Дневник «ANTIHYPETRAIN»: 10 дней и на всю жизнь

Этот текст — компиляция моего 10-дневного марафона по альбому. Каждый день я слушал по 10 треков и писал свои впечатления, а в какой-то момент понял, что хочу соединить все части в единое целое, дабы сохранить мое увлекательное путешествие в веках

День 0. Пришла пора поговорить о главном

Хан Замай и Слава КПСС выпустили смертоносный альбом «ANTIHYPETRAIN» на 101 трек. Это 6 часов высококлассного репа обо всем на свете без единого фита! А осенью тандем двух лучших реперов на руси дает 10-часовой концерт. В общем, Слава, который одной ногой ушел из репа, другой ногой успел написать 101 песню вместе с марафонцем Замаем, который вообще никогда не устанет говорить правду в микрофон и опускать дешевок.

Дневник «ANTIHYPETRAIN»: 10 дней и на всю жизнь

«ANTIHYPETRAIN» сделан как такой панк-вброс, мол, мы снова насрали, только еще глобальнее, попробуйте скушать. Вся суть этого альбома — отстоять свое реп-первенство в индустрии (Слава нескончаемо твитит и поет о том, что кроме них в стране нет хорошего репа). Ведь реп это что? Это дохуища материала; это работа с речитативом, рифмами, строчками; это зацикленные биточки без намека на особое разнообразие; и это как никак протест (хотя сейчас этот тезис уже звучит смешновато).

А я это, собственно, к чему. Послушав выборочно песни со смешными названиями, я понял, что если кто и должен заценить 101 трек от Славы и Замая — так это я. Во мне таки слишком много любви к этим персонажам. Но при всем уважении к гуру русского репа, делать я это буду порционно, а каждую новую порцию заботливо осмыслять через «дневник антихайпа», в котором поделюсь впечатлениями от прослушанного. Все очень просто: слушаю 10 песен в день — пишу материал. Я тоже хочу быть марафонцем, как Андрей Замай, хоть и по челночному бегу. Внутри текстов буду каждый раз выделять лучшие из десяточки песенки, чтобы вы не утруждали себе жизнь, если все-таки захотите прикоснуться к великому, но так, чтобы не погрязнуть в этом полностью. А еще, на протяжении каждого отрезка-поста, буду выбирать, кто сильнее как МС. Пожелайте мне удачи, а я постараюсь выдержать испытание.

День 1. Ах как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в батл-реп

«ANTIHYPETRAIN» начинается очень весело. Интруха настолько перегружена отвратительными строчками, что с каждой следующей тебе становится только лучше и лучше. Смешивается старый подход на угарах и «биг бой» от OG BUDA (который и подхватил эту давно забытую батловую тенденцию на новых битах). Видимо, именно Гришаня повлиял на вторую молодость давно позабытого в батловых кулуарах подхода. И даже когда бит на интро кончается — их не остановить, они продолжают наваливать первосортных строчек.

В первой десятке треков оказалось очень много забавной спеси и той самой смешливой агрессии, которая была на всех «поездах» до этого. Попадает, разумеется, Мирону Янычу, Хаски и даже Владу Пиэму. Обязательно послушайте именно две вступительные песни: они очень хорошо передают отсыревший дух ироничного протеста через намеренно говеные строчки. Что-то похожее было у Славы на «Оттенки барда», где веяло старым добрым «антивсе» подходом.

Кроме ржачки, здесь есть и похожее на новенького Славу, который все еще убивается по женщине и сублимирует все свои эмоции в слезливые песенки. На «Молодой Герцен» очень удачный припев с бессмертным парафразом «У меня была любовь — я её убил / Она съела кусок мяса — это моё сердце». Получился такой одинокий сентиментальный опус в куче хлесткого реализма и даже натурализма (но об этом позже), который разбавляет грустинкой атмосферу угара. И Хан Замай здесь вписывается невероятно красиво, выворачивая донельзя болезненный куплет Славика в позитивное и полное любви русло («У меня ведь есть любовь, я её люблю / Она не ест мясо, ведь это моё сердце!»).

На «Молодой Герцен», если честно, я бы и закончил прослушивание. Это была очень чувственная и жирная точка, после вступительных дисс-треков, путешествия по стрипухе со всем антихайпом и рассказе о мальчике в баленсиаге под прямую бочку. Но «Молодой Герцен» оказался девятым, а я честен перед поставленной задачей и поэтому кликнул на многообещающий «Grime Vietnam», где услышал камео Сони Мармеладовой и чистую ностальгию по той самой хуете, которую Слава называет граймом. Эта нота оказалась еще жирнее для прощания с первой десяткой, потому что флешбеки с батловых выступлений приветливо махали ручкой из 2016.

Еще я успел заметить всего лишь за 10 треков, что однажды наврал вам, сказав, что натуралистичную линию Павла Кемпеля в русском репе никто не продолжает...Хан Замай здесь успевает несколько раз обратиться ко всякого рода отверстиям и зазубринам: так хлестко вставляет, вертит, крутит на них всех остальных реперов и весь мир, что, кажется, достойный наследник налицо.

За счет этого Замай, на первый взгляд, вырывает себе победу на первом отрезке в битве двух МС, потому что настолько отвратительно панчить и быть одновременно настолько остроумным может только этот великий поэт. Но переслушав (а я еще и переслушивал) Славин грайм, столь же грязноватые строчки в первых треках, слезливый и душераздирающий куплет и припев на «Молодой Герцен» и органичность на прямой бочке (не то чтобы у Замая ее нет...), я все таки короную на первый день Славяна. Но проиграна всего лишь битва, а война впереди. И Хан Замай знает это лучше, чем кто-либо другой.

Бриллианты первой десятки: Antihypeintro, Двуглавый орёл, Мальчик в Balenciaga, Молодой Герцен, Grime Vietnam.

