Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)

Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. Москва, Бауманский район, 1929 г.
Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. Москва, Бауманский район, 1929 г.

Disclaimer:

Данный материал ни в коем случае не ставит перед собой цель разжигать религиозную и/или политическую рознь, в полном соответствии как с правилами DTF, так и с законам РФ. Материал направлен на историческое и культурное просвещение - что, на мой взгляд, вполне уместно именно в рамках подсайта «Жизнь».

Отдельные формулировки могут показаться ангажированными и в этом нет ничего удивительного. Ведь каждый человек имеет свою точку зрения и она в любом случае будет транслироваться даже через якобы «нейтральный» контент. Просьба не реагировать чересчур эмоционально, вести в комментариях конструктивную дискуссию и уважительно относиться к чужому мнению.

Одним из самых распространенных сюжетов в западных фильмах о Рождестве является похищение этого светлого праздника и его неминуемое спасение. Каждый год такие картины создают особое настроение и атмосферу у миллионов зрителей по всему христианскому миру. Однако сто лет назад их сценарий буквально воплотился в реальность: на заре нового евроазиатского государства Рождество было вычеркнуто из праздничного календаря, а его символы и атрибуты оказались под запретом.

Рождество на Харьковщине, Российская Империя, начало ХХ века
Рождество на Харьковщине, Российская Империя, начало ХХ века

Во второй половине 1920-х коммунистическая партия, возглавляемая генеральным секретарём Сталиным, начала очередной виток антирелигиозной кампании. До этого она заключалась прежде всего в конфискации убранства храмов «на нужды трудящихся» и наказании самых бескомпромиссных священников. Теперь же акцент делался в первую очередь на идеологической борьбе: так, гражданам начали преподавать «научный атеизм», предлагали в пику православным отмечать светские даты - День Низвержения самодержавия, День Интернационала и т.д.

В апреле 1929 года партийная конференция официально запретила все христианские праздники, в том числе Рождество, заодно сделав его рабочим днём. Государственные (а иных уже почти не осталось) газеты осуждали детские рождественские увеселения, потому что из-за них ребёнок якобы «отравляется религиозным ядом». Разумеется, запрещались и образы ангелов, волхвов, младенца Христа, святого Николая, а также Деда Мороза.

В школах начали проводиться «антирождественские» вечера. На подобных мероприятиях разыгрывались сценки, высмеивающие «врагов рабочего класса»: попов, церковь, кулаков (фермеров), капиталистов (предпринимателей) и т.д. Дети пели песенки со строчками вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём».

Только тот, кто друг попов

Ёлку праздновать готов !

Мы с тобой - враги попам,

Рождества не надо нам !

Детский журнал «Чиж» (№ 12, 1931 г.)
Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)

Отменены были не только колядки и прочие традиционные забавы, но и нарядная ёлка, которую советская пропаганда называла «буржуазным пережитком прошлого» и «проявлением политической незрелости».

С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни ёлке, ни рождественским подаркам.

Журнал «Безбожник у станка» (№ 12, 1928 г.)

Эмма Григорьевна Герштейн, известный советский литературовед, отмечала в мемуарах, что на некоторых предприятиях организовывались своеобразные «инспекции». Местному общественнику давали поручение обойти друзей и коллег под каким-нибудь предлогом и посмотреть, не устанавливает ли кто-то из них ёлку и не празднует ли «поповское Рождество». Уличённых в праздновании публично отчитывали на работе и высмеивали в заводских стенгазетах.

Справедливости ради, формально праздничное дерево не каралось уголовной ответственностью. Однако за его установление советского работника могли лишить партийного билета, а для тех, кто уже совершал другие правонарушения, это могло стать отягчающим обстоятельством.

Перед Рождеством партия проводила масштабные антирелигиозные карнавалы. Шествие возглавляли загримированные под священников и одетые в церковные облачения агитаторы, остальные участники несли плакаты с карикатурами и выкрикивали кощунственные лозунги.
Перед Рождеством партия проводила масштабные антирелигиозные карнавалы. Шествие возглавляли загримированные под священников и одетые в церковные облачения агитаторы, остальные участники несли плакаты с карикатурами и выкрикивали кощунственные лозунги.

Всё это происходило с одобрения тогдашнего главы РПЦ митрополита Сергия, который осуждал «вредительскую и диверсионную деятельность наших зарубежных врагов» и выражал благодарность «советскому правительству за внимание к духовным нуждам православного населения».

Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать и крышка ! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие… молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли.

Писатель Михаил Пришвин в своём дневнике

Сохранились воспоминания современников о том, что до конца искоренить обычай всё-таки не удалось. Смелые люди, применяя все меры предосторожности, продолжали радовать себя и детей, наряжая ёлку на Рождество. Разумеется, делалось это в тайне, не для посторонних глаз, исключительно в кругу семьи. Пришвин отмечал дневнике: «Пусть отменяют Рождество, сколько хотят. Мое Рождество - вечное».

Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)

Запрещённая большевиками рождественская ёлка была заменена ёлкой новогодней, атеистической в 1935 году. Во всех крупных городах СССР внезапно открылись базары и лавки с украшениями. Однако возвращение традиции происходило с одним советским «но» — вместо Вифлеемской звезды (которая, согласно Библии, стала людям знаком о рождении Мессии) на верхушку полагалось устанавливать красную пятиконечную звезду с изображением серпа и молота, а рядом с привычными шариками висели «идеологически правильные» с портретами вождей коммунизма, а так же фигурки комсомольцев.

Кроме того, было опубликовано постановление, подписанное первым секретарем ЦК ВЛКСМ А. Косаревым, о проведении 1 января праздничных мероприятий в школах и детских домах, а также о необходимости привлечь к этому делу родителей и сотрудников комсомольских организаций. Мероприятия тоже стали называть «ёлками».

Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)

В 1937 году переродился и другой популярный сегодня символ праздника — Дед Мороз, который в царские времена был своего рода пережитком язычества, хаотичным духом, олицетворением зимы. С подачи советской пропаганды, новый Дед Мороз (которому создали целую мифологию) начал бороться с «врагами народа», спускаться в шахты и даже летать в космос. Так в СССР создали буквально «антирождество», праздничная программа формировалась на уровне партии, а ее соблюдение жёстко контролировалось.

Похититель Рождества. Как десятки миллионов христиан лишились своего главного праздника (и получили новый взамен)

Можно уверено сказать, что советский проект «Новый год как главное событие зимы» удался на все 100%. Религиозные праздники де-факто были легализованы ещё в Перестройку, с 1991 года 7 января вновь стало нерабочим днём, с XXI века в российских мегаполисах ежегодно открываются новые храмы, а действующее руководство страны в своей риторике активно апеллирует к Вере. И тем не менее, по сей день Новый год по популярности и размаху гуляний многократно превышает традиционное Рождество, в том числе среди людей, идентифицирующих себя как «православные» (66% населения, согласно данным ВЦИОМ за 2021 г.).

Разумеется, каждый сам решает, как относится к этому факту - многим по душе именно светские, даже косвенно не связанные с религией традиции, и в этом нет ничего плохого. Однако важно не забывать свои корни и помнить, каким образом менялась великая русская культура на протяжении веков. Ведь только так нам будет по силам её сохранить.

Борис Михайлович Кустодиев - «Ёлочный торг» (1918)
Борис Михайлович Кустодиев - «Ёлочный торг» (1918)

Всех православных и старообрядцев - с наступающим Рождеством ! ✨

53
53 комментария