Тезисно о новом альбоме J.I.D

Идея текста по пунктам пришла ко мне сразу после первого прослушивания, потому что сам альбом навязал такое видение: было стойкое ощущение, будто «The Forever Story» — это набор разношерстных треков, между которыми нет точек соприкосновения; мне даже не удалось послушать альбом от и до за один раз (а ведь я недавно послушал полностью новый релиз OFFMi…)

Позже, когда я пошел на 3-4-5 заход, это ощущение прошло. Я уловил структуру и спокойно слушал «The Forever Story» целиком, наслаждаясь почти что каждой песней, не уставая от длительности, перегруженности и самых различных экспериментов.

Однако текст не получался, хотя альбом однозначно меня порадовал. Такое просто бывает — мысли и эмоции не складываются в слова, ничего не склеивается между собой. Поэтому я решил взяться за первоначальную идею и сделать материал единственно возможным способом. Сорямба, если хотелось полноценный лонгрид (мне тоже хотелось, но как-то не вышло). Альбом точно стоит того, чтобы написать о нем хотя бы так, поэтому погнали уже к циферке 1

Тезисно о новом альбоме J.I.D

1. J.I.D — лучший «rap to rap» артист момента

Главный козырь жида знают все; было супер ожидаемо услышать пачку техничных бэнгеров, в которых есть только дорожка голоса, нагромождение рифмоконструкций и пространный инструментал, под который можно наваливать. Феномен таких треков в акценте, по сути, на одном приеме. И тут нужно быть уберскилловым, чтобы удержать внимание слушателя. У артиста нет варианта цеплять музыкой, развлекать изощрениями с обработкой вокала — только микрофон и слова.

J.I.D справляется с этим на каком-то космическом уровне, превосходя все ожидания и возможности такого стиля. Я осознал это, когда слушал альбом уже на 3-4 раз. Встречаясь с альбомом впервые, мне все интересно, все ново, все может удивить, а вот когда я уже понимаю, что за трек будет играть следом и что на нем будет, и проявляется настоящий уровень. Этот потоковый речитатив можно слушать бесконечно — настолько он грувовый, техничный, интересный и самодостаточный. Даже когда нет никаких дополнительных примочек, нет припевов, нет развития в музыке, нет переходов, трек удивительным образом остается пиздатым, потому что на нем есть виртуозное умение жида писать витиеватые куплеты и управлять своим голосом.

Важной особенностью является то, насколько J.I.D помешан на рифмах. Он юзает аллитерации в каждом втором треке, постоянно ищет новые созвучия, новые ритмические рисунки и впихивает в столько рифм, сколько вообще может уместиться.

Opulence, decadence, black excellence and lots of it
I could cop the newest Bimmer, Bentley or Balenciaga's
I could pay for this lil' nigga scholarship
I ain't caught up in rap nigga politics
Play with me and you playin' yourself
Playin' with death, say him a prayer

2. Переход от техничного рэпа к мелодичности

При первом прослушивании (где-то после 5-6 треков), я задумался, а в какой момент мне это надоест? в какой момент J.I.D покажет мне еще что-то, кроме зубодробительной читки под разные биточки? И как только эта мысль попала мне в голову, как только я уже полностью насытился этим стильком, приходит «Kody Blu 31» — и вместе с ним — вторая часть альбома, вторая его сторона.

По-моему, J.I.D выдержал идеальный тайминг: дал ровно столько фирменного хип-хопа, сколько было нужно — и тут же переключил рубильник, ушел в открытое плавание, позволил своим текстам, своему стилю и голосу стать мягким, податливым, бархатистым, эмпатичным и вкрадчивым. После «Kody Blu 31» началась совершенно другая история — и даже здесь Дастин нашел чем удивить и порадовать.

«Вторая часть» релиза получилась неожиданно музыкальной, разножанровой и очень свободной. J.I.D смог сначала убедить слушателя в том, что сейчас круче него рэп не читает никто, а потом убедить еще и в том, что его инструментарий куда шире. В какой-то момент я понял, что лиричные композиции ничем не уступают техничным.

Это важный момент: после «The Forever Story» невозможно считать J.I.D амбассадором исключительно техничного рэпа. Пожалуй, даже для невовлеченного слушателя, у которого есть такая «готовая» ассоциация, после прослушивания этой пластинки однозначно изменится восприятие. Это уже громадный шаг вперед и значимый, прорывной момент, который подарил нам «The Forever Story».

3. Ассоциация с Кендриком

Довольно банальный и очевидный тейк, который, тем не менее, невозможно взять и пропустить. Тем более, как мне кажется, связь тут куда глубже и интереснее, чем флешбеки от припева на «Can’t Punk Me» или общая тяга к техничному, интроспективному, «сознательному» хип-хопу.

