Почему показатель онлайна на Twitch больше не имеет никакого смысла

Сегодня расскажу вам немного про изменение в подходах к аналитике показателей на твиче, в связи с последними событиями

https://youtu.be/Qhv1PRH5WhI?si=4Gr2PyBNohg-dfRw

Привет, я та самая мелкая рыба в океане стриминга, которая только-только вкатывается в инфлюенс-маркетинг, но уже готова взорвать вам мозг инсайдами. Сегодня разберём свежий скандал с накруткой ботов на Twitch. И да, я сам из этой кухни — общаюсь и с теми, кто крутит, и с теми, кто пытается не крутить (но иногда тоже крутит, шучу-шучу… или нет). Так что берите попкорн

Мой интерес касается стриминга как развивающейся рекламной площадки, и я очень внимательно отслеживаю все важнейшие события именно с точки зрения того, как это влияет на деньги которые в эту сферу вкладываются. Люблю деньги...

С вашего позволения, небольшое отступление для понимания контекста… Или: «Почему инфлюенс-маркетинг — это как казино, но с большими ставками»

Если давать общую оценку этой сфере, то сейчас она находится на зачаточном этапе своего развития. Есть крупные агентства и картели которые поглощают большую часть бюджета, из-за чего рынок развивается не очень динамично. Крупные бренды которые могут себе позволить более обширную аналитику закупаются CJM анализами у зарубежных платформ и компаний, мелкие бренды сливают тестовые бюджеты в более мелких агентствах зачастую не получая никакого результата. В целом, по словам одного из владельцев перфоманс-маркетинг платформ - инфлюенс-маркетинг многих форматов похож на венчурные инвестиции на заре существования. Ты сливаешь 10 тестовых бюджетов чтобы получить одну полную окупаемость. Реклама в каналах с тысячью подписчиков может быть не такой эффективной, как размещение за 1000 рублей на 30 подписчиков (где конверсия по подписчикам составит 100%). Это, конечно, утрированно, однако, похоже на правду.

При этом в современных венчурных инвестициях есть вполне измеримые показатели привлекательности, методики оценки жизнеспособности стартапа как команды, как продукта. И многие платформы с инфлюенсерами уже имеют сервисы-спутники которые предоставляют как услуги по размещению, так и подробный анализ аудитории которые собираются вокруг инфлюенсера. В эпоху бизнес-моделирования парсинг открытых данных платформ позволяет более здраво подходить к принятию решения о размещении даже физическим лицам.

Если же говорить про Twitch и другие стриминговые платформы, то таких сервисов не много, а общедоступных с полным функционалом и в принципе нет. Парадокс ситуации в том, что данных с твича настолько много, что в действительности это мог бы быть самый анализируемый сервис среди всех прочих аналогов. Аудио, видео, сообщения, тайминги, подписчики, донатеры и т.д. и т.п. И именно за этим информационным изобилием и скрывается наша сегодняшняя тематика....

Об чем

Обсуждения накрутки статистики стримерами ведутся уже давно, но лишь в последнее время они приобрели массовый характер. Учитывая мой опыт общения в стриминге, могу констатировать: подобная практика действительно широко распространена. Одни прибегают к ней ради выгодных контрактов с казино и игровыми проектами, другие — чтобы укрепить личную уверенность или ускорить продвижение канала. В моем кругу многие используют накрутку, причем одни открыто об этом заявляют, а другие предпочитают сохранять тайну. За последние годы рынок искусственного накручивания показателей вырос в несколько раз больше, чем рекламный бюджеты рекламодателей. Причина проста: стримеры активно эксплуатируют эту возможность, а большинство рекламодателей демонстрируют к этому полное безразличие.

При этом манипуляции затрагивают не только базовые метрики на стриминговых платформах. За деньги можно скорректировать абсолютно любой KPI — например, залить деп через случайный IP-адрес, потратив половину месячного вознаграждения, чтобы продлить контракт на дополнительный срок, после чего сменить проект и повторить схему. Подобная тактика особенно эффективна в сотрудничестве с казино: даже небольшая аудитория лояльных зрителей способна генерировать прибыль. С игровыми проектами ситуация сложнее — они заинтересованы не только в нагромождении контента, но и в количестве игровых часов, по которым ведется конкуренция.

Хотя описанная схема чаще применяется стримерами с аудиторией до 100 человек онлайн, на практике манипуляции используются повсеместно. В инфлюенс-маркетинге распространена практика выделения тестовых бюджетов, на которые крупные стримеры могут существовать, даже не достигая целевых показателей. Существует, конечно, закрытый черный список стримеров и блоггеров от Ассоциации блогеров и агентств (АБА), куда попадают особо не окупаемые блогеры (но не обязательно за это). Но даже стримеры из этого списка отлично чувствуют себя с баннерами и ссылками в чате. Все всё знают, однако, это всех устраивает.

