«Он художник, он так видит»: действительно ли искусство меняет зрительное восприятие?

Разбираемся, так ли далёк от истины ироничный комментарий, который часто пишут под произведениями сомнительного качества, и выясняем, может ли искусство поменять зрение.

Болезни не помогут

Зрение художников окутано многими мифами, и один из самых известных – о пользе глазных болезней для искусства. Авторы таких гипотез стремятся объяснить патологиями зрения особенности творчества известных художников или даже появление целых направлений. Широко известно предположение, что импрессионизм зародился благодаря близорукости. Это не так: истоки и философия движения – тема для отдельной статьи.

А вот один из основателей импрессионизма Клод Моне чуть не потерял возможность творить из-за катаракты. Развитие его болезни хорошо задокументировано в письмах, где художник жалуется, что мир вокруг стал менее ярким, а краски он вынужден выбирать по названиям на тюбиках.

Характерные для катаракты искажения цветов на картине Моне. Клод Моне, Японский Мостик, 1922
Характерные для катаракты искажения цветов на картине Моне. Клод Моне, Японский Мостик, 1922

В конце концов, Моне согласился на операцию, которой боялся не меньше самой болезни, и зрение почти что вернулось к норме. Правда, кувшинки стали чуть-чуть синеватыми из-за того, что глаз художника стал видеть ультрафиолет:

Кувшинки, Клод Моне, 1925
Кувшинки, Клод Моне, 1925

В дефектах восприятия цвета пытались обвинить Ван Гога, приписав ему редкое состояние – ксантопсию (Xanthopsia), меняющее восприятие желтого. Из записей художника мы знаем, что он экспериментировал с желтым цветом сознательно.

А вот ирландский постимпрессионист Пол Хенри (Paul Henry) действительно был дальтоником. Из-за этого он часто добавлял в свои картины яркие красные детали, выполненные чистыми цветами без смешивания красок:

Пол Генри, The Potato Digger
Пол Генри, The Potato Digger

В каком-то смысле это действительно часть узнаваемого стиля художника. Тяжелые формы дальтонизма могут заставить отказаться от живописи и заняться, например, скульптурой – по такому пути пошел Пол Меншип. Но такие нарушения восприятия цвета, как ни парадоксально, не являются непреодолимым препятствием: многие современные художники нашли способы его обойти. Кроме того, сами по себе цвета не так важны, если уметь правильно работать с тоном, их подбор «вслепую» может даже сделать рисунок интереснее. Убедиться и освоить полезное упражнение предлагает Марко Буччи.

Чуть более научно выглядит теория, что вытянутые фигуры на картинах Эль Греко появились благодаря астигматизму. Но анализ его работ дает понять, что так изображены только религиозные фигуры:

Эль Греко, Святой Иероним в образе Ученого, около 1610
Эль Греко, Святой Иероним в образе Ученого, около 1610

В тот же список попадет и Леонардо Да Винчи, талант которого списывали на косоглазие, и большинство известных и значимых художников. Но все эти теории объединяет одно: они легко опровергаются, а глаза художников, по-видимому, ничем не отличаются от глаз обычных людей. И если с вашим зрением что-то не так, ожидать творческого порыва не стоит – вместо этого надо срочно идти к врачу.

От глаз к мозгу

Зрение – это не только получение зрительной информации, но и ее обработка. И раз с глазами не получилось, остается изучить вторую часть зрительной системы – мозг. Самый простой способ сделать это – айтрекинг, позволяющий проследить логику движения глаз.

Человек, в отличие от фотоаппарата, не может сразу рассмотреть все, что находится в поле зрения – взгляд перемещается от одной детали к другой, при этом некоторые из них привлекают его сильнее. Исследования того, что именно притягивает взгляд, начались еще в 30-х годах прошлого века.

