«Да, я художник, но иногда я сантехник»: творческий путь Филипа Гласса — лучшего музыкального минималиста

Врезал зрителю по лицу, записал оперу с подростком и перевернул мир музыки.

«Да, я художник, но иногда я сантехник»: творческий путь Филипа Гласса — лучшего музыкального минималиста

Музыка Филипа Гласса узнаётся с первых нот. Он — самый популярный композитор-минималист, при этом самый радикальный. Впрочем, термин «минимализм» Гласс никогда не одобрял, предпочитая собственную формулировку — «музыка с повторяющейся структурой».

Его произведения состоят из мельчайших, почти примитивных паттернов, повторяющихся снова и снова. Её можно сравнить с техно, в котором тоже много повторов. Но техно — это всегда ровная бочка, а Гласс любит непредсказуемо менять тактовый размер. Своими, в общем-то, математическими операциями — сложением и вычитанием долей — он поминутно выбивает у слушателя почву из-под ног и держит его в напряжении.

«Mad Rush»

Музыка Гласса может казаться статичной, но в ней много поступательного драйва. Он любит довести слушателя до полной невменяемости долгим-долгим повтором одного и того же нотного рисунка, а потом резко сменить тональность — этот приём вызывает колоссальный прилив энергии, сравнимый с десятком брейкдаунов в металкоре.

Неудивительно, что на ранних концертах Гласса публика неистовствовала: пока половина людей заходилась от восторга, другая половина буквально закидывала его гнилыми помидорами. А однажды на сцену выскочил мужчина и принялся долбить по электрооргану, за что схлопотал от композитора кулаком по лицу.

«Да, я художник, но иногда я сантехник»: творческий путь Филипа Гласса — лучшего музыкального минималиста

Эти и другие перипетии своей насыщенной жизни Филип Гласс изложил в своей автобиографии «Слова без музыки». Кстати, рекомендуем за ней поохотиться. Книгу отличает ясный слог, внятное и увлекательное повествование. И из неё становится отчасти понятно, откуда вообще взялся этот Гласс со всей своей несусветной музыкой.

Филип Гласс — выходец из немузыкальной еврейской семьи, жившей в немузыкальном городе Балтимор. Свои первые пьесы он написал в пятнадцать, в том же возрасте рванул из родного города прочь — сперва в Чикаго, изучать математику и философию, а потом в Нью-Йорк.

«Да, я художник, но иногда я сантехник»: творческий путь Филипа Гласса — лучшего музыкального минималиста

В Нью-Йорке молодому композитору приходилось работать таксистом, грузчиком, сантехником. На вырученные средства он содержал ансамбль, который собрал для исполнения своих сочинений, поскольку желающих такое играть больше не находилось.

В академической тусовке 60-70-х Гласса не привечали, а ансамбль его больше напоминал экспериментальную рок-группу: электронные клавишные, духовые инструменты, огромные колонки и плотный вал саунда.

Ансамбль Филипа Гласса играл по клубам и арт-галереям, постоянно сталкиваясь с непониманием и даже сопротивлением со стороны как публики, так и профессиональной критики, которая считала, что сочинения композитора и музыкой-то назвать нельзя. Но Глассу было без разницы, что о нём говорят — у него было видение.

«Да, я художник, но иногда я сантехник»: творческий путь Филипа Гласса — лучшего музыкального минималиста

Постепенно росла и аудитория, и масштаб произведений — в середине семидесятых Гласс перешёл на постановку настоящих опер, продолжая при этом подрабатывать таксистом. Однажды одна пассажирка прочитала его фамилию на табличке с данными водителя и воскликнула: «Молодой человек, вы знаете, что являетесь однофамильцем очень известного композитора?»

А в другой раз Филип Гласс пришёл устанавливать посудомоечную машину арт-критику журнала Times Роберту Хьюзу. «Что вы здесь делаете, вы же художник!», — возмутился критик, на что Гласс ответил: «Да, я художник, но иногда я сантехник, уйдите и дайте мне закончить».

Иными словами, история Филипа Гласса — в некотором смысле воплощение американской мечты. Это человек, который сделал себя сам, поднялся с нуля, пробил себе дорогу, создал свой музыкальный бренд и успешно его продвинул.

За свою жизнь Гласс сочинил колоссальное количество произведений — от коротких пьес до размашистых пятичасовых опер. Он много работал в кино — его музыку можно услышать и в «Хранителях», и в старом «Кэндимене», и в картинах Звягинцева.

