Взрыв из прошлого или Как виделось будущее российского комикса 8 лет назад
Сегодня утром в личном сообщении от подруги Хавы Амартелы меня ждала жемчужина. Видео с выступлением Алексея Павловского из 2017 года, чуть более 600 просмотров (!!!). На питерском "БумФесте" спикер делился своим видением будущего российского комикса. Как вы помните, недавно я делала то же самое. Я села смотреть, по ходу начала делать заметки на чеках из «Пятерочки», справках из больницы... Они быстро кончились, я схватила блокнот и продолжила. Так что вот вам лонгрид.
Ох, прошло 8 лет, и как странно смотреть назад...
· Нет еще ни маркетплейсов, ни вебтунов.
· Не набрали известность Кориандр, Анастасия Солдаткина и WooRie
· Нет «Альпаки».
· «Баббл» еще не сняла свои фильмы.
· В «Читай-городе» еще нет отдельных разделов комиксов.
· Владимир Максимушкин еще не затеял конкурс сценаристов комиксов «СценКом» и не написал свой «Учебник сценарной кухни».
· Но зато процветают фестивали, растут, как грибы, комикс-шопы.
· Можно писать на темы [….] и […].
Прошло даже по меркам человеческой жизни не очень много. Какие-то имена и тренды укрепились, авторы выросли, развились, созрели. Кто-то и что-то кануло в лету. Печально осознавать, что ряд издательств и авторов, которые звездили 8 лет назад, аннигилировались. А бум комикс-шопов закончился бумом закрытий... Но – обо всем по порядку.
Немного вводных:
Кто такой Алексей Павловский? Это исследователь российского комикса, создатель проекта и конференций «Наука о комиксах» comixstudies. Исследовал историю и тренды комикса в России.
Где читалась лекция? На «Бумфесте», питерском международном фестивале авторских комиксов, который проводился в Санкт-Петербурге с 2007 года.
Где посмотреть все видео? Вот тут.
Кто рисует комиксы в 2017 году?
Алексей провел собственное исследование, охватившее 100 авторов российских комиксов и вывел определенную закономерность. Среди комиксистов, в основном преобладали авторы последнего советского поколения (в их числе Аскольд Акишин) и появившиеся на свет в 80-90х гг., например, Ольга Лавреньтьева.
Комикс-хиты 2017-го года
· Иван Ешуков, «Боровицкий» о гражданской войне в Омске глазами белых (лучший самиздат по мнению Павловского).
· Аскольд Акишин, «Командировка».
· Александр Еремин, «Хакер».
· Захар Ящин, «Большая книга чувака» (комментарий спикера: «Это как будто Достоевский и Ницше делают комиксы).
· Юлия Никитина, «Полуночная земля»,
· Оля Лаврентьева «Шув» (последние два комикса, по словам Алексея-2017 купить уже невозможно, тиражи распроданы).
· Мария Конопатова, Тимофей Мокиенко «Аврора».
· Ну и конечно «Бабл», который выпускает 6 супергеройских линеек.
Заметный тренд: бум комикс-шопов
Алексей отмечает тенденцию открытия огромного количества магазинов, посвященных комиксам. Появился рынок внутреннего сбыта, российских комиксов стало больше – и они, затрагивая острые социальные темы, стали интересны не только гикам, но и более широкой аудитории.
Издательства:
· «Баббл» («Когда у вас такое количество денег, можно не заморачиваться со стратегией»).
· «Комильфо» (по мнению спикера, словно созданы для того, чтобы публиковать комиксы Терлецкого и Конопатовой).
· Jellyfish.
· «Комфедерация» ( «Одна из их стратегий – публиковать работы из пабликов, где много, > 50K подписчиков. Зачем? Например, «Пёся» Ники Водвуд*»).
· «Комикс Паблишер».
· «Белый единорог».
· «БумКнига».
Популярные в 2017-м темы
· Супергероика (не только «Баббл», но и, например, «Тюмен», история о тюменском повелителе нефти, который пьет, курит и неуважительно относится к женщинам).