День 2. Дорогой дневник, я влюбился

Вот за что я люблю антихайп, так это за то, что можно слушать альбом занимаясь делами, услышать фонковое вступление на бите, улыбнуться, поднять голову на название трека и увидеть там: «Мы работаем на Кремль». Наверное, это лучший пример того, почему Слава и Замай прекрасные исполнители, без которых русский реп был бы намного скучнее.

Вторая десятка разительно отличается по битам и музыкальному разнообразию в целом. Мультижанровость «ANTIHYPETRAIN» поражает своей всеобъемлемостью: здесь и уже названный фонк, и полноценная дискотека, и натюненый трэпчик, и жирненькие реп-биточки. Если в первой десятке запоминались больше слова, то здесь подоспела и музыка.

Сложно вообще выделить что-нибудь определенное, потому что по-своему понравилось все и сразу. Если были слабоватые куплеты — выручала музыка, если биты надоедали — парни добивали куплетами. Например, на «Дикпик» играет тривиальный зацикленный музончик с громыхающим басцом, но каждый куплет на вес золота:

И они врут, мол, это всё неприятный сюрприз (Бла-бла)
Просто им не слали никогда симпатичный дикпик (Как мой)
Если пририсовать ему глазки
То получится милее, чем щеночек Хаски

Очень порадовал хук на «Нахапало», на котором неожиданно воспроизводится излюбленная интонация масло черного тмина под гитарный аккомпанемент. Звучит это дико атмосферно, а слово «нахапало» вписывается идеально по эмоциональной окраске и произношению. И заключительный «Jeep», построенный вокруг великой баллады Нурминского. А вишенкой на торте стал исчерпывающий репрезент «Legends of Cringe», на котором мужички в очередной раз доказали, что кринж-троллинг существует, а они в нем беспрекословные короли и никто не сможет с ними потягаться.

А вот кто сегодня оказался сильнее как МС — это ребята выясняли между собой самостоятельно. На «Ангел Утешения», где Славик использует моднейший флоу с автотюном, они с Замаем спорят за девочку с темным прошлым и каждый своим куплетом доказывает, кому она должна достаться («На хуй тебе этот Хабаровчанин / Не отличит от рэпа чачача он»). Такой внутренний интерактивчик для слушателя: реши, кому достанется женщина. Скажу честно, что после строчек:

Да я немоден, да староват
Скоро буду неприлично богат
Куплю тебе лак или трусы
Или за пах дам себя укусить

я полностью склонился на строну Андрея, потому что в четырех строчках уместилось слишком много железных аргументов. Так же важным аспектом выяснения лучшего во второй десятке являлось соревнование на очевидном хите альбома «Дискотека Овсянкин». Хан Замай здесь раздал настоящей дискотеки своим r&b флоу, и хотя Слава пытался выровнять чашу весов посредством строчек про милый душе хардбасс («Бутираты и спиды — наши злейшие враги / На спортивках пацаны отжигают под басы»), но в этот раз не устоял под речитативным напором гения.

Сегодня Замай оказался сильнее, но главное, что вся десятка вышла сочной и запоминающейся. Посему даже не сочту за нужное выделять отдельные треки для прослушивания — слушайте все!

День 3. Есть только два гендера: Слава КПСС и Хан Замай

Третий десяток покамест получается самым блеклым. Кроме парочки очевидных исключений мне не зашло ничего, что по музыке, что по содержанию. Здесь Слава и Андрей представляются самураями серединного пути: делают такие песни, коих в их репертуаре уже наплодилось штук по 10-15 на каждую тематику.

У этого тандема за длительную реп-карьеру сложились устойчивые темы и иногда треки получаются типическими и донельзя предсказуемыми: интеллектуальный выебон с кучей неймдропа на «Окно Овертона», душевное «Мельтешение жизни», на котором Слава подрубает кучу раз использованную тщетность в интонациях, просто смешной репрезент в лоб на «Все мои Ш» и «Флекс и флейм», прямая бочка с грустинкой на «На свидании с другой» и далее по списку. В таких самоповторах им очень часто удается добавить какую-то текстовую или музыкальную изюминку, что позволяет проникнуться каждым из треков, но как-то не в этот раз.

Зато в третьем десятке лежит великолепный «Подкрадули», который пронизан каким-то армейским флером. Под грязноватую гитару Андрей Замай вспоминает Картрайта и первые года в Питере. «Подкрадули» как раз не вписываются в тематическую узкоколейку, а звучат аутентично и душевненько. А еще на этом треке я поймал себя на мысли, что слышу подъебку репера Хаски минимум пятый раз за 30 песен. Никак Славян не может оставить Димона в покое и упоминает где придется. К 30 треку это уже, честно говоря, приелось, но в этом и весь кайф — все по заветам Бабана, который неймдропил «Оксану» через слово годами.

Очевидный хиточек этого десятитрекового хит-парада — «Убили гендер». Он хоть и столь же классический для «Поездов», но слишком уж задорно и смешно исполнен. Прямая бочка и припев: «Убили гендер, а он встал и пошел» — слишком сильно вывозит, просто невозможно не смеяться с этого. Когда два короля кринж-троллинга высказываются на животрепещущие темы — всегда получается очень пёстро и угарно. Обыгрывать любые радикальные веяния и стереотипы они умеют лучше всех в мире, причем просто доводя до абсурда полярную позицию и через нее раскрывая тему:

Пидорасы гендер убили
Лесбиянки им подсобили
Транс-персоны — враги России
Бисексуалы — это новый Гитлер
Сволочи, отдайте гендер
За что сражался наш Петр Первый?
За что погибали яйцеклетки?
Чтоб у ребёнка были папы два гея?

Последний трек этой десятки — «ГДР Music» — запомнился стойкой ассоциацией с Рыночными Отношениями. Такой характерный для них биток и репась по канонам, что прямо повеяло олдскулом.

