Тактические мелодии: не играл, а слушал

Игры мира Ивалис из моей коллекции.
Игры мира Ивалис из моей коллекции.

♫ Hitoshi Sakimoto [崎元仁] — Trisection

Альбом "FINAL FANTASY TACTICS Original Soundtrack" (1997)

В Стиме стартовала загрузка игры Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles, переиздания тактической RPG 1997 года. Что ж, качаем!

Но самое удивительное: я ведь никогда полноценно не играл в эту игру, при том, что прекрасно знаю и обожаю её саундтрек. Как так вышло?

Во времена PS1 Final Fantasy Tactics прошла мимо меня — о её существовании я, вероятно, знал благодаря игровым журналам, но, видимо, как-то не придавал значения. Ведь с серией Final Fantasy познакомился лишь в 2000-м году, и интерес проявлял лишь к номерным частям серии. Почему же и потом проигнорировал Tactics? Даже не знаю, просто не помню. Может, забыл о ней, не попадалась она мне на глаза.

Зато в конце лета 2000-го мне попалась Vagrant Story. Сложная, комплексная игра, которая поражала своей визуальной стилистикой. Более чем 10-минутное вступительное интро, перемежающееся с игровыми моментами — одно из ярчайших воспоминаний эпохи PS1. Если и было что-то сравнимое по эпичности и постановке, так это только Кодзимовский металлический опус. Помню, даже мой друг, равнодушный в целом к JRPG, и то просил меня показывать начало Vagrant Story снова и снова. А величавая в своём оркестровом звучании, в нужных местах напряжённая музыка Хитоси Сакимото (который в будущем станет одним из моих любимейших игровых композиторов) дополняла эту усладу для глаз.

Vagrant Story из моей коллекции. У PAL-игр были классные коробки, но как же я не люблю европейские версии, с их ограничением в 50 Hz :( Всегда шли медленнее, чем NTSC-релизы.
Vagrant Story из моей коллекции. У PAL-игр были классные коробки, но как же я не люблю европейские версии, с их ограничением в 50 Hz :( Всегда шли медленнее, чем NTSC-релизы.

Забавно, что Vagrant Story я проходил только единожды, летом-осенью 2000 года. Конечно, за четверть века многое из головы выветрится, но до сих пор вспоминаю мрачные пейзажи Леа-Монд, мудрёную боевую систему, произведшую на меня неизгладимое впечатление. Пусть я особо и не разбирался в ней как следует (а уж в ковке оружия и подавно), но интуитивно понимал, какие глубины она скрывает. Тем не менее, видимо, не больно-то и понимал :). Последний босс разнёс меня в пух и прах, разбив мои жалкие попытки прокачки вдребезги. Как сейчас помню: всё, абсолютно всё моё оружие приносило ему мизерный дамаг (1 HP), так что с замиранием сердца отбивал на геймпаде цепочки, молясь, чтобы он меня не прервал. Сколько с ним сражался уж и не вспомню, но это точно было несколько часов, я уже просто изнемогал. Но... победил, каким-то чудом всё-таки победил.

И всё. С тех пор стал бояться Vagrant Story :). Конечно, за все последующие 25 лет несколько раз садился за неё (на эмуляторах, на PS2 в режиме совместимости, на PS Vita, где тоже её покупал в PSN), но это было эпизодически и далеко я не уходил. Тешу себя надеждой на ремастер на современных платформах — это станет для меня мощным толчком для возвращения к этой прекрасной игре.

Американское издание Dragon Quest VIII с демо-версией Final Fantasy XII в комплекте.
Американское издание Dragon Quest VIII с демо-версией Final Fantasy XII в комплекте.

С двенадцатой Финалкой я познакомился, как ни странно, с... Драгон Квеста! Когда в конце 00-х заказал себе в "Пурпурном Легионе" (известный магазин музыки и не только) американский диск с 8-й частью этой замечательной JRPG, в комплекте, к своей радости, обнаружил демо-диск Final Fantasy XII. Я тогда о ней лишь вскользь читал в "Стране Игр", но сам не пробовал. И игра удивила. На традиционные Финалки она была мало похожа, но что-то неуловимо напоминала...

Фото из 2009 года.
Фото из 2009 года.

Летом 2009-го я, активно пополняя свою игровую коллекцию, купил одним лотом две Финалки: 10-ю и 12-ю, а ещё уже упомянутую выше Vagrant Story. Увы... позже совершил глупость, продав обе Final Fantasy. Хорошо хоть, Вагранта рука не поднялась тогда продать.