Титры фильма «Левиафан» под музыку Гласса

В этом тексте мы собрали несколько его знаковых работ и объединили их в три группы.

«Гласс-лайт» — записи, которые слушаются легко и подойдут для первого знакомства с композитором. «Гласс средней сложности» — произведения, которые требуют от слушателя некоторого усилия и понимания контекста. И, наконец, «Гласс-хард» — музыка для сильных духом.

Что характерно, в последнюю категорию вошли самые ранние произведения композитора.

Гласс-лайт

Glassworks

«Opening»

Сборник пьес, записанный в 1982 году в расчёте на то, чтобы познакомить широкую аудиторию с музыкой Гласса. Знакомство прошло удачно, и Glassworks стал одной и самых популярных работ композитора.

В альбоме отражены если не все, то многие грани творчества композитора. Здесь есть и фортепианные пьесы, и сочинения для струнных и духовых, и атака электроклавишных, и эксперименты с вокалом.

Главный хит — пьеса «Opening», в которой из двух разных, но пересекающихся друг с другом ритмов, создаётся завораживающе красивый узор. Минимализм в действии.

Solo Piano

Название говорит само за себя: Филип Гласс солирует на фортепиано. Большую часть хронометража альбома занимает цикл «Metamorphosis», вдохновлённый «Превращением» Кафки.

В «раздетом» виде музыка не теряет своей внутренней мощи. Особенно это касается эпической пьесы «Mad Rush», обрушивающейся на слушателя каскадом нот. Возможно, эти 13 минут — лучшее из всего, что за свою жизнь сочинил Филип Гласс — по крайней мере, самое эмоциональное.

Kronos Quartet Performs Philip Glass

Струнный квартет №5 — часть V

За свою карьеру к камерной музыке Гласс обращался не часто, однако его произведения отлично легли на такой формат. На этом альбоме Kronos Quartet исполняет пьесы композитора, написанные в 80-х и 90-х годах.

Лучшая вещь — первая. Лиричный и динамичный, основанный на контрастах струнный квартет №5 — веский ответ тем, кто обвинял Гласса в однообразности и монотонности (в их числе — российский композитор-постмодернист Леонид Десятников, в одном интервью сказавший: «Образ музыки Гласса представляется мне в виде многотысячекилометровой любительской колбасы, абсолютно гомогенной»).

Гласс средней сложности

Койяанискаци

«Койяанискаци»

Музыка к одноимённому документальному фильму Годфри Реджио. Фильм — строго экспериментальный: это картина, в которой под музыкальное сопровождение показываются горные взрывы, толпы людей в мегаполисах, заводские механизмы, электростанции, заброшенные районы, проплывающие по нью-йоркским небоскрёбам тени облаков… Словом, мир. Кстати, название в переводе с языка индейцев хопи означает «жизнь, выведенная из равновесия».

Годфри Реджио пришлось поуламывать Гласса, который не хотел иметь отношений с миром кино. В итоге композитор согласился, и к работе подошёл с размахом: здесь есть и орган, и оркестр, и хор. Всё это вместе с видеорядом производит колоссальное впечатление, но и отдельно работает хорошо.

Тяжёлый взгляд Уборщика под музыку из «Койяанискаци»

Саундтрек к «Койяанискаци» разошёлся по другим картинам: например, чрезвычайно драматичная пьеса «Pruitt Igoe» прозвучала в «Хранителях» Зака Снайдера, а заглавную тему наверняка вспомнят фанаты сериала «Клиника»: под тяжёлые органные ноты и зловещее пение Уборщик сверлил взглядом Джей Ди.

Сатьяграха

Фильм о постановке «Сатьяграхи» в Екатеринбургском театре оперы и балета

Как уже упоминалось ранее, Филип Гласс известен своими операми. «Сатьяграха» — второе его сочинение на этой ниве. Не самое радикальное, но всё же довольно требовательное к зрителю — четырехчасовое действо без определённого сюжета, ещё и с текстами на санскрите. Центральный персонаж — Махатма Ганди, но, кроме него, в действии фигурируют Мартин Лютер Кинг и Лев Толстой.

«Сатьяграха» — единственная опера Гласса, которую ставили в России, в Екатеринбургской опере. Автору этого текста довелось несколько раз побывать на ней — на генеральном прогоне, на премьере, на рядовом показе.

