Тильт глазами психолога: как потушить свой горящий пукан и начать учиться на своих ошибках?

Тильт глазами психолога: как потушить свой горящий пукан и начать учиться на своих ошибках?

Тильт - это состояние психологического гнева: поражение из-за неудачи воспринимается как несправедливость, что заставляет игрока применять агрессивные стратегии ради мести (чтобы добиться справедливости), что, в конечном итоге, заканчивается разочарованием в себе и концентрации на потерянных ресурсах», — утверждают ученые.

Всем привет! Меня зовут Ваня, мне 32 года и я занимаюсь когнитивно-поведенческой психологией (коучинг). Это мой первый пост на DTF, надеюсь он найдёт свой отклик. Со своей стороны буду рад любым отзывам.

Что я знаю о играх? Однажды я решил сесть и подсчитать количество времени, которое я провёл в них. Счётчик перевалил за 10 000 часов уже только в тех играх, где велась статистика. 4000+ часов в доте, около 200 дней /played в WoW, 2000+ часов в L4D и L4D 2, 600 часов в CoD: MW2, 430 часов в Day of Defeat и так далее. Забавно, что в CS:GO в стиме у меня менее 100 часов, но я боюсь даже подсчитывать сколько времени я провёл в старой доброй 1,6. Это далеко не полный список игр, в которые я играл на ПК. Помимо компа у меня была денди, PS 1 и PS 3. Ах да, ещё около 2х лет я играл в Ikariam - браузерную стратегию на подобии Travian.

Суммарно я для себя решил, что в общем я наиграл около 15 000 часов в те или иные игры, но есть ощущение, что этот счётчик давно перевалил за 20 000. Сейчас, когда у меня есть жена, ребёнок, крутая работа, друзья и жизнь вне интернета, я стал уделять играм значительно меньше времени. Но при всём этом, я всё ещё провожу за любимым развлечением около 10-15 часов в месяц - я играю в Hearthstone. Я называю HS игрой для геймеров-пенсионеров, так как он не требует поиска пати, реакции мангуста, прожатия ротации из 100500 клавиш за 0,01 секунду и всего времени этого мира. Но при всей своей простоте, Hearthstone, так же как и любая другая соревновательная игра, имеет нулевую толерантность к тильту. И если до моего обучения и начала практики в сфере психологии мой средний винрейт в рейтинговом режиме был в районе 50%, то на сегодняшний день мой поход в "Легенду" иногда заканчивается с показателем в 80% выигранных игр.

Разница между "тогда" и "сейчас" не в опыте или практике (хотя и они имеют вес). Разница в том, что я наконец-то перестал тильтовать и испытывать негативные эмоции от проигрыша. Что я знаю о тильте? Об этом может рассказать разбитый ноут, десяток сломанных клавиатур и мышек, пару сломанных мобильных телефонов и даже кресло, на котором я сидел. Но это в прошлом. Сейчас мне не стыдно рассказывать о своём опыте, ведь как оказалось - я не одинок. Но не все ещё научились конвертировать свою агрессию в возможность обучаться и становиться лучше.

В тот момент, когда я научился признавать поражение, я научился извлекать из поражений опыт. Не зря каждый опытный игрок раз за разом повторяет фразу "ищи ошибки" и пересматривает повторы своих проигранных игр. В этом есть свой сакральный смысл. И если ты, как и я раньше, твёрдо уверен, что совершаешь ноль ошибок, а в каждом твоём лузе виновата тима, Габен или подкрутка в паре с кривой механикой, то можешь смело закрывать эту статью. Но если ты хочешь становиться лучше с каждой минутой проведённой в своей любимой игре, я покажу тебе основные моменты, на которые следует обратить внимание, если хочешь избавиться от негативных эмоций, а заодно улучшить свой рейтинг/навык игры.

1. Всех не победишь.

Как сказал один тренер, имя которого я, к сожалению, не вспомню: "Все наши матчи делятся на 3 категории:
- 33% игр - это те, где мы заведомо сильнее нашего противника и должны выигрывать.
- 33% игр - это те, где мы заведомо слабее нашего противника и должны проиграть.
- остальные 34% игр - это те, где наш противник равный нам по скиллу. Исход этих игр решает направление, в котором мы двигаемся по ладдеру."

