Тренды в мобильной гейм-индустрии: с чего все началось и куда привело

Все мы хоть раз играли в классические мобильные игры на стареньком телефоне своих родителей. Не исключено, что это могли быть такие игры, как Space impact или Snake. А ведь именно с этих простеньких игр началось развитие мобильного гейминга.

Дедушки современных мобильных игр

Space impact - серия игр, выпускавшаяся на мобильные телефоны Nokia, является одной из первых представительниц Shoot 'em up жанра. Первая игра появилась с выходом модели Nokia 3310.

Самые первые представители только зарождающейся тогда платформы имели очень простую геймплейную механику, на которой, в целом, и держалась вся игра. Тем не менее, они пользовались популярностью за счет банального отсутствия их альтернативы. Но все-таки небольшое разнообразие в сеттинге присутствовало: некоторые игры, вроде Space impact, имели начало и логический конец ( игра состояла из 8 уровней, в конце которых нас ожидал уникальный для каждой локации босс ), в отличие от той же Snake, целью которой являлся набор как можно большего количества очков.

Более сложные и разнообразные Java игры

Без Play Market и App Store

Так полюбившиеся нам социальные сети существовали не всегда. Активное развитие этого направления медиаиндустрии началось в 2005 году, с появлением известных ныне YouTube, Facebook и Twitter. Также не существовало и специальных централизованных площадок, на которых мобильные игры могли бы распространяться. Но тогда как продукты находили своего игрока и, не менее важно, откуда скачивались игры?

Свою работу российские игровые журналы начали свою работу давно. Помимо рецензий на крупные проекты тех лет, выпускались также и краткие текстовые обзоры-описания мобильных игр с прикрепленной инструкцией по их покупке. Полагаю, что такой метод рецензирования осуществлялся журналами исключительно на правах рекламы: разработчик платил за упоминание своего продукта.

Для современного игрока такой способ приобретения выглядит крайне необычно.
Для современного игрока такой способ приобретения выглядит крайне необычно.

Очевидно, что в России в то время мобильные игры приобретали единицы. В большинстве случаев пользователи просто скачивали jar установщики в интернете, либо получали их от друзей, по средствам простой передачи по Bluetooth.

Во что играли в нулевых

Каждый уважающий себя владелец устройства с поддержкой j2ME имел у себя такие культовые игры как Gravity defied, Bounce, Tower Bloxx, Bobby Carrot. Выбор в эпоху java был немалый: существовало огромное количество аркад на любой вкус и цвет, но все мы, рано или поздно, возвращались в ту же Gravity defied, чтобы преодолеть очередной непроходимый уровень.

Gravity defied покорила своей простой реализацией, интересной задумкой, а также сложностью,  бросающей игроку вызов. Все гениальное - просто.
Gravity defied покорила своей простой реализацией, интересной задумкой, а также сложностью, бросающей игроку вызов. Все гениальное - просто.

Кроме простеньких аркад, на мобильные устройства выпускались адаптации уже покоривших игроков франшиз. Зачастую производился простой перенос идеи игры: будь то характерные особенности главного героя, основная механика или же главные события сюжета, как это произошло с Doom RPG, Prince of Persia: Warrior Within, Worms. Проще говоря, игры сильно упрощались и портировались.

Однако, в то время встречались продукты, дополняющие основную историю франшизы, а не дублирующие ее. Такого рода игры с трудом, но можно назвать приквелами/спиноффами к серии.

Моим любимым примером такого опыта является Gothic 3: The Beginning. Игра делает свой вклад во вселенную Готики, рассказывая нам события, случившиеся за 140 лет до основной истории.

Игра создавалась сторонним разработчиком, который вносил свое виденье в некоторые сюжетные и геймплейные детали, хотя оригинальная музыкальная тема из первой части сохранилась. Неплохая мобильная RPG на основе любимой многими серии.
Игра создавалась сторонним разработчиком, который вносил свое виденье в некоторые сюжетные и геймплейные детали, хотя оригинальная музыкальная тема из первой части сохранилась. Неплохая мобильная RPG на основе любимой многими серии.

Эпоха Java весьма обширна. Новые игры выходили даже после появления сервисов вроде Play market и App Store. За этот период мир успел увидеть множество разнообразных продуктов, которые нашли свой пласт игроков.

Мобильные тренды в наше время

С развитием технологий и появлением первых смартфонов начали появляться централизованные площадки по распространению цифровой дистрибьюции, что повлияло на формирование современной мобильной гейм-индустрии в целом. У нас появились единые сервисы, в которых собрано множество различных приложений и игр. А параллельно этим началось активное развитие соц.сетей

Большую роль в образовании тренда играют и сами геймеры. Создание ими фанатского контента, а так же обсуждение продуктов в социальных сетях способствует формированию интереса вокруг игры или жанра.

Почему раннеры успешны?

В разговоре об ушедших трендах, многие наверняка вспомнят популярный в 12-ом году жанр раннеров в лице Subway Surfers и Temple run, которые являются одними из самых известных представителей игр такого рода. За счет простого и интуитивно понятного управления жанр очень хорошо подходил для мобильных устройств и легко оседал на смартфоны все большего числа пользователей.

Таким образом сформировалась мода на раннеры. Вследствие этого появляется множество игр со схожей геймплейной механикой, но разным игровым сеттингом, то есть вселенной, в которой происходит сам "забег".

Также не стоит забывать о том, что немалой частью мобильных игроков являются дети. Именно поэтому некоторые разработчики выпускают игры в сеттинге известных мультвселенных, за счет чего привлекают к своим продуктам внимание детской аудитории.

