Тридцатилетние пароли RAMBO
Был последний месяц лета 1995 года. Через несколько недель снова в школу, а пока я наслаждался свободными деньками — гулял, ходил в лес и на речку, и, конечно, играл в Денди.
Как-то раз мой приятель пришёл меняться играми — он протянул мне жёлтый картридж, на обложке которого красовался Сильвестр Сталлоне. "Да это же Рэмбо!" — сразу заинтересовался я. В то время игры по известным фильмам у нас котировались. Да, не так редко они были сомнительного качества, но поиграть за Арни из Терминатора или побыть Робокопом хотелось каждому. Вот и тут мне живо представилось, как в роли Джона Рэмбо буду лихо расправляться с недругами, налево и направо. Тогда я ещё не знал, что меня ожидает...
Несмотря на отсутствие номера в названии, игра сделана по мотивам второй части фильма и была выпущена компанией Pack-in-Video в конце 1987 года в Японии и в 1988-м в США. Как и в кино, полковник Трумэн предлагает нам сделку — он освобождает Рэмбо из тюремного заключения, если тот соглашается на важную миссию во Вьетнаме. Я не помню, смотрел ли на тот момент "Рэмбо: Первая кровь 2" (хотя героя, конечно же, знал — а кто ж его не знал тогда). Но когда полковник начал мне что-то объяснять на японском (в те времена я считал, что это китайский, раз картриджи у нас были оттуда), ясности это явно не добавило.
В общем, послонялся я по стартовой локации-базе, поговорил с одним, другим, что дальше-то? В итоге после пробежек туда-сюда и болтовни меня, наконец, отправили на самолёте во Вьетнам. Спрыгивая с парашюта, я ожидал увидеть настоящий экшен и хардкор (слов таких тогда, естественно, не знал) вроде любимой Contra.
Только вот буквально после приземления первыми же врагами, что мне встретились, оказались... змейка и страшного вида пчёлка (или что это там), последняя ещё и кусалась так больно! Мои мечты об ураганных очередях по врагам разбились о то, что Рэмбо был изначально вооружён лишь ножом, да и тем нужно было приноровиться пользоваться.
Тем не менее, вскоре я втянулся, и игра даже начала мне нравиться и увлекать. Особенностью её был относительно большой "открытый" мир, по которому можно было вполне свободно передвигаться. Интереса добавлял тот факт, что игра предлагала в некоторых точках перемещение по экранам-локациям не только влево-вправо, но и по вертикали. Это делало приключения Рэмбо ещё более сложными и запутанными, ведь никакой карты не было и в помине. Порой я часами бродил по доступным местам, не понимая, что делать дальше. Иногда мне встречались и персонажи (например, как я теперь понимаю, связная Рэмбо во Вьетнаме, симпатичная Ко-Бао), и разговоры с ними в нужной последовательности зачастую были ключом к продвижению в игре.
Но, на самом деле, вспомнил я об этой игре не потому, что решил предаться ностальгии и перепройти её спустя тридцать лет. Нет уж, спасибо, оставим это на когда-нибудь. Просто не так давно, перебирая свои старые тетрадки и записные книжки из детства, я наткнулся на забавный разворот с непонятными "шифрами-паролями" — и как раз от Rambo. И, глядя на эти монструозные конструкции, вспомнил, что тогда придумал свой собственный метод записи паролей.
Дело в том, что Rambo предлагала нечастую для 8-битных игр возможность "записаться" в любом месте. Как? При нажатии на паузу, игра каждый раз генерировала уникальный пароль, состоящий из латинских букв и, что страшнее, символов хираганы. Но сама перспектива не начинать всё сначала после каждого выключения приставки меня сильно воодушевила. Сначала я пытался просто перерисовывать "китайские закорючки" (как тогда их называл) в тетрадку. Только вскоре понял, что так не годится — при вводе паролей уже с трудом распознавал собственные каракули и ничего не срабатывало. Тогда подумал вот о чём.
Как видно на скриншоте выше, символы хираганы на экране паролей сгруппированы в четыре столбца. И мне пришла в голову идея: а что если просто записывать через дробь номер столбца и символа в нём? Так и поступил. Я кое-как старательно перерисовал на бумагу все столбцы, пронумеровав их, а затем использовал полученную "таблицу" для записи паролей. И знаете — дело пошло-поехало! Конечно, запись и последующий ввод каждого пароля всё ещё оставались муторным и долгим процессом (что я ощутил и сейчас, когда попытался ввести их через столько лет), но это уже было хоть что-то.
Второй пароль из книжки был перечёркнут, но я всё равно попробовал его ввести.
И зря, он не сработал. Видимо, тогда я просто запутался в собственной нумерации и неверно его записал. Что ж, пробуем оставшийся третий пароль, где Рэмбо должен был оказаться по моей заметке "после кубиков". Да, вот и нашлись те самые "кубики" :)
Немного поиграв в свои "древние сэйвы" сейчас, отметил, что в игре была ещё и прокачка основного ножа — очки опыта выдавались за поверженных врагов. Не могу сказать, понимал ли я это тогда, и пользовался ли дополнительным оружием, но, судя по моим забавным описаниям — да.
А где же остальные пароли, ведь, судя по всему, эти относились к начальным этапам игры? Просто вскоре я понял, что если так буду засорять ими свою записную книжку, то места для остальных записей просто не останется — и выделил для Rambo отдельную тетрадку. Увы, она у меня не сохранилась.
Так или иначе, спустя неделю-полторы после того, как мне принесли картридж, 20 августа 1995 года я прошёл игру, о чём сделал последнюю запись о Rambo в своей книжке. У меня остались смутные воспоминания о финальном боссе-вертолёте. Но те эмоции от осознания, что я всё-таки одолел такую запутанную и непростую игру до сих пор где-то в глубинах моей памяти.
Картридж с Rambo нужно было возвращать другу, но за время прохождения я понял, что мне так запала в душу музыка в игре, особенно её основная тема. Ещё бы! Ведь она безостановочно звучала на протяжении стольких часов :)
Тогда я взял свой китайский кассетный плеер с функцией записи, подставил его к динамику телевизора и... давай записывать все мелодии из "Рэмбо" на аудиокассету :). Качество, конечно, получалось жутким, но кого тогда это волновало. Даже нашёл эту кассету, но, как оказалось, большая часть записи была затёрта чем-то другим, остался лишь небольшой фрагмент.
Вот он, кусочек из той самой эпохи лета 1995 года. И самое забавное — это ведь музыка как раз с экрана ввода тех самых "кодов" из записной книжки. Она и будет завершением моих воспоминаний о тридцатилетних паролях RAMBO.