Parlez-vous français? или не мой Париж

Стоит наконец посчитать их и определиться: много ли было крыс около той самой Башни?

Parlez-vous français? или не мой Париж

Маяковский обращался, кстати, к ней и предлагал отправиться с ним в Москву, пытался льстить, пытался подкупить, но, как мы знаем сейчас, Башня была крепка остовом и холодна металлом. Так и стоит.

- Подайте русскому дворянину кусок горького хлеба изгнания…

Нина Берберова, Курсив мой

И занимает же какое-то местечко в русской душе французская безобразная действительность. Именно что местечко, а не место. В уголке тёмном сидит осведомлённое существо в берете, пальчиками багет надламывает, а потом как закричит, как увеличится в размерах, как достанет фотографии обоссанной улицы красных фонарей и... исторгнет из себя что-нибудь классическое про господ всех в Париже. Волнует нас подобное и трогает: и Наполеон вспоминается, и жёлтые жилеты из выпусков новостей, и Макрон клятый здесь же пританцовывает свой макабр. И весь этот сюрреализм — под звуки саундтрека художественного фильма «Такси».

Самолёт касается асфальта в аэропорте Орли, который неудобен максимально, но уже находится в Иль-де-Франс, что накидывает очков за его породу. Из этого места рукой подать до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены талантливые и известные, а также столь талантливые, что неизвестные русские люди: Нуреев, Тарковский, Тэффи, Юсуповы, Мережковский, Гиппиус, кадеты, казаки, алексеевцы, дроздовцы... Российская Федерация выделяет же значительные средства, чтобы погост содержался в порядке. Февральский дождь полностью смыл желание ходить между аккуратных рядов могилок, и мы направились с места посадки прямиком в центр Парижа.

Старый афрофранцуз на чёрном автомобиле тащит нас по неизвестным улочкам, а я совсем не заметил грани, где пригород перетекает в город, очнувшись уже около Малого дворца и статуй. В пути я был слишком увлечён поиском всех ужасов, которыми известен Париж в социальных сетях, — в реальности же, наверное, ужасы находились в ином месте. Мной же был обнаружен... ну, европейский город.

Parlez-vous français? или не мой Париж

Вера была в Париже уже с месяц, встретила меня на Лионск. вокзале. Когда ехали с вокзала на квартиру, меня поразило то, что по всему чёрному небу непрестанно ходили перекрещивающиеся полосы прожекторов — «что-то будет!» подумал я.

Иван Бунин, Дневники

Брели между зданий одинаковых цветов, что сильно бросается в глаза после Мадрида, где стены перемежаются красками. Долго идти не пришлось, ведь высадка из такси произошла недалеко от Люксембургского сада. В нём работает театр миниатюр «Гиньоль» с главным героем Петрушкой. Конечно, не в дождь, не в 7 утра, не в феврале. Раньше вокруг фонтана перед дворцом расхаживал Жан-Жак Руссо, а теперь там аккуратно расставлены садовые стулья — никакого возврата к природе не вышло. Сами же стулья ладные и крепкие, но никак не привязаны верёвками и не прикованы цепями, что рассердит и расстроит любого, кто знает о настоящем Париже в комментариях намного больше, чем автор.

Пятый округ Парижа встречает не фасадами, а скользкими мостовыми и тем, как по-французски рядом соседствуют булочная и склеп. Пантеон со своими массивными колоннами наблюдает за смертными, будто сверяет улицы с каким-то списком. Здесь покоятся великие (Вольтер, Гюго, Золя, Руссо недалеко ушел от Люксембургского сада, Кюри, Жорес, Дюма, Брайль и пр.) — с формальной надписью «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE» на входе, — но мимо гуляют в основном самые заурядные туристы. Как мы.

От Пантеона до знаменитого собора — дорога не длинная: сперва вниз по улицам, где уже сильно пахнет круассанами, потом по набережной с книжными лотками, и, наконец, выглядывает Сена. Собор Парижской Богоматери спрятан за билбордами и заборами, как стыдливый человек в больничной пижаме: величественный, но потрёпанный, весь в лесах и под сетками. Он ещё восстанавливается, всё ещё хрипит. Здесь короновали императоров, а теперь — разве что рабочие в касках. Всё это вызывает ощущение отсутствия реальности, потому что даже готическое произведение архитектурного искусства в XXI веке зависит от, может быть, страховки.

Мосты — сверху, а внизу — кто-то спит под ними на матрасе, обложившись сумками и бутылками, и, кажется, не нуждается ни в нашем внимании, ни в нашей жалости, но чуть-чуть нуждается в наших деньгах. Возле берега стоял деревянный корабль, будто забытый декораторами после съёмок. Французы, которых мы встречали, были не грубы, но и не доброжелательны: смотрели сквозь — и это напоминало московское, питерское или самарское утро — только без снега, а с багетом. Такой у меня юмор.

Мост Александра III раскинулся в самом центре Парижа. Всё в нём — слишком и чересчур: золото, монументальные статуи, гербы Российской империи. Заложен в ознаменование франко-русского союза и открыт к Всемирной выставке 1900 года. Мост стоит особняком — и по внешнему виду, и по настроению: ни один другой объект не выглядит здесь таким праздничным и таким чужим одновременно. По русским мостом никто не осмеливается спать. Такой у меня юмор 2.

Башня — видимо или невидимо — но всегда находится над тобой. Вокруг её сильных ног снуют назойливые афрофранцузы, предлагая светящиеся башенки, дешёвое шампанское и снимки «с лучшего ракурса». Их много, они везде, и они — часть пейзажа не меньше, чем сама конструкция. Башню часто выставляют романтичным символом, но вблизи она скорее напоминает индустриального монстра.

Parlez-vous français? или не мой Париж

Много ли было крыс около той самой Башни? Достаточно, чтобы задать вопрос, но недостаточно, чтобы испугаться. Куда больше здесь было людей — с фотоаппаратами, с детьми на плечах, с ожиданиями, которые Париж давно не собирается оправдывать. И Башня, как и положено ей по статусу, стояла посреди всего этого равнодушно — не различая крыс, туристов и прошлого.

Хотел бы я найти крысу, которая умеет готовить Рататуй, но не в этот раз.

Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то, что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе.

Владимир Маяковский, Нашему юношеству
5
2
2
1 комментарий