Немного об уличной музыке

В предыдущем лонге о создании музыки для «таверны» обещал чуть подробнее осветить тему уличной музыки, добавив к этому интересные ситуации из личного опыта.

Статья состоит из двух блоков. Один — советы и рекомендации, основанные на личном опыте. Второй — моя история как уличного музыканта. В конце же будет подведён определённый итог с плюсами и минусами данного занятия.

Вступление

Давайте для начала введём определённую, пусть и относительную, систематизацию. Всех музыкантов можно поделить на две основные категории по мотивации:

  • Выступающие в основном ради заработка.
  • Выступающие в основном из интереса.

По наличию оборудования:

  • Полноценное оборудование с усилением на каждый инструмент.
  • Одна колонка на всё.
  • Без оборудования.

По месту игры:

  • Открытое пространство (улица, парк).
  • Замкнутое пространство с проходящими людьми (переходы).
  • Общественный транспорт.

Так же стоит сказать немного о сленге, используемом в дальнейшем.
Аск — сам процесс уличного выступления.
Аскер — уличный музыкант.
Шапочник — тот, кто ходит с шапкой и собирает деньги для музыканта, однако берёт за это процент от заработка.

Как стать уличным музыкантом?

Отвечая на кликбейтный заголовок — просто выйти и начать играть/петь. Серьёзно. Это единственный рабочий совет по всем регионам. Во многих же городах этот простой путь может минимально различаться за счёт уже их специфики и уровня скооперированности уличных музыкантов.

Сразу возникнет вопрос о законности аска. Тут всё на самом деле очень мутно. Наличие шапочника можно подтянуть под попрошайничество (да и является им по сути). Выступление с оборудованием может нарушать закон о тишине.
Кто-то пытается согласовывать свои выступления, однако об этом знаю лишь то, что это тяжело и зачастую имеет смысл лишь для тех, кто выступает с оборудованием.
Личный опыт говорит о том, что полиция относится к аску без оборудования достаточно странно и максимальное, что грозит, так это просьба уйти с разными причинами (хотя однажды слышал и про штраф в 500 р.). Главное самому не искать себе проблем на голову и соблюдать закон о тишине.

Локации же для выступлений зависят от вашего города. Это может быть набережная (Петрозаводск, Саратов, Геленджик и т. д.), пешеходная зона, переходы (почти любой город). Ищите поток проходящих людей, изучайте дни и часы, когда их достаточно много, анализируйте доход и реакцию публики.

Сама уличная музыка

Вот и добрались до самого интересного, начинаем скрывать покровы.

Рандомная фотка из инета в тему
Рандомная фотка из инета в тему

Заработок
Он почти не зависит от твоих навыков (только если не мегаплох/мегахорош). Ты можешь быть просто смазливым мальчиком без голоса, к которому будут подходить и знакомиться девушки чисто из-за харизмы, можешь быть панком (но лучше не надо), который не просыхая играет и спускает деньги дальше на алкоголь. Сумма зависит от региона, места игры, наличия оборудования и шапочника.

С такими обычно ещё толпа выпивших людей ходит. Брррр…
С такими обычно ещё толпа выпивших людей ходит. Брррр…

Навыки
Вы начинаете быть менее конфликтным (так как много действительно не слишком адекватных людей и с этим надо смириться), стрессоустойчивым (то струна порвётся, то попросят в десятый раз сыграть мурку «по-братски»), более социальным. Но всё это фоновые софт скиллы, главное, что вы вкладываетесь в своё умение играть на инструменте и/или вокал, зарабатывая бесценный опыт за счёт самоанализа и критики.

Репертуар
Тут уже каждый решает для себя. Спросом пользуются как и новые песни, так и хиты старых времён. Как инструменталы, так и полноценные песни. Главное чтобы песни были узнаваемые, либо вы могли чисто своими навыками привлечь внимание к красивой, но малоизвестной музыке. Не стоит забывать и об искренности.

Конкуренция
Драк или споров из-за какого-то место и время почти не наблюдал среди тех, кто выступает на улице без оборудования.
Те, кто играет с оборудованием зачастую могут отстаивать свои позиции из-за наличия розеток или согласования с администрацией. Да и перемещаться им сложнее.
У автобусников же присутствовало расписание и очередь из-за чего возникали конфликты.
Однако, за счёт того что все всех знают, зачастую количество спорных ситуаций сводится к минимуму и присутствует здоровая конкуренция, где каждый пытается подтянуть свои навыки и быть не хуже, а то и лучше других.

Все они ради денег играют, а потом пропивают всё…
Далеко не все, особенно для новичков аск максимально не выгоден в плане заработка. Петь и играть по несколько часов в день за достаточно скромную сумму? Оно не стоит тех денег. Зачастую раздача листовок может приносить большую, а главное стабильную, прибыль.

