Взрыв из прошлого или Как виделось будущее российского комикса 8 лет назад

Сегодня утром в личном сообщении от подруги Хавы Амартелы меня ждала жемчужина. Видео с выступлением Алексея Павловского из 2017 года, чуть более 600 просмотров (!!!). На питерском "БумФесте" спикер делился своим видением будущего российского комикса. Как вы помните, недавно я делала то же самое. Я села смотреть, по ходу начала делать заметки на чеках из «Пятерочки», справках из больницы... Они быстро кончились, я схватила блокнот и продолжила. Так что вот вам лонгрид.

Странички комикса "Я - Слон", посвященного проблемам инвалида-колясочника. История опубликована в 2017-м.
Странички комикса "Я - Слон", посвященного проблемам инвалида-колясочника. История опубликована в 2017-м.

Ох, прошло 8 лет, и как странно смотреть назад...

· Нет еще ни маркетплейсов, ни вебтунов.

· Не набрали известность Кориандр, Анастасия Солдаткина и WooRie

· Нет «Альпаки».

· «Баббл» еще не сняла свои фильмы.

· В «Читай-городе» еще нет отдельных разделов комиксов.

· Владимир Максимушкин еще не затеял конкурс сценаристов комиксов «СценКом» и не написал свой «Учебник сценарной кухни».

· Но зато процветают фестивали, растут, как грибы, комикс-шопы.

· Можно писать на темы [….] и […].

Прошло даже по меркам человеческой жизни не очень много. Какие-то имена и тренды укрепились, авторы выросли, развились, созрели. Кто-то и что-то кануло в лету. Печально осознавать, что ряд издательств и авторов, которые звездили 8 лет назад, аннигилировались. А бум комикс-шопов закончился бумом закрытий... Но – обо всем по порядку.

Немного вводных:

Кто такой Алексей Павловский? Это исследователь российского комикса, создатель проекта и конференций «Наука о комиксах» comixstudies. Исследовал историю и тренды комикса в России.

Где читалась лекция? На «Бумфесте», питерском международном фестивале авторских комиксов, который проводился в Санкт-Петербурге с 2007 года.

Где посмотреть все видео? Вот тут.

Кто рисует комиксы в 2017 году?

Алексей провел собственное исследование, охватившее 100 авторов российских комиксов и вывел определенную закономерность. Среди комиксистов, в основном преобладали авторы последнего советского поколения (в их числе Аскольд Акишин) и появившиеся на свет в 80-90х гг., например, Ольга Лавреньтьева.

Аскольд Акишин
Аскольд Акишин

Комикс-хиты 2017-го года

· Иван Ешуков, «Боровицкий» о гражданской войне в Омске глазами белых (лучший самиздат по мнению Павловского).

· Аскольд Акишин, «Командировка».

· Александр Еремин, «Хакер».

Взрыв из прошлого или Как виделось будущее российского комикса 8 лет назад

· Захар Ящин, «Большая книга чувака» (комментарий спикера: «Это как будто Достоевский и Ницше делают комиксы).

· Юлия Никитина, «Полуночная земля»,

· Оля Лаврентьева «Шув» (последние два комикса, по словам Алексея-2017 купить уже невозможно, тиражи распроданы).

· Мария Конопатова, Тимофей Мокиенко «Аврора».

· Ну и конечно «Бабл», который выпускает 6 супергеройских линеек.

Заметный тренд: бум комикс-шопов

Алексей отмечает тенденцию открытия огромного количества магазинов, посвященных комиксам. Появился рынок внутреннего сбыта, российских комиксов стало больше – и они, затрагивая острые социальные темы, стали интересны не только гикам, но и более широкой аудитории.

Издательства:

· «Баббл» («Когда у вас такое количество денег, можно не заморачиваться со стратегией»).

· «Комильфо» (по мнению спикера, словно созданы для того, чтобы публиковать комиксы Терлецкого и Конопатовой).

· Jellyfish.

· «Комфедерация» ( «Одна из их стратегий – публиковать работы из пабликов, где много, > 50K подписчиков. Зачем? Например, «Пёся» Ники Водвуд*»).

· «Комикс Паблишер».

· «Белый единорог».

· «БумКнига».

Популярные в 2017-м темы

· Супергероика (не только «Баббл», но и, например, «Тюмен», история о тюменском повелителе нефти, который пьет, курит и неуважительно относится к женщинам).

