Black Country, New Road - Ants From Up There Обзор Альбома. Подвиньcя, Arcade Fire

Black Country, New Road - Ants From Up There Обзор Альбома. Подвиньcя, Arcade Fire

Иногда очень трудно формировать мнение о музыкальном произведении вне его контекста. Особенно учитывая количество хайпа и шума вокруг этого релиза. С другой стороны справедливая мысль: а надо ли? Ведь поистине объективного мнения не существует: каждый сам для себя решает как взвешивать в своей системе координат окружающий произведение искусства контекст. Вот прошлогодний By The Time I Get To Phoenix становится гораздо мрачнее и печальнее(хотя казалось куда больше), когда узнаешь, что одного из участников группы, эм-си Степа Джей Грогса, не стало в процессе записи альбома. Запись начинает восприниматься как ода ушедшему другу. Или лебединая песня Дэвида Боуи Blackstar, которое и без окружающих событий является невероятно чувственной и глубокой рефлексией о прошедшей жизни и предстоящей смерти человека, который на своем веку смог стать настоящей легендой. Однако мы теперь знаем, что во время записи этой работы Дэвид боролся с раком печени и прекрасно понимал что его ждёт. Но никому из участвовавших в процессе музыкантов он ничего не поведал. И спустя всего лишь два дня после релиза пластинки Боуи покинул мир живых. Трудно не пустить слезу, не принять это всё во внимание и думать только субъективно о музыке, когда обрабатываешь Blackstar у себя в голове. Так и у Ants From Up There есть контекст, влияние которого в этом обзоре будет трудно избежать.

Вокалист, автор лирики и, в каком-то смысле, фронтмен группы Айзек Вудс за 4 дня до релиза покинул группу ссылаясь на ментальные проблемы. И казалось бы, никто не умер, ничего страшного не произошло, а возможно даже и наоборот. Айзек принял правильное решение - поставил своё здоровье впереди всего остального, ведь так и должен поступать в таком случае нормальный человек. Тем не менее, предстоящие туры отменены, от выпущенного Вудсом заявления сквозит большой тревогой и глубокой тоской, а сам факт отбытия такого важного звена невероятно перспективного коллектива всё равно сильно расстраивает. Сама группа заявила, что, несмотря на это, продолжит дальше писать музыку вшестером под тем же именем. Однако уход Айзека оставляет за собой зияющую дыру, которую будет очень трудно заполнить, ведь другого такого не найти: нервное, надрывное вибрато вкупе с детализированной, полной метафор и очень личной задротской лирикой. Чем-то его антуражный стиль вокала и текстописания напоминает фронтмена знаменитой Neutral Milk Hotel. Поэтому это событие оставляет сильный отпечаток, на том как воспринимается Ants From Up There. Особенно с лирической точки зрения.

And yes, I was tempted

And I christened me lonely

I pretended to falter

And I burnt scented candles there

And I hung some good pictures where

The paintwork was perfect

So no-one could doubt it

Oh, I was still losing

- Bread Song

Если попытаться вкратце рассказать про что Ants From Up There, то ничего конкретного скорее всего не получится: лирика полна очень качественной поэзии. Это такая поэзия, которую часто трудно расшифровать и с точностью выбрать одно из множества значений которое может иметь ввиду та или иная строчка. Однако стоит попробовать: этот альбом про переживания молодого человека, его безответной любви и о том как она делает ему больно. О нерешительности, тревожности, беспомощности и депрессии. О нежеланной известности и, вследствие, ответственности, которая в современном мире сваливается на вокалиста любой группы. И о конечном и очень печальном выводе из всего этого: о том, что нужно валить из группы. И чем раньше, тем лучше.

Итоговый портрет автора получается настолько цельным благодаря очень тесно переплетённому повествованию с большим количеством кросс-референсов. К тому же сквозная линия повествования подкрепляется богатейшим инструментальным великолепием. Не только лирика, но и музыка на Ants From Up There является единым целым: музыкальные идеи и мотивы перетекают из композиции в композицию, подкрепляя и усиливая друг друга. Intro настраивает на мотив последующего Chaos Space Marine, который в свою очередь под конец делает аж три лиричиских референса на другие треки, один из которых про идущую дальше Concorde и так далее. Ни один момент на протяжении всего часа не чувствуется неуместно.

От Ants From Up There разит ощущением небольшого оркестра, безупречно играющего смесь барокко и пост-рока в небольшом блестящем зале. Ведь не стоит забывать, что в группе целых семь человек, включая скрипку и саксофон. Это даёт огромное пространство для аранжировок различной комплексности и интенсивности: от размеренных и терпеливых пост-рок билдов а-ля Godspeed You! Black Emperor, до взрывных и энергичных моментов, где все семь участников отыгрывают друг от друга лучшие партии в своей жизни. И в отличие от дебютника For The First Time тут не чувствуется никакого подросткового надрыва и неровных музыкальных мазков. Нет былого ощущения компиляции, Black Country, New Road будто подуспокоились, присели и слегка расслабились чтобы почувствовать некий приобретенный опытом профессионализм.

