От прототипа к поэтике: о художественном решении «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»)

Наша игра доступна теперь и на консолях! Рассказываем, как мы работали над визуальной и звуковой составляющей в ней.

Создание интерактивного произведения, пытающегося говорить о войне через детское восприятие, с самого начала требовало не столько технических решений, сколько поиска особого художественного языка.

Наш путь начался с прототипа, созданного за три дня. Импульсом для него стало стихотворение Татьяны Черновской о девочке-почтальонке. Эта поэтическая основа задала направление проекту — она перекликалась с историями из детства моей бабушки, пережившей войну с больной матерью в деревне под Ржевом.

Скриншот из «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»).
Скриншот из «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»).
Рисунок неизвестного автора, найденный в ходе работы над проектом.
Рисунок неизвестного автора, найденный в ходе работы над проектом.

Как режиссёру, мне было интересно найти собственный подход в осмыслении темы, которая уже имеет мощную традицию в искусстве, темы, о которой, казалось бы, сказано уже всё и не раз. Было решено подойти к материалу, насыщенному официозом и формализмом, через личные истории и художественную призму.

Уже в первом прототипе был заложен игровой цикл и ключевая метафора, механика доставки писем, где похоронки передаются ощутимо тяжелее. Это простое решение в сочетании с подходящим музыкальным сопровождением позволяло игроку почувствовать эмоциональную тяжесть момента. Тогда же и сложился жанр проекта — визуальная новелла с элементами приключенческой игры.

Мы сознательно отказались от избыточных механик вроде сбора ресурсов или тайм-менеджмента, которые казались чужеродными для этой истории. Материал сам диктовал форму, и установка «срезать жир» стала для нас одной из основных.

Скриншот карты из прототипа. 
Скриншот карты из прототипа. 
Скриншот из «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»).
Скриншот из «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»).

Художественное решение

На этапе воплощения полноценной истории центральной задачей стал поиск художественного решения. В концепции было заложено дискретное время и пространство, где всё отображаемое — это образы и воспоминания главной героини. Фрагменты и мгновения, важные для героини, решено было отобразить, а второстепенные — упустить, подать отрывочно, словно растворёнными в памяти.

Мы отказались от излишней иллюстративности — традиционный подход с детальной отрисовкой и мультяшной стилизацией был отвергнут.

Обратившись к театральному опыту, где один объект способен заменить собой богатые и детализированные декорации, мы также вдохновлялись художниками, работающими с образностью и внутрикадровым монтажом.

Из концепт документа.
Из концепт документа.
«Дом в разрезе» (1931) — картина русских авангардисток Татьяны Глебовой и Алисы Порет, учениц Павла Филонова. Наткнулся на неё в Ярославском музее.
«Дом в разрезе» (1931) — картина русских авангардисток Татьяны Глебовой и Алисы Порет, учениц Павла Филонова. Наткнулся на неё в Ярославском музее.

Итоговое визуальное решение сложилось на стыке неоэкспрессионизма, эстетики детского рисунка и книжной иллюстрации советских времён.

Самый первый мудборд и некоторые ранние референсы. 
Самый первый мудборд и некоторые ранние референсы. 

Если импрессионисты стремились запечатлеть мимолётное впечатление, то экспрессионисты выдвигали на первый план собственную эмоцию. В нашем случае важным ориентиром стал именно русский экспрессионизм, который, в отличие от европейского, выражавшего боль и страдания, чаще обращался к тревожным предчувствиям и ужасу перед надвигающимися событиями.

Экспрессионистская работа «амазонки русского авангарда» Веры Ермолаевой. 
Экспрессионистская работа «амазонки русского авангарда» Веры Ермолаевой. 
Ещё картины Ермолаевой. 
Ещё картины Ермолаевой. 
От прототипа к поэтике: о художественном решении «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»)
Неоэкспрессионизм немецкого художника Георга Базелица тоже послужил источником вдохновения для нас.
Неоэкспрессионизм немецкого художника Георга Базелица тоже послужил источником вдохновения для нас.
Книжные иллюстрации художника Алексея Пахомова.  
Книжные иллюстрации художника Алексея Пахомова.  

Анимация и шейдеры

«А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»)

Почти сразу мы отказались от анимирования движений и действий героев по поводу и без повода, оставив подобное только для ключевых моментов. Вместо этого были нарисованы покадровые анимации, навеянные импрессионизмом, — зацикленные серии плавно перетекающих друг в друга кадров. Оживить рисунки помогли шейдеры: они подчеркнули эффект ручной анимации и добавили дополнительные переливы цвета. Намеренное ограничение количества кадров в секунду помогло передать ощущения, напоминающие старую советскую мультипликацию.

Наглядные примеры работы наших шейдеров

Музыкальное сопровождение

Неотъемлемой частью художественного решения является и музыкальная составляющая. Мы старались избежать банальностей и клише, таких как слезливые мелодии на фортепиано. Вместо этого саундтрек стал полем для экспериментов: он тревожен, полон искажений и строится на соединении, например, сэмплированных и препарированных произведений Георгия Свиридова, различных эмбиент-композиций и написанных на синтезаторе тем.

Отдельная задача — работа с вокалом. Для одной из композиций мы записали песню с нашей подругой Варей. Из нескольких дублей была выбрана не студийная запись, а ранняя версия, сделанная на диктофон, — в ней был запечатлён момент вдохновения, что больше соответствовало художественному замыслу, частью которого была идея «спланированной небрежности».

Похожая история произошла с финальной песней от коллектива «Петр Валентинович» на стихи Арсения Тарковского. Это единственная композиция, которая была записана не нами. Получив разрешение, мы выбрали не студийную версию (любезно предоставленную авторами), а запись живого исполнения, которое лучше всего резонировало с атмосферой.

От прототипа к поэтике: о художественном решении «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»)

Таким образом, каждый элемент игры стал результатом осознанного поиска формы, соответствующей содержанию. Мы позволили материалу самому определять форму и структуру, дали себе разрешение на несовершенство и научились ценить возникающие шероховатости.

«А Горюшко вслед собакою…» для нас — это не просто игра, а попытка создать целостное художественное высказывание, где форма и содержание существуют в неразрывной связи, позволяя игровому опыту стать по-настоящему камерным и личным.

От прототипа к поэтике: о художественном решении «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog»)

~~~~~~~~

Мы — студия Rayonist.

Наша игра на Steam и VK Play.

Благодаря издателю Sometimes You игра теперь доступна и на консолях: PlayStation 5 / PlayStation 4 / Xbox Series X|S / Xbox One / Nintendo Switch / Microsoft Store

~~~~~~~~

Также мы написали тексты, где поделились опытом работы над языковым пространством в «А Горюшко вслед собакою…» и о том, как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка.

~~~~~~~~

Наш канал в Telegram.

Группа в VK.

9
2 комментария