Жизнь
Humsterr

Предзаказы и права потребителя: как оно работает

Краткий ликбез на тему того, какие права есть у потребителя в ситуациях с предзаказами, какие особенности, что вообще делать — от практикующего юриста. Всем привет!

Картинка для привлечения внимания

Начнём с нормативной базы. Нам понадобится:

Мы разберём проблему на примере ситуации с PlayStation 5, но это всё одинаково работает для всех других жизненных ситуаций. По каждому вопросу я сначала опишу ситуацию с правовой точки зрения (чтобы было понятно, на что ссылаться в споре с продавцом), а потом с практической (что именно надо сделать и иметь).

Сроки

Что происходит? Многие не получили предзаказы в срок. Народ вопит и требует ответов, денег, и кто-то что-то там про неустойку говорил? Отдельные сети, типа «М.Видео» и «Эльдорадо» отменяют предзаказы по откровенно выдуманным поводам и уверенно ссылаются на ГК РФ.

Предзаказ — это дистанционный договор купли-продажи, который будет исполнен в будущем. Технически нет никакой разницы, заказали вы мебель из «Икеи» с доставкой или PlayStation с самовывозом — регулируется договор точно так же. Оговорюсь, что речь идёт о договорах с предоплатой, без предоплаты были только «заявки», которые сложно расценить как договор. Что всё это значит для нашей ситуации?

Товар должен быть передан покупателю в установленный договором срок. Если срок не определён, то в разумный срок. Если не в разумный, то в течение семи дней с момента предъявления требований покупателем (п. 23 Правил). Нет никакого чёткого определения, что такое «разумный» срок, так что нас это не очень интересует, нас интересует, определён ли срок договором.

Ответ: скорее всего, да.

Технически текста договора ни у кого никакого нет. Тем не менее в интернете можно найти скриншоты, обещания доставки «в день старта продаж» и, самое главное, смски о сроках доставки, которые потом были перенесены. Этого в целом может быть достаточно, чтобы считать, что нам обещали доставку 19 ноября 2020 года. Не менее важно и то, что по закону договор с предоплатой обязательно содержит условие о сроке (ст. 23.1 ЗПП). Следовательно, любые указания на сроки хоть где-то можно считать таким условием (толкуем всё в пользу потребителя, потому что обычно так практика и работает).

Если срок наступил, а вам ничего не привезли, покупатель по своему выбору может (ст. 23.1 ЗПП):

  • установить новый срок;
  • потребовать вернуть деньги.

Обратите внимание: новый срок может установить только покупатель (продавец не может!), и попросить компенсацию на этом этапе вы не можете (можете попросить возместить убытки, если у вас вдруг какие-то возникли от просрочек, но с игровой консолью это маловероятно). Но вы можете не просить ничего и терпеливо ждать доставки.

Интересное начинается потом, когда товар вам доставили с пропуском срока (если новый вы не устанавливали). Тогда продавец оплачивает покупателю неустойку в размере половины процента от суммы предоплаты за день просрочки (ст.23.1 ЗПП). Для дисковой версии PlayStation 5 это примерно 230 рублей в сутки.

Что нужно, чтобы получить эти деньги? Сначала написать претензию продавцу. Претензия составляется в свободной форме, надо указать:

  • сведения о вас — минимально, ваше имя и как с вами связаться;
  • сведения о заказе — номер заказа, когда сделан, когда оплачен, сколько оплатили, когда доставлен/получен;
  • собственно претензию — получен с пропуском срока, что очень плохо и так далее;
  • ваш расчёт — сколько денег накапало, сколько вы хотите получить;
  • куда вы хотите их получить — проще всего реквизиты банковского счёта. Это можно и не писать, а потом в порядке взаимодействия с продавцом с ним решить, но почему бы не написать сразу?
  • скорее всего, понадобятся ваши паспортные данные, но их как раз лучше не писать в бумаге, которую сначала увидит миллион левых людей;
  • ссылки на закон, чтобы выглядело, как будто вы разбираетесь. Можете напомнить также, что в случае, если дело будет решаться в суде, к вашим требованиям добавится штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, компенсация морального вреда и расходы на суд (это правда).

Претензию можете распечатать в двух экземплярах, подписать и отнести в любой магазин сети. Один экземпляр отдаёте, на втором получаете отметку о том, что она принята: дата, подпись, фамилия того, кто её взял. Если не берут, найдите адрес электронки и отправьте туда. В чат в Телеграме. Куда угодно.

Лучше сделать и то, и то, отправить везде, где можете. Многие советуют отправлять на этом этапе почтой, но на самом деле это вам не нужно совершенно: письмо стоит 100-200 рублей, а пригодится оно только если вы уже идёте в суд. Тут вам нужно просто как-то сообщить продавцу, что вы хотите денег и готовы решить всё полюбовно.

Всё.

Ждите ответа, получайте деньги. Или не получайте. Вас посылают? Можете поругаться и поссылаться на закон ещё немного. Всё ещё посылают? Можно попробовать суды, но это отдельная история, а не тема небольшого ликбеза.

Отмена предзаказов

Отмена предзаказов, устроенная «М.Видео» и «Эльдорадо» — незаконна.

«Эльдорадо» ссылается на статью 416 ГК РФ. Эта статья не имеет никакого отношения к ситуации по двум причинам:

  • отсутствие PlayStation 5 у продавца не означает невозможность исполнения. Обязательство возможно исполнить, для этого надо найти PlayStation 5 и отдать покупателю, просто продавец по каким-то причинам этого не делает;
  • продавец отвечает по таким обстоятельствам. Это предпринимательский риск. Он не отвечает только в случае форс-мажора (например, все магазины и склады «М.Видео» смыло гигантским цунами). «Поставщик прокинул нас с поставками» — не форс-мажор.

Зачем это сделано? Всё очень просто: неустойка, которая указана выше, рассчитывается либо до момента выдачи товара, либо до момента возврата денег. Для тех заказов, которые «М.Видео» явно не сможет исполнить в более-менее разумные сроки, они отправляют отмену. Скажем, за 200 дней просрочки неустойка стала бы равна стоимости PlayStation 5.