Отдельной похвалы заслуживает то как альбом записан, его миксинг и продакшен. Ведь перед продюсером встала очень важная задача: перед ним находятся семь музыкантов на своём абсолютном пике креативности, и как бы не растерять потенциал и суметь поймать эту молнию в бутылку. Итоговый результат не разочаровал. Перфекционизм без перфекции, будто слушаешь лучшее лайв выступление. Такое ощущение является редкостью в наше время, овердабов чувствуется минимум, а разных мелочей и текстур - максимум. Слышно как участники группы шуршат на своих стульях, слышно нажатие кнопок на саксофоне, скрип ладов на гитаре. Из-за таких деталей Ants From Up There прямо-таки сочится жизнью и молодой энергией. Резвый темперамент заметен сразу, с открывающего полноценного трека Chaos Space Marine. Но от него не пахнет дедовским роком. Вместо этого упор идет на пышные духовые, сочную аранжировку и прыгающее инструментальное взаимодействие. Тут Айзек ведет рассказ от лица того самого Космодесантника Хаоса из Вархаммера 40К(а я говорил что текста тут задротские) и говорит о беспокойстве межконтинентальных путешествий. Также этот трек является самым коротким и веселым на альбоме. Будто сначала группа решила немного подурачится, ведь следующая дальше "Конкордия" уже не шутит шутки.

Размеренным темпом и претензией на инди грандиозность в начале Concorde напоминает каким мог бы быть пиковый Car Seat Headrest эры Teens of Denial, если бы Уилл Толидо не решил потом свернуть в другую сторону. Тем не менее, дальше в трек можно заметить сладчайший, заедающий в голове, пост-припев. А с нарастанием глубины и полноты звучания приходит невероятно драматичное, подчеркивающее важность момента, крещендо с жужжащей гитарой и грандиозными духовыми. Отдельно хочется отметить как на Concorde, да и на всём альбоме дальше, вокал в нужных моментах начинает тонально и ритмически играть вместе с остальными инструментами, очень приятная вещь для слуха.

Конкордия на самом деле является Британско-Французским сверхзвуковым пассажирским самолётом. Этот самолёт считался чудом европейской инженерии до катастрофы 2003 года. После этого события этот самолёт начал считаться последним чудом европейской инженерии. Какие последствия имеет эта параллель для этого трека и альбома в целом(ведь это не первый и не последний раз как Конкордия упоминается) можно только догадываться: то ли это олицетворение самой группы, то ли персоны, к которой Айзек испытывает чувства, но никак не может с ней счастливо сойтись.

But, for less than a moment

We'd share the same sky

And then Isaac will suffer

Concorde will fly

- Concorde

Сниженным темпом, нарочитой драматичностью и интересной отсылкой к диете Аткинса Concorde подготавливает слушателя к последующей Bread Song. Словно плавая на волнах и нежно нарастая, Bread Song рассказывает о видимом безразличии партнера Айзека к нему и о том как это безразличие влияет на него. Будто хвастаясь своей классной прогрессией, после первого чрезвычайно хрупкого припева (у которого, кстати, отсутствует тактовый размер) происходит небольшая смена обстановки: в дело включается бодрящая перкуссия, которая отлично разбавляет атмосферу и усиливает последний, не менее хрупкий, и невероятно поэтичный припев:

Oh, don't eat your toast in my bed

Oh, darling I

I never felt the crumbs until you said

"This place is not for any man

Nor particles of bread"

- Bread Song

Good Will Hunting разбавляет меланхолично-депрессивную атмосферу предыдущих двух треков очень запоминающейся ритмичной предприпевной секцией и такими же качающими куплетами. Припев здесь, правда, является единственным слабым местом этого альбома для меня. Какой-то он полый слишком, просыпаю его постоянно.

Любопытную отсылку можно найти в строчках "She had Billie Eilish style / Moving to Berlin for a little while". Однажды Айлиш рассказала в интервью, что чуть не совершила livn't во время тура в Берлине из-за огромного количества внимания к её персоне и многочисленных угроз. Здесь также можно отметить ещё одно важное качество Ants From Up There - catchiness. Catchiness - это то, насколько сильно запоминается и потом вспоминается песня, мелодия или фраза. На протяжении последних нескольких дней что я слушаю этот альбом в моей голове то и дело всплывает припев из одного трека, мелодия из другого или куплет из третьего. Каждая песня здесь чем-то выделяется и запоминается.

Вот идущая далее Haldern запоминается драматичной и всецело великолепной работой пианино. А также интенсивным дуо из того же пианино и скрипки, которые на высоких тонах усиливаются до предела в завершении. Вдобавок этот трек углубляет сквозную тему спрятанных ментальных дыр в человеке и предоставляет новую: нечто про раздробленные кости.

Видел мнение, что находящийся посередине Mark’s Theme является не более чем интерлюдией. Однако спешу возразить. Во-первых, трек очень красив: глубокий, чувственный саксофон, эта пауза в середине, после которой подключается прекрасное фортепиано и, кажется, виолончель. Во-вторых, эта композиция посвящена дяде саксофониста группы, который был большим их фанатом, но скончался в прошлом году от коронавируса. Этот контекст делает что-то большее из Mark’s Theme и ставит его на одну полку с другими классными пандемийными треками. Хотя не могу отрицать, что отчасти Mark’s Theme является таким трехминутным отдыхом, затишьем перед бурей.

В виде бури подразумеваются последние три композиции-эпопеи Ants From Up There. Первая из них - вдохновленная Бобом Диланом, драматичная и грандиозная The Place Where He Inserted the Blade. Это если скрестить Slint, Neil Young и Arcade Fire то получится именно этот трек. Ритмичный припев, нарочито похожей на школьный гимн; нежные, подкреплённые флейтой куплеты; и мощный финал с бэк-вокалом. Тема раздробленных костей тут поднимается вновь, однако тут они ещё и залечиваются. А общая тема вроде как про неспособность главного героя самостоятельно, без партнера, готовить ланч, но, по ощущениям, это лишь верхушка лирического айсберга.

Предпоследний песня на альбоме, Snow Globes, встречает нас терпеливым билдом в стиле Godspeed You! Black Emperor. Этот билд использует рифф, вокруг которого будет дальше строится вся композиция. Затем добавляется другой рифф, струны, саксофон, вокал и, наконец, барабаны. Последние со временем становятся всё безумнее и колоссальнее, пока не наступает крещендо. Тогда, словно гром, они своей дикой перкуссионной импровизацией перекрывают эмоциональный срыв Айзека. А когда барабаны прекращают своё неистовство остается лишь изначальный рифф, да сломленный голос Айзека Вудса. Бесконечно эмоциональный момент на этом альбоме.

По эмоциональности со Snow Globes может сравниться только завершающий двенадцатиминутный монстр в лице Basketball Shoes. Квинтэссенция Ants From Up There и магнум опус Black Country, New Road. Каждая встреченная ранее идея, будь то музыкальная или лирическая, находит своё место на этом треке. Три четко различимые фазы необходимы чтобы свершиться этой кульминации и подвести все итоги. Её грандиозность, эмоциональную потенцию и всеобщую завершенность трудно передать словами. И на этот раз я даже не буду пробовать, лучше сходите и послушайте сами, оно того стоит. И пусть только хоть кто-нибудь попробует сказать после этого, что инструментальный рок мертв.

Ants From Up There позволяет снять с группы бейджик “World’s second best Slint tribute act”. Black Country, New Road теперь гораздо большее, нежели кучка подростков вдохновлённых Spiderland’ом и обитающих на британской Windmill пост-панк сцене где-то рядом с black midi. Ants From Up There уникально свой и неповторимый. Однако одна схожесть со Spiderland’ом всё-таки осталась: от обоих тянет бессмертием. Ведь это альбомы от которых хочется и плакать и радоваться. Альбомы, которые играют на струнах тоски и эмоциональной уязвимости, тишине и оркестровой помпезности. А когда они впервые заканчиваются, то у кого-то что-то в голове меняется навечно. И так и тянется потом рука включать их снова. А потом снова.

Ants From Up There - это лебединая песня Айзека Вудса, который однажды в интервью иронично сказал, что цель для Black Country, New Road - стать следующими Arcade Fire. Стать следующими Arcade Fire это значит записать свой Funeral. И судя по всему у них это получилось. Поэтому на смену тому неприятному бейджику приходит корона, корона новой андерграундой классики.

Есть бесконечное количество деталей которое я упустил на этом альбоме. И если я попробую всех их описать, то появится другая бесконечность. И так оно и бывает в поистине великом искусстве, великом альбоме. Я всегда стараюсь никогда не давать количественные оценки произведениям: это вредно для дискуссии вокруг. Оно как-будто понижает ценность искусства, снижает до противного звания “контент”. Однако в своих скромных записях, во имя сортировки, я тихохонько всё-таки некие пометки да ставлю. И какие бы эти пометки ни были, Ants From Up There получает наивысшую. Её до этого для меня получали только два других альбома, настолько это хорошо. А это значит с перевода на мимолётный интернетный: “10/10”.

playlist plug(sort by new)

88
3 комментария
1
Ответить

Послушал несколько раз.
Збс альбом.
Оформил делюкс издание.

1
Ответить

В интернетах говорят, что этот альбом чуть ли не шедевр, живая классика и вообще.

Что ж, попробую второй подход к группе.

Ответить