По моему опыту самый эффективный способ заработка — либо выступления на улице с оборудованием, либо в общественном транспорте (в очередной раз осуждаю это). Однако у этих способов есть существенные минусы:

  • Это раздражает окружающих людей. На улице это нравится лишь проходящей толпе, но не тем кто вынужден слушать условный вечер.
  • В общественном транспорте зачастую играют одну и ту же песню, зато отработанную. Тут не вижу возможности для общего роста навыков + необходим шапочник.

Личная история становления

В моём случае всё было просто, после окончания музыкальной школы не мог на протяжении полугода брать в руки классическую гитару вообще. Был немного замкнутым, но болтливым парнем. В новой школе же был ВИА, куда меня затащил одноклассник и я понял, что можно играть не только классическую музыку и что это весьма интересно. В общем, втянулся, начал проявлять интерес к русской и зарубежной рок музыке, восстановил навыки игры и попытался петь. Огромное спасибо моей классной руководительнице за то, что говорила, что мне петь не стоит никогда.

Было решено вопреки всем заявлениям научиться петь и играть на достойном уровне. Вышел попеть на улицу и… Ничего. Не было запала, репертуара, но было стеснение и не понимание зачем вообще это делаю. Выглядело, наверное, жалко. Всё было отложено в долгий ящик и потихоньку тренировался всем навыкам в школе и дома. Вернулся к этой идее лишь через год.

К тому моменту в родном городе была достаточно мощная тусовка уличных музыкантов разных возрастов и уровня навыка (начиная от самоучек заканчивая ребятами из консерватории). С помощью общих знакомых как-то туда вывели и пытались познакомить с людьми. В общем, дело пошло. Имея на руках лишь классическую гитару и отсутствие вокала начал крутиться около этой тусовки. Они же, видя мою заинтересованность, давали мне хорошие советы и помогли сформировать базу голоса, чтобы мог успешно развиваться сам. Причём рост до слушабельного состояния произошёл достаточно быстро.

Самое раннее фото, которое нашёл. Наверняка были и другие, но затерялись...
Самое раннее фото, которое нашёл. Наверняка были и другие, но затерялись...

Активный поиск своего репертуара и стиля

Окей, база есть, а дальше как? Дальше необходимо формирование себя как самостоятельной единицы. Потому что меня бесят шаблоны. Вот реально, считаю что надо уважать первоисточник, но не вижу смысла в полном копировании. Зачем слушать закос под Васильева, Цоя, Кипелова и т. д., если проще и с большим удовольствием послушать оригинал?

Тут начинается самое интересное. С каждым выходом на улицу хочется удивить и людей и себя. Начинается перебор разных по сложности песен, поиск того, что подходит конкретно из каверов конкретно тебе (настроение каких песен удачно передаются, получается интересный финальный звук). Можно сбиваться в группы, так очень большой период времени играл дуэтом с другим гитаристом, попутно уже обучая его.

Данный этап крайне интересен тем, что ещё нет сформированных привычек, но всё ещё есть стеснение, волнение при игре, однако хочется бросить вызов всему этому миру и научиться чему-то новому. Этот этап может длиться бесконечно долго, но тут идёт речь именно о его «активной» фазе, потому что дальше он будет как фоновая задача.

Что значит для меня уличная музыка?

Это в первую очередь приключения и друзья, путь к своему творчеству и стилю. Со многими людьми познакомившимися за период активных выступлений до сих пор поддерживаю связь и очень ценю их. Весь этот движ помог преодолеть страх выступлений перед людьми, подтянуть свои навыки и приятный бонус в виде дополнительно заработка в студенческие годы, который вместе со стипендией (а если ещё и на отлично закрыть семестр) помог скопить денег на оборудование для записи уже своих песен.

Нынешний основной набор инструментов. Автограф — В. А. Кипелов, наклейки же скрывают боевые шрамы.
Нынешний основной набор инструментов. Автограф — В. А. Кипелов, наклейки же скрывают боевые шрамы.

В моём понимании самая правильная и адекватная уличная музыка именно акустическая на улице. Можно хоть дуэтом, хоть квартетом (да и с виолончелью бывало). С оборудованием же человек зачастую начинает лениться в вокальном плане, так как нет необходимости работать в полную силу, да и эффекты скрашивают итоговый звук. Однако любое оборудование надо ещё уметь отстроить, иначе звучать будет лишь отвратнее (а ещё его надо арендовать, если нет своего). Так же считаю шапочников лишними, иначе это превращается в попрошайничество какое-то.