Десяточка вышла пресноватой, но лучшего МС выбрать все-таки надо несмотря ни на что. И сегодня это снова Андрей Замай. Запомнилось сразу несколько ностальгических и душевных куплетов про годы знакомства с Петербургом, флоу на «Жить в кайф» и донельзя угарный переворот истории в «На свидании с другой», где по заветам Моргенштерна, Замай читает про то, что у него не стоит хуй на девочек, потому что он «Транс гетеросексуален». Ну и на «Убили гендер» — главном хите десятки, он выдает слишком исчерпывающий припев + куплет, в котором каждая строчка — искусство.

Бриллианты хит-парада: Мельтешение жизни, Убили гендер, Подкрадули, ГДР Music.

День 4. Тема сисек раскрывается с невероятной полнотой

Обновляйте свои плейлисты «Музыка для секса», потому что Замай и Слава сделали сразу два трека на эту тематику. Тандем снова идет по протоптанной отцом-основателем дорожке натурализма. «Sex» и «Hype Boyz» — почти целиком и полностью посвящены всякого рода изощрениям, которые звучат крайне смешно и ярко. Сильнее остается в памяти «Sex», в котором есть какие-то далекие отголоски старого r&b (в вокальном семпле и клэпах).

Господи, сколько уже я услышал генитально-вагинальных строчек на «ANTIHYPETRAIN»... Это единственное, кажется, что они юзают чаще, чем имя Димы Хаски и Лехи Навального. Целые треки посвящаются тому, как лучшие реперы в России напрямую доказывают слушателю, почему они действительно лучшие; доказывают в разных позах, сюжетах, обстоятельствах, под разную музыку и даже с разными полами. Наверное, «тема ебли» («это клевая тема») всех и вся — стержень альбома и его основная мысль, которая была заложена на всех частях «HYPETRAIN».

Но самым занятным и свежим, в череде прямых бочек и громыхающих биточков, стал трек «Айван», на котором проснувшийся дух олдскула слышится в каждой секунде и приятно поглаживает ушки. Особенно хорош здесь куплет Славы, который по канонам андера погружает в свою биографию. Под типический хип-хоп биток Славян очерчивает каждую весомую страничку своей жизни через образ пакета, на котором запечатлены фигуры от Сталина до Путина. На этом альбоме мужички из антихайпа много раз прибегали к сторителлингу, но он еще ни разу не был таким интроспективно мощным. Слишком решает ностальгическая нотка с флером месье Бутер Бродского на бите, фигура Айвана и шипящий инструментал. Единственное, за что стало сильно обидно — это то, как проебали семпл, вставив его только в начало и конец трека. Просто послушайте, какой он приятный и родной для классического хапа, и как хорошо он бы вошел внутрь куплетов, немного подпевая этим задушевным историям на заднем фоне. Это постоянно юзает Griselda и получается очень вкусно.

Еще выделю трек «Лоботомия», который сильно запомнился мне из-за куплета Славяна. «Лоботомия» умело мимикрирует под рокешник и резонирует из-за сведения припева и музыкальных деталей. Ну и снова, как бывает на таких вот минорных песнях с тяжелым звуком от антихайпа: немного боли, немного грусти, немного угара, который хочешь не хочешь, а через грусть уже по традиции пробивается.

Ну а под конец Славян подрубил Крип-а-Крип флоу на треке «Поломанные», который взял на вооружение еще пару лет назад. Супер беспроигрышный вариант, потому что куплет с таким тембром просто приятно и весело слушать. Опять же ностальгия, опять же забавные строчки. И вроде всего лишь пустотелый репрезент для веселья в духе (или с душком) олдскульчика, а слушается гладко.

Сегодня очевидным победителем в битве двух МС становится Славян КПСС. Он показал слишком много разных личин в этой десятке и некоторые из них сильно цепляют, относительно стабильно хрипящего Замая, который, как и принято настоящему мастеру и гуру, не часто выходит из той среды, в которой он безоговорочный номер 1.

Бриллианты: Лоботомия, Поминальный свинг (название очень сильное), Sex, Айван.

День 5. Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски, Хаски

Столько раз Дима Кузнецов произносит свой никнейм на «Intro» альбома «Хошхоног». К 50-му треку альбома «ANTIHYPETRAIN» Замай и Славик, будто соревнуясь с интрухой Собаки, всеми силами хотят обогнать его. И это так прекрасно, потому что Хаски становится уже не объектом дисса, а просто художественным приемом, через который можно что-нибудь этакое еще разок обосрать.

Тут в голову сразу приходит Бабангида. Если сейчас послушать раунды со знаменательного онлайна, на котором они рубились с Мироном, то в абсолютно каждом из них вы услышите от Бабана исключительно одно и то же. Покамест Мирон там старался, выписывал свои задротские рифмы, пытался по-новому раскрывать в своих диссах оппонента, придумывал какие-то хитровыебанные панчлайны, по всякому силился впихнуть Бабана в название темы раунда, Боб просто наперечет повторял что-то типа: Оксана, еврей, комерс, шнобель, жидок, капиталист, пидор, тонкий голосок. Из раунда в раунд он делал одинаково и даже не парился по этому поводу. И ведь шли на равных, а Бабан и того больше — забрал батл. А все потому, что у него банально был хороший, интересный и слишком нестандартный реп. И даже откровенно вторичные строчки иной раз слушались с бОльшим удовольствием, чем Мироновские вычурные схемы.

Здесь тоже самое. Просто хочется парням 30 раз за 50 треков неймдропнуть Димона, хотя сама предъява почти всегда донельзя предсказуема. Несмотря на это, слушается-то хорошо! Например, на вступительном для пятой десятки «ПТСР-Squad», Андрей просто выплескивает наружу свои эмоции от последних лет туров, выступлений, внимания вокруг, хейта и т.д. Следом Славян, фактически снихуя, почти весь куплетос посвящает Диме Хаски. И я очень надеюсь, что за следующий полтинник еще много раз услышу это имя.

