Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Огромная популярность, рекордная зарплата, почётная должность, награды и — обоснованный страх быть забытым.

Фрагмент работы Babysitting (Присмотр за детьми), около 1920-1929
Фрагмент работы Babysitting (Присмотр за детьми), около 1920-1929

Дин Корнуэлл считался одним из известнейших американских иллюстраторов и монументалистов первой половины XX века. Он создал более тысячи иллюстраций для практически всех крупных изданий того времени, включая Cosmopolitan, Harper's Bazaar, Redbook и Good Housekeeping magazines. Его картины маслом часто иллюстрировали книги, рекламные объявления и военные плакаты. За свою карьеру он украсил фресками более 20 общественных зданий. Дин был так популярен, что его прозвали «Dean of Illustrators» (игра слов, основанная на его имени; прозвище можно перевести как «Декан/наставник иллюстраторов»).

The Other Side (Другая сторона), 1918
The Other Side (Другая сторона), 1918

«Катастрофические» испытания

Чарльз Дин Корнуэлл родился 5 марта 1892 года в Луисвилле. Его отец Чарльз Луи Корнуэлл, инженер-строитель, во многом повлиял на интерес мальчика к рисованию. По всему дому Дин находил эскизы мостов и железных дорог, которые его заинтриговали и поразили своей точностью. Аналогичное влияние на его карьеру оказал близлежащие каналы Луисвилл и Портленд, построенные во время промышленной революции. Один из самых ранних рисунков Корнуэлла, сделанный в 13 лет, — набросок парохода, проходящего через эти каналы.

Первые художественные уроки Корнуэлл получил от художника-преподавателя Пола Плашке и от Чарльза К. Уильямса, который учил рисовать с натуры в студии над местным универмагом. В школьные годы, чтобы заработать на карманные расходы, мальчик раскрашивал таблички на окна магазинов мясника и пекаря.

Дин и его младшая сестра Мэри часто отправляли свои рисунки в детский раздел местной газеты The Courier-Journal, где публиковалось творчество юных читателей. В 12 лет Дин получил почётное звание в конкурсе за «лучший рисунок», ещё через год его работа украшала заголовок детского раздела, а спустя неделю Корнуэлл с картиной «Снежный форт» занял первое место в конкурсе газеты.

А вскоре после этого семью Корнуэлл настигла череда испытаний. Отца Дина сбил трамвай. В больнице хирурги вернули ему отрезанное ухо и ожидали его выздоровления. Но на фоне черепно-мозговой травмы у Луи началось «размягчение мозга» (энцефаломаляция): мужчина страдал от галлюцинаций и слабел на глазах. Через почти полтора года он был признан невменяемым, лишён гражданских прав и помещён в психиатрическую больницу. Хотя Луи всё ещё видел галлюцинации, через семь месяцев его объявили вылеченным и выписали из больницы.

Шесть месяцев Луи бродяжничал и не давал о себе знать семье, пока местный детектив не обнаружил его на улице, истекающего кровью, с проломленным черепом и множественными ранами от неизвестного нападавшего. Из-за повторной травмы черепа к мужчине вернулось слабоумие, он снова попал в психбольницу — ещё на пять лет. После выписки Луи стал жить отдельно от семьи. Он даже попытался открыть офис гражданского строительства, но работать умственно уже не мог, поэтому около 7 лет собирал бумажный мусор по улицам, пока его не сбила машина.

Так обеспечение семьи легло на плечи Дина. В шестнадцать лет он бросил учёбу, чтобы найти работу. Благодаря школьной игре в оркестре Корнуэлл смог устроиться трубачом в джаз-оркестр на речном судне, а через два года — в ансамбль местного кинотеатра. Параллельно все эти годы он продолжал публиковать рисунки в местных газетах.

Карьера иллюстратора

В 19 лет Дин выступил в любительском театральном представлении в Manual Boy's High School. Он сидел на сцене и во время разговора со зрителями нарисовал серию быстрых карикатур, а под конец набросал картину пастелью. Его выступление стало хитом вечера. В этом же году Корнуэлл начал карьеру художника-карикатуриста в газете Louisville Herald.

Через год Дин с семьёй переехал в Чикаго и поступил в Чикагский институт искусств, где учился у Харви Данна. Корнуэлл поработал в газете The Chicago Tribune, написав и нарисовав комиксы «Фредди Фраппе» и «Каменный век», проиллюстрировал рассказы для журнала The Green Book.

