Жизнь
Алексей Ионов
26 635

Дело рук человеческих: самые известные морские катастрофы Материал редакции

«Титаник» и ещё несколько жутких историй о халатности, жадности и неудаче, которые стоили жизни тысячам человек.

В закладки
Слушать

Человечество уже не одно столетие исследует океан, однако пока так и не приблизилось к раскрытию всех его тайн. Между тем морская бездна таит в себе много опасностей — и нередко забирает жизни тех, кто вздумал её покорить. Однако если изучить самые трагические морские катастрофы, можно заметить: почти все они случились по вине людей, а не природы. Рассказываем о некоторых из таких случаев.

Самая известная катастрофа

В 1909 году британская пароходная компания «Уайт Стар Лайн» проиграла конкурирующей компании «Кунард» «Голубую ленту Атлантики» — символический приз, вручаемый за самую высокую скорость, показанную при пересечении Северной Атлантики. Эта награда привлекала пассажиров и гарантировала контракт на перевозку правительственной почты. Боссы «Уайт Стар» решили, что раз уж не могут взять скоростью, то будут брать удобствами, и заказали постройку трёх одинаковых лайнеров повышенного комфорта.

«Титаник» сошёл со стапелей верфи «Харланд энд Вольф» в Белфасте. На момент постройки он считался самым большим судном в мире. Журналисты на разные лады хвалили лайнер, пресса окрестила корабль непотопляемым.

В теории, «Титаник» действительно было очень тяжело потопить: нижняя часть корпуса судна был поделена водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. Конструкторы заявляли, что корабль останется на плаву, даже если вода затопит первые два отсека. У них были все основания полагать, что лайнер выдержит, даже если вода затопит первые четыре отсека.

«Титаник» отправился в свой первый рейс утром 10 апреля 1912 года. На его борту было 1316 пассажиров и 891 член экипажа, 20 шлюпок, 48 спасательных кругов и более двух тысяч пробковых жилетов. В самый раз, согласно действовавшим тогда требованиям безопасности.

Ночь 14 апреля 1912 года выдалась ясная и спокойная. Океан напоминал чёрное матовое зеркало, в котором отражались звезды. «Титаник» мчался вперёд со скоростью 22,5 узла. В 23 часа 40 минут вперёдсмотрящий Фредерик Флинт заметил впереди что-то чёрное и объёмное и передал на мостик, что прямо по курсу айсберг.

Каждая трагедия складывается из цепочки случайностей. У «Титаника» было много возможностей избежать гибели. Если бы капитан потрудился учесть кучу полученных предупреждений об айсбергах на маршруте следования лайнера, он бы приказал бы снизить скорость, и у первого помощника Уильяма Мэрдока было больше времени.

Если бы у вперёдсмотрящих в вороньём гнезде были бинокли, они бы заметили айсберг раньше. Если бы море было бурным, вокруг основания айсберга бурлили бы белые барашки, и команда бы заметила айсберг раньше. Если бы Уильям Мэрдок сразу повернул руль влево, а не отдал приказ «Полный задний ход», «Титаник» бы быстрее ушёл влево и задел бы айсберг по касательной, а то и вовсе разминулся бы с ним. Если бы Мэрдок принял решение таранить айсберг носом, все, кто находился на носу погибли бы, но корабль бы уцелел.

Слишком много «если бы». А получилось, что подводная часть айсберга распорола обшивку первых пяти отсеков — ниже ватерлинии зияла дыра длиной в 100 метров. Внутрь хлынула вода.

На борту корабля находился Томас Эндрюс, главный конструктор «Титаника». Ему хватило всего полчаса, чтобы понять: корабль обречён. Капитан Смит приказал передавать сигнал SOS, расчехлять спасательные шлюпки и созывать пассажиров первых двух классов к местам аварийного сбора.

В первые минуты после трагедии дурную службу сыграла раздуваемая СМИ репутация «непотопляемого корабля». Многие пассажиры отказывались покидать казавшийся таким безопасным лайнер, и первые шлюпки спускались на воду полупустыми. Руководившие эвакуацией лайнера офицеры пытались соблюсти подобие порядка и руководствовались принципом «женщины и дети вперёд», но с некоторыми отличиями: если с одного борта мужчин в принципе не пускали в шлюпки, то с другого их пропускали при наличии свободных мест. Но всё это было применимо только к пассажирам первого и второго классов, те, кто ехал в третьем, по большему счёту оказались предоставлены самим себе.

Последнюю шлюпку спустили в 2 часа 5 минут. На борту корабля оставались сотни людей. Шансов на спасение у них не было: в холодной воде Атлантики продержаться на плаву можно было не больше часа.

«Титаник» ушёл под воду в 2 часа 20 минут. Спустя час затихли последние крики тех, кто ещё отчаянно барахтался в ледяной воде. Шлюпки подобрали всего 13 человек. Когда в четыре часа утра к месту крушения подошёл пароход «Карпатия», в воде плавали одни мертвецы. Из 2207 человек на борту спаслось 703. Жизни полутора тысяч человек оборвались в один миг. И это ещё далеко не самая смертоносная трагедия.

Пароход, который уничтожил город

Вид на гавань Галифакса после взрыва

Как правило, морские катастрофы затрагивают только тех, кто находится на борту угодивших в эту катастрофу кораблей. Некоторые аварии, например, крушения танкеров, влияют на обширные территории вокруг. Но были и такие катастрофы, что чуть не уничтожили города, находящиеся рядом. Самый известный такой случай — взрыв парохода «Монблан» в порту канадского города Галифакс.

Во время Первой мировой войны Галифакс превратился в один из главных морских портов на атлантическом побережье — именно здесь формировались конвои грузовых судов, которые под защитой английских военных кораблей везли грузы в Великобританию, Францию и Бельгию. И именно сюда обязаны были зайти на инспекцию все корабли нейтральных стран, направляющиеся в порты Канады и США.

Вечером 5 декабря 1917 года на внешнем рейде Галифакса бросил якорь пароход «Монблан», доверху набитый взрывчаткой — в трюмах хранились грузы тротила, пироксилина и пикриновой кислоты, а на носу стояли штабеля бочек с бензолом.

Поскольку противолодочное заграждение бухты уже было поднято на ночь — здесь всерьёз опасались набегов немецких субмарин — капитан «Монблана» Ле Медек был вынужден провести ночь на внешнем рейде. В гавань он собирался войти на рассвете, как только опустят заграждение.

«Монблан» в 1899 году

Тем временем в гавани Галифакса готовился к отплытию норвежский грузовоз «Имо», направлявшийся в Нью-Йорк за гуманитарным грузом для помощи гражданскому населению Бельгии. Судно должно было отправиться в плавание ещё днём, но из-за опоздания баржи с углём погрузка затянулась, и «Имо» не успел выйти в море до поднятия противолодочного заграждения. Капитан был решительно намерен наверстать отставание от графика уже с утра.

Утром 6 декабря оба парохода развели пары практически одновременно. Городскую гавань от внешнего рейда отделяет пролив, достаточно широкий, чтобы там могли разминуться два трансатлантических лайнера. В проливе действовали ограничения по скорости и было установлено правостороннее движение. Однако первый пароход, вошедший тем утром в пролив со стороны внешнего рейда, пошёл вверх по левой, неправильной стороне фарватера.

«Имо» спускался к морю со скоростью, значительно превышающей существующие ограничения. Заметив первый пароход, норвежцы были вынуждены принять влево и разойтись с нарушителем правыми бортами. Но этот манёвр вывел грузовоз прямо на курс «Монблана», который шёл по правильной стороне фарватера.

Вид на гавань Галифакса в начале XX века

Когда на «Монблане» заметили «Имо», между пароходами оставалось чуть более километра. Находящийся на мостике «Монблана» лоцман Макей, в обязанности которого входило безопасное сопровождение парохода до гавани, сигнализировал, что преимущество прохода принадлежит именно его кораблю. С «Имо» ответили, что не собираются менять курс.

Лоцман «Монблана» предпочёл отвести корабль ещё ближе к берегу и дал один короткий гудок, предупреждая, что судно меняет курс вправо. «Имо» следовало бы также повернуть вправо, но вместо этого грузовоз свернул влево, идя прямо в левый борт «Монблана».

У французского капитана оставалась единственная возможность избежать столкновения — резко повернуть влево и пропустить «Имо» по правому борту. Оба корабля оказались почти на параллельных курсах, но в последний момент капитан «Имо» решил дать задний ход. По инерции, нос грузовоза повернуло вправо, и он врезался в правый борт «Монблана».