Что здесь значит «незаконна»? Это значит, что предзаказ юридически всё ещё действителен и вам обязаны привезти PlayStation 5 в оговоренные сроки (ещё раз повторю, всё это верно только для тех предзаказов, где была предоплата, хотя бы частичная, но именно предоплата заказа, а не сертификата на право заказа, например). Что вы должны сделать? Вы должны донести эту мысль до продавца. Вы должны дать ему понять, что вы в курсе, как всё работает.

Для этого вы опять-таки пишете претензию и отправляете её везде, где только можно. В этом случае текст немного другой: в тексте надо сообщить, что продавец не имеет права в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора купли-продажи (можете дословно так и написать, то, что вы вообще знаете эти термины, сильно их насторожит), поэтому вы ожидаете доставки предварительно оплаченного товара.

Если вам всё же прилетит возврат денег, ситуация несколько спорная, потому что они и возвращать их не могли. Если дело дойдёт до суда, все шансы, что неустойку присудят таки не по день получения консоли, а только по день возврата средств, поскольку неустойка начисляется на сумму предоплаты. Если она ноль (вам всё вернули), то проценты начислять не на что… Но, как я сказал, спорно, и предсказать, что там случится, невозможно совершенно.

Соответственно, в случае такой «отмены» предзаказа вы можете продолжать их долбить требованиями доставить в срок, но не факт, что вы сможете получить товар быстрее, чем если возьмёте деньги и купите в другом месте.

С другой стороны, покупатель-потребитель вправе отказаться от договора в любой момент до получения товара и даже немножко после (ст. 26.1 ЗПП, п.7 Правил), поэтому самое разумное — продолжать долбить, а если удастся достать в другом месте, то купить в другом месте, а этому продавцу отправить отказ от договора (и претензию о том, чтобы они выплатили неустойку до момента возврата средств, как выше).

Суд

Вам не нужен суд.

Суд стоит денег, времени и сил, а выигрыш не то чтобы очень велик. Что вы можете получить в суде?

  • Неустойку в размере полпроцента за каждый день просрочки в доставке. 230 рублей в сутки, да. Практически задержка составит максимум дней 7-10 (для случаев длиннее продавцы устраивают «отмены»), то есть примерно 2 000 рублей.
  • 50% штрафа от суммы, присужденной судом. Ещё 1 000 рублей.
  • компенсация морального вреда. В этом случае присудят максимум 1 000 рублей, и то это довольно много.

Итого в суде вы получаете максимум 4 000 рублей. Это вроде бы много (почти 10% стоимости PlayStation 5 дисковой), но это требует минимум отправки двух писем (по 200 рублей, итого 400 рублей), а, возможно, и расходов на юриста (несколько тысяч рублей), которые не факт, что будут компенсированы в полном объёме. Плюс суд вы можете и проиграть. Писать же претензии из дома совершенно бесплатно, а вам всё равно делать больше нечего, PlayStation же не привезли.

Если вы вдруг всё же хотите судиться, то найдите юриста, а не читайте статьи в интернете. Но несколько советов я могу дать: как сохранить доказательства. Соберите всю переписку. Всё, что может удалиться, скриншотами сохраняйте до удаления. В том числе это всё, что указано на сайте продавца. Делайте скриншоты так, чтобы было видно адрес страницы. Отправляйте претензии ценными письмами с описью (или хотя бы заказными) на юридический адрес продавца.

Постарался описать всё максимально понятно и близко к тому, как оно всё на самом деле, а не к тому, как советуют в скучных и сухих руководствах.

Если что-то осталось непонятным, добро пожаловать в комментарии.

{ "author_name": "Humsterr", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434","playstation5"], "comments": 178, "likes": 408, "favorites": 461, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 266576, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 23 Nov 2020 20:41:23 +0300", "is_special": false }
0
178 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

В комментариях, конечно, очень душно.
Текст понравился. Желаю не останавливаться и писать ещё.
Люди с иной точкой зрения будут всегда.

Ответить
1 комментарий
40

Спасибо, это очень полезная информация. Было бы круто узнать больше о наших правах и обязанностях, связанных с играми. Например как работают возвраты цифровых товаров или совсем необычные темы вроде наследования игровых аккаунтов. Очень обширная и интересная тема.

Ответить
1 комментарий
–108

Да выж заманали уже а

Ответить
156

Откровенно говоря, нормального юридически грамотного разбора я не видел. Везде какие-то истории "смотри в законе написано".
Так вот не так важно, что там написано, важно, как ситуацию разрулить.

Ответить
–81

нормального юридически грамотного разбора я не видел

Его и здесь нет

Ответить
64

Напишите лучше) мне не понравилось, что я вижу, я написал

Если вы разбираетесь ещё лучше, вперёд.

Ответить
12

Я считаю, что Семён все же имел в виду, что до вас никто и не делал разбора полётов в правовом поле. А не то, что он лучше разбирается
( ͡° ͜ʖ ͡°)
UPD: А, он ниже уже сказал, что статья ниочёмная. Ну ладно, тогда осуждаю :(

Ответить
7

Ну он там ниже написал, что я использую кучу "расплывчатых слов и допущений, не применимых в юридической практике", так что я читал в этом контексте комментарий. Раз уж человек выставляет себя так, что знает "юридическую практику") 

Ответить
0

Есть один момент, за ритейл не ручаюсь, какие они там правила предзаказа размещали, но у сони чётко было про писано не "в день старта продаж" а "на старте продаж" и была сноска где написано что старт продаж это период с 19.11.20 по 19.12.20. Это было прописано для тех кто вносил частичную предоплату.

Ответить
6

Его поймёт дай бог 100 человек на сайте. У нас тут главред в твиттере задвигает про законы, но проебывается по фактике и терминологии, чего уж говорить про Васяна из 5 "А".

Ответить
0

100 человек - более чем норм, я ожидал меньше :)

Ответить
0

А когда главред вдруг должен обрадовать навыками юриста?
Вообще не понимаю, почему он лезет не в свою область? Ведь он заведомо в проигрышной ситуации. 

Ответить
35

Удивлён, что ещё никто не заметил
Это же ахуеть какой большой кот!