В автобусы меня пытались пару раз затащить (иногда даже успешно), но мне не нравится то, что это реально давит на людей. В своё оправдание скажу лишь то, что меня знакомый шапочник попросил помочь заработать на репетитора для учёбы.

Сейчас в основном сконцентрирован на том, чтобы довести до ума новые песни и свои навыки в записи, аранжировке, написании текстов. Просто интересно к чему в итоге это всё приведёт.

Интересные ситуации

История 1
Самое интересное, что клали в чехол — шпроты. Люди иногда кладут сигареты (если курильщик), конфеты и прочую мелочь, но шпроты реально удивили.

Серьёзно? Зачем?
Серьёзно? Зачем?

История 2
Так же на улице существуют свои культовые персонажи среди уличных музыкантов. В определённое время для нашей тусовки это была милая пенсионерка, с которой и здоровались и общались и претензий не было и ругани. Однако это при общении в лицо.
С другой стороны — в вас кидали картошкой этажа так с 12-го? Нет? А прилетало близко (хотя громкости излишней или долгого выступления не было). В кого-то водой ещё вроде кидала. Иногда вызывала полицию, но в таких ситуациях просто просили куда-то переместиться.
Но какой-то ненависти или конфликта прямого с ней никогда и не было. Такое ощущение, что весело было по итогу всем, кроме полиции.

История 3
Раз в какое-то время происходит какое-то странное объединение всех людей. В моём случае это было 4-х часовое выступление, которое началось с 3-х людей (2 гитара-голос, и виолончель), затем подошёл ещё один вокалист, затем пришёл фотограф и к вечеру закончилось тем, что «Всё идёт по плану» с нами играл ещё пенсионер-баянист (хотя обычно играет детские песни и вообще мимо проходил), какой-то человек из толпы и было достаточно много зрителей. Своеобразный душевный хор со всеми знакомыми и не знакомыми людьми.

Как же было душевно
Как же было душевно

История 4
Однажды собираясь с ребятами уже уходить, к нам подошла дама и попросила сыграть «O sole mio». Составом гитара и альт (инструмент, а не голос) решили всё-таки сыграть. Ну а пока искали необходимые ноты подошёл ещё мужчина. Ожидал чего угодно, кроме того, что эти люди окажутся оперными певцам. Это было нереально круто исполнено. Оперная уличная музыка, блин.

Выводы

Подводя некий итог можно выделить плюсы и минусы от занятия уличной музыкой.

Плюсы

  • Социализация.
  • Обучение и рост навыков.
  • Знакомства.
  • Монетизация творчества.
  • Обучение навыкам импровизации.

Минусы

  • Много неадекватных личностей (готовьтесь к этому).
  • Поверьте, вы и ваши выступления нравитесь далеко не всем.
  • Высокая зависимость от стечения обстоятельств и удачи.

Аск — очень простой способ интересно потратить много человеко-часов с пользой и заработком. Для начинающего музыканта это большая площадка для проверки своих умений и получения нового опыта и знакомств.

Главный же совет начинающим — не бойтесь, творите, делайте шоу, двигайтесь в направлении своей мечты, дарите улыбку окружающим людям и будьте искренними. Надеюсь вы найдёте то, что ищите и встретите единомышленников.

Фух, надеюсь вы дочитали до конца. Это была колоссальная работа для меня и всё равно есть ощущение, что многое до конца не раскрыто. Всё же уличная музыка это огромный пласт жизни. Задавайте вопросы и постараюсь ответить на них.
С музыкальным воодушевлением, Anarxolis.

Если интересует можете присоединяться к группе VK, где есть много своих песен и не очень много каверов.

3535
15 комментариев

Интересный лонг. Выше писал что помогал знакомому шапочнику. То есть человек прям специально этим занимается? Просто в тексте есть момент, что обычно даже раздача листовок прибыльнее.

1

Да, есть те кто только шапочник за процент.
Однако бывают и ситуации, когда они тоже занимаются уличной музыкой.
Их заработок зависит от музыканта и их навыков приставания к людям.
В моём случае отдавал в районе 50%, ибо пофиг было и заработок был как и без него.

1

Всегда, когда видел уличных музыкантов (кроме говнарей), отдавал минимум сотку, стоял и слушал хотя бы одну песню. Это был многолетний ритуал. Мы все коллеги - на улице ли, в студии ли, на концерте ли - не важно.

Живя много лет зарубежом продолжаю этот ритуал и тут.

1

Было фото с ракурсом и на другие магазины :D

В СПб на Невском смотрел за одним , дак у его около 100к за часов десять вышло, а ночью его уже другой человек заменил на том же месте, я с ним не особо много пообщался но приятный человек

Ещё не далеко в парке слушал очень сложные парты на гитаре от деда, но он прям очень мало собрал, обычно в СПб в много людных местах стоят