«Имо» после взрыва

От удара вскрылось несколько стоящих на носу «Монблана» бочек с бензолом, их содержимое выплеснулось на палубу. Когда «Имо» дал задний ход, во все стороны брызнули снопы искр. Разлившийся бензол вспыхнул, нос парохода охватило пламя.

Опасаясь, что «Монблан» вот-вот взлетит на воздух, капитан приказал команде покинуть судно. Течение относило горящий пароход к пирсам Галифакса. На набережных города уже толпились сотни людей — не каждый день выпадает шанс поглазеть на такое зрелище. Тем временем к пирсу спешили пожарные расчёты, капитаны ближайших кораблей распорядились спустить на воду шлюпки и отправили буксир, чтобы оттащить горящий пароход подальше от пристани. Но было уже поздно: судно навалилось носом на деревянный пирс и подожгло рядом стоящий склад.

Пока команда «Монблана» яростно работала вёслами, пытаясь оказаться как можно дальше от обречённого парохода, моряки других кораблей, не подозревая о неминуемой трагедии, отчаянно пытались спасти если и не горящий корабль, то складские постройки на берегу. Часы показывали 9 часов 6 минут утра. Команда буксира как раз закрепила на корме горящего парохода трос и готовилась вытащить «Монблан» в открытый океан. И в этот момент пароход взорвался.

Взрыв было видно издалека

До Хиросимы прогремевший в Галифаксе взрыв оставался самым мощным в истории человечества. Все здания по обоим берегам пролива были уничтожены. Обрушились мосты, рухнули заводские трубы и водонапорные башни. Тысячи людей, собравшихся поглазеть на пожар, погибли в один миг, ещё больше оказалось погребено под завалами. По всему городу начались пожары.

Только по официальным данным погибло около двух тысяч человек. Ещё столько же пропало без вести. Число раненых оценивалось в 10 тысяч человек. Почти 25 тысяч осталось без крова над головой. Все стоявшие в гавани корабли получили повреждения различной степени тяжести, на каждом погибло как минимум несколько человек. Из экипажа «Монблана» погиб всего один матрос.

Панорамный вид разрушений в Галифаксе

Уцелевшие тут же начали спасательные работы: они тушили пожары, разгребали завалы и вытаскивали из-под обломков раненых. Но природа словно вознамерилась добить Галифакс. 7 декабря на город опустились морозы, а со стороны Атлантики налетел самый сильный шторм за последние двадцать лет. Буран приостановил работу спасателей, многие оставшиеся под обломками люди просто замерзли насмерть. Лишь когда вьюга утихла, погасив заодно большинство пожаров, спасатели смогли вернуться к работе.

Самое смертоносное кораблекрушение

«Вильгельм Густлофф»

В январе 1945 года советские войска вели наступление в Восточной Пруссии. Нацистское руководство ввело в действие операцию «Ганнибал» — масштабную эвакуацию военных и гражданских лиц. Для этих целей были задействованы все имеющиеся в их распоряжении суда, в том числе «Вильгельм Густлофф».

«Вильгельм Густлофф» начал свою жизнь в 1937 году в качестве круизного парохода для рабочего класса. С началом войны корабль переоборудовали сначала в плавучий госпиталь, затем — в учебку для подводников.

30 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» отплыл из порта Готенхафен (нынешняя Гдыня) и взял курс на Киль. На борту по примерным оценкам было более 10 тысяч людей — солдаты, офицеры, курсанты, раненые и тысячи гражданских.

Несмотря на огромное количество раненых и гражданских, «Густлофф» оставался совершенно законной целью для советских подлодок: на борту парохода были установлены зенитные пушки, вместо знаков красного креста лайнер нёс камуфляжную окраску, да и шёл он в сопровождении военного эскорта.

Из-за нехватки топлива корабль шёл прямым курсом, а полученные при предыдущих бомбардировках повреждения мешали развить высокую скорость. Лакомая цель для советских подлодок, и те не преминули этим воспользоваться. С-13 под командованием капитана Александра Маринеско выпустила по противнику три торпеды.

Как только прогремели взрывы, капитан закрыл водонепроницаемые переборки, заперев на нижних палубах часть команды, которая должна была отвечать за спуск шлюпок и эвакуацию пассажиров. «Густлофф» не был рассчитан на такое количество пассажиров, поэтому шлюпки в принципе не смогли бы вместить всех, кто был на борту. Однако команде не удалось спустить даже имеющиеся шлюпки — они примёрзли к палубе. В результате, по разным оценкам, на «Вильгельме Густлоффе» погибло около девяти тысяч человек, спаслось от 1200 до 2500.

Самая крупная катастрофа в мирное время

20 декабря 1987 года состоялось самое крупное по числу жертв кораблекрушение в мирное время — филиппинский паром «Донья Пас», направлявшийся с острова Лейте в столицу страны Манилу, в проливе Таблас столкнулся с нефтяным танкером «Вектор» и сгорел дотла. Точное число жертв неизвестно по сей день.

По судовому манифесту на борту числилось 1493 пассажира, но многие покупали билеты уже на корабле, в обход кассы. По самым скромным оценкам, паром принял на борт 4386 человек. О разнице между документами и реальным положением дел свидетельствует хотя бы тот факт, что из 24 выживших пассажиров парома в судовом манифесте значилось всего пятеро.

Стояла тихая и ясная ночь, большинство пассажиров спало, когда в 110 милях к югу от Манилы «Донья Пас» налетела на танкер «Вектор», перевозивший более 8 тысяч баррелей нефтепродуктов. На танкере вспыхнул пожар, который быстро переметнулся на «Донью». Раздался взрыв.

На борту парома воцарилась паника. Ни о какой организованной эвакуации не могло быть и речи: члены экипажа паниковали наравне с пассажирами. Через несколько минут после столкновения на борту вырубилось электричество. Спасательные жилеты оказались запертыми под замком вне пределов досягаемости пассажиров. Даже если люди могли выбраться из горящего парома, деваться им было некуда — вытекшие из треснувшего танкера нефтепродукты растеклись по воде и тоже воспламенились: тонущие корабли оказались в огненном кольце.

Жертвы трагедии

На обоих кораблях не было работающего радио, поэтому никто не подал сигнала SOS. По счастью, взрыв заметили с борта проходящего мимо парохода, но когда час спустя спасатели достигли места аварии, они смогли спасти всего 26 человек — 24 пассажира с парома и 2 (из 13) членов экипажа «Вектора». Большая часть выживших получила серьёзные ожоги. Из экипажа парома не уцелел никто.

Когда местные власти начали расследовать причины катастрофы, то оказалось, что к столкновению привели халатность, небрежность и непрофессионализм. В момент столкновения на мостике парома не было ни единого офицера — капитан смотрел кино в своей каюте, а остальные пили пиво в кубрике. Никто не следил за курсом корабля.

Не лучше обстояли дела и на «Векторе» — танкер вообще не имел лицензии на морские перевозки, у капитана корабля не было соответствующего опыта, он даже не выставил впередсмотрящих. Впрочем, официально никто так и не понёс ответственности за эту трагедию.

Взрыв на реке

Вечером 9 апреля 1865 года главнокомандующий Северовирджинской армии, генерал Роберт Ли согласовал с федеральным главнокомандующим Улиссом Грантом условия капитуляции своих солдат. Кровопролитная война между Севером и Югом США была близка к завершению.

В южных штатах из лагерей для военнопленных были освобождены тысячи солдат северян. Многие из них провели в плену по несколько лет. Их нужно было как-то доставить домой. С этой целью федеральное правительство наняло все три уцелевших пассажирских парохода, продолжавших совершать рейсы по Миссисипи — важнейшему торговому и транспортному пути. Именно захват и удержание северянами контроля над рекой оказались поворотной точкой в ходе войны и привели к победе Союза.

Федеральное правительство платило по 3 доллара за каждого перевезённого солдата и по 8 долларов за каждого офицера, поэтому капитаны кораблей пытались принять на борт как можно больше «пассажиров».

Пароход «Султанша» был рассчитан примерно на 700 человек, но когда в ночь на 27 апреля судно вышло из Мемфиса и двинулось вверх по реке, на его борту было 85 членов экипажа, 70 обычных пассажиров и 2239 освобождённых северянина. А ещё сто 240-килограммовых бочек сахара, запас угля, десяток овец и свиней. В общем, корабль был жутко перегружен. Его пассажиры не жаловались — после ужасов лагерей конфедератов всё остальное казалось вчерашним пленникам ерундой — ведь они возвращались домой.