Ответить
–78

Практикующий юрист налил кучу воды, с кучей расплывчатых слов и допущений, не применимых в юридической практике

В общем это многое говорит о юридической системе государства в том числе

Ответить
65

А вы на игровом сайте чего хотите, терминов, которых никто, кроме других юристов, не знает? Так другие юристы и так в курсе. Откройте закон и читайте. 

Выражения чётко выверены и там, где требуется точность, написано точно, гарантирую. Если у вас какие-то конкретные претензии, вы скажите, может, что-то поправить надо. 

Ответить
–19

Оговорюсь, что речь идёт о договорах с предоплатой, без предоплаты были только «заявки», которые сложно расценить как договор

Что за термин юридический «сложно расценить»?
Договора прекрасно заключаются и без предоплаты, будто это условие какое то для договора обязательное

Например любой договор в it по схеме time and material, где оплата идёт по факту выполненных работ

Ответить
34

Я всё, конечно, понимаю, но блин
1. Эта доёбка уже есть в комментариях, я на неё ответил про то, почему здесь сделано это упрощение.
2."Сложно расценить" означает, что суд при оценке доказательств может не посчитать это достаточным доказательством заключения договора. Что неюридического в словах "сложно расценить"?
3. Разумеется давайте сравним договор купли-продажи с потребителем, заключаемый дистанционно конклюдентными действиями, с письменным b2b договором оказания услуг/выполнения работ в it, никакого отличия же. У них общего только слово "договор". 
4. Как можно сесть доёбываться до текста и написать "договора"? 

Ответить
1

Раз уж тут борьба дошла до букв. Я не юрист. И не лингвист. Какое слово надо было использовать вместо "договора"?) или как его в данном контексте правильно написать/произнести? 

Ответить
6

"договоры" же

Ответить
0

Не знаю, но на работе как то не задумывался. А "Заключать договора" как то круче и быстрее звучит. Буду иметь ввиду, спасибо. 

Ответить
–22

Юридически грамотный разбор не может быть на разных сайтах разный, для игровой аудитории и другой

Если это чтиво для геймеров, можно так и назвать, но не грамотным разбором

Если хотя бы один минусующий сможет использовать этот разбор, чтобы юридически что то изменить в ситуации хотя бы для себя, я возьму свои слова назад

Иначе это так и останется попыткой собрать классов на невежестве здешней аудитории и ситуации с задержкой консолей, прикрываясь аргументом «я ж юрист»

Ответить
21

Я бы пошёл дальше, и сказал бы, что на англоязычном сайте разбор тоже должен быть на русском, потому что обычно я думаю на русском, а разбор же не может быть разным для разной аудитории.

Во всех жизненных ситуациях надо со всеми людьми общаться одинаково. Целовать босса взасос при встрече, обращаться к матери по имени-отчеству, и так далее. 

Ответить
35

У меня девушка юрист. Она ровно так и разговаривает. Осуществи, говорит, договор купли-продажи хлеба после того как закончишь исполнять обязательства перед работодателем.

Ответить
15

Скинь плез законы государства, где всё збс в законодательстве, а то я вот ни одного не нашёл.

Ответить
18

Будучи тоже юристом, благодарю за такой материал автора. Буду ссылаться на него.
Единственное, что печалит, что по Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" игровые консоли - технически сложные товары. Хотя это меня, наверное, бесит существование в нашем гражданском праве подобной категории...

Ответить
–12

В какой-то степени мы все тут юристы

Ответить
12

мы все тут юристы

я так и знал ,что дтф таки мутировал в пикабу.

Ответить
0

Always has been

Ответить
3

У меня два юридических образования (СПО и бакалавриат), поэтому такой себе комментарий.
С 16 лет зарабатываю седину, нервозы и недосыпания, которых только за этот год превысило число статьей в ГК и НК РФ. Ещё пишу исковые заявления, претензии и прочую бесполезную фигню, которую тяжко писать лицам без юридического образования.
И это вся суть любого юриста — от помощника юриста до районного судьи. И да, это тупо в кайф, особенно с ЗП в 25к.
Есть ещё вопросы?

Ответить
–11

Образование и неврозы не являются показателем чего либо

Для того, чтобы найти ссылки на законы и вокруг них написать буквы в статье, особое образование точно не нужно

Как и вообще быть юристом для понимания этой темы

Ответить
14

Могу сказать, что иногда без Пленумов или каких-либо иных подзаконных актов, ты не разберёшься вообще.
Например, можешь рассказать о том, какова свобода и пределы договора?
Или объяснить, как применять нормы международного права, особенно после поправок в Конституцию?
Вряд ли человек, не изучавший юриспруденцию, осилит даже часть того, что я делаю.
Ещё есть такие нормы, которые без соответствующей деформации точно не осилить, потому что. Особенно с какими-то специфичными вещами, как исполнительное производство.
Скажу ещё одно: у меня люди без юридического образования, которые лезут особенно в мою сферу, вызывают лишь фейспалм. Потому что нужно знать на практике, как писать, предъявлять претензию и предоставить факт направления письма с ней в отношении продавца, если требования в срок не будут удовлетворены.

Ответить
1

Вот да, не раз и не два убеждался, что дилетантской логике не место там, где действует закон. Все гораздо сложнее и не всегда логически справедливое подтверждается нормами законов.

Ответить
16

Наконец-то нормальные пояснения, а не эти выкрикивания и размахивания псевдоюридической дылдой - "отменить оплаченный предзаказ нельзя, это нарушение договора-купли продажи, идите в суд и требуйте с них неустойку, можно так 20-30 тыс. поднять, они задумываются тогда"

Отдельно про пени добавлю, что они и в целом в договоре могут быть установлены крайне низкие, если вообще есть, и также стоит учитывать, что ответчик в суде первой инстанции может запросить применение 333 ст. ГК РФ и те пени, которые вы выставите ему могут пересчитать (и, зачастую, так и делают, если истец не может доказать что это нанесло ему ущерб именно на сумму пеней) по 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что при данной сумме будет ничтожно мало. 