Some necktie, lady (Чей-то галстук, леди), 1916
Some necktie, lady (Чей-то галстук, леди), 1916

Три месяца в летней школе иллюстрации Харви Данна и Чарльза Чепмена помогли ему освоить технику рисования Данна: его подход к работе с тоном, цветом и композицией, практику управления светом для передачи настроения картины.

Я с любовью вспоминаю те дни, когда мне выпадала честь сидеть у ног Харви Данна.

Дин Корнуэлл

В 24 года Корнуэлл женился на художнице Милдред Киркэм, у них родилось двое детей. Из-за постоянных измен Дина пара разошлась через несколько лет после заключения брака, но официального развода так и не было.

Couple sitting at opposite ends of bench in moonlight , 1923
Couple sitting at opposite ends of bench in moonlight , 1923

В 30 лет Корнуэлл рисовал иллюстрации для таких крупных изданий как American Weekly, Cosmopolitan, Good Housekeeping, Harper's Bazaar, Life, Redbook и The Saturday Evening Post. В этот же период он преподавал коммерческую иллюстрацию в Институте Пратта в Бруклине.

Babysitting (Присмотр за детьми), около 1920-1929; A couple in the jungle (Пара в джунглях), 1923
Babysitting (Присмотр за детьми), около 1920-1929; A couple in the jungle (Пара в джунглях), 1923

В 34 года Корнуэлл подписал долгосрочный контракт с Cosmopolitan, по которому его годовая зарплата составляла $100 000 — это примерно $1 500 000 в пересчете на текущий курс.

К 40 годам Дин Корнуэлл уже был известен как «декан иллюстраторов». Его патриотические изображения и военные плакаты были повсюду, как и его реклама для крупных компаний вроде Seagrams, Palmolive Soap, Coca-Cola и General Motors.

Подборка иллюстраций Конуэлла за этот период:

Parisian Scene, 1928 
Parisian Scene, 1928 
Traveler (Путешественник), 1933
Traveler (Путешественник), 1933
Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Пара его рекламных иллюстраций:

Have a «Coke» (Выпей «Колы»), 1943-1945
Have a «Coke» (Выпей «Колы»), 1943-1945
Land of Tropical Splendor (Земля тропического великолепия), 1950
Land of Tropical Splendor (Земля тропического великолепия), 1950

Хорошая зарплата или бессмертное наследие

Несмотря на успех, Корнуэлл начал чувствовать, что публика слишком легко забывает его иллюстрации. Стремясь создать более прочное художественное наследие, в 1927 году он отправился в Лондон, где три года учился у художника-монументалиста и самоучки Фрэнка Брэнгуина. Под покровительством Брэнгвина Дин участвовал создании серии фресок, в том числе в Палате лордов.

После этого Дин выполнял заказы по оформлению фресок в Соединенных Штатах и за рубежом. Его самая известная работа украшает Публичную библиотеку Лос-Анджелеса. Несмотря на то, что Корнуэлл пользовался популярностью в этой сфере, много на настенной живописи он не зарабатывал. Поэтому Дин продолжал создавать иллюстрации, когда нуждался в деньгах.

Две из четырёх фресок Корнуэлла для Публичной библиотеки, которые рассказывают историю основания Лос-Анджелеса:

The Founding of Los Angeles (Основание Лос-Анджелеса)
The Founding of Los Angeles (Основание Лос-Анджелеса)
Americanization (Американизация)
Americanization (Американизация)

А вот как эти фрески выглядят в жизни:

Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Дин Корнуэлл часто приглашал своего соседа и бывшего ученика Фрэнка Рейли помогать ему в создании фресок: оба художника считали их вызовом для своих творческих способностей. Дин и Фрэнк соглашались на сложную работу, которую другие иллюстраторы не могли выполнить. Например, они брались за заказы на исторические иллюстрации, которые требовали не только технического мастерства, но и тщательного изучения нужной эпохи для исторической точности.

Переживая давление со стороны импрессионистов и абстракционистов, они, тем не менее, не сомневались в выбранном для себя направлении, и продолжали развиваться в реализме.

Дин Корнуэлл с помощниками работает над фресками для Публичной библиотеки Лос-Анджелеса
Дин Корнуэлл с помощниками работает над фресками для Публичной библиотеки Лос-Анджелеса

Не обижайте монументалиста, пока у него есть доступ к вашим стенам

Во время создания фресок не обошлось без курьёзных случаев.

В 1937 году Уильям Рэндольф Херст нанял Дина Корнуэлла, чтобы тот нарисовал несколько фресок в ресторане The Raleigh Room апарт-отеля Warwick. Они должны были изображать сэра Уолтера Рэли, получающего грамоту от королевы Елизаветы I в 1584 году, и высадку Рэли на острове Роанок.

Херст пообещал заплатить Корнуэллу 100 000 долларов, но после завершения работы не спешил отдавать деньги. Крайне разочарованный Дин решил отомстить заказчику, нарисовав на фресках непристойные по тем временам вещи. Так на первой фреске один человек мочился на королеву, другой — на сэра Уолтера Рэли. На второй Дин нарисовал индейца с обнажёнными ягодицами.

Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Аргументы художника убедили Херста поторопиться с оплатой, и Корнуэлл получил за свою работу обещанную сумму. В ответ монументалист любезно исправил фрески. И, хотя Херсту понравился результат, он закрыл несколько фресок на 30 лет — в качестве протеста против Корнуэлла за эту историю.

Некоторые из фресок в апарт-отеле Warwick и стадики к ним:

Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год
Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год
Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Техника Корнуэлла

Художник часто работал по 17 часов в сутки, семь дней в неделю. Работы он подписывал как «Дин Корнуэлл», отказавшись от первого имени «Чарльз». Переняв техники Харви Данна и Фрэнка Брэнгвина, Корнуэлл выработал оригинальную методику рисования.

Личный опыт

Корнуэлл часто иллюстрировал приключенческие и романтические истории, обычно происходящие за границей или на море. Известный стремлением к правдоподобности, он много путешествовал, чтобы познакомиться с людьми и окружающей средой, которых должен изобразить. А ещё — сделать фотографии, карандашные наброски и акварели в качестве образцов для картин. Дин подчёркивал важность личного погружения в сюжет иллюстрации:

Для справочного материала пойдите к источнику... Создайте папку со своими эскизами. Почувствуйте запах мест и попытайтесь нарисовать запахи, а не визуальные эффекты. Если на вашей картине изображена железнодорожная станция — идите на станцию и нюхайте.

Дин Корнуэлл

В 33 года Корнуэлл ездил по Средиземному морю и на Ближний Восток, чтобы изучить быт местных жителей и нарисовать 12 иллюстраций для книги Уильяма Лайона Фелпса «Город Великого Короля — и другие места на Святой Земле».

Одна из иллюстраций в этой серии — «Вифлеемский продавец горшков» — изображает пожилого человека и его товары под палящим солнцем пустыни. С помощью этой картины Корнуэлл подчеркнул роль мастера в повседневной жизни Святой Земли, где изготовление гончарных изделий было древней традицией. Дин также дал зрителю представление о разнообразии товаров на продажу: тут и миски для еды, и глиняные кувшины, используемые для хранения вина, пива, масла и воды. Художник уделил одинаковое внимание персонажам, их костюмам и обстановке.

The Pot-Seller of Bethlehem (Вифлеемский продавец горшков), 1926
The Pot-Seller of Bethlehem (Вифлеемский продавец горшков), 1926

Предварительные исследования и этапы создания иллюстрации

Иллюстрации для журналов Корнуэлл создавал в четыре этапа. Для начала он делал серию набросков, чтобы найти подходящую композицию, затем с помощью акварели обозначал тон. На этих этапах Дин старался избегать обращения к фотографиям, поскольку считал, что они его ограничивают.

На картине «Ночная лодка из Гаваны» полицейский ловит контрабандистов, собиравшихся сбежать на лодке в ночи:

Стадики «Night Boat from Havana» (Ночная лодка из Гаваны)
Стадики «Night Boat from Havana» (Ночная лодка из Гаваны)

Когда композиция и тон работы были утверждены, Корнуэлл приступал к поиску референсов. Для этого он мог использовать как фотографии, так и натуру. Для фотореференса ниже ему позировали его друзья-художники:

Фотореференс и фрагмент работы (на фото слева направо: Фрэнк Рейли, Артур Уильям Браун, Гилберт Банди, Гарри Бекхофф, Джон Гэннэм)
Фотореференс и фрагмент работы (на фото слева направо: Фрэнк Рейли, Артур Уильям Браун, Гилберт Банди, Гарри Бекхофф, Джон Гэннэм)

Фотореференс нужен был для прорисовки деталей и уточнения спорных моментов (например, чтобы понять, как будут выглядеть складки на одежде). Детали причала художник перерисовал из собственной папки справочных эскизов кораблей.

