Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)
Disclaimer:
Данный материал ни в коем случае не ставит перед собой цель разжигать религиозную и/или политическую рознь, в полном соответствии как с правилами DTF, так и с законам РФ. Материал направлен на историческое и культурное просвещение - что, на мой взгляд, вполне уместно именно в рамках подсайта «Жизнь».
Отдельные формулировки могут показаться ангажированными и в этом нет ничего удивительного. Ведь каждый человек имеет свою точку зрения и она в любом случае будет транслироваться даже через якобы «нейтральный» контент. Просьба не реагировать чересчур эмоционально, вести в комментариях конструктивную дискуссию и уважительно относиться к чужому мнению.
Одним из самых распространенных сюжетов в западных фильмах о Рождестве является похищение этого светлого праздника и его неминуемое спасение. Каждый год такие картины создают особое настроение и атмосферу у миллионов зрителей по всему христианскому миру. Однако сто лет назад их сценарий буквально воплотился в реальность: на заре нового евроазиатского государства Рождество было вычеркнуто из праздничного календаря, а его символы и атрибуты оказались под запретом.
Во второй половине 1920-х коммунистическая партия, возглавляемая генеральным секретарём Сталиным, начала очередной виток антирелигиозной кампании. До этого она заключалась прежде всего в конфискации убранства храмов «на нужды трудящихся» и наказании самых бескомпромиссных священников. Теперь же акцент делался в первую очередь на идеологической борьбе: так, гражданам начали преподавать «научный атеизм», предлагали в пику православным отмечать светские даты - День Низвержения самодержавия, День Интернационала и т.д.
В апреле 1929 года партийная конференция официально запретила все христианские праздники, в том числе Рождество, заодно сделав его рабочим днём. Государственные (а иных уже почти не осталось) газеты осуждали детские рождественские увеселения, потому что из-за них ребёнок якобы «отравляется религиозным ядом». Разумеется, запрещались и образы ангелов, волхвов, младенца Христа, святого Николая, а также Деда Мороза.
В школах начали проводиться «антирождественские» вечера. На подобных мероприятиях разыгрывались сценки, высмеивающие «врагов рабочего класса»: попов, церковь, кулаков (фермеров), капиталистов (предпринимателей) и т.д. Дети пели песенки со строчками вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём».
Только тот, кто друг попов
Ёлку праздновать готов !
Мы с тобой - враги попам,
Рождества не надо нам !
Отменены были не только колядки и прочие традиционные забавы, но и нарядная ёлка, которую советская пропаганда называла «буржуазным пережитком прошлого» и «проявлением политической незрелости».
С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни ёлке, ни рождественским подаркам.
Эмма Григорьевна Герштейн, известный советский литературовед, отмечала в мемуарах, что на некоторых предприятиях организовывались своеобразные «инспекции». Местному общественнику давали поручение обойти друзей и коллег под каким-нибудь предлогом и посмотреть, не устанавливает ли кто-то из них ёлку и не празднует ли «поповское Рождество». Уличённых в праздновании публично отчитывали на работе и высмеивали в заводских стенгазетах.
Справедливости ради, формально праздничное дерево не каралось уголовной ответственностью. Однако за его установление советского работника могли лишить партийного билета, а для тех, кто уже совершал другие правонарушения, это могло стать отягчающим обстоятельством.
Всё это происходило с одобрения тогдашнего главы РПЦ митрополита Сергия, который осуждал «вредительскую и диверсионную деятельность наших зарубежных врагов» и выражал благодарность «советскому правительству за внимание к духовным нуждам православного населения».
Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать и крышка ! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие… молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли.
Сохранились воспоминания современников о том, что до конца искоренить обычай всё-таки не удалось. Смелые люди, применяя все меры предосторожности, продолжали радовать себя и детей, наряжая ёлку на Рождество. Разумеется, делалось это в тайне, не для посторонних глаз, исключительно в кругу семьи. Пришвин отмечал дневнике: «Пусть отменяют Рождество, сколько хотят. Мое Рождество - вечное».
Запрещённая большевиками рождественская ёлка была заменена ёлкой новогодней, атеистической в 1935 году. Во всех крупных городах СССР внезапно открылись базары и лавки с украшениями. Однако возвращение традиции происходило с одним советским «но» — вместо Вифлеемской звезды (которая, согласно Библии, стала людям знаком о рождении Мессии) на верхушку полагалось устанавливать красную пятиконечную звезду с изображением серпа и молота, а рядом с привычными шариками висели «идеологически правильные» с портретами вождей коммунизма, а так же фигурки комсомольцев.
Кроме того, было опубликовано постановление, подписанное первым секретарем ЦК ВЛКСМ А. Косаревым, о проведении 1 января праздничных мероприятий в школах и детских домах, а также о необходимости привлечь к этому делу родителей и сотрудников комсомольских организаций. Мероприятия тоже стали называть «ёлками».
В 1937 году переродился и другой популярный сегодня символ праздника — Дед Мороз, который в царские времена был своего рода пережитком язычества, хаотичным духом, олицетворением зимы. С подачи советской пропаганды, новый Дед Мороз (которому создали целую мифологию) начал бороться с «врагами народа», спускаться в шахты и даже летать в космос. Так в СССР создали буквально «антирождество», праздничная программа формировалась на уровне партии, а ее соблюдение жёстко контролировалось.
Можно уверено сказать, что советский проект «Новый год как главное событие зимы» удался на все 100%. Религиозные праздники де-факто были легализованы ещё в Перестройку, с 1991 года 7 января вновь стало нерабочим днём, с XXI века в российских мегаполисах ежегодно открываются новые храмы, а действующее руководство страны в своей риторике активно апеллирует к Вере. И тем не менее, по сей день Новый год по популярности и размаху гуляний многократно превышает традиционное Рождество, в том числе среди людей, идентифицирующих себя как «православные» (66% населения, согласно данным ВЦИОМ за 2021 г.).
Разумеется, каждый сам решает, как относится к этому факту - многим по душе именно светские, даже косвенно не связанные с религией традиции, и в этом нет ничего плохого. Однако важно не забывать свои корни и помнить, каким образом менялась великая русская культура на протяжении веков. Ведь только так нам будет по силам её сохранить.
Всех православных и старообрядцев - с наступающим Рождеством ! ✨