Ответить
5

Причём в делах по защите прав потребителей суды совершенно не стесняются применять 333, ставя иногда даже ниже ставки рефинансирования (и уж довольно часто ниже двойной), вопреки разъяснениям ВС

Очень меня это возмущает 

Ответить
0

Подскажи статью, где указано, что неустойка полпроцента за день просрочки

Ответить
0

идите в суд и требуйте с них неустойку, можно так 20-30 тыс. поднять

Чтобы 20-30к поднять за неустойку, они должны год тебе не выдавать приставку.

Ответить
0

Да я и говорю об этом, просто много людей очень самоуверенных, которые думают, что задержка поставки приставки на 1-2 недели - это столь сильное нарушение и столь сильный нанесенный им вред, что все суды будут тут же бороться за них, магазины трепетать от угрозы подать жалобы или иск, а компенсация всерьез может удовлетворить геморрой, с которым они столкнутся.

Ответить
0

Нарушение - нет, не сильное.
Нанесенный им вред - охуеть какой на самом деле. Жаль, что с такой же силой, по закону обраточку в магаз не кинуть.
Лично у меня уже ровно одна всратая неделя депресивного и нервозного состояния.

Ответить
2

Это ж каким надо быть консольным псом, чтобы впасть в депрессию из-за невозможности сыграть в плоечку лишний месяц.

Ответить
0

Да, но в суде это можно доказать только предоставив заключение врача, что оно у вас есть.

Ответить
0

Безотносительно эмоционального состояния - эти 50К предоплаты крутятся на счетах магазина, а не на счетах покупателя, а товара всё нет и нет. А так бы лежали на сберегательном счету и за месяц принесли бы копеечку. Понятно что конкретный чел с 50к особо на процентах не разбогатеет, там реально будут какие-то гроши, но вот компания которая сгребла с кучи людей по 50к за месяц делает более интересные обороты со своими миллионами.

Ответить
3

Проебались сони, а юрист дрочит продавца, нормально. Я понимаю что с правовой точки зрения это логично, договор с продавцом. Но все же.

Ответить
17

По идее продавец в ответ имеет право дрочить сони, но это они уже как договорились. Вообще в РФ ОЧЕНЬ пропотребительский закон, во многих других странах это как-то помягче для продавца проходит 

Ответить
0

Ну про в целом строгость закона согласен, а про требования неустоек с сони, зависит от масштабов, не все будут ещё и с ними ссориться. Если сони сами решения ещё не предложили.

Ответить
0

Вроде он очень потребительский, но последний абзац про суд как раз таки дает возможность кидать покупателей, ведь без суда ничего не добьешься если продавец встал в позу. Особенно если это крупная сеть и тебе редкие инциденты со штрафами вообще им не заметны.

Ответить
–23

Для минусующего стада опишу в одном месте, почему это не может считать юридическим разбором даже с поправкой на игровой сайт. Пересильте слово "стадо" (это нормально не разбираться в чем-то, но ненормально не думать своей головой) 

Мы разберём проблему на примере ситуации с PlayStation 5, но это всё одинаково работает для всех других жизненных ситуаций

Не всех, а только касающихся договора покупки?

Оговорюсь, что речь идёт о договорах с предоплатой, без предоплаты были только «заявки», которые сложно расценить как договор

Нет, договор может быть заключен и без предоплаты. Понятия "предоплата" вообще нет в договоре, она может быть указана правильным образом только дополнительном соглашении к договору

сложно расценить как договор

Сложно расценить - не юридический термин. Договор либо есть, либо нет

Технически текста договора ни у кого никакого нет. Тем не менее в интернете можно найти скриншоты, обещания доставки «в день старта продаж»

Что не является "договором" как и его нарушением

Не менее важно и то, что по закону договор с предоплатой обязательно содержит условие о сроке (ст. 23.1 ЗПП)

Там и прописаны эти условия, например в течение 1 календарного месяца

Следовательно, любые указания на сроки хоть где-то можно считать таким условием

"Можно считать" - не юридический термин. Срок либо прописан договором либо нет, он не определяется смс-ками

(можете попросить возместить убытки, если у вас вдруг какие-то возникли от просрочек, но с игровой консолью это маловероятно

Маловероятно - не юридический термин. 

и попросить компенсацию на этом этапе вы не можете (можете попросить возместить убытки

Так можем или нет? :)

Это можно и не писать, а потом в порядке взаимодействия с продавцом с ним решить, но почему бы не написать сразу?

"Почему бы не" - не юридически правильный подход

ссылки на закон, чтобы выглядело, как будто вы разбираетесь

Это уже началась практическая часть статьи, а юридическая закончилась? 

Если не берут, найдите адрес электронки и отправьте туда. В чат в Телеграме

Это будет юридически правильно? :)

Для тех заказов, которые «М.Видео» явно не сможет исполнить в более-менее разумные сроки, они отправляют отмену

Не слишком ли громкое утверждение? Отмену получили и люди после начала продаж и есть те, кто будет ждать консоль несколько недель после без всякой отмены.

Ответить
15

Из твоего комментария явно видно отсутствие юридического образования и тем более юридической практики, в отличие от автора поста, который грамотно обосновывает свою позицию. У тебя слишком прямолинейное истолкование норм закона, без комплексного понимания, как они действуют в совокупности.

Я действительно не понимаю, для чего спорить о том, в чем ты не разбираешься совершенно? Хотя сейчас полно людей, которые лучше врачей знают, как лечить, лучше следователей - как расследовать, лучше учителей - как учить детей, и т.д.

Ответить
1

лучше врачей знают, как лечить,

Последний год показал в очередной раз что с врачами уровня "участковый терапевт" полный ад. При ковиде, точнее его осложнениях в виде пневмонита нужны иммуносупрессоры, а они прописывают интерферон с обратным действием. В догонку стандартный набор убивателей печени типа парацетомола, даже когда температуры нет. Людям на дом привозили противомалярийные препараты с адовыми побочками на сердце. По сути препарат последнего выбора, но его реально дают на дом просто по факту тестов и температуры 37-38. Пожилые люди от такого реально помереть могли, но благо не принимали и пережили как обычный ОРВИ. И это те случаи с которыми лично столкнулся, боюсь представить сколько людей померло от лютой некомпетентности за этот тяжелый год. Врачи конечно нужны, но грамотные, и всегда лучше два и то и три мнения прежде чем что-то делать. А самому пациенту кругозор чтобы понять что ему советуют какую-то дичь.