Ниже — финальный вариант иллюстрации:

Заказ для The Saturday Evening Post, 1947, Ночная лодка из Гаваны
Заказ для The Saturday Evening Post, 1947, Ночная лодка из Гаваны

Более подробно процесс его работы разобрала Джин Бирнс в книге A Complete Guide To Drawing Illustration Cartooning And Painting на примере иллюстрации «Рассвет абдоминальной хирургии».

Картина должна была изображать молодого хирурга Эфраима Макдауэлла, который в 1809 году в комнате на втором этаже своего дома провёл первую в истории овариотомию — операцию по удалению опухоли яичников у беременной пациентки, миссис Джейн Тодд Кроуфорд.

Этот заказ нарисовать было куда сложнее, так как нужно было найти и изучить немало источников, чтобы создать исторически точную иллюстрацию. С этой целью Дин Корнуэлл поехал в Данвилл и провёл день в комнате дома Макдауэллов, где прошла операция. С собой он увёз немало набросков интерьера:

Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Он изучил статую Макдауэлла в Вашингтоне как один из референсов для портрета хирурга. Затем Дин посетил музей в Нью-Йорке, чтобы изучить и сделать скетчи костюмов того периода, отдельно зарисовав детали одежды и предметов домашнего обихода. Только после того, как Корнуэлл собрал всю необходимую информацию, он приступил к рисованию.

Дин сделал первый набросок на небольшом листе жёлтой бумаги ручкой и чёрными чернилами. Чтобы обозначить тон, он использовал разбавленные чернила. По задумке художника, доктор Макдауэлл замерял пульс пациентки и добивался согласия миссис и мистера Кроуфорд на операцию:

Слева — статуя доктора Макдауэлла в Капитолии, справа — первый набросок картины The Dawn Of Abdominal Surgery («Рассвет абдоминальной хирургии») из серии «Пионеры американской медицины»
Слева — статуя доктора Макдауэлла в Капитолии, справа — первый набросок картины The Dawn Of Abdominal Surgery («Рассвет абдоминальной хирургии») из серии «Пионеры американской медицины»

Дальше Корнуэлл рисовал стадики с моделью. В поисках лучшей композиции Дин набросал четыре показанные ниже позы, а затем выбрал ту, что в нижнем левом углу:

При изучении модели иллюстратор уже детально прорисовывал одежду.
При изучении модели иллюстратор уже детально прорисовывал одежду.

Уточнив основные детали с первоначального скетча, Корнуэлл сделал цветной набросок, который в дальнейшем согласовывался с заказчиком и консультирующим художника доктором:

Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год

Поскольку «операцию Макдауэлл-Кроуфорд» всегда называли «операцией в глуши», Дину казалось уместным поместить сцену в бревенчатую хижину. Заказчик отклонил эту идею: было известно, что хирург проводит операцию в собственной усадьбе.

Доктор-консультант Фред В. Рэнкин отметил, что по наброску трудно понять, что она иллюстрирует именно хирургическую операцию. Однако Корнуэлл не хотел изображать медицинские подробности и в качестве компромисса нарисовал эскиз, в котором пациентку укладывали на стол перед операцией. Этот набросок получил одобрение доктора Рэнкина и других известных медиков:

Вторая идея картины, эскиз карандашом и маслом
Вторая идея картины, эскиз карандашом и маслом

Стремясь представить историю более наглядно, Дин нарисовал третий набросок, используя его в качестве окончательного рабочего эскиза. На нём он переместил фигуру человека из-за спины доктора на левый задний план, а личную служанку миссис Кроуфорд — ближе к своей хозяйке. Двоих мужчин, которые были просто свидетелями, он убрал, но добавил пионера в оленьей шкуре с первоначального наброска, чтобы подчеркнуть атмосферу глубинки. Даже винтовка Кентукки и пороховой рог получили дополнительный акцент.

Окончательная палитра была куда более тёплой по тону — с её помощью художник намекнул на будущий успех операции. Как и в других подобных схемах, зелёный цвет используется для создания цветового контраста. С помощью насыщенного красного на простыни и одежде пациентки Дин акцентировал внимание зрителя на главной героине.