Большие пустые пространства обычно игнорируются взглядом, ему там не за что зацепиться. Архип Куинджи, Пейзаж. Степь, 1890-1895
Большие пустые пространства обычно игнорируются взглядом, ему там не за что зацепиться. Архип Куинджи, Пейзаж. Степь, 1890-1895

Несмотря на почти 100 лет изучения, простого ответа на этот вопрос все еще нет. Скорее всего, его вообще не существует – наша нервная система очень сложна, а обработка зрительной информации может идти двумя путями:

  • Восходящим
  • Нисходящим

Восходящий (bottom-up) принцип обработки – это то, на что влияют базовые принципы построения композиции, визуальный вес элементов, работа с цветом, тоном и контрастностью, а также динамика и направляющие линии. В этом случае обработка происходит от глаза к мозгу, а движения глаз определяются той информацией, которую они передают в мозг.

Композиция – мощный способ управлять взглядом зрителя по восходящему пути. На изображении — <a href="https://dtf.ru/gamedev/734651-15-tipov-kompozicii-dlya-hudozhnikov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">типы композиции</a> от Эдгара Пейна.
Композиция – мощный способ управлять взглядом зрителя по восходящему пути. На изображении — типы композиции от Эдгара Пейна.

Восходящий путь наиболее характерен для просмотра пейзажей.

Архип Куинджи, Дарьяльское ущелье, 1890-1895
Архип Куинджи, Дарьяльское ущелье, 1890-1895

Нисходящий (top-down) принцип обработки более индивидуален – он подвержен нашим ожиданиям и тем знаниям, которые мы накопили в течение жизни. В этом случае движения глаз определяются информацией, которая уже сохранена в мозге. Он часто используется в тех случаях, когда в поле зрения появляется человек.

Влияние могут оказывать многие факторы:

  • Культурный бэкграунд – например, людей из разных стран могут привлечь разные детали.
  • Образование – историк будет рассматривать по-разномусовременные фотографии и историческую хронику.
  • Интерес к конкретному стилю или произведению.
  • Мотивация и наличие задания.
«Он художник, он так видит»: действительно ли искусство меняет зрительное восприятие?

Обработка редко идёт только по одному пути: обычно это сложное взаимодействие. Для изучения этих процессов, как правило, берутся люди, далекие от искусства – так проще сделать вывод. Глаза художников в таких экспериментах движутся совершенно по-другому:

<a href="https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17357707/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Треки глаз художников справа</a>, по центру – то, как рассматривает изображение обыватель.
Треки глаз художников справа, по центру – то, как рассматривает изображение обыватель.

Одно из самых известных исследований этих закономерностей провела Стайн Вогт, сравнившая студентов художественных школ Норвегии и контрольную группу не искушенных в искусстве людей. По ее данным, художники тратят в два раза меньше времени на разглядывание стандартных точек притяжения, не поддаваясь на уловки авторов изображения. Вместо этого они осматривают все изображение «абстрактно», не забывая пройтись по «пустым» зонам. Это наталкивает на мысль, что они полностью игнорируют восходящую обработку, вместо этого находя точные характеристики объектов и оценивая художественные параметры изображения по нисходящему пути.

Вторая особенность – отсутствие длительных фиксаций на знакомых деталях при повторном просмотре. Этот критерий часто используется для оценки памяти при ее нарушениях, но таких значений, как художники, не достигают даже тяжело больные люди. Это выглядит странно, ведь зрительная память – важный навык, который постоянно тренируют все художники. Вогт считает это открытие неожиданным и свидетельствующим о существовании совершенно иной зрительной стратегии.

Открытия не случилось

Но неожиданно это только для ученых: специальному способу смотреть на изображаемые объекты учат всех новичков в художественных школах, часто ставя знак равенства между умением рисовать и умением видеть. Общие принципы таковы: «отключить» восприятие предметов как предметов, увидев вместо них пятна света и тени, которые следует перенести на холст:

Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами

Клод Моне

Картины импрессионистов буквально состоят из этих форм:

«Он художник, он так видит»: действительно ли искусство меняет зрительное восприятие?