Это было как слишком затянувшееся вступление или даже пролог. А если вернуться к музыке, то сегодня на повестке дня сшибающий с ног трек «Молитва», на котором Хан Замай раздал таких вербальных пиздюлей (не в последний раз), что даже цитировать что-то конкретное было бы греховно. А после «Молитвы» и наставлений от Антихайпа грешить совсем не хочется. И даже здесь, кстати, удобненько расположился Дима Хаски («Евангелие по-собачьи от Антихайпа»).

Нехарактерный для этого альбома семпл на «Гравити Фолз» зацепил прямо с порога, еще до начала припева от Славы. Стандартный и безобидный тречок, с умеренным градусом страданий и хохота, который просто приятно послушать. Здесь снова немного воспоминаний Славы о былых отношениях и в частности, как об одном из ярких воспоминаний, мультике, что они смотрели вместе с Сашей. Невозможно слушать такие мелодекламации, хотя и довольно задорные по биту и подаче, не ассоциируя все эти образы с его личной жизнью, которую он полностью выливает в творчество. Самое прекрасное здесь то, что Хан Замай, уже несколько раз за этот альбом («Молодой Герцен», «На свидании с другой», «Лоботомия»), каким-то неведомым образом органично вписывается своим куплетом, который, в отличие от личных историй Славика, не несет за собой ничего биографичного. Хан Андрей иногда просто инверсирует боль Славяна в позитив и любовь (будто Славу все равно будет ждать счастливый конец) или сводит все к угару и в очередной раз пичкает куплет всякой абсурдной грязюкой. И на «Гравити Фолз» это отлично прослеживается: тандем работает, как часы даже не на основном поле кеков, но и в лиричных треках.

Моя любимая песня этой десятки — «Колл-центр». Мало того, что сам концепт трека пришелся по душе, и Слава навалил своим куплетом тех самых кеков, но и Хан Замай очень ярко влетел и показал, кто тут G. Слушая его куплет, я смеялся от и до. Почти каждая строчка здесь настолько отдает кринжатурой, что сразу улетает в вечность и навсегда становится частью Мирового Духа (и тут, к слову, нашлось место для Хаски). Не могу не поделиться огромным куском куплета, из которого просто невозможно ничего выкинуть и который покамест является эталонным для кринж-репа:

Я сижу в колл-центре, так сказать, на трубке (Прям на ней)

То есть, так сказать, пержу вам в телефон

И смотрю — мой хуй кудрявый, как Укупник (Ну, вот так вот та)

Значит, мадам, спою я в ваш магнитофон (Подставляй)

Это секс-услуги, тебе не показалось

Я забиваю трехочковый, как Роберто Карлос

Бесконтактно, не переживай за ВИЧ

По-собачьи, как Хаски, и богато, как РИЧ

Или по-долбоебски, как Захар Прилепин

Как презерватив, тоже в камуфляж одетый

Я тоже мешу грязь, но мне за это хоть платят

Я посмотрю за Русский мир, как ты наденешь платье

Лукашенко на проводе? Нахуй Лукашенко! (Сука!)

Три огромных страпона в его огромный анус (Четыре!)

Денег за это не возьму, я не мошенник

Совсем немного мне ещё выебать в рот осталось (Готово)

Звонит нифметка, но я не педофил

Я не ебу тиктокеров, я не зоофил

Я не люблю ваш модный рэп, я не копрофил

Люблю ебать твою маму, ведь я некрофил!

Я держу всегда в своем очке флёу

Папа Слава Марлоу, Моргенштерн — бро

Я тут Антихайп, как магазин Кропп

Вторичный мудак, как весь русский хип-хоп

Если Хан Замай, как круто подметили в комментах, постоянно читает «с нами/со мной...» и дальше любое имя, от самых близких знакомых до крайне абсурдных имен, то Славян очень любит помещать себя в контекст «молодой...» кто-либо. «Молодой Валера Карпин», «Молодой Герцен», теперь «Молодой Грудинин». Песенки под такими личинами у Славяна всегда выходили бодрыми и смешными, но тут внезапно прибегает зомай (какой же хороший был мем) и выдает еще один шикарный куплет от лица Молодого Зюганова, а потом и от лица легендарного Грюндига.

Уже из текста понятно, что выбор лучшего МС в этот раз не доставил мне никакого труда — однокалиточная победа Замая с большим отрывом! Славян оставался где-то на вторых ролях, пока Хан Андрей Андреевич наваливал жесточайшего рапа.

Бриллианты этой десятки: Молитва, Гравити Фолз, Колл-Центр, Молодой Грудинин.

День 6. Хит-парад душевности

За окном дождик, а по наушникам (очень под стать настроению) разливается теплый возглас откровенности от Славы и Замая. В шестой десятке почти все треки заточены под лирику, причем в разных ее ипостасях. За пол альбома я услышал кучу вариаций на тему чего-то личного и серьезного, но под разными личинами: грустное смешивается с чем-то смешным, смешное отдает улыбкой сквозь слезки, откровенность прячется за иронией, ирония сама собой выдает болезненные нотки.

На «Деньги» и «Сквош» Слава и Замай рефлексируют на тему своей инаковости через бабки, как способ приблизиться к «элите» и конъюнктурный реп, как способ находиться в мейнстриме и, соответственно, зарабатывать бабки. Получается такая двухтрековая сансара, выход из которой для Антихайпа понятен давно — супротив. И на «Сквош» они противопоставляют смысловое поле, которым, по их мнению, и должны заниматься отечественные артисты, калькированному с запада «саунд-репу».

