История успеха: Rovio, компания подарившая миру злых птичек

В закладки
Аудио

“У нас были деньги на разработку только одной своей собственной игры. Только одной! Нам требовалась правильная концепция, чтобы не прогореть в такой рискованной ситуации. Мы поставили на карту очень многое!” - именно так геймдизайнер Rovio описывал в интервью РБК ситуацию с началом разработки своего хита Angry Birds. Каким образом трио финских студентов построило многомиллионную компанию? Как им удалось сделать так, чтобы вся планета залипла в свиной геноцид и получала от этого массу удовольствия? Давайте разбираться вместе.

Три друга

На дворе был 2003-й год. Ежегодная игровая конференция Assembly, проходящая в Финляндии, всегда была маленькой кузницей будущего финской игровой индустрии. Заручившись финансовой поддержкой Nokia и HP, площадка собирала огромное количество геймеров, разработчиков и киберспортсменов под своей крышей. Этот год был примечателен тем, что трое студентов из Хельсинкского технологического университета решили поучаствовать в конкурсе по разработке мобильных игр.

Бдительный читатель сразу сопоставит 2003 год и развитие мобильной индустрии того времени. Айфоном ещё и не пахнет, какие, к чёрту, мобильные игры? В те далёкие времена балом правили продукты написанные на java (j2me) под кнопочные телефоны, Nokia была сильна как никогда, трава была зеленее… ну, вы поняли. Трио будущих финских миллионеров тогда всех удивили выпустив на конкурс не просто хорошую игру, а хорошую игру с мультиплеером!

King of the Cabbage World можно смело считать первым коммерческим успехом Rovio. Геймплей был незатейливым, но очень затягивающим. Два крота делят между собой хозяйскую грядку, аки ребята в кожанках из бандитского Петербурга. Игра позволяла лазить по подземным проходам и подбирать разные овощи, которые служат местным боезапасом.. Снарядившись морковкой, луком и капусткой игроку в теле крота предлагается уничтожить оппонента и стать полноправным королём огорода. Игра моментально стала хитом и была в дальнейшем продана компании Sumea, а ребята открыли свою первую студию по разработке мобильных игр Relude.

Большие контракты и маленький шарик

После такого успеха, к Relude стали поступать большие заказы на аутсорс разработку от гигантов игровой индустрии. Need for Speed, SWAT, Burnout - все эти игры получили свои мобильные адаптации именно благодаря финнам, которые зарекомендовала себя на рынке как качественный и надёжный партнёр для крупных издателей. Relude пыталась заниматься внутренней разработкой, но достичь хоть какого-то маломальского успеха у них не получалось.

В начале 2005 компания привлекает свои первые инвестиции и меняет название на знакомое всем Rovio Mobile. Спустя три года финны выпустят свой второй хит - Bounce Tales, которую заигрывали до дыр все обладатели телефонов Nokia. Игра была проста как пять копеек: требовалось всего лишь провести шарик через всю карту и загнать его в лунку, оминая различные препятствия и собирая бонусы. При всей незатейливости она была установлена более чем на 2 млн телефонов по всему миру и вы в неё, скорее всего, тоже поигрывали.

Птички на тропе войны

После выхода на рынок айфона, Rovio понимали что это следующая большая игровая платформа: большой и сенсорный экран, удобный маркет для приложений, большая потенциальная аудитория. Финны однозначно решили делать свой продукт под эту платформу, но что делать - не знали. Сразу были обозначены требования к своему новому творению:

  • Обязательно задействовать touchscreen
  • Яркие и запоминающиеся персонажи
  • Короткие игровые сессии
  • Охватить максимальную аудиторию

Яакко Иисало, старший дизайнер Rovio, вспоминает, что перед ним была поставлена только одна задача - генерировать максимальное кол-во идей на единицу времени. Большинство из них были основаны на том, чтобы задействовать реалистичную физику объектов и артиллерийскую стрельбу, потому это стало ещё одним требованием к будущему хиту. Птицы появились ещё в ранних идейных версиях, а затем уже и свинки подтянулись.

После создания общего концепта, команда из пяти человек приступила к созданию прототипа. Стоит отметить, что всё озвучивание персонажей осуществлялось самими разработчиками из Rovio. Для воссоздания реалистичного хрюканья команде понадобился всего лишь ящик пива и микрофон. Тестированием занимались только родственники, друзья и новые сотрудники компании, и их было просто не оторвать от запуска птиц по зелёным хрюкающим мишеням - это был первый звоночек успеха.

До того, чтобы дорасти до создания Angry Bird, нам понадобилось 6 лет и 51 выпущенная игра

Питер Вестербака
Исполнительный директор

В декабре 2009-ого Angry Birds выходит в AppStore и сразу улетает в топы Финляндии, но на самом сладком американском рынке игру даже не заметили. Руководство Rovio моментально реагируют на ситуацию и начинают сотрудничать с крупным издателем Chillingo.

Уже в начале 2010 птицы покоряют рынки Великобритании и США, и мир просто сходит с ума. В птиц играют абсолютно все. Проект становится must have приложением для любого смартфона, а Rovio - самым узнаваемым разработчиком. От Angry Birds и вправду невозможно было оторваться, каждая свободная минута была посвящена спасение ворованных яиц при помощи рогатки и набора разнообразного птицоружия. После такого успеха финны привлекают огромное кол-во инвестиций и начинают расширять свою франшизу во всевозможные стороны. Чего только стоят продажи мерчанта, которые всегда приносили в бюджет финской компании больше, чем остальные статьи доходов.

Почувствовав силу своей франшизы, создателей злых птиц было уже не остановить. За всё время существования бренда птицы побывали и в космосе, и в антураже Star Wars, даже с трансформерами была коллаборация! Rovio прекрасно понимали, что пока их главный хит на коне, надо его доить по полной программе, но и о новых проектах не забывать.

