Как музыка дополняет сюжет «Очень странных дел» — рассказываем о хитах 80-х, использованных в сериале

Разбираемся, почему музыка так важна для повествования в популярном шоу от Netflix.

Как музыка дополняет сюжет «Очень странных дел» — рассказываем о хитах 80-х, использованных в сериале

Об «Очень странных делах» в этом июне говорят много. После трёхлетнего перерыва сериал триумфально вернулся с четвёртым сезоном. Вышли ещё не все эпизоды, но среди уже доступных семи нет ни одного провального. Самая яркая из серий — четвёртая, в которой центральной героиней выступила рыжая скейтерша Макс, а важным сюжетным элементом — песня Кейт Буш Running Up That Hill.

На самом деле, песни уже не в первый раз играет ключевую роль в повествовании. Вообще, к созданию звуковой дорожки «Очень странных дел» его создатели подошли с большим умом и вкусом.

Опенинг сериала

Пульсирующие синтезаторные полотна от электронщиков Майкла Стейна и Кайла Диксона создают неповторимую атмосферу сериала, но кроме них в шоу в большом количестве звучат песни. Чаще всего это хиты восьмидесятых, иногда — что-то из других эпох, но подходящее по духу. Эти песни не только задают настроение, но и помогают глубже раскрыть персонажей, а иногда и напрямую влияют на сюжет.

В этом тексте (а также плейлисте) мы разбираем самые яркие примеры музыкальной магии в «Очень странных делах».

В тексте есть спойлеры ко всем сезонам сериала.

The Clash — Should I Stay or Should I Go

Если Runnung Up That Hill Кейт Буш стала ключевой песней четвертого сезона, то в сезоне первом подобную функцию исполняет забойный хит от лондонских панков The Clash. Хотя панками они были скорее идеологически, а на деле что только не играли: от новой волны до фанка и регги.

Should I Stay or Should I Go вышла на позднем альбоме группы Combat Rock, и на фоне пестрого жанрового многообразия она выделяется своей простотой и доходчивостью.

«Это была просто хорошая рок-песня, наша попытка написать классику», — так о ней отзывался гитарист группы Мик Джонс. Попытка оказалась успешной: Should I Stay or Should I Go — абсолютный классический рок-трек, который звучит одновременно и свежо, и вне времени.

Should I Stay or Should I Go. Первое появление в сериале

В «Очень странных делах» Джонатан Байерс включает эту песню Уиллу, чтобы отвлечь того от ругани родителей. Создатели сериала наградили угрюмого Джонатана любовью к панку, пост-панку и различным производным этих жанров — в разные моменты мы застаём его за прослушиванием Joy Division и Talking Heads.

Should I Stay or Should I Go. Второе пришествие

Впрочем, Should I Stay Or Should I Go в итоге становится скорее темой Уилла. Сам её рефрен — «остаться мне или уйти?» — намекает на склонность героя к исчезновению. Оказавшись в Изнанке, сам Уилл с помощью этой песни пытается связаться с реальным миром.

Should I Stay or Should I Go. Возвращение

Should I Stay Or Should I Go эпично возвращается во втором сезоне, когда Уиллом овладевает Истязатель разума, и герои пытаются достучаться до него, включая на полную громкость The Clash. Именно этот прием, только гораздо мощнее, будет использован в четвёртом сезоне с Макс и Кейт Буш.

Peter Gabriel — Heroes

Heroes. Версия Боуи

Вообще-то, Heroes — это вещь Дэвида Боуи, и не просто рядовая песня, а центральное произведение его берлинского периода, когда музыкант углубился в эксперименты с синтезаторами, краутроком и эмбиентом, чем повлиял на становление пост-панка.

Heroes. Версия Гэбиела

Но в сериале «Heroes» звучит в исполнении экс-лидера Genesis Питера Гэбриела. Его версия вошла в кавер-альбом Scratch My Back, который оказался чертовски востребован на телевидении: доктор Хаус сигал в бассейн под гэбиеловскую перепевку Arcade Fire, а Джей Ди из «Клиники» отправлялся в счастливое будущее под кавер на Magnetic Fields.

