Мой опыт продвижения игры в Steam: кураторы, ютуберы и вишлисты

Всем привет! Я сделал свою первую небольшую простенькую коммерческую игру на Godot и вот-вот выпущу её на Steam (релиз 24го сентября). Хочу поделиться опытом продвижения — возможно, кому-то из начинающих разработчиков это будет интересно. А возможно кто-то подскажет мне что-то ценное в комментариях, чему я буду безмерно благодарен. Речь пойдет не о бюджетах на рекламу, а о "бесплатных" (и бесполезных?) методах, которые можно использовать самостоятельно.

Игра очень нишевая: это сатирический политический симулятор, где вы играете за эксцентричного президента, чей рассудок буквально зависит от введения пошлин. Геймплей строится на механике "три в ряд" и балансе трёх показателей: вашем рассудке, стабильности экономики и одобрении Конгресса. Сатирический взгляд на абсурдность политических решений.

1. Кураторы Steam

Кураторы — это авторы каналов, которые обозревают игры и могут дать рекомендацию своим подписчикам.

После того, как ваша игра будет "готова к выпуску" по меркам стим (а значит страница игры и билд будут отмодерированы), стим сам предложит разослать игру сотне кураторов. Стим любезно предоставляет список кураторов, пользоваться которым просто невозможно. Всего в списке около 2500 кураторов, на одной странице стим показывает 30, при листании страни список перемешивается (?) и повторно показывает вам на пятой-десятой странице тех кураторов, которых вы уже видели на первой-второй странице. Список нельзя отсортировать по желаемым параметрам. Список нельзя отфильтровать по желаемым параметрам. В итоге приходится прорываться через кучу нерелевантных и "мёртвых" кураторов в попытке найти "нужных". Я ориентировался на недавнюю активность (некоторые кураторы делают по 5-10 обзоров каждый день и, кажется, это лучший выбор), пропускал тех, кто делает 1-2 обзора в неделю или не делал обзоры в последние 2-3 недели. Стим не даёт удобно отсеять таких кураторов, поэтому приходится просто пропускать их в общем списке глазами. На кол-во подписчиков не особо смотрел, потому что найти активных кураторов уже непросто.

Иногда кураторы будут писать вам на почту сами. Мне написали 7 таких кураторов, но пятерым из них я и так отправил копию игры ранее, о чём вежливо сообщил в письме (и они тут же забирали копию игры, которая до этого бесхозно висела у них дня 3-4). Двое кураторов, которых я пропустил в общем списке, также получили от меня копию игры и тут же её забрали.

Первый раз я разослал около 90 копий (из 100 возможных) 15го сентября. Примерно 15 штук забрали почти сразу и я в этот же день получил свой первый обзор от куратора 游戏乌托邦 (ссылка на куратора). К 20му сентября я получил ещё три обзора от следующих кураторов: The Biggest Lake Giveaways (ссылка), GOOD VS BAD (ссылка), CzechLP (ссылка). Примерно половина из разосланных копий игры осталась не принята кураторами, я решил отобрать игру у менее активных кураторов и выдать её другим, более активным. Думано — сделано. Из разосланных 45 копий игры, 13 кураторов забрали игру в первый же день. И двое из них сделали обзор: Emote Reviews (ссылка) и OFEN™ (ссылка). Возможно кому-то эти кураторы окажутся полезными, так как они, судя по всему, очень быстрые и отзывчивые.

Итого на 21ое сентября я имею:

94 копии игры разослано кураторам

50 копий игры принято кураторам

6 обзоров сделано кураторами

Прогресс связи с кураторами на 21ое сентября
Прогресс связи с кураторами на 21ое сентября

Что я получил от кураторов сказать сложно, но у меня был явный скачок вишлистов 15го сентября. Кажется именно из первого обзора (судя по региону куратора и вишлистов).

2. Ютуберы и стримеры

У меня нет знакомых ютуберов / стримеров / блогеров и я не собирался привлекать платные ресурсы типа кеймелера (начитавшись про их "эффективность"). Сгенерил 50 ключей для своей игры для "Прессы или обзоров", нашёл на ютубе около четырёх десятков подходящих каналов (от сотен до миллионов подписчиков) и послал им вежливые письма с ключами и предложением поиграть в мою игру. Искал разные каналы: и про политические игры (таких всего пару штуки), и с частыми обзорами мелких игр, и с обзорами на треш-игры, ... . Но получил ровно ноль ответов и ноль активаций моих ключей. Видимо совсем уж нишевая тема и не самый сочный контент.

3. Реддит и ИндиДБ

На реддите сначала хотел влиться в сообщества и хотел покомментить чужие работы, но после первого же комментария получил шедоубан, который не сняли до сих пор. Подавал и подаю апелляции — пока безуспешно. Пользователи пишут, что если создать новый акк, то можно совсем забаниться так, что потом не разбанишься и надо добиваться снятия шедоубана, но сделать это непонятно как и непонятно сколько занимает. Так что до продвижения игры на реддите я не добрался.

Обратил внимание на индидб. Пользовательская база там как будто большая, но по количеству просмотров не скажешь. Какой-либо эффект оценить трудно. Моя игра + пост про её разработку за день собрал только около сотни просмотров, что, кажется, ничтожно мало.

4. Вишлисты — это важно?

Вишлисты в Steam — это не просто "отложенные покупки". Говорят, что они напрямую влияют на продвижение игры в алгоритмах Steam до выхода игры (рекомендации в будущих продуктах и грядущих релизах). Говорят, что чем больше вишлистов до релиза — тем выше шанс попасть в популярные рекомендации и после релиза игры.

Но кто-то говорит, что вишлисты сами по себе не очень важны, и что больше важна именно первая выручка от игры, чтобы Стим "заметил" игру как потенциально прибыльную и начал её активнее промоутить. И тогда вишлисты важны не как самоцель, а как топливо для роста продаж, соответственно, это должны быть не просто накрученные вишлисты, а именно реальные желания купить игру.

Про эффект вишлистов и выручку и "алгоритмы Стим" пока ничего не скажу — пока что я только наблюдаю за ними, а игра выходит 24го сентября.

На данный момент я имею 40 вишей, что далеко не тысяч, которыми хвастаются на реддитах, но и не повод для грусти. Моя первая коммерческая игра — это повод узнать что-то новое и чему-то научиться и использовать этот опыт в будущем, а не погоня за сиюминутными вишлистами.

Суммарные вишлисты и 40 штук на 21ое сентября
Суммарные вишлисты и 40 штук на 21ое сентября
Ежедневная активность вишлистов и первый пик 15го сентября
Ежедневная активность вишлистов и первый пик 15го сентября
Изображение для капсулы моей игры на Steam, привлекает внимание?
Изображение для капсулы моей игры на Steam, привлекает внимание?
13
4
1
1
12 комментариев