ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Студия из двух человек, выпустив Cut The Rope в 2010 году, забрала лидерство у Angry Birds. Но останавливаться на достигнутом в ZeptoLab не собирались.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Зарождение и как пришли к Cut The Rope

Началось всё в Москве, когда в раннем возрасте братьям Ефиму и Семену Войновым родители купили первый компьютер. Это послужило толчком к их увлечению компьютерными играми. В студенческие годы они занимались разработкой приложений и игр для Palm OS (операционная система для КПК), работая в московском офисе издателя Reaxion. В компании они знакомятся с Михаилом Лялиным, которого позднее пригласят на должность руководителя своего старт-апа.

Семён, Михаил и Ефим. 2013 год<br />
Семён, Михаил и Ефим. 2013 год

В 2007 Семён уезжает на три года в Финляндию, где работает главным художником по разработке мобильных игр в Digital Chocolate. Как он рассказывал, любимым проектом, над которым ему удалось поработать — California Gold Rush (2009).

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Ефим тем временем остался в Москве. У него появилась необходимость сменить свой мобильный телефон на что-то новое и он начинает присматриваться к iPhone.

У меня никогда раньше не было продукта Apple, и мне было интересно попробовать его, услышав различные мнения от моих друзей и коллег. Телефон предлагал гораздо больше возможностей по сравнению со старыми функциональными телефонами, с которыми я раньше работал.

Ефим Войнов

Запуск App Store в 2008 позволил независимым разработчикам довольно легко выйти на рынок мобильных проектов и Ефим чувствовал, что не может упустить эту возможность. Так у него появляется идея создания своей собственной студии разработки мобильных игр — ZeptoLab.

Zepto — математический префикс, означающий 10 в −21 степени. Это символизирует внимание команды разработчиков к деталям и уникальной корпоративной культуре
Zepto — математический префикс, означающий 10 в −21 степени. Это символизирует внимание команды разработчиков к деталям и уникальной корпоративной культуре

Мы обнаружили, что для мелких застройщиков нет никаких барьеров. На платформе iOS можно добиться успеха и без огромной команды.

Семён Войнов

Семён возвращается из Финляндии, и начинается работа над первым проектом.

Ефим потратил много времени на разработку собственного движка, который мог имитировать поведение верёвки. Для этого ему пришлось обратиться к учебникам по физике. Существовали и другие физические движки с открытым исходным кодом, но ему нравилось создавать собственные. Было так же важно, чтобы движок хорошо работал даже на устройстве со слабым железом.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Но в последний момент братья решили заменить верёвку парашютом. Так в феврале 2010 на iPhone выходит Parachute Ninja. Игра представляла собой головоломку, в которой с помощью наклонов телефона и резинки вы управляете шаровидным ниндзя.

Проект был бесплатным и предлагал 6 пробных уровней, а за $0,99 можно было открыть остальные 24<br />
Проект был бесплатным и предлагал 6 пробных уровней, а за $0,99 можно было открыть остальные 24

Это отличная маленькая игра, основанная на тактильном физическом геймплее с продуманным дизайном уровней.

Pocket Gamer
, Обзор от 10 февраля 2010 года

Parachute Ninja получил около 3 миллионов загрузок — солидный результат для дебютного проекта

Этот релиз дал хороший опыт работы с основными инструментами разработки, и Ефим с Семёном решили использовать свой верёвочный движок в следующем творении. Изучили Parachute Ninja и пришли к выводу, что сочетание сенсорного и наклонного управления довольно сложное для понимания игроком.

Поскольку игроков больше привлекали анимированные герои, решили создать и забавного персонажа — зелёного монстрика с большим аппетитом, Ам Няма.

Проект был готов, а издателем выбрали известного в тот период Chillingo, подаривший миру Angry Birds. Так в октябре 2010 на iPhone выходит новая игра ZeptoLab — Cut The Rope. Новинка имела ошеломительный успех. В первый же день попала в десятку лучших в App Store, а второй день заняла уже 1-е место. В течение 10 дней Cut The Rope превысила миллион загрузок и даже сместила с первого места такой хитовый, как Angry Birds, который долгое время удерживал первенство в чартах.