Но вернуться домой было суждено далеко не всем. На протяжении всего плавания механиков корабля заботила работа корабельных котлов — правый котёл давал течь, и команда просила о ремонте. Но капитан боялся, что это будет стоить ему упущенного выгодного рейса и настоял на временной заплатке. Однако обилие пассажиров и необходимость плыть против сильного течения вели к перегрузке котлов.

Стояла тёмная и холодная ночь, накрапывал дождь. Большая часть пассажиров корабля спала, когда сразу три паровых котла взлетели на воздух. Взрывная волна полностью уничтожила мостик и пробила палубы, которые рухнули вниз под тяжестью человеческих тел. В считанные минуты деревянный корабль вспыхнул как спичка.

«Султанша» перед отплытием. Все эти солдаты пережили два года лагерей, но большая их часть не переживёт следующую ночь

Большая часть спавших на палубах солдат погибла в первые минуты после взрыва. Оставшиеся отчаянно пытались спастись. Те, кому удалось выбраться из охваченных огнём коридоров корабля, прыгали в воду, но обессиленным, уставшим и больным военнопленным не хватало сил долго удерживаться на плаву — отчаянно цепляясь друг за друга, солдаты уходили на дно.

Ширина реки в месте взрыва составляла 3 мили (около 5 километров). Других судов поблизости не было — ближайший корабль, броненосец «Эссекс», стоял на якоре в нескольких милях вниз по течению. Как только там услышали взрыв, моряки тут же спустили на воду шлюпки и катера и погребли на помощь.

Первые спасатели появилась на месте аварии через час. Часть уцелевших ещё барахталась на поверхности, некоторым удалось добраться до берега, третьих течением унесло до самого Мемфиса. Точное количество жертв не известно до сего дня. По самым последним оценкам, в катастрофе на «Султанше» погибло 1168 человек. Спасти удалось 740 человек, но ещё 200 скончались позже от ожогов и увечий.

Трагедия «Султанши» осталась практически незамеченной американской прессой — газеты были слишком заняты обсуждением таких тем, как капитуляция генерала Ли, убийство Линкольна и убийство убийцы Линкольна — Джон Уилкс Бут был застрелен всего за несколько часов до взрыва. Никто так и не понёс наказание за гибель парохода.

Катастрофа, которая изменила ход войны

В феврале 1915 года Германия провозгласила воды вокруг Британских островов военной зоной — немецкие подлодки получили право без предупреждения (вопреки существовавшим тогда правилам) топить любые замеченные ими корабли Британии и её союзников, включая трансатлантические пассажирские лайнеры. Британцы действовали аналогичным образом в Северном море.

Согласно распоряжениям немецких подводников, пассажирский лайнер «Лузитания», шедший 7 мая 1915 года мимо ирландских берегов в Ливерпуль, был законной целью. Тем более, что на борту корабля действительно были военные грузы — винтовочные патроны и корпуса для артиллерийских снарядов.

Капитана «Лузитании» Тёрнера предупреждали, что у южных берегов Ирландии хозяйничают немецкие подводные лодки, но он не шибко переживал из-за этого обстоятельства, рассчитывая на быстроходность своего корабля — скорость лайнера в 2 раза превышала крейсерскую скорость немецких подводных лодок в надводном положении.

Вот только в этом плавании «Лузитания» не могла развивать полную скорость — в условиях военного времени и слабой загруженности линии пароходная компания «Кунард», которой принадлежал лайнер, вынуждена была экономить на угле. 6 из 25 корабельных котлов были заглушены.

Утром 7 мая над морем сгустился туман, и Тёрнер приказал сбросить скорость до 15 узлов. Снижение скорости его устраивало — такими темпами лайнер дошёл бы до устья реки Мерси утром следующего дня, аккурат к приливу. Корабль шёл прямым ходом — капитан считал, что противолодочный зигзаг надлежит использовать только после обнаружения неприятеля. Однако экипаж «Лузитании» не заметил никакой подлодки — лишь скользящую под поверхностью воды торпеду.

Капитан немецкой подлодки U-20 Вальтер Швигер клялся, что выпустил по кораблю всего одну торпеду, но все выжившие утверждали, что сразу за первым взрывом раздался второй, куда более мощный. Историки до сих пор спорят, что послужило его причиной.

Лайнер потерял управление, накренился на правый борт и ещё около 10 минут двигался по инерции. После гибели «Титаника» количество спасательных шлюпок на британских кораблях было увеличено, и на борту «Лузитании» хватало спасательных средств, чтобы погрузить всех пассажиров и экипаж корабля.

Однако «Лузитания» уходила под воду слишком быстро, а из-за сильного крена спуск плавсредств на воду был затруднён. Из 48 корабельных шлюпок на воду удалось спустить всего 6. Через 18 минут пароход затонул. На его борту было 1959 пассажиров и челнов экипажа. 1198 человек погибло.

Хотя между гибелью «Лузитании» и вступлением США в войну прошло целых два года, именно это событие историки считают ключевым — если прежде в американском обществе царило стремление сохранить нейтралитет, то после гибели парохода американское руководство во главе с Вильсоном начало медленно склоняться к мысли о неизбежности войны с Германией.

U-20 и другие подлодки у причала в Киле, 1914 год

U-20 продолжила топить корабли противника — всего за годы войны на её счету было 37 кораблей. В ноябре 1916 года лодка повредила двигатель, и экипаж затопил её возле датского побережья. Вальтер Швигель получил в своё командование новую лодку — U-88. На её борту он и погиб, когда субмарина подорвалась на британской мине спустя два с половиной года после гибели «Лузитании».

На дно за 4 минуты

В конце октября — начале ноября 1941 года немецкие войска почти захватили Крым. В первых числах ноября в бухту Севастополя прибыл теплоход «Армения». Его капитану Плаушевскому поручили вывезти из города не только раненых бойцов и гражданских беженцев, но и весь персонал военных госпиталей и партийный актив.

Построенный в мирном 1928 году лайнер обслуживал линию Одесса — Батуми — Одесса, а с началом войны «Армению» переоборудовали в санитарно-транспортное судно. На борт нанесли красные кресты, на мачте подняли флаг Международного Красного креста. Согласно международным конвенциям, такие корабли не считались военными целями, но после того, как сразу несколько советских санитарных транспортов пострадали от действий люфтваффе, на «Армении» установили четыре зенитки и четыре пулемёта.

«Армения» покинула Севастополь вечером 6 ноября. По разным оценкам, на борту было от 5,5 до 7 тысяч человек — погрузка шла в жуткой спешке, и точного подсчёта пассажиров не вёл никто. Прежде чем направиться к Туапсе, «Армения» завернула в Балаклаву и Ялту. Там теплоход принял на борт ещё несколько сотен пассажиров и какой-то секретный груз, доставленный сотрудниками НКВД. Погрузка заняла всю ночь, и в море корабль вышел только утром 7 ноября в сопровождении одного сторожевого катера.

Позже командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский заявит, что выйдя в море утром Плаушевский нарушил данный ему приказ дожидаться вечера. Ночью у «Армении» было больше шансов уйти незамеченной. Однако, в отличие от Севастополя, у ялтинского порта не было никаких средств ПВО, и стоявшая у причала «Армения» представляла бы собой лёгкую мишень. Тем более, что немецкие части были на подступах к городу, и уже на следующий день Ялта была оставлена.

Heinkel He 111

Однако и в открытом море «Армения» не смогла укрыться от люфтваффе — в 11:25 в 30 километрах от берега теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Heinkel He 111. Корабль получил две торпеды в борт и затонул всего за 4 минуты. Спасти удалось всего 8 человек.

Долгое время точное место гибели «Армении» оставалось неизвестным, и только в апреле 2020 года экспедиция Русского географического общества нашла останки теплохода на дне Чёрного моря.

Роковое столкновение

28 мая 1914 года канадский лайнер «Эмпресс оф Айрленд» покинул порт Квебек и направился в Ливерпуль. На борту было 1057 пассажиров и 420 членов экипажа, а также (спасибо «Титанику») достаточное количество спасательных средств, чтобы вместить всех, кто был на борту.

В ночь на 29 мая судно почти вышло из устья реки Святого Лаврентия, когда прямо по курсу возникли огни встречного корабля — это был норвежский пароход «Стурстад», который вёз в Монреаль груз угля. Генри Кендалл, капитан «Эмпресс», приказал положить руль направо, чтобы разойтись с норвежцем левыми бортами.

Начал сгущаться туман. Видимость снизилась, и о местоположении обоих пароходов можно было судить только по звукам гудков. Внезапно «Стурстад» появился из тумана с правого борта лайнера. Кендалл приказал положить руль на левый борт и на полном ходу идти вперёд, но было уже поздно.