В саундтреке «Очень странных дел» Heroes — аномалия: в отличие от подавляющего большинства звучащих здесь песен, она не относится к 80-м: Боуи записал оригинал в 1977-м, Гэбриел представил свою версию в 2010-м. Однако в сериале братьев Даффер она оказалась настолько ко двору, что её использовали дважды (как мы уже поняли, создатели «Очень странных дел» придерживаются простого принципа: если нравится песня, включи её ещё раз).

Heroes в первом сезоне сериала

Впервые мы слышим её в одном из самых драматичных моментов первого сезона: полицейские находят в карьере тело, похожее на тело пропавшего Уилла. Триумфальный текст песни контрастирует с моментом полного краха, который переживают все герои.

Следующий раз Heroes возвращается в конце третьего сезона. Герои вновь победили зло, но им пришлось заплатить высокую цену: Хоппер погиб… По крайней мере, так думают остальные герои. Три месяца спустя Джойс, её сыновья и Одиннадцать покидают Хоукинс. Это воспринимается как прощание: Байерсов — с родным гордом, Оди — с Хоппером, зрителей — с сериалом (по крайней мере, на ближайшие три года), и звучащая за кадром Heroes с её мерцающими, переливающимимся струнными только усиливает это ощущение.

Heroes. Финал третьего сезона

При этом внимательный зритель должен догадаться, что ни одно из этих прощаний не станет окончательным. Эта песня уже играла, когда все думали, что Уилл погиб, а парень оказался жив (и уже который сезон кряду мается, откладывая каминг-аут). А значит и Хоппер оживёт, и Байерсы вернутся, и сериал продолжится. Два из трёх предсказаний уже сбылись, так что эта песенная магия в «Очень странных делах» ещё как работает.

Joy Division — Atmosphere

Ранняя смерть Йена Кёртиса, фронтмена Joy Division, бросила тень трагедии на всё творчество группы, а в особенности на песни, созданные незадолго до его самоубийства. Atmosphere стала одной из последних записей группы, и она вся проникнута какой-то мрачной решимостью.

В сериале эта эпохальная вещь сопровождает тёмный момент из жизни семьи Байерс. Но пока Джонатан в наушниках прячется в своей комнате, пытаясь справиться с утратой брата, Джойс отказывается верить в гибель сына. С мрачной решимостью она идёт за топором, пока за кадром вечно молодой парень из Манчестера призывает «не уходить в молчании».

Несмотря на то, что монохромная эсетитка Joy Division далека от лампового духа восьмидесятнического сай-фая, в мир сериала песня вписалась идеально. К слову, другой хит группы, Love Will Tear Us Apart, также органично прозвучал в «Донни Дарко» — культовом фантастическом фильме, действие которого тоже разворачивается в 80-е.

Moby — When It’s Cold I’d Like to Die

Редкий пример использования в сериале песни, вышедшей позже 80-х. When It’s Cold I’d Like to Die — далеко не самая популярная песня Моби, относящаяся к периоду, когда он ещё прозябал в безвестности и подумывал покончить с музыкальной карьерой. Вокальную партию в ней исполняет, опять же, не самая популярная вокалистка Мими Гейзи.

Впрочем, несмотря на то, что эта вещь была создана в середине 90-х, её саунд больше напоминает о 80-х — о некоторых записях британской дрим-поп-группы Cocteau Twins и о саундтреке Анжело Бадалменти к линчевскому «Синему бархату».

В «Очень странных делах» эта вещь звучит в один из самых эмоциональных моментов первого сезона: Одиннадцать изгоняет Демогоргона и возвращается в Изнанку, а Джойс и Хоппер пытаются привести в чувство Уилла.