Так что, блядь, забирай свой дрилл и пиздуй с ним в Париж
А мы наполняем смыслом рэп, как бутылку гашиш

И это смысловое поле, в общем-то, надо бы демонстрировать, что и делают мужички на «Котлован», пропуская свою идейную войну через одноименную повесть Платонова:

Мы строили рай, а построили БАМ
Брошенный где-то в лесу
Бесполезный жертвенник соцреализма
Этот образ подходит обосраный жизни

Тречок невольно заставляющий погрустить, особенно когда Слава начинает свой куплет с того, что пора бы уже закругляться с этим репом и переставать рыть бесполезный, нескончаемо глубокий, не приносящий никакого счастья котлован.

Для Бабана здесь есть отдельный подарок — трек «Сиротская отрыжка», в котором Слава умело мимикрирует под сразу узнаваемый по ритмике, интонациям, рифмовке стилек Боба. Славчик щедро заваливает отсылками на треки Бабангиды, почти цитируя место из трека «Тень», но продолжая его еще дальше.

Представь, весь мир вокруг — тёмная комната
Ты чёрная кошка, в ней в углу свернувшаяся клубком

У Бабана всего лишь метафора, пронзающая весь трек, а у Славы ее пессимистичное продолжение, которое в очередной раз указывает на то, что он заканчивает свою громогласную реп-карьеру:

Этот мир — кисти слепого художника, весь он как тёмная комната, а в углу мёртвая кошечка

В этой десятке очень много места уделено рефлексии по поводу творческого пути, который прошли Слава и Замай: идеи и манифесты, место в «табеле о рангах», осмысление себя в этом эфемерном культурном пространстве, общее мироощущение играющих в реп дядек за 30. Всей этой интроспективной бригаде не хватает только одного — болезненной композиции о любви. И полноту картины раскрывает «Бессонница», в которой Слава снова возвращается к пережевыванию своей травмы от расставания.

Собран абсолютно весь букет! Рефлексия на любой вкус. Но Антихайп не был бы Антихайпом, если бы в этом параде самобичевания не сверкал незамысловатый, праздный и полноценно веселый «TikTok Москвички», который я очень жажду как-нибудь услышать непосредственно в Тиктоке. И от этого трека не приходит ощущение, что такой вот «Пир во время чумы» тут совсем не к месту. Наоборот, в этом весь цимес Антихайпа: смеяться и плакать, плакать и смеяться. И все это в одном причудливом хороводе.

Ахуительно-грустная десяточка, которая со мной срезонировала как нельзя лучше. И как вот в таких атмосферных и погружающих треках, спрашивается, выбирать лучшего МС? Здесь соревнование отходит на второй план и совсем не об этом думается при прослушивании. Но я уже начал — сам виноват. А раз начал, то сегодня Слава, чувствуется мне, перевесил и отсылками к Бабану, и многочисленными заявлениями об уходе, от которых немножечко понуро, и припевом на «TikTok Москвички», и грайм-куплетом на «Сделай мне Grime».

Бриллианты: Сиротская отрыжка, Котлован, Сквош.

День 7. «Короче, я прихожу на танцы (Опа), а там уже танцуют: Моргенштерн, Хаски, Олег Майами, и я такой смотрю и говорю: «Пацаны, а че вы танцуете как пидоры?»

Этот день встретил меня двумя крутыми битами на «Берег» и «Мегаломаны». На «Берег» приятно было услышать шершавую олдскульную ударку, под аккомпанемент которой Слава и Замай становятся «наблюдателями» этой Вселенной, больше не участвуя в копошении, не играя роли, а лишь созерцая процесс. Слава здесь выбрал очень прикольный тембр, за счет которого создается стойкое ощущение полной безучастности, отрешенности от повествования. «Мегаломаны» напомнили старенький трек «Икар» от Славы: подача и тематика очень схожи. Но тут уже во второй раз за дневник внезапно прибегает зомай и говорит, что битос-то на треке полное говно. А если сам Хан Замай такое сказал — значит на бите будет свитч (и бит реально стал куда круче, а Замай порядочно нахрипел рапа).

Главный алмаз десятки — «Русский фонк» — выполняет сразу такой огромный объем работы, что аж страшно становится от рассыпанных по треку отсылок. Во-первых, как только слышишь битос, в голову снова приходит подъебка Хаски, который недавно заявлял, что пишет «Русский альбом» и хочет найти аутентичность и «русскость» в звуке. Возможно, этот трек — ответка на такой амбициозный план Димы. Во-вторых, стилизация под Сорокинский «День опричника» вышла очень цветастой и смешной. Все эти:

Со мной Сварог, Стрибог и Баня-бог, добавь парку
Крутить сальтуху над костром — православный паркур

Е-е-е, полна чарка спидов, бро, и Луначарский на марках
SpaceGhostPurrp и Высоцкий, и не чокаясь тосты
За пацанов, что на Хованском и Смоленке

Православный крестик и золотая цепка
Поднимем лям на стриминге, чтобы построить церковь

кажутся дико забавными и выпуклыми образами. В третьих, здесь опять прослеживается тезис «своего пути», а стилизация фонка под русский колорит выставляется скорее как аляповатый и неказистый угар, который никогда не сможет стать нашей идентичностью, а останется лишь калькой с забугорья (и тут снова звоночек в дверь Димы Кузнецова).

Тема «своего пути» находит продолжение на «Кенигсберг», где через «оторванный ломоть» — город Калининград, мужички из Антихайпа вновь противопоставляют свои смыслы мейнстримному репчику («В бокале кодеин и квас, Европа — не Россия»). И как же тут без короля «Калика» — товарища Бабангиды? Славик уделил ему пару строчек, а я подумал о том, что даже географически Боб уродился крайне удачно. Калининград, как метафора отщепенства, лучше всего демонстрирует творчество Бабана, который вообще был один против всего мира, при этом всячески воспевая свой клочок земли.