Укреплённый для плавания во льдах нос «Стурстада» словно консервным ножом вспорол корпус канадского парохода. Что ещё хуже, сразу после столкновения норвежец дал задний ход и выдернулся на свободу. В освободившуюся пробоину хлынула ледяная вода. Корабль накренился на правый борт, и открытые для проветривания иллюминаторы оказались под водой. Большая часть находившихся на нижних палубах пассажиров и матросов погибла уже в первые минуты после столкновения.

«Стурстад» после столкновения

Кендалл хотел было посадить тонущее судно на ближайшую мель, но вода уже заливала машинное отделение, а паропривод правого двигателя вышел из строя после столкновения. Поняв, что судно обречено, капитан отдал приказ покинуть корабль.

На борту «Эмпресс» было 36 спасательных шлюпок, рассчитанных на 1860 человек, и десяток деревянных плотов. Однако плоты оказались настолько крепко привинчены к палубы, что отодрать их можно было разве что вместе с палубой. А до шлюпок ещё нужно было добраться.

Через восемь минут после столкновения вода затопила динамомашины, и на судне погас свет. Лайнер вышел из порта всего за девять часов до аварии, и пассажиры попросту заблудились в бесконечных лабиринтах коридоров, проходов и трапов нижних палуб. К тому же, в момент столкновения многие спали и далеко не сразу сообразили, что происходит.

А времени на сборы и блуждание по кораблю не было. Через десять минут после столкновения корабль накренился настолько, что спускать шлюпки без риска для жизни сидящих в них людей было нельзя. Спустя семнадцать минут после столкновения лайнер уже полностью ушёл под воду. Несмотря на предельно чёткие действия экипажа, команда успела опустить на воду всего шесть шлюпок, две из которых перевернула волна, образовавшаяся в момент взрыва паровых котлов.

Судьба оставшихся за бортом была предопределена: температура воды в заливе не превышала пяти градусов по Цельсию. Часть оказавшихся в воде людей подобрали шлюпки со «Стурстада». Но когда через пятнадцать минут после того, как «Эмпресс оф Айрленд» опустилась на дно, к месту трагедии подошёл почтовый пакетбот «Леди Эвелин», его матросы смогли поднять всего 7 уцелевших, включая капитана Кендалла.

«Стурстад» после столкновения у пристани в Монреале

Всего спаслось 485 человек: 248 членов экипажа и 217 пассажиров. На суде оба капитана валили вину друг на друга. Как шутили в газетах, если верить показаниям их обоих, столкновение произошло в момент, когда оба судна стояли на якоре с выключенными двигателями. В итоге вина была возложена на норвежскую сторону.

Пожар на борту

В тридцатые годы в Америке царил «сухой закон», и в пароходных компаниях особой популярностью пользовалась так называемая «пьяная линия» Нью-Йорк — Гавана. Дешёвый кубинский ром начинал литься рекой как только корабли покидали территориальные воды США и не прекращал литься даже когда лайнер швартовался обратно в Нью-Йорке — главное было допить или оставить весь ром на борту.

Маршрут не утратил своей популярности даже после отмены «сухого закона». Вечером 7 сентября 1934 года пароход «Морро Касл» возвращался из очередного «пьяного» рейса. Всё на борту шло хорошо, пока за несколько часов до возвращения в Нью-Йорк в каюте не обнаружили мёртвое тело капитана. По всем признакам он был отравлен.

Спустя несколько часов в одной из кладовок начался пожар. Автоматические корабельные системы пожаротушения не сработали, действия экипажа были непоследовательными и неадекватными, и пассажиры пытались потушить пожар своими силами. Однако они не справлялись с огнём, пожар распространялся по коридорам, запирая тех, кто не успел выскочить наружу, в каютах и салонах. 20 минут спустя пламя охватило уже весь корабль. Некоторые члены команды покинули судно, бросив пассажиров на произвол судьбы.

Вступивший в должность капитана корабля старший помощник Уормс сделал всё, чтобы на борту корабля воцарился хаос. Он медлил с верными решениями, путался с приказами и даже сигнал SOS распорядился отправить только через 15 минут после того, как ему доложили, что справиться с огнём не получится. Пассажиры пытались спастись, прыгая из иллюминаторов и добираясь до берега вплавь. Когда через несколько часов до пылающего лайнера добрались спасатели, на борту ещё оставались люди. Можно назвать чудом тот факт, что из 549 человек на борту погибло всего 135.

На следующее утро обгоревший остов «Морро Касл» выбросило на берег Нью-Джерси. Следователи сразу заподозрили причиной пожара поджог, но так и не смогли найти виновных.

В катастрофе подозревают старшего радиста лайнера Джорджа Роджерса — изначально его считали героем, который, рискуя жизнью передавал в эфир сигнал SOS, но выяснившиеся впоследствии обстоятельства выставили радиста совсем в ином свете. Оказалось, что когда-то он пытался убить своего сослуживца с помощью бомбы и убил пару соседей, чтобы не отдавать им долг. Такой и корабль поджечь мог.

Обгоревший остов парохода на какое-то время превратился в настоящий аттракцион

В метрах от пирса

Как правило, большинство катастроф разворачивается посреди открытого моря, а если корабли и гибнут возле берега, то в этом обычно виновато сочетание рифов, плохой погоды, бурного моря и плохой видимости.

Однако история знает немало примеров, когда корабли тонули в ясную погоду средь бела дня при спокойном море. Обычно виноваты в этом чья-то глупость, халатность, неосторожность или просчёт.

В конце августа 1782 года гордость британского флота, линейный корабль «Ройял Джордж», затонул, стоя на якоре на внешнем рейде Портсмута, и унёс с собой на дно почти тысячу человек.

«Ройял Джордж» прибыл в гавань для прохождения мелкого ремонта и пополнения запасов воды, рома и продовольствия. Кораблю требовалось заменить пропускавший воду кингстон левого борта — для этого судно накренили на левый борт, выкатив все пушки этого борта в орудийные порты и откатив все пушки противоположного борта к центру палубы.

Во время ремонта на борту было многолюдно — все увольнительные на берег были отменены из-за боязни дезертирства, поэтому команда принимала гостей. Помимо экипажа на борту было несколько сотен человек — жёны, матери, дочери, женщины более вольных нравов, жулики, торговцы и все остальные.

Кингстон починили, но корабль так и не выровняли. Тем временем на борт судна грузили припасы, в том числе бочки с водой и ромом. Поскольку их грузили через левый борт, корабль накренился ещё сильнее, и через орудийные порты левого борта внутрь начала поступать вода. Один из корабельных плотников заметил это и побежал докладывать дежурному офицеру, но офицер отругал нерадивого матроса за то, что тот вбежал в офицерские помещения и послал его куда подальше.

Вода продолжала поступать, крен усиливался. Плотник попытался ещё раз с другим офицером, но его снова выставили взашей, на этот раз вежливо. Тогда встревоженный матрос побежал сразу к капитану, и тот наконец согласился, что корабль пора выпрямлять. Правда, пока пришла это пора, было уже поздно.

«Ройял Джордж» зачерпнул критическое количество воды, лёг на бок и спустя минуту скрылся под водой, утащив за собой пришвартованный к левому борту ромовый лихтер. Точное количество погибших неизвестно и по сей день, но оно оценивается примерно в 900 человек, в том числе 300 женщин и 60 детей. Спастись удалось от силы двум-трём сотням. Корабельный плотник пережил гибель корабля, но умер на следующий день, так и не придя в сознание. Офицер, отказавшийся его выслушать, выжил.

В метрах от пирса — 2

Когда водолазы спустились к «Ройял Джорджу», по соседству с ним нашли ещё один корабль: в 1545 году в той же гавани затонула «Мэри Роуз» — флагман флота английского короля Генриха VIII. Судно только что вернулось в строй после ремонта и как раз вовремя — английский флот готовился к бою против сил французского короля Франциска I, высадившегося на острове Уайт.

Однако стоило эскадре сняться с якоря, как «Мэри Роуз» накренилась на один борт, легла на воду мачтами и затонула за считанные минуты. Из 700 человек на борту выжило всего 40. Каракка никогда не отличалась остойчивостью, а после ремонта или переоснащения корабелы перестарались с артиллерией, перегрузив неустойчивое судно пушками. В 1982 году большую часть корабля подняли на поверхность, и сегодня останки «Мэри Роуз» доступны для осмотра в музейном комплексе «Исторические доки Портсмута».