Принцип подходит не только для импрессионизма, он известен задолго до Моне, а первое подробное описание принадлежит историку искусства Джону Рёскину:

Вся техническая сила живописи зависит от восстановления того, что можно назвать невинностью глаза [the innocence of the eye]. Это что-то вроде детского восприятия плоских пятен цвета, без осознания того, что они собой представляют – как если бы слепой внезапно прозрел

Джон Рёскин, «The Elements of Drawing»

По мнению Рёскина, так видел бы мир прозревший слепец, но сейчас, спустя 100 лет после его смерти, мы знаем, что это предположение имеет мало отношения к реальности – все снова намного сложнее.

Иллюзии и делюзии

Научно интерпретировать невинность глаза достаточно сложно, но авторы этих двух исследований, считают, что эта зрительная стратегия позволяет художникам точно изображать действительность, отсекая ошибки восприятия, влияющие на качество работы.

Сделать ровные линии «в цифре» не составит труда. Но это не сильно облегчает задачу художникам – ошибки моторики <a href="https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0149763415301986" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">очень мало влияют на качество рисунка</a>, точность движений кисти – лишь малая часть успеха художников. <a href="https://www.artstation.com/aenamiart" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Alena Aenami</a>
Сделать ровные линии «в цифре» не составит труда. Но это не сильно облегчает задачу художникам – ошибки моторики очень мало влияют на качество рисунка, точность движений кисти – лишь малая часть успеха художников. Alena Aenami

Как именно это происходит – вопрос более сложный. Чтобы разобраться в нем, придется немного поговорить о том, как именно ошибается зрение человека. Обычно такие ошибки делят на два типа:

  • Иллюзии – это ошибки восприятия зрительной информации, возникающие без участия нисходящей обработки.
  • Делюзии – это ошибки концепции, возникающие под воздействием нисходящей обработки информации мозгом.

Эта классификация очень условна – иллюзии и делюзии не дискретны, есть много случаев, находящихся где-то посередине:

«Он художник, он так видит»: действительно ли искусство меняет зрительное восприятие?

Описание Рескина и Моне подразумевает доступ к «сырыми данными» с глаз, который позволил бы отсечь иллюзии, например, избавиться от субъективного постоянства цвета, мешающего видеть теплохолодность:

Джон Сингер Сарджент, 1920
Джон Сингер Сарджент, 1920

Или от иллюзий, связанных с постоянством формы и размера:

Классическая иллюзия Понцо

Но эксперименты показывают, что и художники, и обычные люди подвержены таким ошибкам в равной степени, а многие иллюзии еще и обусловлены физиологией. Научиться «достовернее» видеть, отказавшись от обработки информации мозгом, нельзя.

Делюзии: когда мозг обманывает сам себя

Вместо этого можно научиться «достовернее» думать – в этом случае зрительная стратегия поможет отсечь делюзии – ошибки, которые мозг создает сам для себя. В основном они связаны с тем, что мы знаем, как выглядят предметы вокруг и ожидаем, что эти знания совпадут с реальностью.

Увидеть в этой форме шляпу, проигнорировав глаз удава – тоже делюзия.
Увидеть в этой форме шляпу, проигнорировав глаз удава – тоже делюзия.

Попросив обычного человека нарисовать лежащую на столе шляпу, мы, скорее всего, увидим нечто похожее на картинку выше. Это не рисунок с натуры, а «иконка», стереотипное изображение которое нам показывает мозг, когда мы распознаем или визуализируем соответствующий ему предмет. Такие сохраненные схемы способны очень сильно влиять на рисунок, прорываясь в него и замещая собой то, что мы видим глазами.

Начинающие художники часто изображают все лица похожими на себя, потому что видят свои пропорции каждый день в зеркале. Пабло Пикассо, автопортрет, 1971
Начинающие художники часто изображают все лица похожими на себя, потому что видят свои пропорции каждый день в зеркале. Пабло Пикассо, автопортрет, 1971

На первый взгляд это делает вредным совет расширять визуальную библиотеку. Зачем запоминать то, что будет потом мешать? Но делюзии отличаются от иллюзий тем, что их можно корректировать. Эрнст Гомбрих считал, что художники всегда работают от сохраненного в мозге стереотипа, который подгоняется так, чтобы картина совпала с натурой. Гомбрих полагал, что никакого невинного взгляда вообще нет, а визуальная библиотека – главная сила художников. Отчасти это так – художники, особенно начинающие, фактически работают с сохранёнными в голове схемами, постоянно сверяя их с натурой.