Данное распределение не претендует на истину в последней инстанции, но в среднем так и есть - даже лучшие время от времени проигрывают, а худшие время от времени выигрывают. Поэтому достаточно принять тот факт, что мы в любом случае рано или поздно проиграем. Не потому, что мы плохо играли, не потому, что тима раки, не потому, что всё подкручено. А потому, что так надо. Но то, как мы реагируем на поражение, определяет исход следующих игр. Под принятием поражения я подразумеваю отсутствие негатива по отношению к противнику, к игре, к команде или по отношению к самому себе - именно негатив и есть источником тильта. При этом никто не запрещает расстраиваться. В отличии от негативной агрессии, тот факт, что мы расстраиваемся из-за поражений, мотивирует нас быть лучше в следующий раз. Когда мы расстроены - мы не в тильте. В тильте мы тогда, когда нас заполняют негативные эмоции.

Как это работает? Если противник оказался сильнее и победил, у нас 2 варианта как реагировать:
1) злиться и называть его всеми неприличными словами этого мира. В таком случае мы не делаем никаких вводов, а значит в следующий раз встретив этого же противника (или такого же по силе), с высокой долей вероятности мы снова проиграем.
2) признать тот факт, что в этой игре противник был лучше за счёт своих действий. В таком случае мы можем проанализировать что именно наш оппонент сделал лучше и научиться делать тоже самое или даже лучше чем он. В таком случае, встретив этого же противника (или такого же по силе) в следующий раз, мы будем иметь более высокие шансы на победу.

Упомяну, но не буду расписывать - в любом случае при анализе игры/просмотре повтора следует обратить внимание на то, что мы сами могли сделать иначе. Возможно мы сами допустили где-то ошибку. Это не повод злиться на себя. Это повод взять на заметку произошедшее и в следующий раз действовать согласно сделанным выводам.

2) Победить хотят все. Побеждают те, кто больше всех сделали для победы.

Есть очень простое правило жизни: "Всё, что не приближает нас к цели - отдаляет нас от неё". Следовательно, если какие-то наши действия в игре не способствуют победе, они способствуют поражению. Да, люди - не роботы и не могут делать всё идеально. Это просто не возможно - рано или поздно мы всё равно сделаем ошибку. Однако порой мы можем не замечать или не понимать какие наши действия систематически НЕ способствуют победе, зато приводят к тильту:

- Делать выводы о противнике. Недооценка или переоценка противника чаще всего приводит к поражению. Вместо этого, более эффективнее будет сосредоточиться на игровой ситуации и "матчасти" самой игры. Если мысли о противнике пробрались в голову - это яркий признак тильта и того, что мы менее сфокусированы на игре и на своих действиях.
- Оценивать игру своих союзников. Каждая секунда слежения за другим игроком - это секунда, когда мы не контролируем нашего персонажа. При этом, перекладывание ответственности за свою невнимательность на другого игрока - ещё один признак тильта.
- Крик, ругань и нервы. В таком состоянии мы физически не можем адекватно воспринимать реальность, в том числе и происходящее в игре. Что более интересно - негативные эмоции заразны и могут распространиться на членов нашей команды. Да, тильт заразен.
- Музыка, чатик и другие источники залипания. Всё, что снимает фокус с игры и/или вызывает эмоции, искажает восприятие происходящего в игре. Отсутствие понимания данного факта при проигрыше приводит к тому, что мы склонны игнорировать свои ошибки и приписывать их другим, что ещё глубже вводит нас в состояние тильта.
- Воспринимать один проигранный бой, как проигрыш всей катки. Пока на экране не загорелась надпись "Всё кончено, мы проиграли" всегда есть возможность побороться. Каждая секунда проведённая в мыслях "тут уже гг" - это время, за которое мы ничему не учимся.

И многое другое. Нет ни одного киберспортсмена или просто крутого игрока, который бы обладал сверхъестественными способностями в виде более быстрого пинга от глаз к мозгу или встроенного в руку одометра. Это такие же люди как и все. Они тоже ошибаются и склонны к тильту. Разница лишь в соотношении полезных действий к бесполезным и в скорости, с которой они учатся на своих ошибках.

3) Правила одинаковы для всех.

Помните Lod[A], который был вне себя от ярости за то, что Na'vi использовали фичу с хуком под фонтан с помощью Chen и Pudge? Факт остаётся фактом - все команды были в равном положении до момента, пока эту фичу не пофиксили. Жизнь такая какая есть - всё остальное наше восприятие и реакция. Разрешено всё, что не запрещено. Реальности всё равно на "баллы честности" в нашей голове. Игра, где есть победитель и проигравший, не учитывает воображаемые очки стиля и самопожертвование во имя воображаемой справедливости.

