Что “так” и что “нет так” с роликом BadComedian к 9 мая

Что “так” и что “нет так” с роликом BadComedian к 9 мая

Я понимаю, что хожу по “чертовски” тонкому льду, но во-первых, любое публичное высказывание лидера мнений должно становится объектом обсуждения и размышления; во-вторых, Евгений в завершении своего ролика к этому отчасти и призывает, говоря о том, что нужно самим действовать и решать (ниже сам ролик если еще не смотрели).

Начну со слов уважения и согласия: глупо даже это повторять, но 9 мая - действительно священный день для каждого (не люблю это лозунговое определение, но по другому не скажешь) и от того сейчас особенно важен (впрочем, как и всегда) этот гуманистический, антивоенный посыл Евгения: мы вместе добились этой победы, и этот праздник - напоминание об ужасах войны.

Кто-то возможно, хотел бы более четких определений и жестких слов. Но, во-первых, сейчас каждая публичная личность вынуждена очень внимательно вынуждена следить за тем, что говорит. Во-вторых, никто не отменял личную позицию “говорящей головы”, его убеждения, взгляды и прочее.

Однако Евгений использует в своем ролике туже неправильную логику, что и власть, которую критикует и с этим согласиться довольно трудно.

BadComedian берет в соратники великие советские фильмы и факт победы в Великой Отечественной войне, чтобы показать, как прекрасна и безгрешна была страна в которой эти фильмы снимались и которая в этой войне победила

BadComedian берет в соратники великие советские фильмы и факт победы в Великой Отечественной войне, чтобы показать, как прекрасна и безгрешна была страна в которой эти фильмы снимались и которая в этой войне победила. И это, по сути, манипулятивный прием (возможно и не осознанный), логическая ошибка, в основе которой лежат 2 когнитивных искажений: “галло-эффект” (позитивное отношение к одному элементу системы/факту автоматически переносится на всю систему) и “ошибка меткого стрелка” (если победили в войне/послали человека в космос / снимали прекрасные фильмы, то значит, государство “всё” делало правильно).

Давайте разбираться на примерах, Российская империя в начале 19 веке “внесла решающий вклад” в победу над Наполеоном и воспитала целый золотой век русской литературы, но делает ли это автоматически крепостничество справедливым институтом распределения собственности, ущемление прав и свобод крестьян - гуманным, а исторически сложившиеся представления о праве одних людей владеть другими той идеологией, которая нам позволила победить врага и воспитать Пушкина?

Или, может быть, творчество Фенимора Купера как-то оправдывает рабство? А может, достижения немецкого автомобилестроения делают более гуманным ….(нет, новое российское законодательство, я не попадусь на твои уловки).

Я далек от огульной критики СССР, но если и искать в советской идеологии главную “абстрактную” проблему, то ей как раз и будет неприятие критики, борьба с любым мнением отличным от официального. К сожалению, это нам Евгений в своем ролике и предлагает: “вот единственная правда, а другого нам и не нужно”. И для зрителя всё абсолютно ясно, т.к. в качестве “единственной правды” берется действительно великое советское кино, а за “другое” отвечают бездушные блокбастеры и паскудное бесталанное кинцо.

Но были и “другие” советские фильмы о войне, которые не остались в памяти народа, и о них Константин Симонов (поэт-фронтовик, автор того самого “Жди меня, и я вернусь”) в сценарии к великому советскому фильму “20 дней без войны” говорит: Неправда! (посмотрите если вдруг еще нет).

Евгений почему-то забывает или не знает (хотя должен знать) о судьбах авторов в фильмов, которые он использует в своем ролике. Забывает, что режиссер “Белорусского вокзала” Андрей Смирнов 30 лет не снимал кино из-за того, что ему советская цензура не давала ему снимать; что Михаил Шолохов (вообще-то главный советский писатель) не опубликовал полный текст “Они сражались за родину” из-за того, что в романе была неудобная правда о войне; что Алексей Герман был практически лишен профессии кинорежиссера; что автор сценариев к “В бой идут одни старики” и “А зори здесь тихие…” Борис Васильев считал, что Сталин виноват в огромных жертвах советских солдат, но ему приходилось об этом молчать; и этот список можно и нужно продолжать.

Зато в конце 70-ых вся огромная советская машина искусства работала над монументальным трудом - мемуарами товарища Брежнева (за которые он, естественно, получил Ленинскую премию), в которых, помимо прочего, описывается как “политрук 18-й армии полковник Брежнев 40 раз на десантных кораблях переправлялся на плацдарм, под огнём противника высаживался на берег, лично участвовал в боевых действиях на передовой, заменил погибшего пулемётчика и огнём сдерживал идущего в атаку противника, пока ему не пришли на выручку подоспевшие бойцы”.

Так, а почему я сравнил логику BadComedianа с логикой власти? Видите ли… недавно был принят Федеральный закон № 278-ФЗ от 1.07.2021 г. (можете не гуглить, это закон о запрете “отождествления СССР и Фашистской Германии” и “отрицания решающей роли советского народа в победе в Великой Отечественной войне”) и мне непонятно, что с ним делать. Естественно, нужно быть очень странным человеком, чтобы “отрицать и отождествлять”, но что конкретно под закон попадает - абсолютно неясно... например, есть же в учебниках истории абзац про пятый раздел Польши, как он трактуется уже почти год? Или культ тела и спортивные парады, в этом СССР и Германия были похожи (спорт парады, в принципе, во всех странах похожи), но могу ли я провести параллели, сравнить?