В метрах от пирса — 3

В 1627 году шведы спустили на воду флагманский корабль «Ваза». В проектировании корабля принимал активное участие король Густав II Адольф, правитель амбициозный, а вот корабел, как оказалось, никудышный. Более опытные кораблестроители пытались убедить монарха, что построенный по его спецификациям корабль слишком неустойчив и должен быть шире, чтобы удержать на борту то количество пушек, которые Густав хотел на него навесить, но сюзерен остался глух к их предостережениям. А зря.

10 августа 1628 года корабль вышел в своё первое плавание, дал два торжественных залпа из всех орудий… а затем накренился на левый борт, лёг мачтами на воду и скрылся под волнами. Погибло свыше 400 человек, включая несколько десятков придворных.

Разъярённый король приказал взять выжившего капитана судна под стражу и отдать под суд. Суд поначалу горел желанием найти козла отпущения, но ознакомившись с завизированными королём чертежами пришёл к выводу, что, собственно говоря, «одному Богу известно», почему корабль затонул. В 1961 году «Вазу» подняли, законсервировали и выставили в одноимённом музее.

В метрах от пирса — 4

24 июля 1915 года две с половиной тысячи человек поднялось на борт прогулочного парохода «Истленд», который должен был отвезти семьи сотрудников компании Western Electric в однодневную экспедицию на озеро Мичиган.

Ещё стоя возле причала пароход начал крениться на левый борт. Но никто не обратил на это внимание, пока крен не стал слишком большим. Команда попыталась было выровнять судно, но было уже поздно — пароход лёг бортом на воду и перевернулся кверху килем.

Городские власти тут же развязали крупномасштабную спасательную операцию, но у запертых внутри корабля людей было мало шансов выбраться на свободу. В трагедии погибло 844 человека. 22 семьи погибли полностью.

Ирония судьбы — в аварии скорее всего были повинны спасательные шлюпки. После гибели «Титаника» все суда обязали обзавестись шлюпками по количеству пассажиров. Владельцы парохода навесили на верхние палубы «Истленда» дополнительные шлюпки, но никто не додумался проверить, как лишний груз повлияет на остойчивость и без того не слишком устойчивого корабля.

{ "author_name": "Алексей Ионов", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043c\u043e\u0440\u0435\u0439","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","long"], "comments": 171, "likes": 771, "favorites": 1000, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 180549, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 05 Aug 2020 17:11:37 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
171 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
30
Ответить
1 комментарий

Умственный рак

29
Ответить
91

Автору чая, очень хороший лонгрид без всякой воды и конспирологии

Ответить
19

присоединяюсь, прочлось на одном дыхании. Разве что, только по времени попрыгали взад вперёд, но спасибо!

Ответить
11

В смысле без воды? А корабли тут при чем тогда? 

Ответить
50

Хорошая статья, пусть и без некоторых важных или просто интересных нюансов катастроф - так, в Галифаксе посмертно прославился железнодорожный диспетчер, который, находясь недалеко от пирса, остался, чтобы предупредить идущий в город поезд об опасности, и погиб при взрыве.
И для автора, способность судна противостоять крену или дифференту называется остойчивостью, а не устойчивостью.

Ответить
11

Про диспетчера я не стал включать, потому что и так очень большой текст получался, некоторыми данными пришлось пожертвовать. 

Ответить
10

Ну, Галифакс в свете текущих событий как нельзя актуален, так что можно было и пошире написать)

Ответить
8

Да, я тоже вчера об этом подумал когда новости включил
Но текст я сдавал на той неделе еще)

Ответить
1

А кому ты текст сдавал?)

Ответить
0

Выпускающему редактору, очевидно же.

Ответить
1

Какому редактору? Автор часть редакции дтф?

Ответить
0

Хз, галочка-то стоит.

Ответить
0

Оп, не заметил. Теперь все понятно)

Ответить
0

Мало жертв, что ли, и так?

Ответить
0

Спасибо за статью, действительно интересная. По поводу Титаника, очень уж много событий, фактов и конечно косвенных доказательств, что всё-таки это было намеренное затопление судна, чтобы отбить невероятную по тем временам страховку. Видимо они планировали , просто дать очень хорошую аварию, придать этому шумиху на весь мир и стать такими, ну.....чуть ли не компанией которая сможет из любой ситуации выбраться и сказать миру, что наши карабли самые надёжные, может и затопить хотели специально, но это конечно всё домыслы. Но я уверен точно, что они хотели события с караблем и дело не в скорости доставки людей через Атлантику.

Ответить
8

И теперь в честь него именуется паром в Галифаксе

Ответить
2

Перепроверил
А нет, таки налажал с устойчивостью)

Ответить
0

Я как раз собирался спросить, не редактировал ли кто

Ответить
0

У автора в тексте была именно остойчивость) 

Ответить
30

кстати, как кораблестроитель и проектант, отмечу, что именно те конструктивные "недостатки" Титаника, которые на протяжении уже почти ста лет ему ставят в вину, позволили спасти тех, кто спасся - корабль почти до самого конца тонул на ровном киле, без особого крена и дифферента, и тонул почти 2 часа.

Любое современное, вроде бы более непотопляемое судно, при таком объеме и расположении повреждений, затонет не медленнее, и, боюсь, более драматично.

Ответить
–46

Таки вроде затонул брат близнец "Титаника" - "Британик". И все это было специально подстроено так, чтобы получить деньги за страховку. 

Ответить
68

а пирамиды построили инопланетяне, а США не высадились на луну, а сняли фотосессию в павильоне 

Ответить

Каменный корабль

DELETED
24

Это типо ты сейчас пошутил правдой?

Ответить
2

Слишком длинный язык. За ним уже выехали...

Ответить
2

А земля плоская...

Ответить

Каменный корабль

Роман
0

Если ты пытался так пошутить, это не вышла. Эта конспирологическая теория полный вброс, проверяется элементарно. Кривизна земли есть, только до сих пор непонятен угол кривизны, отрицательный или положительный.

Ответить

Чуждый Филипп

DELETED
3

 США не высадились на луну, а сняли фотосессию в павильоне

Хватит о былом!
Прямо сейчас Нолан Гений готовится к съемкам высадки SpaceX на Марс!!!

Ответить
0

Ну ваще, тема со съемкой Кубриком высадки выглядит реальной. Если вскроется, что съемку таки подделали, я не буду удивлен. А пока нету пруфов увы и ах.

Ответить
16

Продолжим теорию заговора! Вот и виновница 😑

Ответить
5

насколько я читал где-то вроде, когда толи с Олимпика толи с Британика спасались, её шлюпка ещё и под винт какой-то попала и там тоже чуть не все умерли, кроме неё конечно

Ответить
0

Британник.

Ответить
4

Гораздо обиднее истории тех, кто пережил Титаник и потом погиб на "Эмпресс оф Айрленд" 

Ответить
0

А ещё была версия про немецкую подлодку. Но официальная про айсберг

Ответить
15

С чего бы немцам, даже если бы их подлодки могли достигнуть этого района атлантики, топить британский лайнер за два с лишним года до войны?

Ответить
19

Конспирология бессмыслена и беспощадна

Ответить
6

И это мы еще не говорили про теорию, что Черчилль намеренно подставил "Лузитанию" под немецкие торпеды, чтобы США в войну втянуть)))

Ответить
3

Известно, что британский историк лорд Кентервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся мумию египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа IV (XIV век до н.э.). Под ее головой находился амулет с изображением Осириса – бога возрождения и царя загробного мира в древнеегипетской мифологии. Надпись на амулете гласила: «Восстань из забытья и одним взглядом победи всех, кто встанет на твоем пути».
Эту мумию археологи обнаружили в 80-х годах XIX века близ Каира. Долгое время она хранилась в Британском музее, но в 1912 году редкий экспонат выкупил один американский коллекционер. К новому владельцу мумия должна была отправиться на «Титанике» в сопровождении лорда Кентервиля.

Останки прорицательницы были слишком ценным грузом, чтобы хранить их в трюме, поэтому ящик с мумией поместили рядом с капитанским мостиком. Именно это, согласно легенде, и привело к трагедии: якобы дух прорицательницы решил отомстить людям, потревожившим ее покой. По этой версии мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость.
Через некоторое время после катастрофы в газетах появились рассказы выживших пассажиров о трагедии. Многие утверждали, что буквально за несколько минут до катастрофы капитана видели рядом с ящиком, в котором везли мумию. После этого он якобы вел себя очень странно и ни на что вокруг не реагировал.

Ответить
0

А что стало с мумией? Её спасли?