И на заключительном «Клюв» эта идея тоже прослеживается:

Пусть педики пищат: «Хуйня смысловая нагрузка» (Чё?)
Слава и Замай на один бит — это всегда искусство
Флоу, как поток, и наш хип-хоп — это верное русло
Мочусь с Эльбруса в вашу русскую мамбл-хуйню
Если кудахчешь как петух, то не суй сюда клюв

Есть еще парочка слезливых треков про ненависть к любви или неумении любить, где Слава снова льет солененькую воду прямо себе на тетрадку во время написания текстов, но они, честно сказать, поднадоели и больше не вызывают интереса. Меня больше цепляют идеологемы, которые раскрывают Слава и Замай и рефлексия по поводу индустрии, своего места в ней (или вне ее). Такие композиции пока не наскучивают, тем паче, что я услышал уже с десяток разных способов раскрытия этих идей: угарных, всратых, серьезных, пародийных, ироничных.

Ну и по традиции — выбираем лучшего МС всея десятки. Сегодня уже второй день, когда я больше слежу за посылом, нежели за чем-то другим. Врезается в память именно проблематика треков, а не их облицовка. Самые любопытные, острые и содержательные строчки я услышал от Славы, хотя некоторые припевы Замая меня очень порадовали, скрасив нагромождения посылов. Особенно на треке «Дансинг», про который я не обмолвился, но он очень хорош из-за бита и хука. Сегодня победил Славян, но Замай (как всегда) был великолепен.

Бриллианты: Берег, Мегаломаны, Русский фонк, Дансинг, Кенигсберг.

День 8. «Никому это не нужно ну или мало кому!»

К восьмидесятому треку альбом начал потихонечку иссыхать, но только сейчас я понял это с такой отчетливостью. Уже как два дня реагирую исключительно на смыслы (причем ограниченные определенной тематикой) или какие-то точечные музыкальные решения. Угары подзаветрились, новых идей, образов или стилей особенно нет, а тот энтузиазм, с которым слушались первые 20-40 треков, заметно поутих.

Зато в плане лирики, в плане откровенности и души нараспашку заметно прибавилось. Здесь и подведение итогов карьеры, и философемы, и история разбитого сердца под микроскопом, и путешествие по биографиям, и рефлексия по поводу индустрии. Как будто слушателя поэтапно подводят к какому-то печальному финалу, в котором разольются уже реки крови и слез, а на улыбку не останется сил. Это мы скоро узнаем, осталось совсем чуть-чуть, а покамест — к трекам!

Восьмая десяточка началась с аляповатого кавера на Скриптонита на треке «Номера». Славян интонирует на казахский манер под минималистичный бит с западающим в голову семплом. Такая банальная баллада с запоминающимся припевом и отсылками на излюбленные Скрипом 718 (телефонный код Павлодара) от Замая. Есть вот такие песни у мужичков из Антихайпа, в которых вроде бы ничего «сверх» не происходит, но слушать их донельзя приятно.

А вот «Звук» цепляет по очевидным причинам: олдскульный биточек, атмосферный вокальный сэмпл и лирический тексток на свободную тему. И вот здесь, в отличие от трека «Айван», до которого я доебался ранее, сэмпл звучит всю песню, что явно добавляет эмоциональности и душевности.

Три хорошие песни в ряд — редкость для этого альбома, но «Гобзавр» не оставляет шансов и сразу западает в душу. Забавная аналогия с инфантильностью Гобзавра хорошо вклинивается в тематику тречка: Слава и Замай здесь бросаются чисто литературным неймдропингом, дабы сказать, что самые прекрасные книжки так и не научили их жить и любить. Ну и Хан Замай здесь проводит прямо лезвием по сердцу, очерчивая последними словами куплета итог своей длительной реп-карьеры:

На что потратил годы? На бесполезный рэп
Да он охуительный, но я устал давить на рэк
Предпоследние проекты, пора подвести черту
Никому это не нужно ну или мало кому!

Ну и как здесь без песни с говорящим названием «Антихайп Underground»? Опять же, ностальгия, ностальгия, ностальгия. Ее, на самом деле, стало довольно много в последние несколько дней. А с другой стороны, что еще остается, когда чувствуешь, что пора уходить? Остается только вспоминать светлые моменты и радоваться прошедшему. И Славян вспоминает времена рассвета The Chemodan, отсылаясь сразу на несколько песен группы в припеве:

Это лирическая тема, запомни, Тёма
Включаю старый Чемодан, когда станет хуево
Брызги на стене, но не дождя
И мы вышли из моды так и не войдя

Единственный трек, который выводит из состояния сомнамбулы — «Классик». Здесь разъебный биток совмещен с напором от Хана Замая, который задает настроение, а Слава следом подхватывает. В этом треке чувствуется проблеск энергетики начала альбома.

Сегодня Замай очевидно перевесил. Он не уступал Славе по душевности, а в местах, где нужно было поднажать и сделать угара, сильно опережал Славяна. Наверное, у Андрея к концу альбома осталось побольше силенок, а Слава слишком много стамины потерял в боях с разбитым сердечком и самим собой. А еще у Замая тут невъебический пародийный кусок на (как вы могли догадаться) Хаски («Все что мне нужно») и мой любимый панчлайн про Салуки:

Пиздун я умелый, зови “Книжный чел”
Интернет-малолетка, садись на мой член
Я и мастер балета и сантехник-поэт
Битмейкер и эмси, да, я Властелин Калек

Бриллианты: Номера, Звук, Антихайп Underground, Классик.

День 9. Душевность, обреченная на душность

От девятой десятки запредельно разит духотой, которую просто надоело пережевывать. И вроде бы я не устал все это слушать, просто нагромождение рефлексии стало невыносимым. И мужички из Антихайпа, кажется, делают это вполне сознательно, убивая интерес даже самого пытливого слушателя к концу пластинки. Буду считывать это как метафору к завершению их творческой карьеры, к концу которой они уже сами поняли, что им больше нечего сказать.