Ответить
1

Некомпетентные люди есть в любой сфере. Уровень образования сильно упал за последние годы, в медицине точно

Ответить
6

Что вы такое придумали за выражение "юридически правильный термин"? Вы как себе вообще представляете работу юристов, люди в накрахмаленных париках приходят к такому же, но в мантии, и начинают трепаться на латыни?

Договор "или есть, или нет", после того, как суд решение принял и его хотя бы один раз обжаловали, а до этого обсуждаемо. Если бы всё так просто было, всё либо есть, либо нет, то судиться было бы не нужно и юристы бы тоже не были востребованы. 

Ответить
4

Оплачивая предзаказ вы заключаете конклюдентную сделку (соглашаетесь с предложенными условями). Если дата поставки оговорена и нарушена, ваши права нарушены. Если дата поставки не оговорена, и после вашего требования о продаже вам в определенный срок товара он вам не был поставлен, ваши права нарушены.
Игра в истолкование терминов "может быть", "вероятно" и тд уже лет 400 как судей не впечатляет.

Ответить
4

Вы вот тоже начинаете в теорию играть. "Если дата оговорена". Ваш совет бесполезен. Человек видит надпись "предзаказ для получения со стартом продаж". Дата оговорена или нет? А если до заказа было написано это, а после оплаты приходит письмо "дата не гарантирована", то оговорена или нет? Ситуаций бесконечное количество, каждая уникальна, применить к ней закон неюрист не может. 

Что надо знать обычному человеку: суд решит, юрист поможет разобраться, надо сохранить доказательства, чтобы юристу было с чем работать. Доказательства надо сохранить в таком-то виде, к доказательствам можно отнести любые упоминания даты. 

Какой смысл в ваших цитатах из закона, если средний человек не имеет навыков, чтобы их применить? Закон кто угодно может открыть и прочесть. В этом и бесполезность всех разборов, что я вижу: в них переписали закон своими словами, вместо того, чтобы объяснить, что со всеми этими словами делать. 

Ответить
0

Оба варианта причем в статье не рассматриваются, кроме как предложения искать условия договора в переписках в чате и делать скриншоты с отправкой в телеграм

Ответить
1

¯\_(ツ)_/¯

Ответить
3

Тебя минусуют не за мнение, а за то, что ты токсично себя ведёшь и называешь всех окружающих стадом, что вообще-то правилами сайта запрещено
Какой из тебя юрист тогда, если ты правила нарушаешь, чтобы доказать свою точку зрения?

Ответить
–13

если нет документа подтверждающий продажу, т.е. чека, значит это не является договором купли продажи.

Ответить
17

Во-первых, конечно, нет.
Во-вторых, как вы умудрились заплатить, не получив электронный чек? 

Ответить
0

потому что я не оплатил его полностью)

Ответить
13

На частичную оплату тоже должен быть чек, они не вправе принимать деньги без кассы и, следовательно, чека. 

Ответить
–3

а какой чек я должен был получить, если товара еще не существует? (пс5 заказал в сентябре) нет ни маркировки ни артикула, что в чеке должно было быть написано?))

Ответить
1

Сертификаты они продавали. Типа сертификат на 5000 руб. на предзаказ PS5, когда оплачиваешь 5000, то получаешь этот сертификат на право полного выкупа консоли на старте продаж. На сертификат спокойно пробивается чек.

Ответить
0

"оплата по предзаказу номер" 

Ответить
0

номер заказа, не чек)

Ответить
1

А чем это не чек? 

Ответить
–10

все ясно... дальше не продолжай.

Ответить
15

Да я и не начинал. Чек это фискальный документ с определенными требованиями к реквизитам, требования "артикул товара" у него нет. Более того, ничто совершенно не мешает иметь артикул товару до того, как он поступил в продажу, название товара известно, название модели тоже известно. "Оплата за PlayStation 5 Ultra HD Blu-ray disc" 

Ответить
2

Святой ты человек, у меня после "всё ясно" пукан сгорел с этой тупизны, еще и плюсует кто-то, как будто так и должно быть.

Ответить
0

Правила торговли дистанционным способом:
12. Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

Ответить
0

есть еще правило оферты. мы говорим про товар, который еще не был создан, я так понимаю?

Ответить
0

Описание товара есть? есть. Ты соглашаешься на это описание за указанную цену.

Ответить
5

люди которые с сентября ждут предзаказанные амперы 

Ответить
2

А их где-то можно было предзаказать? Продажа началась ровно в день релиза, и через пару секунд они закончились. 

Ответить
0

в днс

Ответить
5

Когда статью писали, в МВидео дрожали

Ответить
1

Так пятихаточка бонусов это откуп на наивного

Ответить
13

Бонусы вообще такое себе фуфло, потому что для использования вам надо потратить ещё больше денег в том же магазине, который однажды вас уже прокинул

Ответить
0

Не в тему, но я слышал, что всякие компании подобными бонусами убирают фичу с подачей на них в суд. Мол, приняв эти бонусы вы отказываетесь от любых судебных претензий. Правда ли это? В Fallout 76, например, когда выслали не то, а возмущавшимся просто внутриигровой валюты накинули.

Ответить
0

Это американская штука! В России такое часто говорят, но потребителю отказаться от претензий в России на самом деле невозможно. 

Ответить
2

Топик стартер не юрист. Иначе он не стал бы советовать следующее:
Многие советуют отправлять на этом этапе почтой, но на самом деле это вам не нужно совершенно: письмо стоит 100-200 рублей, а пригодится оно только если вы уже идёте в суд.

Здесь упущен один момент. Согласно п.4 ст.24.1 ЗоЗПП требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Не знаю как в Дефолт Сити, но в регионах суд не примет у вас в качестве доказательства предъявления требования о возврате средств смску, емэйл, или пост в телеграмм канал. Только заказное письмо с уведомлением и описью вложения. Такое письмо стоит рублей 50.
Можете написать в им в инстаграм, конечно, и ждать ... долго.

Вам не нужен суд.

Если вас посылает магазин, а он это может сделать, то у вас нет другого выхода.

Плюс суд вы можете и проиграть.