Позже, в начале-середине 10-х, купил себе американское коллекционное издание Final Fantasy XII в стилбуке.
Позже, в начале-середине 10-х, купил себе американское коллекционное издание Final Fantasy XII в стилбуке.

Август 2009-го. Я только-только прошёл Yakuza 2, до сих пор пребывая под впечатлением, и вот думаю: во что бы такое ещё поиграть в эти оставшиеся летние дни? Вспомнил о недавно купленной 12-й Финалке и давнем желании поиграть. Сказано — сделано.

Выглядит голодным. Скриншот из версии The Zodiac Age.
Выглядит голодным. Скриншот из версии The Zodiac Age.

Очень хорошо помню тот августовский вечер. На улице жара, окно открыто настежь, а я пью квас и держу джойстик от PS2 :). А на телевизоре пески Далмаски, прямо-таки обжигающие с экрана. Просто идеально сочеталось с погодой за окном. Волки прут, какой-то там динозавр-дракон маячит. Но мне так нравится! Боевая система FFXII меня сразу очаровала, а система гамбитов казалась каким-то технологичным для жанра чудом, хоть я и понимал её лишь базово, наверное. Вообще, вся игра казалась этакой "оффлайн-ММО" (после небольшого опыта в Рагнарок Онлайн и WoW) с крутым открытым миром. И вот забавно: в будущем, когда буду переигрывать в FF XII: The Zodiac Age, то удивлюсь, насколько в памяти у меня были преувеличены в размерах локации мира игры. Тогда они мне казались бескрайними, я не ощущал этих швов!

На этом месте я остановился тогда на PS2. Перенёс свой сэйв из 2009-го с карты памяти на эмулятор PSCX2.
На этом месте я остановился тогда на PS2. Перенёс свой сэйв из 2009-го с карты памяти на эмулятор PSCX2.

Но во времена PS2 я так и не одолел Final Fantasy XII. Наиграл немало, что-то около 50 часов у меня было, но... Наступила осень, появились насущные дела, стало временно не до игр. Так и забросил её тогда.

Тактические мелодии: не играл, а слушал

До финальных титров FF XII я дошёл только в прошлом 2024-м году, когда доберусь до Стимовской версии The Zodiac Age, ждавшей своего часа с самого релиза ПК-версии. Получил немалое удовольствие от игры, персонажей и сюжета (которые меня во времена PS2 не так уж впечатлили). Ну и, конечно, прекрасной боевой системы, не утратившей для меня привлекательности. А уж функция ускорения игры в ремастере — прям стала находкой! Зачистка локаций никогда не была такой приятной и динамичной! Поставил гамбиты и давай бегать, а ребятки на экране всё сделают сами :D

Тактические мелодии: не играл, а слушал
Тактические мелодии: не играл, а слушал

Ну и вернёмся к виновнице поста, Final Fantasy Tactics. Как я писал в начале, никогда толком не играл в это ответвление серии. Были непродолжительные попытки на эмуляторе и PS Vita (в версию PSP), но они обычно заканчивались ничем. А вот саундтрек этой игры обожаю и постоянно слушаю. Да так, что он вошёл в TOP3 моих альбомов персонального хит-листа на Lastfm за всё время!

2-е место и почти тысяча прослушиваний, это вам не шутки!
2-е место и почти тысяча прослушиваний, это вам не шутки!

Открыл я для себя прекрасную музыку FF Tactics после того, как познакомился с игрой Valkyria Chronicles, где саундтрек настолько меня заворожил, что стал искать другие работы Хитоси Сакимото. И один из его самых легендарных опусов не разочаровал. Напряжённые боевые темы, переливающиеся красивыми мелодиями коротенькие зарисовки (там ещё и Масахару Ивата постарался) и то самое эпичное оркестровое звучание, что меня пленяло ещё во вступлении Vagrant Story и FF XII... Так я и проникся музыкой игры, в которую не играл.

Тактические мелодии: не играл, а слушал

Ну вот, переиздание вышло. Пора, наконец, впервые играть и осваивать мудрёную тактику? Думаю, да. Не зря же предзаказывал. Да и вот, пробил сегодняшний релиз меня на очередные воспоминания. Пост писался практически на одном дыхании, так что уж не обессудьте.

15
3
2
1
1
1
31 комментарий