Раннеры актуальны и сейчас, простой и ненапряжный геймплей делает их прекрасным способом убить время в поездке на учебу или работу.

Кроссплатформа и ее способствование игровым трендам

В случае с f2p моделью онлайн игр-сервисов, разработчику крайне важно распространить свои проекты на как можно большем количестве популярных игровых платформ, к которым относятся и мобильные устройства. Однако телефоны, в отличие от тех же PC , имеют ряд технических недостатков: начиная от относительно слабого железа и заканчивая сложностями в реализации управления. Вследствие чего перенести игру на смартфоны без внесения серьезных изменений не всегда удается.

Рассмотрим на примере популярной на PC Heartstone. Она относится к жанру карточных игр, имеет простую графику, а значит не требует от устройства высокой производительности. Поэтому разработчику потребовалось лишь адаптировать игровой интерфейс и управление под мобильное пользование. Таким образом, популярные на одной платформе игры выпускаются на другой, где находят новых игроков, тем самым получая все большую известность.

Тренды в мобильной гейм-индустрии: с чего все началось и куда привело

Оккупация Battle Royal'я

Пожалуй, не для кого не секрет, что игры жанра Battle Royale сейчас находятся на пике игровых трендов. Это не могло не отразиться на мобильной платформе. После громкого успеха PUBG и Fortnite на PC и консолях, игры добрались и до телефонов, но в виде своих измененных мобильных версий. Как результат: они обе имеют более 100 миллионов скачиваний в Play Market и App Store.

На успехе мобильных баттл арен указывает и недавняя коллаборация создателей PUBG и компании Capcom, месяц назад выпустившей ремастеред Resident Evil 2.

В наше время f2p игры-сервисы уже используют как рекламу. Это не может не навевать тоску. Но это бизнес, а деньги, как говорится, не пахнут.
В наше время f2p игры-сервисы уже используют как рекламу. Это не может не навевать тоску. Но это бизнес, а деньги, как говорится, не пахнут.

Как AR в массы прорывалась

А помните толпы ошалелых людей с телефонами, ищущих покемонов на улице? Нет? Вот и я тоже не помню. Тем не менее, игра Pokemon GO хорошо срезонировала в интернете в 2016 году. Во всем мире говорили о технологии дополненной реальности: о перспективе ее применения в сферах, где она реально бы могла пригодится, а не только в играх и приложениях с масочками, вроде MSQRD. Кстати говоря, в России игру упоминали даже на центральных телеканалах страны, но там говорили не сколько про потенциальные возможности технологии, которые демонстрирует Pokemon Go, а через призму консерватизма фокусировали внимание на проблемах таких игр, мол теперь молодежь находится в виртуальном мире даже будучи на улице.

Тренды в мобильной гейм-индустрии: с чего все началось и куда привело

Pokemon GO стала одной из первых успешных AR игр, доступных для широких масс. Она сумела показать практическое применение технологии дополненной реальности в игровой сфере.

Аркады имеют место быть

Последние пару лет хорошим спросом пользуются не только игры жанра баттл арена или использующие AR технологию. В наше время свою популярность снискали незамысловатые аркады с минималистичным дизайном, геймплеем и умиротворенным музыкальным сопровождением.

Такие игры обычно не ставят каких-то целей перед игроком и не требуют от него особой нагрузки. Пожалуй, все сводится именно к "играм-убивалкам" времени в дороге.

Продукты хоть и просты по своей сути, но довольно таки разнообразны. Как оказалось, управление "одной кнопкой" можно применить во множестве разного рода аркад, совершенно непохожих друг на друга.

Куда мы придем?

Многие предполагают, что будущее игровой индустрии, в том числе и мобильной, будет за современными технологиями вроде виртуальной и дополненной реальности. Я же считаю, что все будет не так. Вернее, не совсем так.

Если в области мобильного гейминга рассматривать исключительно VR и AR, то перспективнее, на мой взгляд, смотрится второй вариант. Дело в том, что технология виртуальной реальности требует дополнительных средств для погружения, в виде специальных контроллеров и, возможно, датчиков, которые вводят в игру: отслеживают и передают движения пользователя. На мобильных устройствах это неосуществимо на данный момент. Пока существуют только специальные гарнитуры для просмотра разных игр-аттракционов и видео в 360, но этого мало. AR же реализовать на базе смартфона с камерой возможно в полной мере. Для этого потребуется только наличие мощных телефонов и необходимый софт.

Еще одним немало важным аспектом является восприятие игрока. То как комфортно ему будет в VR, в "изоляции" от внешнего мира. Также обязательно стоит позаботиться и о своем расположении в реальном пространстве, чтобы ненароком не получить травму. В дополненной же реальности мы переносим игру в реальный мир, а потому пользователь не дезориентируется и происходящее осознается им легче.

Тренды в мобильной гейм-индустрии: с чего все началось и куда привело

Безусловно, прежде чем VR и AR уверенно встанут на ноги, мы успеем увидеть массу проектов с применением этих технологий. Но трудно сказать наперед, какие игровые концепции станут популярными в будущем. Со временем мы наверняка об этом узнаем.

Тренды в мобильной гейм-индустрии: с чего все началось и куда привело

Мобильная платформа всегда была обособленна от остальной игровой индустрии. Но с развитием облачного гейминга эти грани сотрутся. С этой технологией любой гейминг будет подразумевать собой мобильный, потому как для игры потребуется только устройство с быстрым интернет-соединением и какой-нибудь контроллер. На мой взгляд, именно за этим будущее игр в целом, а VR и AR продукция все-таки сместится на второй план и будут актуальны лишь в ограниченном числе жанров.

1212
1 комментарий

Очень информативно!

Ответить