Весной прошлого года в Hearthstone ввели новый класс героя - Охотник на Демонов. Всем новым игрокам выдали на бесплатной основе полный комплект карт на этот класс (для тех, кто не в курсе - для комфортной игры HS требует немалых денежных вливаний или всё свободное время игрока). Общий средний винрейт этого класса в первые пару месяцев был около 65% (что непозволительно много). Игроки разделились на тех, кто воспользовался данной возможностью и изрядно повеселился играя за нового героя (впервые за существование игры) и на тех, кто принципиально даже не попробовали за него поиграть. При этом, вторые очень много злились на первых.

Я думаю таких примеров много, но все они сводятся к простому выбору: мы либо принимаем игру такой, какая она есть и пользуемся всеми её механиками и аспектами (высокие шансы на победу), либо играем в урезанную версию, которая существует лишь в нашей голове, лишая себя возможности использовать более эффективные механики (низкие шансы на победу). Более того, создавая заведомо ненавистный образ врага в виде тех, кто не следует нашей логике, мы лишаем себя возможности учиться у тех, у кого сознание более открыто к новому.

Тильт начинается в тот момент, когда мы упираемся лбом в мысль, которую мы не хотим принять по каким-то своим личным причинам. При этом мы склонны игнорировать тот факт, что другие игроки так не делают и их результаты чаще всего намного лучше наших. Фраза "почему такое бывает только в моей команде?" содержит единственный логически выплывающий ответ - "потому, что в ней ты сам" =)

4) Что делать, если заметил за собой признаки тильта, но не можешь самостоятельно с ними справиться?

Мне можно не объяснять насколько глупо звучат разумные слова, когда я человек находится в состоянии глубочайшего тильта. Чисто для контекста - в какой-то момент я был готов поверить, что вселенная специально в целом районе выключила электричество, чтобы я слил рейтинговую катку. При этом я игнорировал фразу "Ваня, ты слишком близко принимаешь к сердцу простую компьютерную игру". Однако, даже я понимал, что я не идеален и у меня есть проблемы. Растущее количество испорченных вещей увеличивало мои подозрения..

Главный вывод, к которому я пришёл лишь через годы:
"Проблема не в игре и не в наших навыках в этой игре". Тут можно не искать и не копать - там ничего нет. Мы учимся играть просто играя. Чем дольше мы играем, тем лучше мы играем. Не стоит ожидать от себя попадание в ТОП ладдера, если опыта в игре всего пару месяцев. Подъём на вершину занимает время и в нормальном состоянии наш "график продвижения" должен плавно идти вверх. Но если всё же хочется в ТОП и уже несколько месяцев нет никаких продвижений, значит мы что-то делаем не так. Если при этом градус эмоционального накала продолжает возрастать - это уже свидетельство того, что пора предпринимать действия.

В моём случае помогла психология и работа со специалистами. Оглядываясь назад, я понимаю, что у меня было всё время и возможности этого мира, чтобы если даже не выступить на The International, то как минимум попасть на какой-нибудь рофлотурик из разряда Starladder. И единственный, кто виноват в том, что это не произошло - это я сам. С другой стороны, в какой-то момент я понял, что мне это и не нужно было. Ведь достигая потолка в той или иной игре, я её забрасывал. А значит я любил достижения, а не игры. Теперь я играю в HS. Мой личный рай для геймера-пенсионера. Я люблю эту игру даже тогда, когда ловлю лузстрики из 10+ игр подряд - это моя цена за мои 60-80% винрейта =)

8787
545 комментариев

Несколько тысяч текста ценностью в ведро очевидной воды.

Да, точно, типичный коуч ;]
Добро пожаловать.

170
Ответить

-Как справиться с тильтом?
-Просто не тильтуй лол

71
Ответить

Кто-то ему за это деньги ведь платит

26
Ответить

Я закончил читать на 
4000+ часов в дотеПотому что бывшего дотера терпеть можно. Даже коуча можно вытерпеть. Но бывшего дотера коуча - НЕТ!

14
Ответить

В первую очередь я человек :)
Персональная консультация и текст для широкой массы отличаются по определению - в первом случае предметный разговор в соответствии с конкретной проблемой (я психую, когда играю), во втором случае вольные размышления на тему "почему люди психуют, как это выражается и что может быть причиной".
А так да, спасибо за тёплый приём =)

7
Ответить

Ведром воды можно хоть жажду утолить)

Ответить

Ваня, 32 годика.

1
Ответить