Прямо подряд идут треки, что в разной форме говорят об одном и том же. Проще сказать, ковыряют ранку. И когда такие треки попадались точечно, то было очень душевно и трепетно слушать их, но когда остались только они — никого интереса нет. Какой-то парад рефлексии под биты, которые уже не блещут ничем новым и интересным, а тезисы все повторяются и повторяются. Наверное, альбом на 101 трек обречен на самоповторы, но услышать такое количество хтони на квадратный метр я никак не ожидал. Все последние 20 песен можно смело собрать в одну суперпесню — это единый поток интроспекции, который будет течь до конца веков.

Даже на вступительном «Зашутился», который радует автотюном (наконец-то Замай под автотюном) и мажорным биточком, проскальзывают нотки разочарования и самокопания через самоповторы. Все песни начинаются по-разному, но все равно скатываются в этот парад скорби по былым временам, утраченную веру по настоящему и затуманенное будущее. Хотя Слава и говорит на «Зашутился»:

«Жизнь трагична и скучна
Но без хорошей шутки, она нахуй не нужна»

но этой хорошей шутки давно не найти, и лишь проблесками она возникает в отдельных строчках. Грустновато, скучновато, пресновато, но видать именно в такой плоскости парни и хотят закончить альбом.

И даже на «Детка», где раздается залп из бочек в самом начале и настраивает на что-то разрывное и бодрое, в итоге нет ничего, кроме сотню раз проговоренных строчек. Апогеем этого парада душнильства и стал трек «Душный», где Слава мирится со всеми русскими реперами, просит прощения за диссы, обнимает и целует. И даже на Диму Хаски он больше не хочет залупаться. Хорошая точка.

Победил здесь Хан Замай, потому что его душка была более удобоварима и свежа, чем душка Славяна, который вообще не воспроизводит ничего нового, а местами звучит даже не вторично, а десятерично. А трек я выделю лишь один — «Душный». Тут парни сами подтверждают все мои слова выше.

День 10. Прощай, Антихайп…

Заключительной десяткой мужички ставят жирную точку, выходя из ступора последних двадцати хтонических треков на позитивной и высокой ноте.

На позитивной, потому что наконец-то появляются такие треки, как «Замок Антихайпа, в котором Хан Замай широким мазком описывает интерьер своих огромных владений («Окна из пива, двери из кала»), вспоминает СловоСПБ и всех своих братишек: Тарзана, Жору Лучника, Александра Пистолетова, Дениса Косякова и иже с ними; и «Вебкам», на котором Славян мечтает о карьере на Bongacams после хайпа.

На высокой, потому что трек «Виагра» — столько же болезненный и плаксивый, как и десятки других на этом альбоме — удивляет своей искренностью и прямотой. За 101 трек я наслушался пиздостраданий, они успели наскучить, но именно здесь удалось, как говорит сам Слава: «На вид хуевый текст — ни рифмы, ни метафор», выплеснуть из себя с такой искринкой и живостью, что невольно проникаешься. Наверное, это самый прямолинейный и исчерпывающий трек от Славы по поводу разбитого сердца. Да и Замай здесь в очередной раз умело вклинивается своим куплетом, не понижая градус внутренней трагедии товарища.

Но вся драматургия конечно же не в этих треках, а в ностальгическом, теплом и заставляющем пустить слезинку (а то и разрыдаться) «Прощай Антихайп». Трек-прощание, трек-мозаика из всех главных событий, которые произошли за последние 5 лет. Очень удачный бит, который добавляет еще больше помпезности этому «письму на прощание», и невероятно яркий, пробивной на эмоции и улыбку сквозь слезы парт Славяна, который я не могу не привести тут полностью:

Утро хмурое, как зимний Петербург

Моя синекура — снова разъебать толпу

Строить дуру из себя не буду, я гоню

Часто депрессивней, чем музончик от Balut

Отболит говорят, когда год пройдёт

Вспоминаю первый концик наш в клубе Mod

Это пьяный Берсерк, это Альфа-бар

Это Соня на бите, это грайм-угар

Дискотека в толпе, тот адский расход

В коммуналке у Светло, ежемесячный рок

Это Миша Джигли снова по пьяни кутит

Это ёбаный Hype Train, это локомотив

Хип-хоп угар, а Киркоров и Галкин

И этот дурачок, что с Бектон и Баркинг

Сделал нас богатыми, братишка — respect

Мы всё ожидаем по делу "Сети" проект

и кажется уже сидишь и рыдаешь, вспоминая все эти моменты вместе со Славой, но тут звучит предприпев:

Эта страстная любовь, вино и башка

Это парные тату, моя Куромушка

Этой ночью без тебя моя жизнь на кону

Это снова научиться, как жить одному (Как?)

Это battle, label'ы, концики и фестивали

Это мы с Замаем — стороны одной медали (Мы?)

Это пять долгих лет, это всё проебать

Ни о чём не жалеть

и ты понимаешь, что в один трек уместилось почти 10 лет жизни человека, со всеми радостями и горестями. И это конечно очень сильная песня; песня, которая говорит куда больше, чем любая другая на этом альбоме. «Прощай Антихайп» говорит нам всем жирное «пока». И это «пока» вышло настолько сентиментальным, атмосферным и теплым, что слушая его, понимаешь: все это было не зря, и все это было максимально ахуенно. От первых батлов и треков Бутера, через 5-0 и альбом «Солнце Мертвых» и до шоу по СТС, интервью у Дудя и альбома на 101 трек.

А жирнющую точку никто лучше, чем сам Слава не поставит, поэтому:

Прощай, Антихайп мой

Я помню цифры 5:0

Я был Бутером, Соней, Лапой, Дядькой

Но время на покой отправлять их, не скучайте

День 00. «Это аутро, это аутроКто слушает сразу его, того ебали в ротЭто аутро, это аутроА кто послушал полностью, того не ебали в рот!»

Так говорит Замай на 101 треке альбома «ANTIHYPETRAIN». Я послушал полностью, я прошел этот долгий и тернистый путь и спасибо Замаю, что не будет делать мне больно.