Проработанные уровни, уникальная физика верёвки, прекрасный визуальный стиль и отличное звуковое сопровождение — секрет успеха новинки
Проработанные уровни, уникальная физика верёвки, прекрасный визуальный стиль и отличное звуковое сопровождение — секрет успеха новинки

Яркий, творческий и в высшей степени отточенный, основанный на физике геймплей Cut the Rope показывает, что разработчик ZeptoLab умеет придать знакомым идеям уникальный оттенок.

Pocket Gamer
, Обзор от 1 февраля 2011 года

Cut the Rope вышла не только для App Store и Google Play, но и для Symbian, BlackBerry и Facebook. Была даже экспериментальная версия для Google Glass.

Параллельно начался выпуск мерча, игрушек, комиксов и мультфильмов Om Nom Stories про приключения Ам Няма. Всё это делалось для раскрутки бренда ZeptoLab, чтобы пользователи ждали и скачивали каждую новую игру компании.

Om Nom Stories Episode 1

Благодаря продажам своего последнего хита, Семён и Ефим расширили свою команду разработчиков.

Офис располагался в Москве, по адресу 1-й Волоколамский пр-д, 10.

Новые релизы и их успехи

В 2011 вышло продолжение Cut the Rope — Experiments. Была и абсолютно новая игра — пазл-головоломка Pudding Monsters, вышедшая в конце 2012 года.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Цель каждого уровня — собрать все отдельные пудинги на экране вместе, чтобы сформировать один чудовищный пудинг. Делается это путем перемещения их по вертикали или горизонтали, следя за тем, чтобы они не упали с экрана.

Узнаваемый визуальный стиль, затягивающий геймплей и проработанные уровни — всё это достоинства Pudding Monsters. Но она оказалась слишком короткой, что не позволило ей стать таким же хитом как Cut the Rope. После запуска Pudding Monsters сумела выйти лишь на 10-е место, а спустя 4 месяца и вовсе выпала из топ-500 приложений. Тогда как тайтлы по Cut the Rope всё ещё держались в топ-100.

Следующий год ознаменовался двумя релизами — Cut the Rope: Time Travel (2013) и Cut the Rope 2 (2013), но быть авторами одного хита ZeptoLab не хотелось.

Мы решили, что не хотим быть компанией одной игры. Мы хотим несколько франшиз, поэтому решили делать больше нового, чем поддерживать старое.

Михаил Лялин
, Руководитель Zeptolab

Начинается двухлетняя разработка абсолютно нового проекта, но были и эксперименты с Ом Номом.

My Om Nom (2014) — смесь тамагочи и популярной My Talking Tom (2014).

Просуществовал всего два года — в 2016 его поддержка прекратилась
Просуществовал всего два года — в 2016 его поддержка прекратилась

ZeptoLab предпочитала держать в секрете над чем ведётся работа. Делалось это путём загрузки пробного релиза через сторонний профиль — Dmitry Momzikov. В 2014 году на нём под кодовым названием появляется “Thieves”.

Вы уже наверняка догадались — это King of Thieves, вышедшая в феврале 2015 года. Король Воров был выбран из 120 идей и из более 50 сделанных прототипов. Приглашались люди со стороны для проведения семинаров и консультации, проходило четыре тестирования, прежде чем игра вышла в релиз.

King of Thieves — смесь onetouch платформера и tower defence, в которой путём различных ограблений и налётов геймеры доказывают своё первенство в воровской гильдии. Также требовалось отстраивать и с помощью различных ловушек защищать своё подземелье — чем-то эта механика была похожа на обустройство базы в Clash Of Clans (2009).

Как отмечали пользователи и западные порталы, у игры была большая проблема — система монетизации.

Это весело и развлекает вас какое-то время, но вы не можете не думать о том, насколько хорошей могла бы быть King of Thieves, если бы использовала другой подход к монетизации.