По данной категории дел, при условии предоплаты за товар, вы не сможете проиграть. Нужно только...
Подумать головой.

Если вы вдруг всё же хотите судиться, то найдите юриста, а не читайте статьи в интернете.

Серьезно, не ищите юриста по такой банальной категории дел. Готовые формы исковых заявлений доступны в яндексе /гугле и требуют только вбить свои данные. Задействуйте свой основной орган.
90% запросов от клиентов, с которыми я сталкиваюсь, решаются заполнением форм в типовых исковых заявлениях, которые легко ищутся в нете.
И конечно я беру с них деньги, заполняя эти формы за них.

Ответить
4

1. Предъявите требование, ждите десять дней, идите в суд. Зачем отправлять претензию вперёд на юр адрес, где её никто не увидит и работать по ней не будет? Что вы выигрываете от этого, пока в суд не идёте?
Письмо стоит 150, плюс минус в зависимости от веса, обычное заказное примерно 70, ваши цены устарели)
2. Ну как, есть другой выход, забить
3. Вы тут заложник ваших знаний, и не понимаете, что вам очевидно, для других сложно. Подать иск это не форму заполнить, это набор скучных процедурных действий, которые далеко не все люди могут успешно выполнить с первого раза. Лучше найти студента за тысячу, чем пытаться разобраться в определении об оставлении искового без движения. 

Ответить
1

1. Но требование все равно предъявить необходимо. Дело не в том что отправить на юрадрес и ждать погоды. Это страховка на случай если вас отшили в магазине. 
2. Забить как формат отношений с магазином я не рассматриваю. Иначе о чем весь этот ваш пост?
3. Ну если за тыщу...
Согласен, что законодатель подосрал с необходимостью направления иска ответчику и указанию их данных. Но базовый принцип это самощита прав. И это делается так же легко как ищется гайд на Demon Souls.

Ответить
2

1. Она не нужна. Либо вы с продавцом порешаете, либо он вам откажет. Если он вам откажет, отправляете на юрадрес и идёте в суд. Никаких сроков, когда вы должны отправить претензию, у вас нет. До того, как вы решили идти в суд, претензия на юрадрес ничего не даёт. Отправка после — ничему не мешает, ну подождёте десять дней, суд тоже не за пять минут проходит. Это не страховка, это элемент формальной процедуры, который не нужен, если вы не пойдёте пользоваться всей формальной процедурой целиком. 

Ответить
0

Так вы определитесь, нужна она или не нужна. Если вы с продаваном договорились, то конечно, о чем спор. А если нет? 

Ответить
2

Я не знаю, вы слова-то читали? Буквально цитата
пригодится оно только если вы уже идёте в суд

Соответственно, если нет, тогда и отправляйте 

Ответить
2

3. Да ладно вам, скажите мне без юридических знаний, если я одновременно предъявляю требование о компенсации морального вреда, мне в мировой или районный? Иски о защите прав потребителей до ста тысяч в мировой, иски с неимущественными требованиями в районный, куда идти? И это только навскидку первый неочевидный момент 

Ответить
0

Компенсация морального вреда производна от имущественных требований о взыскании основной суммы. Так же как и пени и штрафы по ЗоПП
Если сумма основных требовпний менее 100к то мировые. При чем тут неимущественные я не понял.

Ответить
0

Судам для этого вывода понадобилось отдельное разъяснение ВС. Без него не всегда справлялись. Судьи, как вы понимаете, юристы.

Вы реально предлагаете в этом, не знаю, архитектору разобраться? 

Ответить
0

2. О том, что законом пользоваться надо уметь, а не "ну там же написано компенсация" и иногда забить выгоднее, чем что-то делать. Дальше уже каждый сам для себя взвешивает

Ответить
0

отличная статья от практикующего юриста - забей не мудись с судом" 

Ответить
0

 Предъявите требование, ждите десять дней, идите в суд. Зачем отправлять претензию вперёд на юр адрес, где её никто не увидит и работать по ней не будет? Что вы выигрываете от этого, пока в суд не идёте?

По своей практике могу сказать, что без письма будет очень трудно доказать, что первоначальное требование вообще направлялось. Соответственно, неустойка начнет считаться не сразу, а только после истечения сроков ответа на вторую претензию, и разница может выйти в довольно существенную сумму. Плюс суд потом по 333 ГК порубит штраф с формулировкой "срок неисполнения обязательства был незначительным".
Понятно, что в идеале всё решить перепиской в инстаграме, но тамошний сотрудник сможет вас без проблем послать, и ничего ему за это не будет. А направление претензии может несколько их взбодрить.  

Ответить
1

Мне кажется, вы в примере путаете ситуацию с некачественным товаром. Вот там да, там критически важно фиксировать дату обращения, а здесь — вообще никакой разницы 

Ответить
1

Оу, да, пока читал ветки комментов, забыл, о чем была речь в самом посте, и почему-то решил, что вы про общую тактику поведения в потребительских спорах. Мои извинения, был неправ!

Ответить
0

Неустойка считается с просрочки поставки, какая разница, когда была направлена претензия? 

Ответить
–2

Зачем отправлять претензию вперёд на юр адрес, где её никто не увидит и работать по ней не будет?

 >Отправляйте претензии ценными письмами с описью (или хотя бы заказными) на юридический адрес продавца

Ты так в своей статье советуешь :)

Ответить
0

На моей практике, тот же ДНС или Ситилинк вполне могут пойти на удовлетворения требований в случае предъявления претензии.
По мне, можно заверить всё при помощи нотариуса, если других способов доказать нет. Основы о нотариате позволяют.

Ответить
0

Но про другие сети - не скажу. Нет опыта.

Ответить
0

ешаются заполнением форм в типовых исковых заявлениях, которые легко ищутся в нете.

А потом в суде судья у потерпевшего спрашивает "А что ж вы моральный вред не запросили?" - "А у меня юрист документы заполннял" - "Эх, понятно, ну поздно уже, решение т ов силе". Плавали, знаем. Поэтому и совет найти грамотного юриста а не бумажкозаполнятеля, очень уж дофига нюансов в этом вашем юридическом мире.