· Автобиографии («И пусть их будет больше. Один из авторов рассказал, что имел проблемы с [Роскомнадзор], второй боролся с раком, у третьего было 22 женщины»)

· Рефлексия по 90-м.

· Русская классика – осмысление + адаптации. ( Комикс-проект Федора Годунова-Чердынцева и Алексея Никитина "Жизнь Чернышевского", изданный онлайн «Регнумом»).

· Альтернативная история («Аврора» Конопатовой и другие).

· Культура альманахов и фэнзинов («Параллельный комикс»).

Проблемы комиксов-2017

Отсутствие интереса со стороны инвесторов. Мол, не видят они перспективы у комиксов, не хотят «в благотворительность», хотят «в прибыль и бизнес».

Тут Алексей говорит классную фразу:

«Но Сикстинскую капеллу строили не в расчёте на деньги. Не думали, что это станет музеем, куда люди будут приходить посмотреть за деньги. Так может, стоит вложиться в Сикстинскую капеллу?».

Спикер надеется, что российский комикс нарастит-таки критическую массу, и заинтересует большие деньги.

Отсутствие свежей крови – прежде всего, сценаристов. Алексей отмечает слабость многих авторских комиксов в плане сюжета и предлагает совместить конкурсы художников с комиксами писателей.

Дефицит крутых и свежих тем. Комиксам стоит более остро реагировать на потребности, социальные явления – например, нужен комикс о блокаде Ленинграда. Так комиксы станут генерировать инфоповоды.

Российским комиксам надо выходить за рубеж. И снова цитата:

«Баббл» никого не заинтересует зарубежом. Я бы посоветовал им при личной встрече, что надо сделать… Но.. Пока ограничусь только тем, что посоветую обратиться к истории Русского балета, посмотреть, что делал Дягилев, чтобы продвинуть этот вид искусства как бренд».

Минуло 8 лет. Что сейчас?

· Спикер Алексей Павловский. После 2019 года его активность сократилась, аккаунт в ВК закрыт, последний визит на страничке был несколько месяцев назад. Я написала Алексею на почту и ВК, но шанс получить ответ невелик.

· Фестиваль «Бумфест». Перестал проводиться с 2022 года, как и многие другие фестивали («КомМиссия», «ЭпикКон» и др.)

· Фэнзины и зины издаются все реже. Даже те, кто существовал десятилетиями, перестают выходить.

· Ольга Лаврентьева. Выпустила много работ, в том числе «Сурвило», описывающий блокаду Ленинграда. Ольга успешно переиздает старые работы и трудится над новыми.

· Юлия Никитина. Продолжает работать, выпустила новые истории, авторские зины. Переехала из Салехарда в Санкт-Петербург, кроме комиксов выпускает уникальную авторскую керамику.

· Иван Ешуков продолжает работу, в октябре 2025 года анонсировал «Боровицкого» в твердой обложке.

Взрыв из прошлого или Как виделось будущее российского комикса 8 лет назад

· Владимир Рудак, сценарист комикса «Я – слон» в 2025 году как режиссер снял фильм «Море на двоих». Премьера состоялась 7 марта 2025 года в онлайн-кинотеатре KION.

Владимир  Рудак
Владимир  Рудак

· Комикс «Я – слон» о проблемах человека в инвалидной коляске больше не переиздавался, и, похоже, остался единственным напечатанным комиксом о людях с ограниченными возможностями.

· Александр Еремин продолжает работать, в основном за заграницу.

Свежая работа от Захара Ящина, автора  "Большой книги чувака"
Свежая работа от Захара Ящина, автора  "Большой книги чувака"

· Захар Ящин, продолжает рисовать. В сотрудничестве с издательством «Альт-Граф» подготовил более 30 обложек для комиксов и манги.

*Автор «Пёси» Ника живет в Вене, внесена в список иноагентов.

· Терлецкий – ушел из «Комильфо», переехал в Японию, написал кучу новых комиксов, в том числе «Собакистан», изданный на японском. Создал свое издательство.

И напоследок.

Алексей Павловский завершил свое выступление фразой, которую можно повторить сегодня. Она, в отличие от некоторых трендов 2017-го года не потеряла актуальности:

«Астрологи провозгласили пятилетку российского комикса. Количество хороших комиксов увеличивается».

Жду ваших мнений и рефлексий в комментариях.

Напоминаю, у меня есть блог в ТГ, посвященный в основном вебтунам. Но и российским комиксам тоже.

3
Начать дискуссию