Pocket Gamer
, Обзор от 12 февраля 2015 года

В рамках защиты своего подземелья игроки устанавливают замки, из которых только один открывает доступ в логово, остальные выступают в роли приманки. Для отпирания каждого из них требуется отмычка — своего рода энергия. Игра на удачу — одна и та же дверь может стоить одной отмычки, либо шести, а то и больше. Они автоматически восстанавливались, но никто не запрещал пополнять их за реальные деньги, покупая премиальную валюту.

Деревянные замки требуют только 1 отмычку на замочную скважину, металлические — 3, а золотые уже 6
Деревянные замки требуют только 1 отмычку на замочную скважину, металлические — 3, а золотые уже 6

И это один из примеров ловкой монетизации, но она не помешала Королю Воров обрести огромный успех. Наибольшую популярность игра приобрела в Китае — в первую неделю в стране появилось 2 млн пользователей, тогда как во всём остальном мире — 2,3 млн. В настоящий момент проект до сих пор развивается и получает обновления.

К 2015 году общее количество загрузок по Cut The Rope превышало уже 1 миллиард.

<i>Cut the Rope: Magic (2015)</i> — последний проект Zeptolab с использованием верёвочной механики
Cut the Rope: Magic (2015) — последний проект Zeptolab с использованием верёвочной механики

Отличительная особенность Magic — возможность превращать Ам Няма в различные магические формы. Например, в птицу, чтобы подлететь к леденцу; в рыбку, чтобы нырнуть на дно водоёма.

Благодаря профилю Dmitry Momzikov удалось выяснить, что в 2015 велась работа ещё над двумя тайтлами, которые, к сожалению, в релиз не вышли:

Зомби шутер Survivor Squad:

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Аркада Slide Fight:

Годом позже уже на новом тестовом профиле ZeptoLab Roman Vasilyan выходит Backyard Battles. Своими механиками напоминала сразу несколько проектов: Banjo-Kazooie: Nuts & Bolts (2009) для XBOX, Bad Piggies (2012) от Rovio и Drive Ahead! (2015).

Так в апреле 2017 года российский разработчик презентует своего рода автобаттлер на самодельных машинах — CATS: Crash Arena Turbo Stars.

Вы создаёте свою смертоносную машину и наблюдаете, как она в автоматическом режиме сражается с противником

Игра не была нацелена на любителей экспериментировать — были ограничения в количестве присоединяемых деталей. Вы не сможете просто свалить всё, что вздумается в одну кучу — существуют определённые точки крепления частей. Также у людей много вопросов вызывала монетизация, баланс и матчмейкинг — тем, кто не платил реальные деньги было довольно трудно в долгосрочной перспективе.

Я смотрю, как играют вместо меня, ещё предлагают за это платить и смотреть рекламу.

Мнение с просторов Интернета

За 4 месяца проект загрузили более 60 млн раз и ему до сих пор удаётся оставаться на волне популярности. CATS: Crash Arena Turbo Stars цепляла своим визуальным стилем и простотой, что в первую очередь привлекало казуальную аудиторию.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

В 2017 году взяла награду за лучшую игру Google Play.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Продолжались и эксперименты c популярной франшизой — для VR вышла Where's Om Nom? (2017), в которой требовалось искать предметы.

В том же году ZeptoLab объявила об открытии собственного издательства, а штаб-квартира переехала из Москвы в Барселону (Испания).

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

С 2019 года развитие известной франшизы ушло новому филиалу — ZeptoLab Green.

Эксперименты с Ом Номом и поиск новых хитов

В 2020 после долгого затишья начинают активно выходить новые релизы. К сожалению или к счастью, большая их часть была по вселенной Om Nom с механиками других популярных игр. Что в целом хорошо для тех, кому нравился персонаж Ам Ням — они попробовали его в разных амплуа.

Тут и аркадный раннер Om Nom: Run, разработанный совместно с финской студией Koukoi Games. Игра очень похожа на Subway Surfers (2012) и других представителей этого жанра, но за полтора года набрала более 30 млн скачиваний.

