетизация для разработчиков из России была закрыта. Можно крутить рекламу, но сторонние платежки по-прежнему под запретом.

Ответить

Нет, в гугл плей мы конечно же не выкладывали игру со сторонней платёжной системой, политикой гугла это запрещено.
В письме от гугл о блокировки аккаунта не было сказано ни слова об этом. Мы работаем не только с инхаус разработчиками, а также привлекаем к разработке аутстаф команду, которые работают ещё и с другими компаниями/приложениями, возможно это вызвало подозрение, но к сожалению, поддержка гугла так и не сообщила нам конкретику. Есть лишь гипотезы и догадки. Пробуем восстановить акк, но пока безуспешно.

Ответить

Я может что-то упускаю, но чем конкретно игра ориентирована на внутренний рынок? Нету ощущения, что вы упускаете примерно 97% прибыли?

4
Ответить

Может что-то вроде бета версии?

1
Ответить