И вот знаете это чувство, когда смотришь сериал и на последней серии вдруг понимаешь, что закончилось нечто большое, важное, личное. Эмоциональное переживание красочного финала сменяется небольшим разочарованием от конечности действа. «ANTIHYPETRAIN» — совсем не про это чувство, но пережитый опыт от этого не стал менее приятным. Это было прекрасное погружение в отрешенный от всего конъюнктурного мир двух артистов, которых я безумно люблю. До этого челленджа я не так много времени уделял их творчеству, слушая иногда разве что Бутера или группу ежемесяные. Теперь я полноценно прочувствовал, что такое Антихайп (на долгие месяцы, а то и годы вперед).

Какой можно сделать совокупный срез по альбому? Он продолжает давно начерченную колею «антивсе», но с вишенкой на торте в виде драматургии, которая заметно перевешивает это «анти». На прошлых альбомах было все: репрезенты, угары, танцули, сюр, философская/религиозная лирика, рефлексия, олдскул, баллады про любовь, но теперь, сверх этого, добавилось самое главное — стойкое ощущение конца, которое чувствует к концу альбом слушатель, и которое чувствовали Замай и Слава. Это хороший альбом, точнее это неплохой альбом, с большим количеством хороших песен. Я вдоволь насмеялся, наплакался, поразмышлял и поплясал.

Я долго думал, как преподнести итог в виде музыки, чтобы стало понятно, каков он, этот всеобъемлющий «ANTIHYPETRAIN»... и нашел идеальный вариант — включайте вторую десятку! В треках с 10 по 20 содержится как бы конспект альбома, его сжатая версия, но охватывающая почти все стороны релиза. Здесь есть абсолютно все: камбэк Сони Мармеладовой на «Grime Vietnam», душевные и разъебные репрезенты — «Калимба» и «Сель», лирическая, но до абсурда веселая «Ангел Утешения» с автотюном, фонковый «Мы работаем на Кремль», оверсмешной «Дикпик», медленный, дымный, тяжеловесный и очень атмосферный «Нахапало» с хуком от масло черного тмина антихайповского разлива, и два моих любимых трека с релиза подряд — «Legends of Cringe» и «Дискотека Овсянкин» (просто послушайте, все понятно станет). + совет от человека, защитившего диссертацию по альбому «ANTIHYPETRAIN»: захватите в эту десятку трек «Молодой Герцен» (один из моих любимых треков релиза). Он как раз очень удобно расположился на 9 позиции. Эти 11 треков расскажут вам абсолютно все об «ANTIHYPETRAIN».

Спасибо всем, кто читал, спасибо за такой крутой фидбэк! Отдельный респект тем, у кого еще и хватало терпения слушать треки. Возвращаюсь в штатный режим работы и наверстываю упущенное за две недели: релизов, которые меня зацепили, выходило немало, так что ждите серию материалов по новинкам после небольшой паузы (надо немного отдохнуть после этого марафона).

Пока слушал релиз, выделял из каждой десятки те треки, что запомнились больше других и собрал из них свою версию «ANTIHYPETRAIN». Делюсь альтернативным плейлистом альбома для тех, кто хочет послушать немногим больше, чем 11 треков.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

5555
18 комментариев

Рад, что кто то не боится писать про подобную музыку. Тут многие не поймут, зачем музыка Славы, Замая и подобных вообще существует, но порой так хочется на родном послушать замечательный текст, который действительно вызывает эмоции, а не как 99% современной музыки, где упор только на звучание, где нет души, нет рассказа от артиста.
Из 101 треков, признаюсь, понравилась даже не большая часть, но Славик и Андрей умеют разьебать по полной своей гениальностью по части лирики. Настоящие мастера.
От некоторых треков ваще можно впасть в депрессию на недельку.
P.S. Где вы еще найдёте столько личных песен, как в их дискографиях?

29
Ответить

я с тобой мужик!

6
Ответить

Насколько 21 век уё**щный, что бы кому-то было не по**й кто кого слушает? У меня из Антихайптрейна трек стоит на звонке, что бы массы и плебеи приобщались к настоящему искусству, не выхолощенному, пластиковому, мейнстримному, а живому, актуальному, личному и не поддельному. Был в своём городе на концерте Славы и Замая из осеннего тура. Эмоций на два мешка и полтора кармана.

2
Ответить

Антихайп

8
Ответить

Альбом многогранный и по лирике, и по музыкальной части. Ну и графоманским его назвать язык у меня не повернётся.
Текст хорош, респект!

4
Ответить

спасибо!!

Ответить

Спасибо за статью, Антихайптрейн невероятный альбом, настоящее искусство. Самый разъёбный трек - "Колл-центр", самый душевный - "Титаник". Фишка 101 трекового альбома в том, что например обычный альбом где условно 10 песен, ты слушаешь, выделяешь 3 композиции которые тебе нравятся, гоняешь на репите их, потом возращаещься к альбому и в переслушивании находишь новые яркие моменты которые цепляют, а в первый раз тебя эти песни не понравились. Соответсвенно, с альбомом ты месяц, пару месяцев максимум. Тут же можно слушать год, и находить, находить, новые вкусные куски. Вся ебала с миллионом треков, релизов (особенно Ежемесячных), нужна только чтобы потом создать Антихайптрейн. Нужно понимать это.
Чтобы понять свой язык нужно изучить чужой, именно на сравнении понимаешь, что например альбом Obladaet Players Club, и другие релизы - дизайн, и не более того. Конфета где яркая обертка без наполнения, содержание зачастую гнилое. "Обла машина как будто трансформеры" "Несмотря на свое состояние я успел заработать состояние" "Папочка, рифмую бля в тапочках". Зайди в комментарии трека Def joint 2, и там реально люди восхищаются в каждой строчке "панчами", хочется сказать ребята, что с лицом, рот то почему в шоколаде после прослушивания.

P.S. Андрей Андреевич
https://t.me/zamay86/1731

3
Ответить