Эти эпизоды сопровождает инструментальная часть песни — тягучий эмбиент. Когда кажется, что все потеряно и надежды нет, Уилл наконец приходит в себя, и сквозь синтезаторные волны прорывается возвышенный голос Мими Гейзи, пропевающий горькие строки: «Где ты был, когда я была так одинока / Заперта на этом морозе», и далее: «Я не слышу тебя сквозь туман / Если я кричу, отпусти меня».

Ray Parker Jk. — Ghostbusters

Помимо прочего, «Очень странные дела» — открытое признание братьев Даффер в любви к фильмам 80-х. Конечно же, без «Охотников за приведениями» этот сериал просто не мог обойтись

Заглавная песня фильма сопровождает эпизод во втором сезоне, где ребята одеваются на хеллоуин в Охотников. С одной стороны, это позволяет нам увидеть героев в домашней обстановке и, например, получше узнать о семьях Дастина и Лукаса. С другой, песня «Ghostbusters» задаёт тон всему сезону, делает акцент на одержимости и экзорцизме.

Некоторые строчки песни, вроде «If there's something strange in your neighborhood» или «If you're seeing things running through your head», и вовсе буквально описывают происходящее в «Очень странных делах».

Scorpions — Rock You Like a Hurricane

Самыми яркими новыми персонажами второго сезона стали сводные брат и сестра Билли и Макс. И если о Макс мы будем узнавать постепенно, то всё, что нужно знать о её кудрявом брате, становится понятно меньше, чем за минуту.

За кадром гремят высокооктановые риффы Scorpions (эти немцы могут писать не только бесконечные баллады!), под которые на школьную парковку выруливет невозможно крутая Шевроле Камаро. Из неё элегантно вываливается Билли, и оператор ловит его невозмутимую физиономию ровно в тот момент, когда вокалист «скорпов» провозглашает: «Here I am!». Ну а дальше в кадре оказывается уже его обтянутый джинсами зад, который взахлеб обсуждают школьные девчноки.

Такую сцену — да и такую песню — сложно представить в первом сезоне сериала, куда более мрачном и серьёзном. Во втором и цветовая гамма стала ярче, и юмора стало больше, а вместо туманного пост-панка от Joy Division и Echo & the Bunnymen зазвучали сочные рок-хиты.

The Police — Every Breath You Take

Второй сезон «Очень странных дел» заканчивается на как бы оптимистичной ноте. Майк целуется с Одиннадцатой, Лукас — с Макс, и всё это происходит на школьных танцах под классический хит The Police. Концовка оставляет мрачноватое впечатление, ведь зло остается непобеждённым и продолжает следить за героями.

Эту двойственность идеально отражает сама песня, в которой сладкая поп-мелодия соседствует с довольно зловещим текстом об одержимом любовнике, который обещает наблюдать «за каждым твоим вдохом, за каждым твоим движением, за каждым нарушенным тобою обещанием».

Сам Стинг говорил, что во время написания этой песни думал «о большом брате, слежке и контроле». Под образ Истязателя разума Every Breath You Take тоже отлично подходит.

Madonna — Material Girl

А вот в использовании этой песни нет никакого второго дна: задорный хит Мадонны сопровождает один из самых позитивных моментов всего сериала. Подружившиеся Одиннадцатая и Макс дают своим бойфрендам отбой и отправляются на шоппинг в торговый центр (который, к слову, станет центральной локацией всего сезона).

Этот эпизод показывает взросление Одиннадцать. До того она носила одежду, которую давали ей Хоппер и Майк, теперь же она — впервые в жизни — начинает искать свой собственный стиль посреди буйной и цветастой моды 80-х.

Если раньше она вызывала ассоциации с E.T. из спилберговского «Инопланетянина», то теперь она превращается в «material girl». Правда, это словосочетание стоит трактовать не в смысле «меркантильная особа», который подразумевает Мадонна, а буквально: Одиннадцать — материальная девушка, настоящая, из плоти и крови.

