Ужас и красота славянских русалок

Ужас и красота славянских русалок
Вы также можете прослушать статью в аудиоформате

Что мы знаем о русалках? Благодаря массовой культуре в нашем сознании укоренился образ русалок как прекрасных девушек с рыбьими хвостами, которые живут в глубине океана. Однако в славянской традиции они представляются совсем по-другому.

Русалки у славян – это особая категория вредоносных духов, чаще всего женских. По верованиям крестьян, ими становятся молодые девушки, умершие до свадьбы. Но в некоторых случаях, хотя и довольно редко, русалками становились и юноши, также погибшие до женитьбы, или даже дети. Считалось, что если мать проклянёт своего ребёнка или он умрёт некрещёным, то непременно станет русалкой.

Описания этих духов разнятся в зависимости от региона. На русском севере русалки предстают в облике страшных сморщенных старух с растрёпанными чёрными волосами и огромными грудями, которые они закидывают за спину. Согласно поверьям, такой грудью русалка может покалечить или даже убить. Но чем южнее область, тем мягче и миловиднее был облик русалки в представлениях крестьян. На юге их видели в образе красивых юных девушек, одетых в длинную белую рубаху, обязательно неподпоясанную (кстати, о значении пояса для славян можно прочитать в моей прошлой статье). Но иногда их представляли без всякой одежды, совершенно нагими. У южных русалок были длинные распущенные волосы русого или зеленоватого оттенка, а голову украшал венок из цветов.

Ужас и красота славянских русалок

Вот как описывали русалок в Орловской губернии: «Тело у них белое как снег, лицо светлое, как восходящая луна, волосы красновато- светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки как пух». Такой образ очень хорошо передаёт представление о русалках как о несостоявшихся невестах – ведь раньше если девушка умирала до замужества, её хоронили в свадебном наряде. Белое одеяние и венок являются символом их девичества и вечной невинности. А распущенные волосы – неизменный атрибут русалки – показывают их принадлежность к потустороннему миру. Дело в том, волосы издавна наделялись огромным значением, считалось, что в них заключена магическая сила. Поэтому женщины и девушки всегда заплетали косы и часто носили платки – так они упорядочивали свою силу, сдерживали её и показывали свою принадлежность к миру обычных живых людей. В противовес этому существам, связанным с потусторонним миром, была присуща лохматость. Такие создания как русалки, ведьмы, полудницы и полуночницы всегда оставляли волосы распущенными, тем самым показывая принадлежность к хаосу.

В некоторых русских поверьях русалки имеют способность к оборотничеству, например, считалось, что они могут принимать облик сорок, лебедей и других птиц. А где-то и вовсе верили, что русалку можно превратить обратно в человека, надев на неё крест. Во Владимирской губернии ходили рассказы, о двух юношах, которые, повстречав русалок, сумели надеть на их шеи кресты и затем женились на них. Но скорее всего, это уже поздние представления, на которые повлияло христианство.

Ужас и красота славянских русалок

Обитали русалки, как правило в злаковых полях, лесах, в озёрах, прудах и других водоёмах, а иногда даже на кладбищах. По мнению исследователей, место обитания русалки находится именно там, где она умерла или обрела могилу. Так, например, если девушка утонула, то и дух её будет жить в воде. Самоубийц обычно хоронили на границе леса или поля, следовательно, их духи поселялись там. В лесу, к сожалению, многие находили свою смерть – от лап животных и холода – или пропадали без вести, и тогда лес тоже населялся духами. От этого же, как считают фольклористы, зависел и цвет волос русалок. У водных они были зеленоватые, у лесных и полевых – русые или красноватые.

Согласно верованиям, русалки были вполне весёлыми созданиями, любили петь и танцевать, часто водили хороводы. Кроме этого они обожали сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать свои длинные волосы. Есть поверье, что если кто-то похитит гребень русалки, она будет преследовать его и приходить по ночам до тех пор, пока гребень не будет возвращён.

Интересно, что никаких хвостов в описании славянских русалок не встречается. Подобный образ стал распространяться уже в 19 веке под влиянием романтической литературы и западноевропейской мифологии. Впрочем, как и мотив любовной связи русалки и человека. В более древних представлениях несмотря на привлекательную внешность и весёлый нрав, с русалками старались лишний раз не встречаться, и вообще очень их боялись, ведь считалось, что они легко могут погубить. Своим чарующим голосом, песнями и шутками они заманивали людей в чащу леса или в пруд, где щекотали их до смерти или топили. Если русалке удавалось убить какого-нибудь юношу, она могла взять себе его в мужья. В славянских быличках говорится, что у них даже могут быть дети.

Ужас и красота славянских русалок

Однако существовали способы защититься от русалок. В этом случае на помощь приходили оберег, благо их было много. Самый распространённый и сильный – полынь. Эту траву старались всегда носить с собой – клали за пазуху, привязывали к одежде или просто держали в руке. Другим мощным оберегом служил круг, очерченный вокруг человека, но помогали также железные предметы, иголки, базилик, крапива, чеснок, ветки берёзы. Их втыкали в крыши домов и в хлев, чтобы защитить животных. После христианизации к оберегам добавились крест и молитва.

Ужас и красота славянских русалок

Особенно активными русалки становились на Троицокй неделе. Это время в начале и середине июня, когда весенний цикл завершается, солнце светит в полную силу, а цветы и травы находятся на пике своего роста и обретают особую силу и магическое значение. Троицкая неделя раньше называлась Русальной, так как совпадала с древнерусским языческим праздником «Русалии», который был посвящён поминовению всех, кто умер молодым. Именно отсюда появилось название духов – русалки. В свою очередь славянский праздник, по одной из версий, получил своё название от латинского слова «Розалии». В Древнем Риме примерно в то же время, что и у славян – конец весны и начало лета – было принято поминать усопших и класть на их могилы розы, чтобы отдать им дань уважения и защититься от нежелательных гостей в виде нежити.

Ужас и красота славянских русалок

Однако до того, как к славянам пришло слово русалка, существовали другие, более древние названия этих духов. Восточные славяне именовали их лоскотухами, мавками (или навками), шутовками, купалками, водяницами и лешачихами. У южных и западных славян фигурируют названия самодивы и вилы.

Во время Русальной недели русалки шалили и проказничали неудержимо. В этот период они могли покидать свои привычные места обитания и даже заходить в деревни. Обычно они похищали у крестьянок пряжу и холсты, пугали людей по ночам и не давали спать.

Особенно любили они, судя по рассказам, раскачиваться на берёзовых ветвях, именно там чаще всего можно было встретить русалок. Берёзу они выбирали не случайно. Это дерево издавна считалось женским и символизировало одновременно женскую силу, счастье, любовь и смерть. Белая кора воспринималась как саван. А если где-нибудь в поле росла одинокая, кривая или сросшаяся берёза, то считалось, что там похоронена невинно загубленная девушка. Женская сила, счастье и смерть… очень странное сочетание образов. Но такая двойственность была частым явлением у язычников, когда один и тот же предмет мог помочь или навредить.

Ужас и красота славянских русалок

Так было и с русалками. Они, конечно, любили заманить кого-нибудь своими песнями и защекотать, но при этом могли быть полезны. Например, считалось, что в сезон цветения ржи русалки оберегают посевы, окропляют их живительной влагой и помогают лучше всходить. А иногда они даже помогали людям. По одной легенде из Беларуси, женщина, собирая в лесу грибы, наткнулась на спящего младенца. Он был совсем голый, и тогда добрая крестьянка сжалилась и укрыла его своим передником. Тогда к ней подошла нагая женщина с длинными волосами и проговорила что-то вроде: «силы твоим рукам», и с тех пор любая работа у крестьянки выполнялась быстро и легко.

Ужас и красота славянских русалок

Из-за чрезмерной активности духов период Русальной недели считался весьма неблагоприятным и был окружен множеством запретов. Например, нельзя было сеять и сажать семена, сводить скот, ткать, прясть, плести корзины, вить верёвки, рубить дрова, стричься и ещё многое другое. Люди верили, что нарушение запретов приведёт к несчастьям, например, плохому урожаю, болезням скота и т.д.

Когда же Русальная неделя подходила к концу, русалок нужно было проводить из этого мира. Для этого существовал особый обряд. Самую красивую, высокую и длинноволосую девушку деревни наряжали в свадебную одежду – белое платье или неподпоясанную рубаху, венок, в более поздние времена добавилась ещё и фата. Её украшали цветами и травами, давали в руки берёзовые ветки и водили по всей деревне. Главной целью этого обряда было вывести символическую русалку за пределы селения, чтобы настоящие русалки ушли за ней и больше не тревожили жителей. Выводили девушку обычно в поле, в лес, к пруду или на кладбище. Затем с неё снимали все атрибуты русалки – цветы, травы и венки, отнимали берёзовые ветки и разрывали их, сжигали или бросали в реку. После этого нужно было не оглядываясь и как можно быстрее бежать обратно в деревню, а если кто-то запнётся или того хуже – упадёт, значит, в этом году, несчастного ожидали различные беды или даже смерть.

Ужас и красота славянских русалок

Никто не знает наверняка, куда после этого исчезают русалки, для человека они перестают быть видимыми. Некоторые считают, что они уходят на облака, другие – что под землю или вглубь озёр, и спят там до следующего года, чтобы на русальной неделе снова прийти к людям.

Русалок относили к самой страшной и опасной категории нежити – заложным покойникам. Кто это такие, и почему их так боялись, я расскажу в следующей статье.

Источники:

  1. Д.К.Зеленин: Умершие неестественной смертью и русалки. Петроград, 1916.
  2. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М.: "Международные отношения", 1995.
8484
15 комментариев

Комментарий недоступен

2

О, контент для 7 легенд подъехал

2

С информацией от 95 года из сказок

Рождаешься бабой. При жизни мужики не дают, и после нее опять не дают. Во судьба у кого-то дерьмовая

1

А на то что растрепанные волосы ассоциировались с чем-то негативным повлияло христианство? Или это было еще до?

Нет, христианство на это не влияло, "волосатость" считалась признаком потустороннего мира ещё в глубокой древности)

1