Run Duel — довольно странная аркада, где предстояло взять на себя роль Ам Няма баскетболиста и на беговой дорожке сражаться с соперником.

Судя по всему проект провалился, либо ушёл на доработку (на момент написания материала Run Duel удалена из магазинов)
Судя по всему проект провалился, либо ушёл на доработку (на момент написания материала Run Duel удалена из магазинов)

Тапер-симулятор Om Nom Idle Candy Factory, в котором нужно кормить Ам Няма конфетами, попутно развивая фабрику сладостей.

Разрабатывался он совместно с аргентинской студией Big Foot Games, в портфолио которой мне не удалось найти каких-то стоящих внимания тайтлов. Все они были похожи на ранее озвученную игру.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Со временем игра несколько обновилась — название потеряло слово "Factory", а сюжет и часть геймплея поменялись. Злая колдунья затопила город сахарным сиропом. С помощью менеджеров мы высасываем этот сироп, создавая сладости. Затем их продаём и восстанавливаем разрушенную местность.

А в 2021 году на iOS ZeptoLab выпускали даже аналог популярной Brawl Stars (2018)Om Nom: Knockout.

Это только малая часть того, что выходило. Но что предлагалось тем, кого Zeptolab зацепил не их главным хитом?

Для такой аудитории — попытки пересмотреть свои старые хиты под другим соусом — аркада Robotics! (2020). Вместо котов с самодельными машинами были роботы.

Недавняя CATS: Crash Arena Turbo Stars, использующая ту же механику, обладает более уникальным стилем и в целом играется куда веселее чем Robotics!. К сожалению, Zeptolab подняла планку слишком высоко. Robotics! попросту упал плашмя.

Pocket Gamer
, Обзор от 19 апреля 2021 года

Из этой серии другая аркада — Power Machines (2020). Теперь уже можно управлять своей машиной, но присутствовала и энергия действий, как в той же Clash Royale.

Наиболее заметным стал онлайн шутер Bullet Echo (2020), который скорее всего был переработкой невышедшей Survivor Squad.

В 2020 получила награду Google Play за лучшую соревновательную игру года

Различные персонажи, обладающие набором уникальных способностей. Доступно и 3 игровых режима: командный поединок 5 на 5, царь горы и баттл рояль. Bullet Echo понравилась аудитории, разве что вызывают вопросы баланс и подбор противников.

Хотелось бы также отметить необычную головоломку Evo Pop (2020) с той же механикой из Clash Royale — энергией действий. Вы играете персонажем Эво, который имеет несколько видов, отличающиеся цветом и набором способностей. Сражаясь против других игроков, побеждает тот, кто последним останется на карте.

Довольно оригинальная игра-головоломка, очень красочная и живая, с интересной системой развития и интригующим геймплеем, который иногда становится немного медленным и громоздким.

Multiplayer.it, Обзор от 12 февраля 2020 года

На данный момент последним релизом компании является аркада Downhill Smash, вышедшая в декабре 2021. В постапокалиптическом мире вы создаёте свою смертоносную машину и, убивая зомби, проходите уровни.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

В целом пользователям понравилась Downhill Smash, но много вопросов вызывала система монетизации, реклама и затягивающий геймплей, который быстро наскучивал.

Игра то хороша, система прикольная, но вы принудительно заставляете после 2-ух минутного заезда смотреть 30 секунд рекламы? То есть 20% геймплея — реклама (я молчу про прокачку). Без интернета не работает — смотри рекламу в любом случае. Я понимаю, что всем кушать хочется и игра бесплатная, но не настолько же.

Отзыв с Google Play

Можно по разному относиться к ZeptoLab.

С одной стороны, я видел множество жалоб пользователей на жадность разработчика. Донат, который чуть ли не душит, множество рекламы и без вложений играть невозможно, а про баланс в сетевых тайтлах можно спорить часами.

Бесплатные версии Cut The Rope имеют энергию, реклама вылезает после каждого уровня, если не чаще. Ещё и предлагают месячную подписку за 790₽. Всё это, кроме энергии, есть даже в премиальной версии за 65-75 рублей в Google Play и 179₽ в App Store,

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Но с другой стороны, компания публикует купоны с призами или в случае какого-то сбоя дарит награды.