Не птицами едиными

В 2012-м на свет появляется Amazing Alex - игра головоломка, в которой игроку требовалось загнать мячик в корзину, выстраивая ему путь из разнообразных предметов. Продукт был достаточно тепло встречен как игроками, так и прессой, но особого успеха не сыскал.

В этом же году выходит Bad Piggies - первое ответвление от оскароносной игровой серии. Теперь нам предлагают вжиться в шкуру зелёной свиньи, собрать все кусочки карты и отправиться в путешествие на поиски вкусных яичек! Геймплей строился вокруг создания средства передвижения для одной или нескольких свинок, а затем попытки добраться на этом корыте до заветной точки на уровне. Строить свой ковчег можно было из разнообразных материалов: колёса, каркас, вентиляторы и прочий хлам. Со временем уровни становились всё сложнее, строить приходилось уже не просто тележку с двумя колёсами, а монструозные летающие конструкции. Как и Amazing Alex плохие свинки очень порадовали мобильную аудиторию, но весомый вклад в доходность Rovio внести так и не смогли.

В том же 2012-м финский игровой гигант заявил о начале работы над фильмом по вселенной Angry Birds. На пост исполнительного продюсера моментально был приглашен Дэвид Майзел (Marvel Studios). Глобальная сеть отнеслась достаточно скептически к идее перенести стрельбу птицами на большой экран. Но, шутки шутками, а в 2016-м году кинотеатры начинают показ “Angry Birds в кино” и приносят в копилку Rovio и Sony 350 млн при бюджете в 70. На Rotten Tomatoes фильм незаслуженно получил 44%, хотя у Sony получилась цельная, интересная и красочная история о противостоянии злых птичек и вороватых свиней.

Кризис

Было понятно, что на одном хите далеко не уехать: доходы от рекламы были не столь высоки, как хотелось бы, а птички уже давно не попадали в топы чартов Google Play и App Store. Первый серьезный звоночек о проблемах в компании прозвенел в 2015-м. Финны заявили о “небольшой” реструктуризации и уволили порядка 260 сотрудников. Rovio меняет генерального директора и выпускает вторую часть своей знаменитой франшизы - Angry Birds 2. Увольнения и изменения в составе руководства явно пошли на пользу компании. Монетизация в большинстве игр перешла с рекламной модели на гибридную с внутриигровыми покупками, что благоприятно сказалось на финансовых отчетах финской корпорации.

Rovio пришлось открыть более 100 легальных магазинов по продаже мерчанта в Китае, чтобы хоть как-то бороться с пиратством

Переход на freemium модель коснулся и второй части злых птичек, что вызвало активные фекальные бурления вокруг франшизы. Сама игра была сделана просто превосходно: добавлены новые персонажи, заклинания, режимы, улучшена графика, геймплей стал более живым и интересным, но история с тем, что у игрока теперь есть система жизней, которые всё время заканчиваются, всем не давала спокойно спать. Финны, которые страдали от финансовых проблем, просто не могли позволить себе разгульную жизнь с рекламной монетизацией. После релиза второй части дела у Rovio стали немного лучше, компания была готова к новому рывку!

Морской бой

2017-й год для компании ознаменовался абсолютно удивительным релизом, а именно Battle Bay - командным шутером на больших водных пространствах. Такого от компании, которая занимается стрельбой птичками уже не первый год явно никто не ждал.

Игра хоть и представляла собой командный шутер, но шутер не простой. На карте небольшой бухты присутствуют две команды по 5 человек, у каждого игрока есть свой корабль - машина для убийства остальных катамаранов. Цель игры проста: уничтожить всех противников, или захватить их базу. Постепенно вы можете улучшать своё корыто, добавлять новые типы вооружений, а если хотите, то и полностью поменять класс корабля. Проект получился на славу, как и всё что делают финские разработчики. Ваш покорный слуга тоже потопил немало чужих флотилий и получил массу удовольствия от этого проекта.

Новая игра неплохо зашла на рынок, но положение главы игрового подразделения Rovio это не спасло. Финансовые прогнозы за 2017 год оказались ниже, чем того ожидали аналитики и Вильгельму Тату пришлось уйти из компании. Далее последовало закрытие дочерней студии в Лондоне.

Настоящее и будущее

К сожалению, текущее состояние компании выглядит не очень оптимистично. Больше половины прибыли Rovio получает только с одной игры и это, кто бы мог подумать, Angry Birds 2. Все остальные проекты хоть и имеют достаточно внушительное кол-во установок, так и не смогли стать новым финансовым локомотивом. В 2019 году финны обещают нам вторую часть фильма Angry Birds и этих же птичек, только в VR. Прошло ровно 10 лет с запуска их единственного хита, а воз и ныне там, ставка снова делается на злых птичек, правда они уже не в силах прокормить Rovio на таком конкурентном рынке.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Меликьянц", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 25, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "mobile", "id": 40924, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Feb 2019 13:20:46 +0300" }
{ "id": 40924, "author_id": 117853, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40924\/get","add":"\/comments\/40924\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40924"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 117230 }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

"Монетизация в большинстве игр перешла с рекламной модели на гибридную с внутриигровыми покупками, что благоприятно сказалось на финансовых отчетах финской корпорации."

и убила геймплей.
Раньше уровни можно было пройти одной птичкой и было интересно искать слабое место, попадание в которое вызывало полное разрушение, а теперь это тупая бомбардировка птичками со спецспособностями и ограниченными попытками.

Ответить
1

Финны тоже хотят кушать)

Ответить
0

Я бы лучше купил игру и играл как раньше)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления