Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

♫ Tim Follin [arranger] — Batcave theme (Batman & Robin Game Soundtrack)

Сразу признаюсь: я никогда не был любителем супергероики. Все эти герои Marvel и другие сверхспособные ребята совсем меня не вдохновляли. Нет, конечно, как и все, смотрел "Спайдермена" с Тоби Магуайром, играл в различные видеоигры, где мелькали Росомахи и прочие Икс-мены... Но просто потому, что это была часть общей подростково-молодёжной культуры.

И всё же есть один герой, который в толпе остальных супер-личностей стоит для меня особняком. Да-да, по заголовку вы уже поняли. Тот, чьё имя на русский язык дословно переводится аж тремя словами. "Человек-летучая мышь". Бэтмен.

Впрочем, истинным поклонником Бэтмена могу назвать себя с натяжкой. Мне всегда нравился его образ, сопутствующая ему вселенная, с мрачным Готэм-сити, харизматичными антагонистами, вроде Джокера и Харли Квинн. Но по-настоящему я не увлекался этим героем, он просто всегда... был рядом. На киноэкране, в видеоиграх, везде. Забавно: не могу вспомнить, когда узнал об этом персонаже. Моменты первого знакомства с Робокопом, Терминатором, какими-нибудь Черепашками-ниндзя прекрасно отложились в моей голове. А Бэтмен будто был всегда. Хорошо помню, что уже в раннем детстве, в конце 80-х, знал о том, что есть такой чувак в маске с заострёнными ушками.

Видеоигры о Бэтмене, как я отметил выше, тоже не обошли меня стороной. Ещё на Денди одной из моих любимых игр была Batman 1989 года от Sunsoft.

Заставки перед уровнями неслабо так удивляли в то время.
Да и сама графика в игре, хоть и была мелковата, но впечатляла детальностью.

Осень 1996-го. Наконец-то накопил на 16-битную Сегу! Да, пришлось продать свою Денди и часть картриджей, но что могло меня остановить? Так хотелось побыстрее окунуться в миры Мортал Комбата, Червячка Джима и Соника — именно эти игры я увидел до покупки приставки у друзей и грезил ими. Помню, как всучил сумму папе, который как раз ехал в город по делам, и попросил его купить к приставке что-нибудь интересное. "Ну там, спросишь у продавцов, что они посоветуют".

И вот, через несколько часов я весь в предвкушении: заходит папа и даёт мне чёрную коробку с надписью Sega MegaDrive 2. А ещё картридж с крупными стилизованными буквами: "BATMAN & ROBIN".

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

The Adventures of Batman & Robin по мотивам одноимённого мультсериала в то время была вполне себе новинкой — игра вышла в 1995 году и являлась одним из самых технически совершенных проектов для MegaDrive. Чего тут только не было: яркие взрывы, эффекты параллакса и "псевдо-3D" элементы, достигаемые за счёт масштабируемых и вращающихся крупных спрайтов (особенно удивляли боссы).

На некоторых уровнях игра предлагала дополнительные механики, в основе своей являясь "run-and-gun" платформером.
Когда в конце 1997-го продавал свои картриджи и Сегу, чтобы накопить на PS1, делал даже этакое "рекламное объявление" для одноклассников, где кратко описывал предлагаемые картриджи. "Много трёхмерной графики", хех.
Когда в конце 1997-го продавал свои картриджи и Сегу, чтобы накопить на PS1, делал даже этакое "рекламное объявление" для одноклассников, где кратко описывал предлагаемые картриджи. "Много трёхмерной графики", хех.

Впечатляя визуалом, The Adventures of Batman & Robin сражала наповал и своей сложностью: поначалу я не мог пройти даже первый уровень! Позвав друга (игру можно было проходить вдвоём), мы с ним кое-как всё-таки одолели первого босса, но дальше было только сложнее... Даже так бы и не прошёл игру, если бы в одной из книжек с секретами для SEGA не увидел коды для неё. Никогда не любил жульничать, но что было делать! Так хотелось посмотреть все уровни. И с читом на бесконечные жизни всё-таки доиграл до конца.

На Сеге я ещё пробовал более "кривую" по геймплею, но также технически впечатляющую Batman Forever, которая своими оцифрованными спрайтами казалась похожей на Mortal Kombat. Но игралась она ужасно: это неотзывчивое управление, прыжок кнопкой вверх, как в файтингах... бррр... Далеко я там не продвинулся.

А у нас уже январь 1999-го. День, который не раз уже всплывал в моих предыдущих воспоминаниях на DTF. Мой ДР, на который мне подарили целых семь дисков для PlayStation. Именно тогда я влюбился в очаровательную улыбку Рэйко Нагасэ из Ridge Racer Type 4, о чём уже рассказывал в материале про любимые гоночные саундтреки, и в Road Rash 3D погонял. А ещё на одной из обложек на меня пронзительно смотрел Бэтмен, своим взглядом как бы говоря: "эх, чувак, ты не представляешь что тебя ждёт!".