Limahl — Never Ending Story

Определённо, это самая неожиданный выбор кульминационной песни за все сезоны «Очень странных дел». Never Ending Story — заглавная песня одноименного фэнтези-фильма 1984 года «Бесконечная история», простой как три копейки и неотразимый синти-поп. Спродюсировал эту вещь итальянский диско-гуру Джорджио Мородер, а исполнил британский певец Лималь.

Впрочем, в «Очень странных делах» эта вещь звучит в исполнении совсем других людей — Дастина и Сьюзи, его девушки из летнего лагеря, в существование которой никто из его друзей толком не верил: на протяжении всего сезона Хендерсон пытался связаться с ней, но получилось это лишь в самом конце, когда всё мироздание оказалось под угрозой.

Сьюзи согласилась помочь своему бойфренду с поиском секретного кода, но потребовала, чтобы сначала он исполнил с ней Never Ending Story. Понимая, что опозорится перед всеми друзьями, Дастин всё же принимается её петь, и «Очень странные дела» на время переходят в разряд мюзикла.

Повлекла ли настойчивость Сьюзи предполагаемую на тот момент смерть Хоппера? Возможно. Делает ли данное обстоятельство эту песню менее очаровательной? Абсолютно нет.

Кстати, что изначально Дафферы планировали использовать в этом моменте другую песню — The Ent and the Entwife из «Властелина колец», но, к счастью, в итоге отказались — трудно даже представить, как в эту сцену вписалась бы тягучая фолк-баллада.

Talking Heads — Psycho Killer

Нью-йоркская группа Talking Heads за всего несколько лет активного творчества прошла путь от дерзких умников с песнями про еду и здания (их второй альбом так и называется — More Songs About Food and Buildings), до звёзд «новой волны» и настоящих музыкальных космополитов, черпающих вдохновение в разного рода музыкальной экзотике.

Впрочем, самая узнаваемая песня группы относится к её раннему периоду, когда Дэвид Бирн и компания ещё тусовались в легендарном клубе CBGB и рубили странный отрывистый арт-панк. Взбалмошная Psycho Killer — прямой репортаж из головы серийного убийцы. Чтобы передать шизофреническую сущность рассказчика, Бирн то переходит с английского на французский и обратно, то вовсе принимается заикаться: «Fa-fa-fa-fa-fa-fa-fa-fa-fa-far better».

Песня была вдохновлена вымышленными убийцами — в частности, Норманом Бейтсом из «Психо». Но летом 1977 года, за несколько месяцев до её выхода, Нью-Йорк терроризировал вполне себе реальный psycho killer — Дэвид Берковиц, также известный как Сын Сэма. До того, как его поймали, он убил шестерых человек и ранил ещё шестерых.

Когда Psycho Killer увидела свет, многие подозревали, что речь в ней идёт о Берковице, однако песня была создана гораздо раньше — собственно, Бирн написал её ещё в школе.

В «Очень странных делах» песня звучит в моменте, когда Джейсон Карвер, капитан баскетбольной команды и бойфренд первой жертвы Векны, убеждает ребят из своей компании, что Hellfire Club — сатанинская секта, а их предводитель Эдди Мэнсон и есть настоящий убийца-психопат. Ирония в том, что в этот момент сам Джейсон больше всего напоминает слетевшего с катушек психо-киллера, о котором поёт Дэвид Бирн.

Kate Bush — Running Up That Hill

Кейт Буш лучше многих знает цену отсутствию. За свою жизнь британская певица ездила всего в одно турне, и то в начале карьеры. Она нечасто радует слушателей альбомами, порой надолго пропадает из общественного поля зрения.

Зато её творческое реноме не знает промахов, все её альбомы как минимум очень хороши, а встречаются среди них и настоящие шедевры. Например, Hounds of Love. Эту пластинку Кейт записала в уединённом доме на лоне природы, с головой уйдя в изучение сверхсовременных на тот момент синтезаторов. В результате получилась дюжина грандиозных песен, в которых отстранённый электронный саунд сочетаются с дико эмоциональной вокальной подачей.

