Йон Бауэр — шведский классик сказочной иллюстрации, не любивший свои работы

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения интересного художника Йона Бауэра. Рассказываем о его жизни, творчестве и о том, почему иллюстрацию ниже связывают с его трагической смертью.

Иллюстрация к сказке «Агнета и Морской король», 1911 год
Иллюстрация к сказке «Агнета и Морской король», 1911 год

Йон Бауэр был шведским художником, который рисовал яркие иллюстрации троллей для детских книг и мрачные картины мифологических созданий. Он начал творческий путь с карикатур учительниц, а закончил зимней картиной в Риме, которую посвятил родной Швеции. Его сказочные иллюстрации любила публика, но он сам страдал от неуверенности в себе и депрессии.

Истоки творчества Бауэра: познание жизни и смерти

Йон Бауэр родился 4 июня 1882 года и провел детство в Йёнчёпинге, в южной Швеции. Бауэр был всегда сыт, хорошо одевался и получал полное образование. Помимо него в семье были еще трое детей — двое братьев и сестра. Родители любили всех одинаково и делали все, чтобы детство детей прошло счастливо.

К сожалению, трагедия в детстве художника все же случилась — когда ему было 11, его старшая сестра Анна скончалась в возрасте 13 лет. Смерть Анны сильно подкосила Йона и повлияла на его творчество.

«Среди эльфов и троллей», 1915 год
«Среди эльфов и троллей», 1915 год

Бауэр и до трагедии был задумчивым мальчиком, который любил проводить время наедине со шведской природой и рисовать ее. Он познавал жизнь и представлял разных мифических созданий, которые населяют леса Швеции. Но после ухода Анны мальчик стал рисовать еще активнее. Учителя в его школе были не очень довольны — в том числе потому, что Йон рисовал на них карикатуры.

За карикатуры и за плохую учебу Йон часто получал выговоры от преподавателей. Они пытались разговаривать с родителями, но мальчик продолжал о чем-то мечтать все уроки. Родители сперва тоже не были в восторге от увлечения сына, но когда Бауэр в 16 лет решился на переезд в Стокгольм для учебы — они его поддержали и даже выделили деньги.

Йон поступил в Королевскую академию свободных искусств в Стокгольме со второй попытки — в первый раз ему отказали из-за юного возраста. Поэтому поступления Бауэр прождал почти два года — в это время он посещал обычную художественную школу и продолжал развивать свои навыки.

В академии художник учился традиционной иллюстрации, рисовал растения и средневековые костюмы. Его навыки быстро выросли, поэтому Бауэр вскоре начал получать заказы на иллюстрирование журналов Söndags-Nisse и Snöflingan и книг De gyllene böckerna, Ljungars saga и Länge, länge sedan.

Иллюстрация к сказке «Странствующий рыцарь», 1915 год
Иллюстрация к сказке «Странствующий рыцарь», 1915 год

Сбор материала в Лапландии: изменение представлений о природе

В начале 20 века на севере Швеции открыли месторождения железной руды. Нетронутую Лапландию начали осваивать и развивать промышленно. В 1904 Карл Адам Виктор Лундхольм решил опубликовать книгу «Лапландия, великая шведская земля будущего». Для иллюстрации своей книги он нанял известных художников, но не обошел вниманием юного Бауэра и его работы. Чтобы убедиться в его профессионализме и навыках, Лундхольм предложил Йону сделать иллюстрации быта народа саами.

С неохотой Бауэр отправился в Лапландию во время каникул в академии.

«Лапландия, великая шведская земля будущего», 1908 год
«Лапландия, великая шведская земля будущего», 1908 год

В путешествии по Лапландии Йон изучал быт народа, делал эскизы их одежды, инструментов и предметов быта. В это время у него происходит разрыв шаблона — красочные и пустынные пейзажи Лапландии не соответствуют его представлениям о природе. Он привык к густым и мрачным лесам родного Йёнчёпинга.

Но открытие не вызвало отторжения — природа Лапландии вдохновляла юношу. Поэтому художник нарисовал 11 акварелей в Стокгольме по своим зарисовкам, и его работы опубликовали в 1908 году. Бауэр использовал наброски и в дальнейшем творчестве — например, его тролли часто были обуты в необычные ботинки, в руках у них могли быть ножи и копья народа саами.

«Четыре больших тролля и маленький Питер Пастуреман», 1909 год
«Четыре больших тролля и маленький Питер Пастуреман», 1909 год

Материалы из путешествия Бауэра использовали и продолжают использовать до сих пор — для региона они являются важными этнографическими документами.

Любовь, семья и проблемы

Йона сильно увлекали творчество, учеба и заказы на иллюстрации, но и чувства не обошли его стороной. Его любовью стала Эстер Эллквист — с ней он познакомился в Королевской академии. Их отношения начали развиваться, когда Бауэру был 21 год, и продолжали крепнуть благодаря перепискам. Девушка стала для художника музой — она вдохновляла его рисовать, в некоторых картинах он воплощал ее образ. Например, Йон использовал образ Эстер, чтобы написать образ сказочной принцессы.

Эскиз маслом «Сказочная принцесса», 1904 год
Эскиз маслом «Сказочная принцесса», 1904 год

Когда Бауэр задумывался об их совместном будущем, он мечтал о домике около леса, где бы смог рисовать и вдохновляться. Эстер хотела жить в Стокгольме в комфорте и в будущем завести детей. Их небольшой конфликт дополняли родители, которые союз не одобряли — им казалось, что сначала нужно построить карьеру.

Но пара поженилась, когда Йону было 24. Началась безмятежная жизнь, когда Бауэр рисовал иллюстрации и жил на финансовой помощи родителей. Он иллюстрировал обложки журналов и работал над антологией сказок «Среди эльфов и троллей».

Йон и Эстер отправились в первое совместное путешествие по Италии в 1908 году. По возвращении они купили дом на берегу озера недалеко от Гренны. Через год у них родился сын — Бенгт, которого они называли Путте. Эстер заботилась о сыне, а Йон продолжал рисовать. В это время художник писал не только мифических созданий или взрослых людей, но и детей — в частности, своего сына.

«Путте поехал в Бьёркудден», 1917 год
«Путте поехал в Бьёркудден», 1917 год

Когда художник закончил работу над сказками, он начал создавать монументальные фрески, сочинял пьесы и даже написал либретто для балета «Горный король». В это время картины Йона приобретают черты модернизма.

Акварель «Птицы радуются», 1915 год
Акварель «Птицы радуются», 1915 год

Но радостный период пары заканчивается к 1915 году — Йон меньше появлялся дома, поэтому Эстер одна вела быт и воспитывала сына. Ситуацию ухудшало их материальное положение — Бауэр больше не рисовал иллюстрации, поэтому постоянный доход пропал. Отношение к жене выразилось и в его работах — Йон почти перестал использовать ее образ в качестве модели.

Не только семейные проблемы мучали Брауэра. Он был мнителен и не уверен в своих навыках как художника. Пока Йон рисовал иллюстрации, он часто получал похвалу от аудитории, но воспринимал ее скептически. Ему казалось, будто его просто «похлопывали по плечу за создание забавных картинок для детей». Брауэр не считал иллюстрации «истинным искусством», поэтому свое представление проецировал на других людей. Он хотел рисовать маслом, а не акварелью и гуашью, но у художника не хватало денег на это.

Но Йон не сдался сразу. Неуверенность и семейные проблемы, напротив, стали толчком для поиска вдохновения и решения проблем. Поэтому семья вскоре отправилась в длительное путешествие по Европе.

И только смерть разлучит их: путешествие и трагедия на озере Веттерн

Йона еще в юности увлекла Германия во время путешествия с отцом. Поэтому он решил искать вдохновение в посещении Германии и Италии вместе с семьей — поездку финансировал отец.

Семья побывала во многих городах Италии, задержалась в Риме. Этот период подарил художнику долгожданное вдохновение — он изучал культуру и быт местных жителей. Особое впечатление на него оказало итальянское Возрождение, поэтому Йон начал делать зарисовки античных предметов и произведений эпохи Ренессанса. Одну из зарисовок он использовал для иллюстрации к сказке «Принцесса-лебедь». Кроме того, Йон занимался фресками — в 1913 он создал фреску «Святой Мартин и нищий», вдохновившись работами Пьеро делла Франчески.

«Принцесса-лебедь», 1908 год
«Принцесса-лебедь», 1908 год

Но Бауэр тосковал по дому — это выражалось в его зимних картинах, которые он посвящал тишине и спокойствию родной Швеции. Он писал зимний лес в снегу и темное небо с обилием звезд — прямые ассоциации со шведской природой.

«Река», 1915 год
«Река», 1915 год

Судьба в итоге дала повод для возвращения на родину, но ужасный — в доме, где Йон жил с Эстер, произошло убийство. Хоть Бауэра не подозревали, он проходил допрос — это подавило его еще больше. Из-за огласки события семья запланировала переезд в новый дом в Стокгольме — там Йон думал начать новую жизнь и забыть про убийство. Также он надеялся наладить отношения с женой, которые испортились настолько, что Йон высказал мысль о разводе в одном из своих писем в 1918 году.

Незадолго до этого произошло сильное крушение поезда. Из-за этого художник решил добираться по озеру Виттерн на пароходе, посчитав, что так будет безопаснее. И ошибся.

Пароход нагрузили тяжелыми вещами, которые переместили на палубу для удобства. Начался сильный шторм, вещи постоянно падали за борт из-за непогоды и больше раскачивали корабль. Это привело к крушению и смерти всех пассажиров на борту, в том числе Йона Бауэра, его жены Эстер и их трехлетнего сына Бенгта. На момент смерти художнику было всего 36 лет.

Иллюстрация к сказке «Золотые ключи»
Иллюстрация к сказке «Золотые ключи»

Мифы вокруг смерти Йона Бауэра

Йон Бауэр, автопортрет, 1908 год
Йон Бауэр, автопортрет, 1908 год

Вокруг трагедии был ажиотаж, некоторые даже думали, что именно мифические создания с картин Бауэра утащили корабль и самого художника на дно озера. Были даже предположения, что это сделал Морской король из сказки «Агнета и Морской король», которую Йон иллюстрировал. На его иллюстрации король пытается утащить принцессу в морскую пучину — то же самое, по поверьям, он сделал и с Бауэром.

Иллюстрация к сказке «Агнета и Морской король», 1911 год
Иллюстрация к сказке «Агнета и Морской король», 1911 год

Слухи подпитывала статья от 1953 года, в которой друг художника Ове Эклунд рассказал о навязчивых мыслях Йона. Эклунд поделился, что Бауэр часто просто бормотал об этом и никому не говорил, но он с детства верил во всех существ, которых рисовал. Друг вспоминал, что даже во время прогулок с Йоном художник настолько реалистично описывал этих созданий, что Ове казалось, будто он их тоже видел.

Хоть Йон прожил недолго, он подарил миру представления о троллях и эльфах, показал быт народа саами и красоту Швеции. Его работы вошли в классику сказочной иллюстрации, а он сам стал одним из самых известных шведских иллюстраторов.

При написании статьи использовались эти источники: 1, 2, 3, 4.

Статью написала Анастасия Терентьева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

434434 показа
6.4K6.4K открытий
55 репостов
19 комментариев

Чувствуются вайбы Elden Ring

Ответить

Другого тут и не ожидаешь

Ответить

Да, ещё первым делом Атака Титанов вспомнилась, особенно история появления Титанов.

Ответить

Очень интересный стиль. Сейчас в похожем ключе рисует канадский художник Себ МакКиннон. Наверное, вдохновлялся работами Бауэра.

Ответить

Да! Мы в редакции его тоже очень любим, думаем про него однажды тоже написать)

Ответить

Вау! Спасибо за крутого художника, пойду найду ещё его работ)

Ответить

Отличный текст и красивые работы художника, спасибо)

Ответить