Получается, это не закон, это больше акт исключительно сакральный, религиозный. И так во всем, словно (пишу это слово на всякий случай), осознавая, как важна Победа для исторической памяти народа, ее из года в год превращают в культ, в миф, в симулякр, которым автоматически (и об этом Евгений тоже говорит, надо отдать ему должное) можно оправдать что угодно, любой каприз. И у этого официального представления Дня Победы тоже исключительно одна правда, одно измерение, его никак иначе трактовать нельзя, к нему никаких вопросов быть не должно.

А вопросы это нормально, вопросы у следующих поколений к предыдущим всегда возникают. Например, к СССР их можно много задать, и они ни с Победой, ни с великими фильмами о войне никак не связаны

А вопросы это нормально, вопросы у следующих поколений к предыдущим всегда возникают. Например, к СССР их можно много задать, и они ни с Победой, ни с великими фильмами о войне никак не связаны: А что с делом врачей? А репрессии? А Венгрия и Пражская весна? Почему Бродский? Платонов? Наконец, почему в стране величайших шахматистов и сильной математической школы не было нормального компьютера, чтобы шахматный “искусственный интеллект” создать, настолько всё было плохо, что Михаил Ботвинник просил его в Калифорнию отправить к “буржуйским” вычислительным мощностям.

Я повторюсь, но куда привело СССР неприятие критики? Без критического анализа, свободных институтов прессы, искусства и т.д. государственная система перестает развиваться, обновляться, превращается в инертных бюрократический аппарат и в конце концов гибнет, переставая отвечать на запросы общества. Этот процесс ни какой-то уникальный для “коммунистических” систем, борьба между желанием государственного аппарата “работать исключительно на себя” и общественным запросом происходит в каждой стране, изо дня в день.

Все сказанное выше не означает, что сетка вещания центральных каналов на 9 мая должна быть заполнена новоделами с вопросами и критикой. Меня, как и большинство, советская классика устраивает, я просто против одной правды, отсутствия нового/иного взгляда. Глобально нет ничего плохого в том, что появится очередное гнусное кинцо про войну, его забудут, как никто в здравом уме не будет читать мемуары Брежнева, чтобы узнать правду о войне. Страшно другое, если не появится новых “Проверок на дорогах”, Константинов Симоновых и Михаилов Колотозовых, пусть даже будут они говорить то, что нам абсолютно не по вкусу.

Хм, наверное, нужно в конце подстелить себе соломки и ответить на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого… Я не то что поддерживаю, я скорее сочувствую левой/коммунистической идее (как ее понимаю и вижу), т.е. выбирая между утопическим завтра Айн Рэнд и советского фантаста Ивана Ефремова, я выберу Туманность Андромеды, не задумываясь. Поэтому мне кажется, что современной России нехватает именно свежей левой идеи, хотя бы потому, что левые взгляды привлекательны для молодежи, потому что левая идеология генерирует новое искусство (так уж сложилось с 70-ых), потому что из-за своего нонконформизма левые максимально экспрессивно реагирует на проблемы общества. Но с каждым годом все более явным становится, что в России негде возникнуть новым левым (без объятий с Зюгановым), потому что всюду стоят памятники Ленину, потому что как только ты берешь томик Маркса, тебе сразу начинают совать отчеты пленума КПСС и тут ты либо смиряешься с тем что “развалили великую страну” и начинаешь воевать с Эхом Москвы за честь Сталина, либо бежишь. Я не говорю, что СССР - империя зла (тут каждый сам решает), просто проснувшаяся тяга к советской идеологии как альтернативе современной России, это максимально странно, хотя бы потому, что те, кто представляют нынешнюю власть родились, учились, взрослели “там” и они знают и понимают страну Советов куда лучше, чем все остальные.

3939
87 комментариев

Комментарий недоступен

59
Ответить

Ну так он же говорит, что победили благодаря идеологии, промышленности, что мол зачем символы СССР типа Ленина закрываем. Ну серьезно)

1
Ответить

чтобы показать, как прекрасна и безгрешна была страна в которой эти фильмы снимались и которая в этой войне победилаНет там такого. Основной посыл ролика в том, что простые люди разных национальностей вместе воевали за свободу и мир, даже если были приговорены к смерти (да, и такое там есть: СССР бросала на войну, а потом приводила в исполнение смертную казнь). И в особенности за то, чтобы война не повторялась никогда. Это и показано в старом кино.
А современные фильмы о войне - это "можем повторить" и "уникальность русских", что противоречит посылам советских фильмов и здравому смыслу в целом.

51
Ответить

Этот прав!

7
Ответить

Не чувак, он как раз говорит, что вот в Зое она умирает за абстрактные понятия, а была идеология, промышленность, прекрасная страна.
и ты так пишешь словно я защищаю "новые фильмы"

5
Ответить

Мне порой даже хочется прочитать "А зори здесь тихие.." про простых людей на непростой войне. Никакого превосходства, никакого пафоса.

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить