Этот написанный в 1932 г. советский плакат напоминает об изначальном смысле Международного женского дня. Мидл-рид

Автор: Борис Николаевич Дейкин
Автор: Борис Николаевич Дейкин

Спокойно, не рвитесь раньше времени. Не бегите сразу в комменты. Приглядитесь. Что вы видите на плакате ? Ну, кроме набивших оскомину лозунгов из серии «я женщина, а не посудомойка». Да и лозунги эти - что они транслируют на самом деле ?

Засыпанная домашней утварью старуха явно олицетворяет дряхлый, уходящий уклад жизни. Ей протягивает руку помощи крепкая, коротко стриженная молодая женщина, пытаясь вытащить бабку из бытовой трясины. А может, не такая уж она и бабка, а просто скоростижно увяла без интересного занятия и дружного коллектива, потеряла в четырёх стенах все жизненные соки ? Кстати, а куда её пытаются вытащить ?

Николай Карачарсков - «О нас пишут» (1969)
Николай Карачарсков - «О нас пишут» (1969)

Женщина на плакате не просто так состригла некогда обязательные для её пола длинные волосы - очевидно, они мешают или пачкаются в процессе работы. Испачкалась и её одежда, опрятная, но неброская. Чего женщине стесняться, перед кем красоваться ? Она же не по подиуму ходит и не по сцене кабаре, она маляр-штукатур, занимается общественно полезным делом и заодно обеспечивает себя финансовой независимостью. Впрочем, мужчина у неё наверняка тоже есть, и он конечно тоже трудится - вон, в верхнем левом углу, на очередной стройке века (не будем сейчас о цене сталинской индустриализации, это важная, но другая тема).

Строительство метрополитена. 1934 г.
Строительство метрополитена. 1934 г.

Разумеется, никто не мешает женщине заниматься домашней готовкой. Но грунтование, оштукатуривание, покраска и наклейка обоев отнимает много сил, и если ей будет тяжело после работы стоять возле плиты, поужинать они с мужем могут и вне дома - например, в огромных общественных столовых, фабриках-кухнях (верхний правый угол). На этих предприятиях люди тоже трудятся над созданием еды, однако в данном случае это не «гнёт», не навязанная обязанность, а сознательный выбор. Такой же, как работа маляра.

Минская фабрика-кухня. Конец 1930-х.
Минская фабрика-кухня. Конец 1930-х.

Вернёмся к плакату. И у женщины на переднем плане, и людей возле предприятий в руках красные флаги. Из сегодняшнего дня эта активность кажется добровольно-принудительным «патриотическим» мероприятием, на которое запрягли покорных бюджетников. Разумеется, во времена создания плаката имело место и такое очковтирательство, однако контекст тут совершенно иной.

Первый Женский день отметили американские социалистки 28 февраля 1909 года, в память о забастовке работниц текстильной промышленности в Нью-Йорке, которые требовали улучшения условий труда. Ежегодному и международному празднованию положила начало немецкая феминистка Клара Цеткин, перенеся дату на март. Впрочем, «празднование» - это весьма неточное определение: во многих европейских странах (в том числе в России) начали проходить массовые демонстрации с политическими требованиями вроде доступности образования, работы и избирательного права для женщин. С 1914 года повестка митингов стала в том числе и антивоенной.

Клара Цеткин на митинге Коммунистической партии Германии. Берлин, 1921 г.
Клара Цеткин на митинге Коммунистической партии Германии. Берлин, 1921 г.

23 февраля 1917 года (8 марта по новому календарю) работницы в Петрограде вышли на улицы с понятными требованиями - мира, хлеба, улучшения условий труда. Продовольственный кризис в главных российских городах зимой чувствовался особо остро, а всеобщая мобилизация забрала немалое количество мужчин. Женщины были вынуждены перерабатывать, а детей зачастую было просто не на кого оставить.

Изначально небольшая демонстрация собирала всё больше участниц - к ней присоединялись преимущественно женщины из длинных хлебных очередей. Свою солидарность с лозунгами выражали и мужчины. Всего, по оценкам историков, на протестные акции в тот день в столице вышли почти 130 тыс. рабочих с 50 предприятий. В демонстрации участвовал практически каждый третий рабочий Петрограда.

Царская власть проигнорировала требований митингующих, поэтому на следующий день многие заводы и фабрики объявили забастовки. Митинги продолжались, к ним присоединились большевики и другие политические силы, которые «оседлали» народный протест (отсюда и красные флаги). В последующие дни женщины стали требовать также гражданских свобод и всеобщего избирательного права.

Всего через несколько дней Николай II отрёкся от престола. Летом 1917 года Временное правительство приняло закон, по которому все женщины старше 21 года получали право голосовать на выборах (Россия оказалась первой в мире крупной державой с такими электоральными свободами).

Принятая после Октябрьской революции Конституция закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. Начали создаваться специальные комиссии - «женотделы», которые занимались трудоустройством и образованием женщин, организовывали детские сады (опять же, чтобы женщины могли работать), оказывали помощь самым неблагополучным семьям и т.д.

8 мая 1965 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Международный женский день 8 марта был объявлен нерабочим «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир».

Советская марка ограниченной серии, 1960 г. Призывы на флаге отсылают как раз к петроградской демонстрации.
Советская марка ограниченной серии, 1960 г. Призывы на флаге отсылают как раз к петроградской демонстрации.

Итак, Международный женский день с первых дней своего существования имел очевидный общественно-политический подтекст. Это праздник людей (да, прежде всего ЛЮДЕЙ), которые не хотели быть покорными терпилами, не хотели быть зависимыми, которые предпочитали не жить за счёт других, а работать и активно участвовать в политике, чтобы улучшить условия своего труда и прочие бытовые вопросы.

Стал бы наш, западный мир лучше, если бы эти люди своих целей не добились ? Если бы место женщины, как сотни лет назад, было прежде всего на кухне, за бытовыми приборами и возле детей ? Ну, для самих женщин плюсы и минусы очевидны: было бы больше стабильности, но меньше свободы. А что с мужчинами ?

Вы никогда не задумывались о том, что на самом деле представляет из себя классическое патриархальное общество ? Какова в таком обществе социальная роль мужчины ? Вот эту условную плиту, за которой стоит женщина, всю еду, всю одежду, все игрушки для детей, кто в таком обществе покупает ? Правильно, мужчина. В обществе необразованных, ничего толком не умеющих женщин именно от работы мужчины полностью зависит благосостояние семьи. Женщина - она же для другого создана, верно ?

Никакого «пополам» в ресторане на первом свидании: если вы не можете доказать свою способность обеспечивать женщину (и не обладаете какой-то уникальной сексуальностью), то зачем вы такой нужны ? Если вас уволили, то зачем вы такой нужны ? Если у вас физический недуг, то зачем вы такой нужны ? Кто детишек будет кормить, если вы на заводе пальцы себе подрежете - жена ? Так у неё же нет никакой квалификации, она только тряпки стирать умеет да щи готовить, а этим большую семью не прокормить. На панель её отправите ?

Доля работающих женщин в возрасте 15-64 лет по странам.
Доля работающих женщин в возрасте 15-64 лет по странам.

И тут вы можете заявить: минуточку, а разве сейчас всё иначе ? Разве сейчас женщины не меркантильны и не пытаются сидеть на шее у мужчин ? Разве получив разного рода свободы и права, женщины не забыли про обязанности ?

Во-первых, статистика (см. выше) говорит об обратном. Да и личный опыт тоже: если вы ведёте минимальную социальную жизнь, то без труда назовёте знакомых замужних женщин, которые работают и содержат семью наравне со своим супругом, при этом не забывая о домашних хлопотах.

Во-вторых, корыстные и ленивые люди будут во все времена и при любом общественном устройстве. Вряд ли можно назвать радостным тот факт, что многие здоровые женщины до сих пор воспринимают себя по сути иждивенцами. Однако если бесконечно шутить над умственными способностями людей противоположного пола, пропагандировать отношение к ним исключительно как к сексуальным объектам, материально поощрять только разного рода торговлю телом, то мотивации искать достойное образование и работу у них явно не прибавится.

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952). В 1917-1918 годах была наркомом социального обеспечения в первом Советском правительстве, что сделало её первой женщиной-министром в мировой истории. Позднее работала послом в Мексике и скандинавских странах.
Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952). В 1917-1918 годах была наркомом социального обеспечения в первом Советском правительстве, что сделало её первой женщиной-министром в мировой истории. Позднее работала послом в Мексике и скандинавских странах.

————————————————————————

Международный женский день - уже завтра.

Наверняка у каждого из вас есть знакомые женщины: мамы и сёстры, дочки и жёны, однокурсницы и коллеги. Вы можете по-классике пожелать им нежности, внимания и красоты, и в этом вовсе не будет ничего стыдного или оскорбительного. Однако подобного рода пожелания именно 8 марта на самом деле так же уместны, как тосты за «можем повторить» на 9 мая. Завтрашний праздник всё-таки немного про другое.

Международный женский день - это прежде всего день человеческого достоинства и свободы. Этих явлений в нашей жизни объективно немного, но могло было быть ещё меньше, если бы не борьба людей за свои права на протяжении многих десятилетий. Ведь сейчас мы, мужчины и женщины западной (да-да) цивилизации, в целом вольны сами определять материальную сторону отношений с противоположным полом, ну или выбирать отсутствие таких отношений. Для представителей обоих полов открыты практически все профессии, а декретные отпуска и бесплатные детские сады позволяют становиться родителем, не бросая карьеру или любимое дело.

8 марта напоминает нам о том, что у людей на самом деле есть разные варианты прожить свою жизнь. И пускай суровая реальность часто склоняет нас к определённому выбору, почти всегда этот выбор всё-таки имеется. Так чем же не повод для праздника ?

Этот написанный в 1932 г. советский плакат напоминает об изначальном смысле Международного женского дня. Мидл-рид
15K15K показов
15K15K открытий
179 комментариев

Имхо: когда 8 марта выставляют, как праздник весны, девочек припевочек и прочее "украшение коллектива" Это пиздец какое обесценивание изначального смысла

Ответить

А почему бы его и не обесценивать? Все течет, все изменяется, сегодня один смысл - завтра другой. С другими праздниками (то же Рождество) та же история.

Ответить

А когда 23 февраля выставляют как мужской день, хотя это день защитники отечества и среди служащих есть, и женщины?

Ответить

У нас давно образовался полный набор праздников "на побухать" без всякого другого смысла:
1. НГ - этот поспорит даже с ДР, в общем-то.
2. Мужской и женский день, куда без противоположного пола - потому что без секса никуда.
3. Всякие там "майские" куда можно отнести внезапно Хэллоуин, Патрики и тому подобное - пофиг что праздновать, дело вообще не в этом )

А вот "день холостяка" или там "день матери" вообще без идейны в смысле пьянки - так зачем они вообще нужны тогда!?

Ответить

Каким образом день женщин обесценивает изначальный исторический смысл этого праздника?

Ответить

А может проще на это смотреть?

Ответить

Просто в СССР феминизм победил и у женщин были абсолютно все права, что и у мужчин. Бороться стало особо не за что вот и трансформировался праздник в день подарков.

Ответить