Внезапно что-то изменилось - в последнем глобальном скандале фигурируют даже топовые стримеры русскоязычного рынка. Для крупных игроков накрутка становится инструментом влияния на стартовую цену рекламных кампаний: разница между 50 и 60 тысячами зрителей в онлайн-трансляции визуально незаметна, но стоимость услуг при этом может различаться — особенно при повторных размещениях у того же стримера спустя длительный период. Поэтому их утверждения о том, что им незачем прибегать к накрутке, выглядят вполне логичными — ведь выгоды от манипуляций очевидны, а риски минимальны.

совершенно понятная реакция... при любых интерпретациях... 
совершенно понятная реакция... при любых интерпретациях... 

Исходя из всего вышенаписанного мы должны хвалить твич, говорить - отлично, наконец-то эти стримеры обманщики получат по заслугам! Однако, подход администрации твича оказался крайне неграмотным, и я подкину крупным стримерам аргументы, благодаря которым они смогут вполне справедливо оправдаться от накруток. К текущему моменту они уже сдали себя с потрохами, так что вполне возможно это ничего не изменит, однакож.

Почему Twitch не борется с накруткой на самом деле

Каким образом Твич борется с накруткой?

По сути общую деятельность администрации твича при борьбе можно разбить на 2 части: изменение методики расчета средних зрителей, и бан подтвержденных бот-аккаунтов. И если со вторым никаких проблем нет (только в методике отбора этих аккаунтов), то с первым есть большие проблемы. В целом методика подсчета цифр на твиче имеет таинственный флер еще давно, потому что неизвестно как твич считает просмотры, как получается текущее значение онлайна и других показателей. Это просто закрытая информация, в которую вам нужно верить. Такое положение вещей и раньше приводило к парадоксам по типу того что чаттерсов было больше чем выдавала цифра онлайна. Сейчас, когда методика изменилась это привело абсолютному абсурду.

благими намерениями 
благими намерениями 

Конкретный пример. Две моих последние трансляции имеют одинаковые значения максимального и среднего онлайна, чего ранее никогда не бывало. В среднем, адекватным является соотношение 1:1,5-2. Равенство среднего и максимального онлайна означает что либо, на стриме сидят одни и те же люди несколько часов, либо новые зрители заходят прямо в те моменты, в которые выходят старые. И то, и то, выглядит неправдоподобно.

вы скажете - твичтрекер давно не показывает адекватные данные. это правда 
вы скажете - твичтрекер давно не показывает адекватные данные. это правда 

И это можно было бы спихнуть на совпадение или еще что-то. Однако, вашему вниманию предлагается следующий клип.

Считаю людей которые активно пишут в чат на трансляции, и отображаются в списке чаттерсов 

Именно на этом стриме где половина стрима показывало 1 онлайна, а вторую половину 4 при том что писали в чат в среднем 10 человек у меня и было и среднего и максимального онлайна в 5 человек на твичтрекер. Личный кабинет твича показывает более правдоподобные цифры НО! посмотрите на количество уникальных зрителей и подумайте.

отчет о трансляции 
отчет о трансляции 

Подобное нельзя обнаружить на больших онлайнах, однако факт в том, что на твиче чаще стала появляться ситуация когда в чат пишут больше людей чем показывает счетчик зрителей.

Но... Накрутчики же пострадали?

Я провел небольшой опрос среди тех кто крутит в моем окружении, и могу сказать что подобное нововведение является основанием для перераздела рынка накрутки. Старые игроки потеряли активы, новые игроки получили преимущество. Те кто крутили и кому это важно - продолжают крутить сменив подрядчика. Думаю в скором времени мы сможем наблюдать дальнейший возврат онлайнов, ОДНАКО! подобное положение дел полностью обесценивает слона в посудной лавке твича по скручиванию фейковых зрителей. Вполне возможно что стоит прежде всего смотреть на тех людей, у которых не изменился онлайн как наиболее вероятных накрутчиков. Так как твич не утруждает себя официальными комментариями и открытостью данных и методик то мы получаем вместо привычной неопределенности, новую неопределенность и вопросы, которые вновь нужно задавать себе - а что вообще значат все эти цифры?

Что в итоге это все значит

Итогом данной статьи должен стать вывод о неинформативности открытых данных твича (без специальной обработки), для принятия решений о тестировании каналов. Перфоманс инструменты и платформы все еще имеют намного больше смысла, чем что-либо другое (хотя и имеют ограниченное применение). При этом ни агентства, ни бренды не пытаются улучшать ситуацию требуя друг от друга более четких показателей и информативных отчетов. Проблема кроется прежде всего в том, что сфера эта крайне малоизученная. И даже если у каких-то компаний есть наработки и выкладки, то этот анализ никогда не будет общедоступным. На мой взгляд это главный сдерживающий фактор для развития стримеров как инструментов продвижения в сети сегодня.

Для развития дискуссии, хотел бы обратиться к тем, кто увлекается стримерами как инструментами продвижения. Поделитесь своим опытом взаимодействия и планирования рекламных кампаний на твиче... Правильно ли я все понимаю? Есть ли у вас проблемы в этой связи?

Связаться со мной можно через этот агрегатор ссылок на любой платформе

28
14
5
1
118 комментариев