Вообще, в 80-е многие исполнители накинулись на синтезаторы, компрессоры, гейты и прочие технические новшества, и это сыграло с ними злую шутку: большинство поп-музыки, записанной в то десятилетие, безбожно устарело. А вот Кейт Буш, хоть и пользовалась тем же инструментарием, смогла создать шедевр без срока годности,.

Главным хитом пластинки стала Running Up That Hill, пятиминутный нью-вейв-номер, одновременно гипнотический и взвинчивающий нервы до предела. Сама певица не раз говорила, что для неё эта песня — о непонимании между мужчинами и женщинами, о том, что они бы сильно удивились, если бы смогли поменяться друг с другом местами.

Но, как и всякое достойное произведение искусства, её можно интерпретировать по-разному, и свою интерпретацию представили авторы «Очень странных дел».

В четвёртом сезоне Running Up That Hill стала песней Макс. В первой серии мы видим, как героиня слушает её в наушниках, отгораживаясь от внешнего мира — друзей, бойфренда. У Макс посттравматический стресс: её брат Билли погиб у неё на глазах, причём самым жутким образом, и хотя отношения между ними никогда не были хорошими, Макс тяжело переживает утрату.

Running Up That Hill. Первое появление

Именно на таких подростков — переживших какой-то травмирующий опыт и внутренне сломленных — и ведёт охоту главный злодей сезона, Векна. Он проникает в их сознание и пытается утащить их в изнанку.

Ему практически удаётся провернуть это с Макс, но её друзья находят способ помешать злодейским планам: когда героиня уже почти распрощалась с миром, ребята надевают на неё наушники и врубают кассету Кейт Буш. Running Up That HIll прорывается сквозь ткань реальности, под её звуки Макс вспоминает хорошие моменты с друзьями и совершает отчаянный, мучительный побег из Изнанки обратно к своим друзьям.

Running Up That Hill. Та самая сцена

В сериале песня о непонимании превращается в песню о страстном желании понять, быть вместе, открыться. Именно это и происходит с Макс: она не только вырывается из лап демона, но и преодолевает своё отчуждение.

Изначальная идея Буш об обмене местами здесь уже не так важна, песня работает на эмоциональном уровне, главными в ней становятся строчки вроде «Если бы я могла заключить сделку с богом» или «Хочешь почувствовать, каково мне?». В контексте сериала они обрастают своими смыслами.

Может быть, пока рано об этом говорить, ведь концовка четвёртого сезона ещё не вышла, но на данный момент сцена с Макс кажется самым эмоциональным моментом всего сериала, а ведь Макс даже не центральный персонаж. Неудивительно, что в считанные дни после премьеры сезона песня взлетела на вершины чартов — после этой сцены хочется поставить Running Up That Hill на репит.

Создатели сериала вновь сделали песню хитом, но, что важнее, они наглядно продемонстрировали, в чём именно заключается магия музыки — не в нотах, не в аккордах, не в ритме и саунде, не в вокальной подаче или тексте. Музыка помогает нам лучше прочувствовать жизнь, помогает сохранить в памяти лучшие её моменты, а потом к ним вернуться, просто нажав на «плей».

Подсайт развивается при поддержке «Яндекс.Музыки»

222222
73 комментария

Комментарий недоступен

34

Так ведь тут и про предыдущие сезоны, а не только про четвёртый)

Да и жирным по белому предупреждение

15

Комментарий недоступен

8

Спойлеров боятся - в интернет не ходить

2

Предупреждение о спойлерах стоит в конце лида.

1

Всмысле не вышел до конца? У нетфликса же выходило раньше всё сразу? (Не смотрел последний сезон). Или его разбили пополам?

Running Up That Hill, стал для меня открытием. Просто крышисносная сцена и песня. Я заново влюбился в сериал

15