Перед началом рисования Корнуэлл покрыл холст шеллаком, чтобы бумага не впитала в себя всю влагу красок и картина не просвечивалась на свету. Затем он сделал копию последнего эскиза и спроецировал его на холст с помощью проектора Balopticon. В затемнённой комнате он перенёс контуры несмываемым карандашом, а особенно важные детали прорисовал тушью.

Когда силуэт был готов, иллюстратор обозначил основные тона и цвета, используя масло, скипидар и лак. После того, как лак высох, он приступил к прорисовке деталей. Если в процессе Дин хотел что-то поменять, верхний слой лака и масла соскабливал гибким лезвием бритвы и покрывал полотно белой краской. Потом он проецировал изменённый набросок на холст с помощью Balopticon и продолжал рисовать.

Финальный вариант картины
Финальный вариант картины

Для сравнения ниже можно посмотреть на другие скетчи и финальные иллюстрации:

Военный плакат США из серии «Keep America Free!»
Военный плакат США из серии «Keep America Free!»
Family (Семья)
Family (Семья)
Фреска для Публичной библиотеки Лос-Анджелеса
Фреска для Публичной библиотеки Лос-Анджелеса
Фрагмент фрески «History of transportation» (История транспортных средств), Рокфеллеровский центр, Нью-Йорк
Фрагмент фрески «History of transportation» (История транспортных средств), Рокфеллеровский центр, Нью-Йорк
Дин Корнуэлл: история «декана иллюстраторов» с зарплатой в $1,5 млн в год
Поиск лучшей композиции, скетчи и финал картины «Lady Said Goodbye» (Дама попрощалась)
Поиск лучшей композиции, скетчи и финал картины «Lady Said Goodbye» (Дама попрощалась)

Джеймс Герни на своём ютуб-канале поделился архивными кадрами, на которых Дин Корнуэлл работает над иллюстрацией для «The Robe» Ллойда Дугласа в 1947 году. Кадры были сняты Фрэнком Рейли в рамках серии «Художники за работой» (копия фильма сейчас находится в коллекции Общества иллюстраторов). По словам самого Рейли, цель фильма — «впечатлить достижениями тех, кто находится сейчас среди нас, и увековечить их память для вдохновения тех, кто будет следовать за ними».

The Robe (Мантия)
The Robe (Мантия)

С 62 лет Дин Корнуэлл жил в квартире-студии на Манхэттене, где о нем заботилась его модель Билл Магнер. В 68 лет иллюстратор умер от сердечного приступа в больнице Рузвельта.

Дин всю жизнь посвятил работе, и настенная живопись была для него попыткой оставить после себя след в истории. Он преподавал, состоял в обществах художников, получал медали и был одним из немногих, кто удостоился чести представлять свою картину на выставке Британской Королевской Академии. Несмотря на это, сегодня его жизнь и творчество практически не изучаются. К сожалению, художник был не так уж далёк от истины, опасаясь, что его иллюстрации будут быстро забыты.

Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

159159 показов
6.7K6.7K открытий
33 репоста
24 комментария

Янепонял, а что за хитровыебанная маскировка рекламы? 

В "Промо", пожалуйста, или ещё куда, я подписку ради этой хуйни оформлял? 

Ответить

Но пост ведь реально классный про классного художника. Если реклама, то только такая. 

Ответить

Да не, это норм реклама - вот смотри крутой художьник, хочешь так же приходи к нам, не хочешь - не ладно, просто почитай хорошую статью

Ответить

я подписку ради этой хуйни оформлял?

сейчас бы оформить подписку, чтоб жаловаться на статью , что в ней в конце чуточку ненавязчивой рекламы 

Ответить

Наша главная задача - подготовить и поделиться полезными материалами) И совершенно не важно, платные они или нет.
В момент установки задачи "написать статью" приоритетным является компонент полезности.
Мы никогда не просим наших текстовиков написать рекламу. А в конце статьи стоит отдельный стандартный блок с информацией про школу, но все, что есть в тексте,
помещается в него исключительно из соображений полезности материала♡

Ответить

А где там реклама то? Прочитала на едином дыхании и даже не заметила)))
Отличная статья!

Ответить

А, нашла рекламу)
Ну, автор время тратил и силы, я не против небольшого бонуса в продвижении их школы... Никто ж за уши не тащит

Ответить