Ответить
3

Сменила постоянную прописку

Ответить
2

Аминь

Ответить
–1

тренировались, к войне ведь заранее надо готовиться

Ответить
1

Тогда в средиземноморье было на чём потренироваться, балканские войны же.

Ответить
5

Британник потонул только в 1916 году. Как он мог потонуть вместо Титаника?

Ответить
1

Видимо он про эту версию и Олимпик.Там всего было три корабля. 
https://www.kommersant.ru/doc/318384

Ответить
10

Да это просто конспирология какая-то, не более. Типа верить в такое равносильно не верить высадке на Луну, или полёту Теслы в космосе

Ответить
2

Про то и речь. Даже в довольно открытых делах возникает конспирология. 

Ответить
1

Дада, вот почему СССР прекратил свое существование. Как корабль назовешь, так он и поплывет. 

Ответить
1

Эх детство... Там еще два доп колесика было ))

Ответить
0

У меня лично был "Лёвушка", тоже с допколёсиками.

Ответить
5

Ага, после чего выживший владелец White Star, зачем-то оказавшийся на судне, на всю оставшуюся жизнь оказался изгоем, а страховку вероятно рептилоиды получили.

Ответить

Каменный корабль

Layben
1

Я тоже не понял почему автор пропустил Британик и Олимпик

Ответить
10

Технически Британник был военным судном и легитимной целью на момент гибели, да и погибших было немного. Олимпик же был спокойно порезан на металл после долгой службы.

Ответить
3

Гигантик(а именно так тогда назывался этот лайнер,Британиком он стал позже)к тому моменту находился в процессе постройки. Теория что на дне Олимпик базируется на мифе,якобы на затонувшем лайнере были найдены детали с индексом 400(серийный номер Олимпика-400,Титаника-401,Гигантика-433). Никаких пруфов у этой истории нет,а те кто реально погружался к лайнеру ничего с индексом 400 не видели. Причем даже если это было бы правдой,очевидно что к уже эксплуатируемому лайнеру были запасные детали,которые могли ставить на такой же корабль в процессе его постройки.

Ну и самый весомый аргумент в пользу пососности этой теории-Олимпик и Титаник имели ряд отличий,которые очень заметны. И по этим отличиям замечательно видно что на дне лежит именно Титаник.

Ответить
13

Если бы капитан потрудился учесть кучу полученных предупреждений об айсбергах на маршруте следования лайнера, он бы приказал бы снизить скорость, и у первого помощника Уильяма Мэрдока было больше времени.

Капитан в день катастрофы получал ледовые предупреждения и предпринял меры: увеличил количество вперёдсмотрящих, приказал внимательно высматривать лёд и в случае любой внештатной ситуации доложить ему лично.
На суде поднимался вопрос о скорости. Сразу несколько капитанов давали показания и ответ был одним и тот же: ни ледовая обстановка, ни ночное время суток не являлись основанием для снижения скорости судна. Обычная практика для того времени.
Если бы у вперёдсмотрящих в вороньём гнезде были бинокли, они бы заметили айсберг раньше.

Опять же из показаний капитанов в суде: бинокли, особенно в ночное время, сильно сужают обзор. 
Если бы Уильям Мэрдок сразу повернул руль влево, а не отдал приказ «Полный задний ход», «Титаник» бы быстрее ушёл влево и задел бы айсберг по касательной, а то и вовсе разминулся бы с ним.

Из показаний многочисленных свидетелей: команды «Полный задний ход» вообще не было. Айсберг слишком поздно заметили. Только "Лево на борт", затем "Право на борт", чтобы корма не задела айсберг.
А получилось, что подводная часть айсберга распорола обшивку первых пяти отсеков — ниже ватерлинии зияла дыра длиной в 100 метров.

Никакой дыры, а несколько пробоин. Длина самой большой 10 метров. Повреждения были на стыке листов обшивки, там, где они скреплялись заклёпками.

Ответить
1

Если я не путаю, капитан получил 5 предупреждений, а 6, пришедшее от "Калифорниана" за 40 минут до катастрофы, так и осталось на столе у радистов.

Про "Не являлось основанием" могу согласиться, в то время много что не являлось основанием для снижением скорости, отмены или задержки рейса и в результате куча кораблей пошла ко дну.

С биноклями тоже согласен, в данном случае, насколько я читал, на катастрофу повлияла безлунная ночь, спокойное море и тот факт, что "айсберг был тёмным, то есть недавно перевернувшимся".

Из показаний многочисленных свидетелей: команды «Полный задний ход» вообще не было. Айсберг слишком поздно заметили. Только "Лево на борт", затем "Право на борт", чтобы корма не задела айсберг.

А вот тут во всех источниках, что я читал, были именно "Полный назад" и "Лево на борт", без "Право на борт".

Никакой дыры, а несколько пробоин. Длина самой большой 10 метров. Повреждения были на стыке листов обшивки, там, где они скреплялись заклёпками.

А вот здесь странно. Он же его задел правым бортом по касательной, соответственно, пробоина была на все пять первых отсеков. 

Ответить
7

"Право на борт" просто не могло не быть. Иначе бы под ударом оказалась корма. Даже у Кэмерона в фильме это есть.
Про команду  "Полный назад" говорил лишь один офицер Боксхолл, но  большинство показаний против этой версии.
Было проведено сканирование борта во время экспедиции в 90-х.

Ответить
11

Так, а где про паром Эстония? В Таллине даже памятник огромный есть к годовщине этой трагедии. Там тоже мутная история какая-то, развязывавшая руки конспирологам.

Ещё по теме, кто увлекается такими вещами — потрудитесь найти книжку «По следам подводных катастроф», там очень круто и интересно про аварии на подлодках.

Ответить

Чуждый Филипп

Anton
9

Крушение Эстонии и Коста-Конкордии точно стоило бы включить в статью. Совсем недавние катастрофы, буквально на глазах произошедшие.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_парома_«Эстония»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_«Коста_Конкордии»

Ответить
4

с этой книжкой надо быть аккуратным, там много фигни
но для новичков в теме - интересно, конечно

Ответить
5

Что особенно нравится в его истории, так это то что после того как затонул третий корабль с котом на борту, кота ссадили на берег и решили больше на борт не брать)

Ответить
8

Эх, и такое большое количество из-за простого пренебрежения и неаккуратности. 

Ответить
8

Техника безопасности написана кровью, как известно

Ответить

Чуждый Филипп

LobZ
7

Всегда горит когда ругают героев Чужого, но при этом забывают какая дичь творится в реальной жизни

Ответить

Невозможный клуб

Чуждый
0

Дичь творится руками необразованных кадров и в критических ситуациях, а в Чужом последнем, там учёные на прогулке по неизвестной планете дичь творят :)

Ответить

Чуждый Филипп

Невозможный
5

 необразованных кадров и в критических ситуациях

Образованный капитан Коста-Конкордии в штатной ситуации...

Ответить

Невозможный клуб

Чуждый
4

Штатной ситуации это плавать у острова без карты рифов когда за рулем какой то балбес, который право с лево перепутал и плохо понимал команды капитана на анлийском?) У Ридли в фильме все поголовно такие балбесы.

Ответить

Чуждый Филипп

Невозмо…
3

Юноша, Коста Конкордия выполняла обычный рейс в штатных условиях

Капитан САМ принял решение сойти с курса и пройти вдоль берега

Нештатную ситуацию тут создали сами себе
Эталонный человеческий фактор

 Отключил автопилот и систему судовой тревожной сигнализации инерциальной навигации

Ответить
1

Тут две трети катастроф историй скорее из-за денег. Все торопились, экономили на безопасности. 

Ответить
10

Для любителей подобного есть пара древних страниц на том самом:
http://lurkmore.to/Кораблекрушение/Хроника_наиболее_выдающихся
http://lurkmore.to/Авиакатастрофа

Ответить
3

Особенно запомнилось, как джентльмены спустили женщин и детей на шлюбки, которые потом перемолоть колесами парохода.
А сам пароход, в итоге не затонул.

Ответить
9

Ну а где "Худ", я вас спрашиваю? 
Уникально невезучий корабль, получивший снаряд из третьего залпа в сектор шириной в полтора градуса - единственный угол, с которого можно было прямой наводкой попасть в артиллерийский погреб башни главного калибра. 
Из 1800 человек выжило трое. 