В 2019 году часть пользователей на 5 дней лишилась доступа к своим аккаунтам в King of Thieves. ZeptoLab принесла свои извинения и подарила вознаграждение
В 2019 году часть пользователей на 5 дней лишилась доступа к своим аккаунтам в King of Thieves. ZeptoLab принесла свои извинения и подарила вознаграждение

Блокируются и читеры, чтобы честным пользователям было комфортно играть.

Можно упрекнуть и в том, что разработчики доят свою франшизу Om Nom, выпуская игры с очевидными механиками от других популярных тайтлов. Но, судя по многочисленным отзывам, пользователям нравился этот персонаж и ZeptoLab даёт возможность попробовать его в разных вариациях. Сама Cut The Rope, как мне кажется, попросту себя изжила. Хотя в одном из интервью разработчикам поступала интересная идея — дать игрокам возможность самим создавать уровни.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

В 2010-ом братьям Войновым удалось создать уникального персонажа и которого не стали забрасывать, дабы показать аудитории — мы не авторы одного хита. ZeptoLab до сих пор успешно продолжает развитие Om Nom — мультсериал на YouTube суммарно собрал уже 3 млрд просмотров.

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Для одних Rockstar — это серия GTA или Red Dead Redemption, для других — Max Payne или Manhunt. Для кого-то Electronic Arts — это серия Need For Speed и Battlefield, а для кого-то Sims или FIFA. Думаю вы поняли мысль.

Так и с Zeptolab. Кому-то это только Om Nom, остальным — King Of Theirs, CATS, Bullet Echo и другие проекты. А может и всё вместе.

И всё же, Zeptolab — это автор одного хита? Лично я считаю, что нет.

А как думаете вы?

ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?

Ранее я писал большой материал о мобильном разработчике из Сан-Франциско — Glu Mobile. Советую ознакомиться, если ещё не сделали этого.

2929 показов
6.5K6.5K открытий
33 репоста
41 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Спорное заявление.

Я тоже считал , что донатом всё портиться и хотел изначально написать о том, как скатился ZeptoLab. Но почитал отзывы в магазинах, обзоры об этих играх и много кто пишет, что они в восторге от той или иной игры. И это писали не только школьники или проплаченные обзорщики, но и люди постарше. Кто-то даже не первый год играет.

Поэтому глубо было писать, что вот они скатились (что сугубо личное суждение), когда как в магазинах приложений куча положительных отзывов.

Никто не заставляет играть, это личный выбор каждого.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

пока не сталаAlways has been ведь, не?
Проекты такого рода в компаниях такого рода чуть ли не делаются вокруг монетизации)

Ответить

Помню как задрачивал ее еще за партой

Ответить

Также стоит отметить,что Ам Ням это любимая игра певца Пророка Санбоя

Ответить

Помню, играл в King of Thieves с год, где-то эдак в 2015. Забросил, когда понял, что целый час ищу уровень, чтобы поиграть. Приличные уровни найти было сложно: либо копеечный приз, либо слишком сложный в прохождении, но это уже редкость, какую надо найти. Причём создать самому нелёгкий в прохождении уровень тоже сложно. Два часа убить как нефиг делать. Проблема усугублялась тем, что одним зельем (за деньги, привет монетизации!) можно вырубить одно орудие из трёх, а с двумя оставшимися создать что-то дельное во всех комбинациях практически невозможно. А после нескольких смертей тоже вырубалась одна ловушка, и если осталась одна, то это вообще лёгкое прохождение. На некоторых подземельях были популярные комбинации, известные своей смертоносностью, но опытные игроки уже навострились их проходить (как и я). Придумать же что-то новое очень сложно, где-то всегда был изъян. Стоило поставить камень поценнее, так уровень легко взламывали. Всё это, плюс бесцельность самой игры (собрать камни подороже) приводит к тому, что интерес угасает. Игра тупо не стоит затраченного на неё времени.

Ответить