Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

Я не учёный, не умный человек и просто нашла удивительный для себя ответ на вопрос которым я недавно задалась. Ну и хочу рассказать об этом тут.

Введу в контекст.

Недавно в ходе переписки я прислала подруге одно видио с приколом, где была задачка:

В тарелке лежит 5 яблок 5 детей взяли по 1 яблоку. Но в тарелке осталось 1 яблоко Почему?

(Вы можете подумать над ответом и проследив за логической цепочкой понять почему вам легко или трудно найти ответ)

И если для меня не составило труда найти ответ на этот вопрос, она действительно задумалась.. Я поговорила с ней об этом и задала эту же задачку другу, который тоже завис.

После этого я решила опросить других своих знакомых и услышать их ответы..

В общем я была очень удивлена что почти ни кто не смог ответить с первого раза, максимум со второго.. И я была полностью уверена в том что тут есть один конкретный и логичный ответ. Но покопавшись в разных статьях про логику и человеческое мышление, до меня всё же дошло почему у людей туго с яблоками и детьми которые их взяли..

Так вот я подвела итоги и готова предоставить их вам. Во первых кроме опроса я покопалась в интернете, почитала чужие ответы и размышления. Во вторых разобралась с тем что вообще такое задачка на логику и как наша логика собственно работает... скажу заранее, эта задача судя по всему не относиться к задаче на "логику", но так же ей и являеться.

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

Но прежде чем я начну, ответ на задачу: Один из пяти детей взял яблоко вместе с тарелкой. Значит, 4 яблока были взяты по отдельности, а пятое яблоко осталось "в тарелке", которая теперь находится у пятого ребенка. Оказываеться эта задачка специально создана для того, чтобы сбить с толку тех, кто привык к логическому и аналитическому мышлению. Тут бесполезно вычленять ключевые моменты ведь что 5 яблок, что 5 детей это вообще не важно... И я нашла несколько вариантов, почему же люди испытывают трудности с этой задачкой?

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

1. Привычка к логике и аналитике Любое образование, особенно техническое, научное или юридическое, учит людей мыслить очень логично, последовательно и системно. Люди привыкли к тому, что у каждой задачи есть четкие условия, правила, которым надо следовать, и прямой путь к решению. А значит 5 - 5 = 0 – это первое, что приходит на ум, и люди пытаются "встроить" ответ в эту логику, но ничего не выходит ведь тут нет чётких учловий и правил...

2. Когнитивная фиксация: Как только человек понимает, что 5 - 5 = 0, а ответ должен быть 1, возникает противоречие. Мозг так сказать застревает на этом противоречии и пытается найти сложное объяснение, почему математика не работает в рамках его текущих представлений. Отсюда и "квантовая физика" – попытка найти сложный ответ для сложной (как им кажется) проблемы, вместо того чтобы пересмотреть базовые допущения :'³

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

3. Неявные допущения: Не сумев решить задачу путём вычислений, мы автоматически делаем ряд предположений, которые не прописаны в условии. Первое, тарелка остается на месте: Большинство людей представляют тарелку как неподвижную ёмкость, из которой извлекаются яблоки. Им даже в голову не приходит, что тарелка может быть частью которую можно взять с яблоком. Второе, все действия независимы: Предполагается, что взяли по 1 яблоку означает, что каждый ребенок берет только яблоко и ничего больше, что так же ломает людям мозг. И последнее.."В тарелке" = "на изначальном месте тарелки": Люди интерпретируют "в тарелке осталось" как "в тарелке, которая стоит там, где и стояла"...

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?

Дальше вкуснее) 4. Латеральное мышление vs вертикальное мышление😎: Вначале, что это вообще такое? Вертикальное (логическое) мышление: Движение вперед шаг за шагом, от одной логической точки к другой. Это то, чему нас учат в школе Латеральное (боковое) мышление: Это изменение точки зрения, переформатирование проблемы, постановка под сомнение очевидных предположений. Такие головоломки (как эта с яблоками) требуют именно латеральное мышление! Они намеренно сформулированы так, чтобы завести в тупик логику!

5. Избыток информации и опыт: Люди с большим объемом знаний и опытом часто сложнее справляются с такими задачами, потому что у них больше правил и моделей, которым они пытаются следовать. Они ищут сложный, многоходовой ответ, соответствующий их интеллектуальному уровню, не допуская, что ответ может быть слишком простым и основанным на игре слов или буквальном толковании...

ИТОГ! Короче.. эта задача не проверяет уровень интеллекта или образования, а скорее способность отключать привычные логические схемы и смотреть на проблему с совершенно другой стороны. А значит те кто не смог решить эту задачу сразу с первого или второго раза, люди имеющие латеральное мышление и довольно широкий кругозор и опыт в решении реальных и трудных задач. Ну и те кто разобрался с ней сразу, имеют или латеральное мышление, или если у них нет проблем с реальнымм загадками на логику, умеют переключаться между задачами не испытывая проблем ни там ни там

Парадокс интеллекта: Почему "детсадовские" загадки – самые сложные?
14
2
1
1
30 комментариев