Ответить
4

Всё же потопление боевых кораблей - не катастрофа, а лишь элемент войны. Так-то много можно вспомнить трагедий, тот же Сидней, погибший со всей командой, или избиение японцев в проливе Суригао (хотя вот мне японцев не очень жалко в ту войну). Ютланд с тяжелейшими потерями британцев или бой у Фолклендов (меня всегда забавлял факт, что и адмирал Шпее, и крейсер, названный в его честь, погибли в одном и том же регионе далеко от метрополии, невезучее место) тогда могли бы быть тоже упомянуты.

Ответить
0

Согласен, но с Худом получилось наиболее наверное эпично за всю историю войны на море. Флагман сильнейшей морской державы, первая минута боя, и такое невероятное невезение. 

Ответить

Чуждый Филипп

Илья
1

Я даже новости помню, когда это произошло
Жуткая история, тем более место казалось бы безопасное, оживленное и сто раз хоженное

Ответить
0

так дело не в месте
а в профнепригодном экипаже
что вообще для гражданского флота экс-ссср очень характерное явление

Ответить

Чуждый Филипп

Boris
0

У Эстонии штормом носовую рампу оторвало
За что ругаешься экипаж?

Ответить
1

За то, что нормальные люди 
А) не ходят таким курсом к волне в таких условиях на судах с носовой расположен
Б) выставляют вахтенного наблюдать за слабым узлом
В) выставляют вахтенного на автомобильную палубу, или хотя бы гоняют кого-то туда раз в несколько минут, ибо достаточно буквально несколько сантиметров воды на ней и всем могила. 

Ответить

Чуждый Филипп

Boris
1

Надуманные претензии

Ответить
5

Спасибо, теперь когда буду плыть на пароме, буду на верхней палубе, а не в каюте. Даже ночью. 

Ответить
12

Спать сразу в спасательной шлюпке)

Ответить

Невозможный клуб

NastPsych
3

А она окажется привинчена намертво :)

Ответить
0

Жить захочет-выкрутит голыми руками)

Ответить
2

Во всех случаях, кроме торпедной атаки, советую находиться не на верхней палубе, а ближе конкретно к спасательным средствам)
А если серьёзно, читать схемы эвакуации и слушать инструктаж лучше заранее.

Ответить

Чуждый Филипп

Вадим
1

буду на верхней палубе, а не в каюте. Даже ночью

Думаешь сидеть всю ночь в баре на верхней палубе поможет?

Ответить
8

Советский пассажирский пароход Адмирал Нахимов потерпел крушение 31 августа 1986 года, погибли 423 из 1234 человек. Моей маме предлагали билет, но к счастью она в последний момент отказалась, так как надо было готовиться к экзаменам. Вместе нее поплыла знакомая и утонула. В принципе этого комментария мог и не быть, события происходили за 3 года до моего рождения. Такие дела.

Ответить
7

В описании причин катастрофы Титаника многовато неточностей и мифов, которые уже давно опровергались. Рекомендую ознакомиться http://titanicsociety.ru/ и с этой группой https://vk.com/titanic_society. Там есть всё по этой теме.

Ответить
2

У меня "Титаник" в основном идёт по Уолтеру Лорду, у него книга основана на беседах с выжившими. Спасибо, надо будет посмотреть. 

Ответить
2

Есть ещё вот такое интервью. Литературу лучше было бы поактуальнее почитать, конечно. Милош Губачек "Титаник", например, хотя уже и там есть некоторые неточности.

Ответить
1

Спасибо, включил в список на прочтение. 

Ответить
1

По морро Кастл не стоит валить все на Роджерса, он действительно вёл себя как герой и что-что, а поджечь скорее всего не мог

Достаточно интересный анализ трагедии есть у Алексея Ракитина
http://murders.ru/MC_in_fire_1.html

Ответить
–22

Статья даже косвенно не близка к основной тематике сайта, идите на TJ с таким контентом

Ответить
14

давайте лучше вы пойдете отсюда куда-нибудь?

Ответить
1

С фига ли? У Комитета есть сайт для такого контента, там ему место

Ответить
0

Например — на хуй. 

Ответить
2

Маня-аниме забыли спросить. 

Ответить
0

В натуре, анимешник - хуже пидораса

Ответить
0

зато лучше тебя)

Ответить
0

почему так?

Ответить
0

Ох, сука, я же тебе в другом треде минус поставил, а ты сюда пришел (чисто случайно). Ещё и всем моим статьям минусы влепил, какой молодец

Ответить

Прохладный Данила

lostted
2

Злюка.

Ответить
5

Помимо Галифакса был ещё такой эпичный случай
Взрыв в Те́ксас-Си́ти — техногенная катастрофа, случившаяся 16 апреля 1947 года в порту города Тексас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (фр. Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате взрыва погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Тексас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Однако количество погибших людей увеличилось из-за сильного пожара в городе и последующих двух взрывов судов, которые имели на борту аналогичный груз. Всего в результате данной трагедии погибло более полутора тысяч человек, ещё несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Итоги трагедии: 581 погибший, 113 пропавших без вести, 5 тысяч раненых. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.

Сенат США назначил комиссию по расследованию трагедии. В результате её работы были установлены следующие причины инцидента:

Грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры. Её надлежало упаковывать не в бумажные мешки, а в герметичные ёмкости;
Грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах. Грузчикам не запрещалось курить, и, видимо, окурок послужил причиной возгорания.
Беспечное отношение администрации порта и капитана парохода «Гранкан» к аммиачной селитре как простому безобидному удобрению, а на деле являющейся ещё и сильнейшим взрывчатым веществом.
Неосведомленность местной пожарной охраны Тексас-Сити о правильном тушении аммиачной селитры.

Ответить
0

ну, уже можно смело дописать сюда и Бейрут.
2400  тонн.

Ответить
5

Только с корабля её уже сгрузили, так что в корабельные катастрофы не запишешь.

Ответить
4

ну да, в портовые пойдет :)

Ответить
0

И Бомбей (Форт Стайкин). Человеческих жертв не так много, но город снесло до конца войны

Ответить
5

Спасибо, познавательно.
Однако, удивлён, что не упомянут линкор "Новороссийск".

Ответить
1

и БПК Отважный.
Оба случая - позор и без того не сильно прославленного (в отличие от подводников) советского надводного флота.

убить такое количество людей в полностью контролируемой ситуации при десятке начальников - надо очень хорошо постараться. Постарались, позорники.

Ответить
–10

Еее лонг про морские крушения

Ответить
3

Мммм,очередной бред про Титаник.Ну разберем это подробней.

Боссы «Уайт Стар» решили, что раз уж не могут взять скоростью, то будут брать удобствами, и заказали постройку двух одинаковых лайнеров повышенного комфорта.

Лайнеров было три .Олимпик(который к слову успешно служил до 1935 года,даже подлодку таранул в ПМВ),Титаник и Гигантик(который после постройки прошел модернизацию связанную с системами спасения и БЗЖ,был переименован в Британик)

Если бы у вперёдсмотрящих в вороньём гнезде были бинокли

Бинокли тогда не полагались рядовому плавсоставу,только офицерам полагался бинокль. Задача впередсмотрящего-увидеть препятствие,после чего доложить офицеру. Именно офицер осматривает препятствие и дает оценку опасности объекта и принимает решение. К слову,многие моряки считали что бинокль убирает периферийное зрение,и использование бинокля ночью только во вред.

Если бы Уильям Мэрдок сразу повернул руль влево, а не отдал приказ «Полный задний ход», «Титаник» бы быстрее ушёл влево и задел бы айсберг по касательной, а то и вовсе разминулся бы с ним. Если бы Мэрдок принял решение таранить айсберг носом, все, кто находился на носу погибли бы, но корабль бы уцелел.

Команда Мэрдока не была выполнена. С момента обнаружения айсберга до столкновения с ним прошло около 48.5 секунд. Команда "право на борт" была отдана спустя 20-21 секунду,а сам руль был переложен к 28-ой секунде. Команда "Стоп машина" была отдана в 24 секунды,а ответ из машинного отделения пришел после столкновения. Касательно столкновения с айсбергом-опять же бред.  Действительно,в то время был опыт,когда лайнер столкнулся с айсбергом и получил незначительные повреждения,только вот как говорится в классическом анекдоте-есть один нюанс. Лайнер Колумбия(а именно он протаранил айсберг в свое время)имел водоизмещение не более 10 тысяч тонн,а само столкновение было совершено на скорости в 2 узла. Титаник имел водоизмещение около 51 тысячи тонн и скорость хода в момент столкновения в 20 узлов. Разница полагаю ощутимая,не так ли?

Офицеры отчаянно пытались соблюсти подобие порядка, матросы и стюарды окружали шлюпки живой стеной, пропуская только женщин и детей, но всё равно многим мужчинам удавалось занять место, выдав себя за гребцов. Грести из них, понятное дело, не умел почти никто.