Когда ты слышишь эту музыку живьём, понимаешь истинную цену минимализма. Это не просто набор повторяющихся нот, а колоссальный труд: постоянно меняющиеся паттерны накладываются друг на друга, всякий раз образуя новые узоры, оркестр играет как заведённый, выдерживая головокружительные смены темпа без права на ошибку.

Сцена из «Очень странных дел» с музыкальным отрывком из «Сатьяграхи»

В записи «Сатьяграха» тоже производит сильное впечатление, а ещё один из её фрагментов прозвучал в третьем сезоне «Очень странных дел», и это было круто.

North Star

«Etoile Polaire (North Star)»

Сборник, демонстрирующий классическое звучание ансамбля Филипа Гласса в 70-е: электроорганы, духовые, женский вокал, который используется скорее как инструмент, зацикленные ритмы.

В отличие от треков, которые мы отнесли к разделу «Гласс-хард», North Star — сравнительно доступная запись: композиции лаконичны, а драматургия напоминает пластинки каких-нибудь IDM-музыкантов вроде Autechre: от воздушного эмбиента — к запутанным ритмам.

Гласс-хард

Две страницы / Музыка в противоположном движении / Музыка в квинтах / Музыка в сходном движении

Сборник ранних произведений Филипа Гласса — предельно минималистичных, математически выверенных и весьма продолжительных пьес. В зависимости от настроения эта музыка может либо вогнать в транс, либо хорошенько выбесить — во втором случае начинаешь понимать того мужика, который выскочил на сцену и принялся долбить по глассовскому органу.

Лучшую характеристику этим произведениям дал сам Гласс: «Слушать эту музыку — все равно что стоять на очень сильном, холодном ветру, чувствовать, как по твоей коже хлещут град, ледяной дождь и снег».

Музыка в двенадцати частях

Гласс сочинил пьесу «Music in Twelve Parts», исполнил её подруге и услышал такой ответ: «Здорово, а где остальные одиннадцать?»

Всё дело в том, что для Гласса название изначально означало «музыка для двенадцати голосов», в то время как его подруга решила, что это «музыка в двенадцати частях». На её вопрос композитор ответил, что они в работе — и вправду засел за работу. В итоге получился самый масштабный в его карьере музыкальный цикл (оперы — не в счёт).

В «Музыке в двенадцати частях» есть все характерные черты раннего периода Гласса: минимальное гармоническое разнообразие, простейшие мелодии и контр-мелодии, интересным образом взаимодействующие друг с другом, бессловесный женский вокал, электроорган, роботизированные ритмы.

Выдержать три с половиной часа такой музыки разом — задача почти непосильная, но в небольших порциях звучит даже освежающие и даёт мозгу необычную и интересную работу.

Эйнштейн на пляже

«Эйнштейн на пляже»

Самое известное, наряду с «Койяанискаци», произведение Филипа Гласса — пятичасовая опера, в которой тотальной деконструкции подверглось само оперное искусство.

«Эйнштейн на пляже» — действо без антрактов, без сюжета, без оркестра в традиционном понимании. Вместо увертюры и системы лейтмотивов — массивные звуковые блоки. Вместо арий — спокен-ворд. Вдобавок, либретто к опере написал тринадцатилетний аутист.

Звучит всё это как кошмар. На деле же «Эйнштейн на пляже» стал колоссальным успехом, сделал Филипа Гласса живым классиком и вывел минимализм из андеграунда.

Как и в случае с «Музыкой в двенадцати частях», слушать «Эйнштейна» целиком трудно, да и не имеет особого смысла. По задумке авторов, зрители могут заходить и выходить из зала, когда им вздумается или выключить запись, когда надоест. Как минимум, стоит послушать пьесу, с которой эта опера начинается — воздушную, плывущую в пространстве «Knee Play 1». А потом — вольно путешествовать по просторному музыкальному миру Гласса.

4747 показов
3K3K открытий
44 репоста
10 комментариев

драматургия напоминает пластинки каких-нибудь IDM-музыкантов вроде Autechre: от воздушного эмбиента — к запутанным ритмам.Интересно что в статье упомянуты Autechre, при том что Гласс работал с Ричардом.

Ответить

Насчёт лучшего - очень спорно, при наличии Райли, Райха, и Пярта, если часть его творчества отнести к направлению.

Ответить

эдак я на DTF и про Гленна Бранку прочитаю

Ответить

это видовая картинасерьёзно? философское эссе теперь стало приравнено к видовым фильмам, которые показывали в IMAXах?

Ответить

Справедливо. Убрал

Ответить

За Гласса лайкос не глядя.

Ответить