Ответить
4

Скорее всего будет так: магазин получает претензию и идёт к своим юристам, юристы говорят: «ну да, грамотно все расписал, скорее всего в суде он выиграет и нам придётся платить не 2к руб. а около 4-5к, но это ему надо идти в суд и судиться с нами пару месяцев или больше, скорее всего в суд он не пойдёт потому что это для него расходы и время, а профит не то что огромный» и напишут тебе на твою претензию формальную отписку с ссылками на своё соглашение какое-то, которое может даже противоречить гражданскому кодексу. НО, тебе надо идти в суд с позицией что и где чему противоречит, а без образования или адвоката это тяжело. А у продавца штат юристов на з/п, и он не несёт издержек на судебные разбирательства.
TL;DR скорее всего пошлют с такими претензиями в надежде на то что из 100 претензий пойдут в суд до конца 5 человек, которые получат по решению суда больше чем в претензии, но это будет все равно меньше чем выплачивать всем кто предъявит досудебную претензию.

Ответить
1

В реале так и происходит. Количество людей, готовых на судебное разбирательство, даже меньше 5%. На упорных магазины теряют тысячи, на остальных экономят миллионы. И так будет продолжаться, ведь это выгодно.

Ответить
0

Вот представьте, если Эппл или Амазон наберут предзаказов и так обосрутся. 

Ответить
2

Крупные американские компании регулярно обсераются по отношению к потребителям и проигрывают суды. Не создавайте себе образ идеальной Америки и плохой России.

Ответить
0

Так а что, у эпла косяков мало? Недавно проиграли суд где их обвиняли в том что они осознанно замедляли работу старых устройств.

Ответить
0

Соньки даже отпустить в срок не успели, не то что замедлить)

Ответить
4

Хамстер, респект тебе!

Ответить
1

Очень странный практикующий юрист.
Даёт ссылку на правила дистанционным способом, где сказано:
12. Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

А потом в одном абзаце лепит:
Предзаказ — это дистанционный договор купли-продажи, который будет исполнен в будущем.

без предоплаты были только «заявки», которые сложно расценить как договор.

Ответить
6

Ну да, а теперь докажите, что "вы можете оформить предзаказ на нашем сайте" это предложение заключить договор, а не предложение оставить контакты для того, чтобы эксклюзивно одним из первых получить уведомление о возможности заключения договора.

С предоплатой же такой уловки нет, предоплата в любом случае по какому-то договору. 

Ответить
0

Нет, не важно были уплочены деньги или нет. Необходимо доступным способом сообщить продавцу о своём намерении приобрести товар.
Во всех интернет-магазинах есть личный кабинет, где отображается заказ, достаточно сделать скриншот этой страницы. 

Я к тому, что если кто-то делал предзаказ ПС5 (про неё ведь речь?) с частичной оплатой или без оплаты вовсе, у него такие же права требовать исполнения договора от продавца, как и у того, кто полностью оплатил предзаказ.
С сертификатами сложнее, да.

Ответить
2

Ну технически всё так, да.
Практически всё же есть варианты вывернуться (например, оферта была только на предзаказы с предоплатой, а предзаказы без предоплаты это не оферта, а, как я написал, предложение записаться в условную очередь), плюс ответственность почти отсутствует без предоплаты, поэтому я упростил в тексте, чтобы не писать туда рассуждения и разные точки зрения.

Про частичную оплату я сделал оговорку, что она работает как полная.

Ответить
2

С оплатой или без - это такой же заключенный договор, который продавец обязан исполнить. Наличие движения средств даст небольшой бонус, если до суда дойдёт, но это не обязательно. Ответственность ровно такая же, как при оплате товара сразу. Договор заключен, срок самовывоза или доставки указан.
Всё от упёртости человека зависит. Естественно, магазин будет стараться всячески увиливать от исполнения договора, возвращать средства, дарить бонусные 500р. и т.д.
Многочисленные случаи с тем же ДНС, например, когда у них стартует распродажа, а база не успевает за потоком желающих. Мне удавалось договориться на скидку на диск с игрой, которой не было в распродаже. Оплата в магазине всегда была.

Ответить
4

Ну как, ровно такая же — полпроцента в день от суммы предоплаты, то есть от нуля. Она, конечно, такая же, но немножко другая)

Но соглашусь, да, что это тоже работает как инструмент выбивания бонусов, плюс мне подсказали ещё: позволяет зафиксировать гарантированную цену покупки, что немаловажно с нашим курсом 

Ответить
0

полпроцента в день от суммы предоплаты, то есть от нуля.

Ну, да, как дополнительный рычаг давления может помочь.

Ответить
0

Вообще норм фича. На меня аж флешбеки нахлынули, как «телефонные маньяки» из мобильных операторов тарифы по 100 рублей выбивают. КЕК Лайфхаки.

Ответить
2

А разве на предзаказы торговые сети не вешают плашку, что дата может быть изменена? Типа ты еще до оплаты как бы соглашаешься с этим.

Ответить
1

Тоже важное замечание.

Ответить
1

Ну магазы тоже не дураки - соломки всегда подстелят.

Требования покупателя строятся на предположении, дата что определена точная дата поставки, но насколько я вижу что магазы писали в своих правилах по предзаказам - она максимально размытая + дисклеймер о том что магазин может в одностороннем порядке отказать в получении предзаказа например. 
Это мы еще не знаем с какими правилами пользователь соглашался, перед тем как он делал и оплачивал предзаказ - там можно было мелким шрифтом написать много чего.

Ответить
2

В этом и дело. Тут "юристы" фантазии свои развели, при этом не показав ни одного решение суда по теме, трактуя законы как им вздумается.  
В реале же, просто вернут деньги и пожелают удачи в суде получить неустойку)

Ответить
0

Они могут хоть добавить пункт про насильное применение страпона в сторону покупателя, если он им не понравится - законным это никогда не станет, а даже наоборот. Проблема лишь в том, что никто не хочет связываться с этой гнилью и бюрократической волокой, и предпочитают либо молча забрать деньги и заказать в другом магазине, либо капать на мозги, чтобы иметь шанс более скорой доставки в срок. Общая картина, к сожалению, никогда не поменяется - как через хрен потребителя кидали,так и будут кидать. Вышестоящим инстанциям насрать - даже если оштрафуют раз, другой, кто мешает продолжать - выручка же огромная, про наши суды и бюрократической волоку в обывательском сознании все знают, поэтому никто не предпочитает портить себе нервы и тратить время, да и повод не тот.

Ответить
–2

Все эти соглашения недействительны. Они в части противоречат закону. 

Ответить
0

Ну так и правило "одна консоль в одни руки тоже противоречит", магазины вполне законно могут сливать всё перекупам и не парится)

Ответить
0

Немного не по теме, но я о своем наболевшем.
Если имел место быть не предзаказ, а именно покупка с перечислением полной суммы товара продавцу, а тот в свою очередь не отправлят товар уже больше 10 дней, то есть ли какие-то разумные способы добиться получения товара или же только отмена в таком случае, т.к на нерадивый магазин уже никак не повлиять и не поторопить?

Ответить
4

Это от предзаказа отличается только тем, что "старт продаж" прямо сразу, а не через два месяца)

Так что всё как тут по тексту. Если вы оговорили сроки доставки, они обязаны их соблюдать. Если не оговорили, напишите им "требую передать мне товар", с этого момента у них семь дней, чтобы товар оказался у вас (не был отправлен, в оказался у вас). Пройдёт больше времени — они в просрочке, и дальше снова как по тексту.

Суд в большинстве случаев сложнее, чем результат от него, да. 

Ответить
1

Плюс суд вы можете и проиграть.

Из личной практики: суд всегда на стороне потребителя. В большинстве случаев, ответчик (он же магазин) в суд на слушание не приходит или отправляет человека, который не особо и понимает что-то. На моей практике, в качестве ответчика отправляли завхоза магазина (топ кек, да?).
(Сеть магазинов была довольна крупная, но её поглотил ДНС).

И как правило выплата по выигрышу составляет в 2-3 раза больше, чем стоимость товара (со всеми неустойками, компенсациями и так далее).

Ответить
1

Из личной практики: выигрывал суд против потребителя) 

Ответить
0

Можно кейс без личных данных?

Ответить
1

Потребитель залил соседа и сговорился с ним всё повесить на купленный в магазине якобы некачественный кран. В целом, конечно, такое несложно выиграть 

Ответить
1

Из личной практики: выигрывал суд против потребителя)

Потребитель залил соседа и сговорился с ним всё повесить на купленный в магазине якобы некачественный кран. В целом, конечно, такое несложно выиграть

Ты серьёзно? Это уже не закон о защите прав потребителя. Это залупа с ушами.
Реальный кейс, когда магазин отказал в выдаче товара, в гарантийном ремонте, замене и так далее и тому подобное.

Ответить
0

это вред, причиненный недостатками товара, какой это не закон о защите прав потребителей?

Ответить
0

Я то тоже выигрывал, но там обычно просрочка

Ответить
0

Значит юрист - залупа с ушами.

Ответить
0

Слишком много залуп с ушами для одной ветки комментариев) 

Ответить
1

Если не берут, найдите адрес электронки и отправьте туда.

А потом в суде, достать свой смартфон, открыть почту, подойти к судье и показать, что в отправленных висит. Может, что бы ещё для верности сам судья нажал доставить и получить, а то мало ли не отправилось? Как я докажу, что они получали эту электронку?

Ответить
1

Элементарно: перед тем как идти в суд отправьте ещё раз, но теперь ценным письмом. Зачем вам тратить 200 рублей до того, как дело дошло до суда? 

Ответить
0

Вот и я про то, что в суде канает только заказное с уведомлением о вручении.

Ответить
1

Ну буквально в том же абзаце написано, что до суда вам это не нужно.

Алсо, неправда, нормально в суде канает распечатка скринов из почты, зря вы так уверенно утверждаете. 

Ответить
0

А как же старый добрый 'нотариально заверенный скриншот'?

Ответить
0

Он жутко дорогой и не все нотариусы это соглашаются делать вообще (

Ответить
0

Технически вы можете написать своему почтовому домену (допустим gmail) с просьбой сообщить о статусе доставки письма. Можно хоть через 5 минут после его отправки - если адрес недоступен, то почтовый домен сразу получит ошибку об этом. По работе постоянно сталкиваюсь с заблокированными адресами со стороны их домена (тех кто спрашивает почему ему им не приходят те или иные письма из наших сервисов).

Ответить
0

и расходов на юриста (несколько тысяч рублей), которые не факт, что будут компенсированы в полном объёме

Расскажи хотя бы в двух словах, как суд решает, в каком объеме проигравшая сторона компенсирует расходы на оказание юридических услуг другой стороне?

Ответить
3

"в разумном". В идеале это 100%. Но суд может решить, что юрист стоил неразумно дорого (это правило нужно, чтобы не заключали липовые договоры задним числом на огромные суммы) и присудить поменьше. Конкретно зависит от цен на юр услуги в регионе, сложности дела и так далее. Исковое по защите прав потребителей может составить студент за тысячу-полторы, там не требуется супер квалификация, выиграть обычно довольно просто. 

Ответить
1

Примерно так

Ответить

Значительный ящик

1

Забыл ещё добавить первый том «понятий четких пацанов». У некоторых он котируется выше всяких законов

Ответить
0

У нас полстраны чотких)

Ответить

Настоящий Валера

1

Наконец показали то, на что действительно похожа консоль, это же очевидно для японцев - котики)

Ответить
1

Ебать, какой огромный кошак

Ответить
1

И за материал, и за картиночку - огромная благодарность!

Ответить
1

>Писать же претензии из дома совершенно бесплатно, а вам всё равно делать больше нечего, PlayStation же не привезли.

Я чуть чаем не подавился. Офигенно. 

Ответить
0

Юристы ритейлера вам в суде все грамотно растолкуют, что ещё и сами должны останетесь😂

Ответить
0

А зачем им портить репутацию компании? На этапе мирового соглашения проще выдать консоль, которая всё равно на динамику продаж не повлияет.

Ответить
0

У большинства крупных ритейлов нет судебного отдела, и им некого отправлять в суд (я серьёзно совершенно), они часто просто бумажки туда пишут.

Ответить