Упражнения по расширению визуальной библиотеки и бесконечные задания по рисованию простых форм и обрубовок головы направлены именно на формирование и сохранение правильных схем.

<a href="https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4123523" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Визуальное восприятие требует больше усилий</a>, чем визуализация в воображении – это еще один аргумент в пользу рисования с натуры, даже если это занятие кажется скучнее создания собственных миров. <a href="https://www.artstation.com/fus" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wojtek Fus</a>
Визуальное восприятие требует больше усилий, чем визуализация в воображении – это еще один аргумент в пользу рисования с натуры, даже если это занятие кажется скучнее создания собственных миров. Wojtek Fus

Но совсем отбрасывать термин «невинность» тоже нельзя: зрительная стратегия отличается очень сильно, а опытные художники используют одни и те же зрительные приемы и техники, рисуя и привычные для них объекты, и абсолютно новые. В каком-то смысле они действительно видят все как в первый раз, но делают это не за счёт отключения мозга, а за счет долгого обучения правильной работе.

Что делает художников особенными – не более высокая восприимчивость к цветам или деталям. Мы делаем бессознательные процессы осознанными, и заставляем их помогать нам

Текст написал Артемий Третьяков, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

8686 показов
5.4K5.4K открытий
22 репоста
12 комментариев

Я действительно так вижу

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Когда занялся 3д - начал обращать внимание на материалы, отражения и форму объектов ирл. Так что да, восприятие меняет.

Ну и внешность людей научился анализировать.

Ответить

Мы когда в унике проходили живопись - я хочу сказать, что научился именно смотреть на объекты. Простая, но логичная теория очень помогла воспринимать объекты не как абстрактные кляксы в зрительном поле, а как конструктивный объект с разнослойными составными. 

Я понимаю, что звучит очень закручено, но если проще - ты банально понимаешь, почему тебе нравится или ты считаешь эстетически и гармонически правильным тот или иной пейзаж, объект и т.д. 

Ответить

Мне кажется главный тезис - искусство - это не конкретно эстетика (которая тоже не может быть полностью объективной, но в пределах определенных границ - имеет стандарты, которыми и можно определить, состоятельность объекта). 

И искусство - не обязано нравится всем. Оно обязано вызывать эмоции, коммуницировать с созирцателем (и в негативном, и в объективном ключе). В этом его смысл. Про случаи "халтурного" искусства, или искусства с сомнительным содержанием (вообще его наличием) - это другой разговор. 

Но мне кажется, если мы говорим про живопись или даже графику (видеоигры) - тут важно разграничивать объективный перенос объектов и их оптических свойств и стилизации. 

Чтобы быть специалистом по первому - художник должен либо не иметь зрительных "особенностей", либо понимать их и отделять от объективного свойства объекта (если такое вообще возможно). Вообще реализм (не стиль, а деятельность) - это больше утилитарная и даже коммерческая функция и она должна быть корректной. 

А вот стилизация - это как раз и есть искусство. Кому-то арт-дирекшен и стилазация в кино, играх, живописи - не нравится. А кому-то нравится. Сама дискуссионность - это нормально, и она должна иметь свой собственный независимый тезис. 

И если конечно стилизация происходит в коммерческом проекте - хоть это и не оспорит никак право художника на тезис - но конкретно тут уже тупо порешает рыночек. 

Арт может быть сложным и со смыслом, но будет условно плохим только потому, что ЦА - не поняло его и не приняло. 

P.S.- хейтеры синего фильтра в баттле - ну вас нафиг. Это было замечательное ощущение холода и опустошенности в третьей части! :D 

Ответить