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

Batman & Robin по одноименному фильму вышла на PlayStation в середине 1998 года. Acclaim и Probe Entertainment. О, знакомые ещё с Денди и Сеги имена. Их игры были популярны, но зачастую не отличались отточенным геймплеем (привет, Batman Foverer с Мегадрайва, о котором вспоминал выше). Ну и как? Отточили ли они свои навыки к эпохе PS1? Как бы не так! Но обо всём по порядку.

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

Начинается игра в бэтпещере, секретном логове нашего героя. И она даже вполне функциональна как база. Здесь разрешено поменять игрового персонажа на Бэтгёрл или Робина, а ещё получить доступ к бэткомпьютеру, где можно ознакомиться с уликами, которые будем находить в различных местах, и с картой Готэм-сити.

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

Карта Готэм-сити? Да! Batman & Robin была одной из нечастых проектов зарождающегося тогда жанра "open-world", и первым моим опытом открытого мира. Конечно, город в игре не такой уж и большой по современным меркам, но и то, что было, впечатляло. Как и ещё одна особенность геймплея.

В игре можно было передвигаться по городу и на бэтмобиле, и пешком. Arkham Knight тихо плачет в сторонке :D
В игре можно было передвигаться по городу и на бэтмобиле, и пешком. Arkham Knight тихо плачет в сторонке :D

Видите, на скриншотах в правом верхнем углу есть часы? Они там не просто так. Игра предлагала исследовать город... в реальном времени. Это как? Ну, допустим, возьмём первую миссию: Бэтмену нужно попасть в местный музей, пока там не произошло похищение очередного алмаза (Доктор Фриз всё балуется). Так вот, начинается игра в 19:00, и на путь к месту преступления вам даётся минут двадцать. Впрочем, успеть туда можно гораздо быстрее. И что, просто стоять там и ждать (время идёт в реальном темпе, не ускоренно, как, например, было потом в GTA)? Ну нет. В меню игры можно "проматывать" время до нужного момента, что тоже было интересной инновацией.

Успел! Алмаз пока на месте.
Успел! Алмаз пока на месте.

Так вроде ж крутая игра, нет? Да, возможности Batman & Robin меня, неискушённого игрока времён PS1, поначалу просто сразили наповал. Другое дело, как это всё было реализовано...

Игра вовсе не вела тебя за ручку, как современные "open world'ы" с десятками отметок на карте. Если первая миссия ещё не вызывала сложностей, то потом появлялось всё больше вопросов: "что делать, куда податься". И если бы можно было просто ездить-бегать по городу до посинения, ища очередную зацепку. Но часики-то тикают! Можно просто не успеть вовремя к следующей цели, и тогда пиши-пропало. А можно просто... не дожить.

Вся прелесть и хаос местных сражений с гопниками. Я, конечно, несколько растерялся и разучился играть, но управление и боевая система в игре очень "кривые" даже по меркам PS1. Не одно, так другое убьёт Бэтмена. Никаких жизней и continue нет!
"А вы думали, всё так просто?!"
"А вы думали, всё так просто?!"

Так что... не прошёл я эту игру тогда, даже близко. Дальше нескольких первых миссий мне продвинуться не удавалось. И что же, "Batman & Robin" была заброшена на дальнюю полку? А вот и нет. Постоянно поигрывал в неё, да так, что она оставила у меня в душе немало ностальгии и воспоминаний. Всё дело в Готэм-сити.

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...

О, мой любимый Готэм-сити, я жил там! Просто вставлял диск в приставку, и мог часик-другой ездить или бродить по улочкам города, рассматривая яркие витрины (которые, кстати, были не просто текстурами на домах, а отдельными нишами за прозрачными стёклами, см. видео ниже). Улицы Готэма в этой игре были невероятно атмосферными: мрачными и праздными одновременно (все эти неоновые вывески отбрасывали цветные тени на улицу и на самого Бэтмена — казалось вершиной технологий тех лет). Но город не только прекрасно выглядел. Как же он звучал! Я обожал звуковой дизайн этой игры. Шум проезжающих машин и самого города, шорохи и щелчки, далёкий смех бандитов и лай собак... Мой тогдашний телевизор со стереодинамиками отрабатывал своё на все сто. Уверен, что без этих эмбиентных, обволакивающих шумов игры я бы настолько ею не проникся.

Небольшая прогулка по улицам, где можно оценить эмбиент города. Послушайте в наушниках или на достаточной громкости. Здесь же можно увидеть те самые "объемные" витрины.
Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...
То самое "цветное освещение", отбрасывающее неон на улицы и самого Бэтмена.

А потом... я надолго забыл о Бэтмене. В 00-х у меня с ним не связано ни одного воспоминания. Пропустил и все игры, вышедшие на ПК и PS2, и не помню даже, чтобы смотрел какие-то фильмы о нём, не говоря уж о других произведениях.

И вот, 6 января 2013-го. Я только-только открыл для себя магазин Стима, наслаждаясь своей первой распродажей. Смотрю, чего бы ещё прикупить. Попалась страница игры Batman: Arkham City. Стал разглядывать скриншоты... сразу вспомнился мой любимый кривенький "Batman & Robin" с PS1. Думаю, неужто что-то современное похожее? Дай-ка куплю и поиграю на оставшихся выходных. Так и случилось. Я познакомился со славной серией Arkham.