Эвакуация шла с обоих бортов. На правом борту эвакуацией руководил Мэрдок,который действовал по принципу "сначала женщины и дети-после остальные",на левом борте же был Лайтоллер с принципом "только женщины и дети-остальные по необходимости". Соотношение спасенных примерно 75% с правого и 25% с левого борта соответственно. Случаев мимикрии под гребцов было крайне мало.

Ответить
0

Ночью бинокль говно, подтверждаю

Ответить
2

Спасибо за отличный пост, прямо от начала и до конца. 

До сих пор не укладывается в голове как могут столкнуться два корабля? Ну море же большое, ну разойдитесь вы — а нет. Такая же фигня и с самолётами. Человеческий фактор :(

Ответить
2

Ну, с самолетами по-разному бывает. 
Есть ситуации типа JAL с оторванным хвостом, когда летчик не может сделать ничего :(
Но в основном вы правы, конечно - в 99 процентах катастрофа это цепь последовательных ошибок. 

Ответить
–3

" пропуская только женщин и детей, но всё равно многим мужчинам удавалось занять место, выдав себя за гребцов. Грести из них, понятное дело, не умел почти никто."
Эм, а что - мужчины не достойны того, чтобы жить или как? А то звучит как будто претензия. Как эти ебанные мужики вообще посмели занять места в шлюпках выдав себя за гребцов хотя и грести никто из них не умел. Вот суки бесполезные, нет бы сдохнуть и освободить места женщинам.

Ответить
5

Ну вообще по крайней мере в те времена на море существовал написанный закон «Первыми спасают женщин и детей». Соответственно, в лодки первым делом пускали или женщин или детей, или членов экипажа-гребцов. И многие пассажиры первого класса отказывались садиться в лодки пока на судне оставались женщины и дети. А тех мужиков кто сел потом покрыли позором. Как например Космо Даффа Гордона или Брюса Исмея.

Соответственно, садящиеся на вёсла мужики, выдававшие себя за гребцов просто подвергали опасности всех кто был в шлюпке. Другой вопрос почему приписанный к шлюпкам экипаж не умел грести...

Ответить
0

И называлось это "закон Биркенхеда".
Капитан английского миноносца Биркенхед, терпят катастрофу, поставил офицеров и морпехов охранять шлюпки, пока не мели более слабые. Так и пошло - women and children first. 

С Исмеем там все не так очевидно, кстати. Есть мнение, что место занял он по прямому указанию помощника капитана и по своему "штатному" расписанию. И в момент, когда он его занимал, масштаб катастрофы был непонятен никому, не говоря уже об осознании факта нехватки мест. Первые шлюпки вообще полупустые ушли.

Но прессе нужен был козел отпущения, и Исмей подходил идеально - трус, капиталист, ради прибыли погубивший тыщу человек. 

Кстати, гад ты, автор :) 
На волне ностальгии по корабельной истории пошел и купил сборную модель Титаника, хотя зарекался уже новые модели покупать :) 

Ответить
2

Я вас в магазин не тянул))

Но из всех катастроф, что не попали в статью, меня больше всего поразила трагедия "Ла Бургони" - вот там как раз на принцип "Женщины и дети вперед" положили болт и все женщины и дети на борту погибли.

Ответить
2

Да, очень мрачная история была. 
К  сожалению, не единственная. 
С тем же "нахимовым" позора в поведении людей хватило. 

Если мне не изменяет память, то одна женщина на Бургони все же спаслась. 
Кстати, эта история отлично показывает разницу между аристократией и, гм, прямо скажем, быдлом. С одной стороны, остающиеся на палубе аристократы и "буржуи" на Титанике - с другой, режущие ножами женщин за место в шлюпке нелегальные итальянские иммигранты на Бургони. 

Ответить
0

Ну на одного Астора на борту Титаника тоже нашлись Космо Дафф, Исмей и Харпер, который сел в лодку с переводчиком, секретарем и мопсом.

Ответить
0

Про исмея я выше написал, читал разное по его поведению. 

Ответить
0

Да, я видел. Просто его имя уже стереотип, сложно отделаться.

Ответить
0

"Соответственно, в лодки первым делом пускали или женщин или детей, или членов экипажа-гребцов. И многие пассажиры первого класса отказывались садиться в лодки пока на судне оставались женщины и дети."
А что если шлюпка была бы полностью заполнена женщинами и детьми?  Как - далеко такая шлюпка уплыла бы? Не важно, важно то, что если такой закон существовал - это мерзость. Какой сексизм лучше - когда бедных девочек не воспринимают всерьёз в киберспорте или когда мужчинам нельзя спасать свои жизни, если только они не экипаж? Кто-то скажет, что никакой не лучше, вот только сомневаюсь, что когда тянучку недооценивают где-либо это приводит к смерти.
И конечно. Дело не только в законе.
"И многие пассажиры первого класса отказывались садиться в лодки пока на судне оставались женщины и дети."
И что мне это должно по  вашему сказать? Что в те времена мира существовали так называемые "джентльмены" -  которые считали, что мужик должен терпеть, страдать, не показывать эмоции и в конце концов сдохнуть, оставляя всё женщинам и детям? Вроде такое называется "настоящий мужик", если не ошибаюсь. Человеческий самец, который должен быть сильным, умным, харизматичным, первым, крепким в физическом и моральном плане как кремень, не показывающий эмоций, не дающий волю чувствам, терпящий все невзгоды, и первым идущий на смерть. Вы думаете, что я говорю это всё  не к месту? Ну почему же. Вы мне говорите,  что тогда существовал мерзкий сексистский закон по которому у мужиков было тупо меньше шансов выжить только из-за их пола. Потом вы мне говорите, что надо же какой сюрприз - оказыается в обществе существовал некий образ мужчины, предполагающий некую стойкость, силу духа, жертвенность - кто бы мог подумать, что какие-то мужчины  захотят следовать такому образу? И в нашем веке это продолжается - есть армия, куда забирают мужчин только потому что они мужчины, а если не сходил в армию, то ты "не служил - не мужик", что "мужик должен"; что мужчины должен делать шаг первыми; что мужчины более  эмоционально стойкие, а женщины менее, а потому естественно, когда с проблемой девушка жалуется парню, а не наоборот (можете посмотреть у меня в профиле другой комментарий в теме игры мстителей). Кстати, вы знали, что мужчины совершают больше самоубийств, чем женщины, а также меньше обращаются за помощью?

К чему я это всё говорю? К тому, что когда я указал на этот абзац текста, то в ответе от автора я ожидал увидеть что-то подобное "нет-нет, я вовсе не имел в виду, что мужики не достойны жизни. Каждый независимо от пола имеет право на жизнь. Просто в то время существовал такой мерзкий закон согласно которому женщин и детей первыми пускали в шлюпки и потому я выделил это отдельно". Но в вашем ответе я этого не увидел. Лишь аргумент, что вот так вот  в обществе существовал некий образ мужчины, которому некоторые мужчины следовали и жертвовали свои жизни, а также то, что те мужчины которые всё же попали на шлюпки были покрыты позором.
Неужели вы из тех, кто придерживается  стандарта "настоящего мужика", а также "мужик должен? :)

Ответить
2

Крутой материал. Спасибо!

Ответить
2

У Ракитина есть хороший материал по "Морро Касл".
http://murders.ru/MC_in_fire_1.html

Ответить
0

Поддерживаю, как минимум обеляет Джорджа Роджерса, на которого стали сваливать вину за трагедию

Ответить
2

Моё уважение автору
Очень хороший материал

Ответить

Собачий крюк

–1

В этом списке катастроф, гибель "Лузитании" - пожалуй самая странная, если не сказать - рукотворная. В пользу подставы говорят следующие обстоятельства:

1. На борту судна находилось 200 американских граждан, в том числе видный миллионер Альфред Дж. Вандербилт
2. На предложение поднять флаг нейтральных тогда ещё США, капитан Тёрнер ответил отказом.
3. "Лузитанию" должен был сопровождать крейсер "Джуно", но ему на полпути к месту встречи с лайнером поступил приказ вернуться в порт.

Так что действительно, англичане очень хотели получить сильного союзника в войне с кайзеровской Германией. Пусть и принеся в жертву один из лучших своих лайнеров. Примечательно, что в ту пору первым лордом британского адмиралтейства был ни кто иной, как Уинстон Черчилль, которому вскоре будет суждено стать настоящей легендой среди бритнаских политиков, но это уже другая история.

Ответить