· Автобиографии («И пусть их будет больше. Один из авторов рассказал, что имел проблемы с [Роскомнадзор], второй боролся с раком, у третьего было 22 женщины»)
· Рефлексия по 90-м.
· Русская классика – осмысление + адаптации. ( Комикс-проект Федора Годунова-Чердынцева и Алексея Никитина "Жизнь Чернышевского", изданный онлайн «Регнумом»).
· Альтернативная история («Аврора» Конопатовой и другие).
· Культура альманахов и фэнзинов («Параллельный комикс»).
Проблемы комиксов-2017
Отсутствие интереса со стороны инвесторов. Мол, не видят они перспективы у комиксов, не хотят «в благотворительность», хотят «в прибыль и бизнес».
Тут Алексей говорит классную фразу:
«Но Сикстинскую капеллу строили не в расчёте на деньги. Не думали, что это станет музеем, куда люди будут приходить посмотреть за деньги. Так может, стоит вложиться в Сикстинскую капеллу?».
Спикер надеется, что российский комикс нарастит-таки критическую массу, и заинтересует большие деньги.
Отсутствие свежей крови – прежде всего, сценаристов. Алексей отмечает слабость многих авторских комиксов в плане сюжета и предлагает совместить конкурсы художников с комиксами писателей.
Дефицит крутых и свежих тем. Комиксам стоит более остро реагировать на потребности, социальные явления – например, нужен комикс о блокаде Ленинграда. Так комиксы станут генерировать инфоповоды.
Российским комиксам надо выходить за рубеж. И снова цитата:
«Баббл» никого не заинтересует зарубежом. Я бы посоветовал им при личной встрече, что надо сделать… Но.. Пока ограничусь только тем, что посоветую обратиться к истории Русского балета, посмотреть, что делал Дягилев, чтобы продвинуть этот вид искусства как бренд».
Минуло 8 лет. Что сейчас?
· Спикер Алексей Павловский. После 2019 года его активность сократилась, аккаунт в ВК закрыт, последний визит на страничке был несколько месяцев назад. Я написала Алексею на почту и ВК, но шанс получить ответ невелик.
· Фестиваль «Бумфест». Перестал проводиться с 2022 года, как и многие другие фестивали («КомМиссия», «ЭпикКон» и др.)
· Фэнзины и зины издаются все реже. Даже те, кто существовал десятилетиями, перестают выходить.
· Ольга Лаврентьева. Выпустила много работ, в том числе «Сурвило», описывающий блокаду Ленинграда. Ольга успешно переиздает старые работы и трудится над новыми.
· Юлия Никитина. Продолжает работать, выпустила новые истории, авторские зины. Переехала из Салехарда в Санкт-Петербург, кроме комиксов выпускает уникальную авторскую керамику.
· Иван Ешуков продолжает работу, в октябре 2025 года анонсировал «Боровицкого» в твердой обложке.
· Владимир Рудак, сценарист комикса «Я – слон» в 2025 году как режиссер снял фильм «Море на двоих». Премьера состоялась 7 марта 2025 года в онлайн-кинотеатре KION.
· Комикс «Я – слон» о проблемах человека в инвалидной коляске больше не переиздавался, и, похоже, остался единственным напечатанным комиксом о людях с ограниченными возможностями.
· Александр Еремин продолжает работать, в основном за заграницу.
· Захар Ящин, продолжает рисовать. В сотрудничестве с издательством «Альт-Граф» подготовил более 30 обложек для комиксов и манги.
*Автор «Пёси» Ника живет в Вене, внесена в список иноагентов.
· Терлецкий – ушел из «Комильфо», переехал в Японию, написал кучу новых комиксов, в том числе «Собакистан», изданный на японском. Создал свое издательство.
И напоследок.
Алексей Павловский завершил свое выступление фразой, которую можно повторить сегодня. Она, в отличие от некоторых трендов 2017-го года не потеряла актуальности:
«Астрологи провозгласили пятилетку российского комикса. Количество хороших комиксов увеличивается».
Жду ваших мнений и рефлексий в комментариях.
Напоминаю, у меня есть блог в ТГ, посвященный в основном вебтунам. Но и российским комиксам тоже.