Мои скриншоты из Стима примерно тех лет. Arkham City
Мои скриншоты из Стима примерно тех лет. Arkham City

6Y*PC-56PXY-9QN6F — Steam (весь мир). GOTY-издание. * — цифра. Отпишитесь, кто активирует.

Arkham City.
Arkham City.

Arkham City мне очень понравилась. Она оказалась намного толковее, намного удобнее всех игр о Бэтмене, что я когда-либо пробовал. И с атмосферой у неё был тоже полный порядок. На улицах Готэма шёл лёгкий снег, что прекрасно ложилось на мои новогодние дни.

Arkham Asylum.
Arkham Asylum.

Конечно, несколько позже поиграл и в первую Arkham Asylum, которая также порадовала. Не воротил нос и от спорной Arkham Origins от других разработчиков, хоть и столкнулся с багом, который потёр все мои сэйвы, а я уже прошёл половину игры :(. А что было делать? Разразился бранью в адрес создателей, да начал сначала.

Спи спокойно, товарищ. Батманов на посту. Arkham Origins.
Спи спокойно, товарищ. Батманов на посту. Arkham Origins.

Распробовав серию, конечно, обрадовался и анонсу Batman: Arkham Knight, которая завораживала трейлерами и показами геймплея. "Вот оно! Наконец-то что-то близкое к моему любимому Бэтмену с PS1, с покатушками на бэтмобиле и возросшими масштабами!" — потирал я руки.

Arkham Knight.
Arkham Knight.

И вот долгожданный релиз, в июне 2015-го. Сама игра оправдала все ожидания. Это был классический представитель серии Arkham, выросший вширь и вглубь. Боевой бэтмобиль добавлял удобства и новых ощущений при исследовании города. Но... всегда же есть ложка дёгтя, да? Тут она была не такой уж маленькой. Техническое состояние игры на старте.

Arkham Knight.
Arkham Knight.

P2VPN-RJ*XD-N6CK7 — Steam (весь мир). Premium-издание. * — цифра. Отпишитесь, кто активирует.

Подлагивала игра на моей относительно новенькой GTX 970 знатно. Самым раздражающим фактором оказалась не низкая частота кадров, в этом проблемы-то особенной не было. А бешеная, некомфортная флуктуация этих самых fps. Плавали они часто и этим рушили всю динамику геймплея. Помню, даже ради Arkham Knight купил тогда дополнительную ОЗУ для своего компа, доведя объём до 16 Гб. Но и это не помогло, конечно (хотя и надеялся, ибо кто-то на форумах писал, что игре нужно много памяти и после апгрейда она у него залетала. Врунишка! Я тебя помню!).

"Спаси ж меня, о Рыцарь, из сего заточенья!". Arkham Knight.
"Спаси ж меня, о Рыцарь, из сего заточенья!". Arkham Knight.

Но мне всё же удалось настроить комфортную работу игры, ограничив её... до 30 fps. Причём не настройками графики, а сторонними утилитами, ибо встроенный ограничитель кадров работал коряво и от статтеров не спасал. И вот тогда я ощутил... butter smooth 30 fps cinematic gameplay :D. Шутки шутками, но только после этого мне удалось отвлечься от технических проблем и получить удовольствие от игры. Несмотря ни на что, Arkham Knight была великолепна.

Концовка Arkham Knight была печальной. Что, всё, точка? Больше никаких игр о Бэтмене от Rocksteady? Разработчики молчали.

А в 2022-м году вышла спорная Gotham Knights. Добрался до неё год спустя... и, знаете, не так уж и разочаровался. Нет, это, конечно, и близко не шедевры серии Arkham. Но вполне себе добротный боевичок, который я прошёл исключительно за Бэтгёрл с модом на плащ. If you know what I mean (соответствующее лицо мистера Бина представьте сами ^_^).

Бэтмен, мой любимый 32-битный Готэм-сити и не только...
Обычно моды я не ставлю, но тут... не устоял.
Обычно моды я не ставлю, но тут... не устоял.
Качать почти 100 Гб? Что-то не хочется...
Качать почти 100 Гб? Что-то не хочется...

В библиотеке лежит нетронутая Suicide Squad: Kill the Justice League, купленная за копейки на одной из распродаж. Но это уже совсем что-то такое, стильное-модное-молодёжное, в стороне от классических игр вселенной Бэтмена, что я любил.

Вот такая у меня получилась история о личных воспоминаниях, связанных с Бэтменом. Нет, его фанатом меня не назовёшь, но персонаж яркий и знаковый, тут уж отрицать невозможно. Кстати, что-то даже не обмолвился о фильмах с ним. Мой любимый: "Бэтмен возвращается" 1992 года с обворожительными Денни ДеВито (я сейчас серьёзно: его Пингвин для меня — канон) и Мишель Пфайффер. Да и Майкл Китон — лучший Бэтмен из всех в моём представлении. Вот, пожалуй, и всё, что могу сказать о легендарной Летучей Мыши.

22
7
6
1
1
1
24 комментария