Оба начинают свои пластинки одинаково: Ламар разгоняется, выдает со старта весь жир, а потом уходит в лирику — J.I.D показывает все козыри, чтобы следом перевоплотиться и показать новую сторону себя — более глубокую и личную. Оба играются с жанрами, но главное, ставят музыку чуть ниже слов. Даже в тех моментах, когда эта музыка прекрасна, слова все равно побеждают, для них отведено самое важное место. Все сходится на «Sistanem», который (не знаю, сознательно или нет) салютует ламаровскому «Mother I Sober»: шесть статичных с точки зрения музыки минут, бесконечные куплеты, желание просто «поговорить» без спецэффектов и надрыва, заунывные припевы от Beth Gibbons в одном случае и James Blake в другом.

Кендрик — король хип-хопа в смысле умения работать с текстом; J.I.D сейчас как будто перенимает у него эстафету, делая это ничем не хуже, а иногда и лучше. И самое потрясающее и удивительное заключается в том, что главный «психологический» аспект, который всех так поразил на «Mr. Morale & The Big Steppers» — рефлексия, открытость, спокойствие, глубина — на «The Forever Story» тоже ничем не уступает: «Sistanem» звучит столь же захватывающее, столь же проникновенно, что и «Mother I Sober».

4. Бит-свитчи как главная фишка

Ох, сколько же их было и какие они прекрасные. Чего стоит только переход на «Surround Sound»! основа остается той же, но замедляется и начинает звучать по-новому. Или трехчастный «Raydar»... три разных бита, все идеально перетекают друг в друга и на каждом J.I.D разъебывает.

Этот прием стал основой альбома: изменчивость инструменталов, их постоянное движение, заменяемость, поиск нового, желание постоянно удивить, разнообразить, поэкспериментировать отражает внутреннее движение J.I.D, его тягу к откровению, к новизне, к перевоплощению.

Только вот совсем не понимаю я переход на «Stars»... такая ведь песня могла получиться! такое у нее завораживающее, глубокое вступление, такая атмосфера! И только я полностью погрузился, проникся этим космическим, клаудовым вайбом, она обрывается и переходит в бум-бэп. В целом, J.I.D успел по сути выдать полноценный трек и только потом сделал переход, но вышло странно, слишком контрастно и как-то неказисто, что ли.

5. Жанровое многообразие

J.I.D на «The Forever Story» не стесняется брать вообще любые биты и делать с ними что угодно. Этот альбом легко свести к одному знаменателю — в корне своем он пропитан хип-хопом, но в совершенно разных (подчас в очень смелых и неожиданно-приятных) его проявлениях. Трэп, олдскул, альтернативный хип-хоп, r&b, соул, фанк, клауд — в общем все, под что так или иначе можно органично читать рэп, здесь эксплуатируется.

В этом смысле хочется выделить «Money» — мультиинструментальный трек, записанный с живыми барабанами, басом, саксофоном, клавишными и трубой. Он совсем не хип-хоповый, но звучит нативно, свежо, изобретательно и хитово.

6. Легкость и глубина альбома

Две эти вещи удивительным образом сосуществуют на «The Forever Story». Альбом длительностью около часа слушается быстро, захватывающе, ярко и вместе с тем заставляет погружаться, проникаться и утопать сначала речитативном безумии и энергетике, потом в мелодичности и лирике, а следом и в свежести, бойкости танцевального и трэпового звучания.

7. Идеальные (почти) гости

Почти, потому что хотелось куплетик от J. Cole или припевчик от 6LACK, или больше залетов EARTHGANG. Но если рассматривать гостей в целом, то, во-первых, их много, но это не позволило J.I.D «потеряться» ни на одном треке, а во-вторых, их наличие создало целостность.

Там, где жида теоретически могло бы быть слишком много, он умно делегировал: отдал припевы, бриджи, куплеты, постоянно разбавлял свое многословие, не оставляя даже шанса, даже намека на перенасыщение, однообразность. Все гостевые куплеты, иногда даже совершенно незаметные и короткие, склеивали, обрамляли «The Forever Story».

Отдельно о лучших композициях

Несмотря на то, что я вижу пластинку «целиковой» и рекомендую слушать ее именно так, не хочется упускать из виду хайлайты:

Два самых-самых великолепных трека, которые я могу слушать бесконечно даже в отрыве от альбома — «Stars» и «Lauder Too». Вообще, если артист заканчивает таким треком, как «Lauder Too», значит его альбом уже удался.«Sistanem» и «Kody Blu 3» — та новая ипостась J.I.D, про которую я говорил, именно на этих треках раскрытая самым радикальным и удачным образом.

«Surround Sound», «Dance Now», «Can’t Punk Me» — простые, лобовые «боевички», раскачивающие на инстинктах и хорошо разбавляющие альбом своей прямолинейной энергетикой.

«Crack Sandwich» — 5 минут плотнейшего сторителлинга; только биток, текст, харизма и история. Можно слушать бесконечно, будто тебя загипнотизировали этим флоу и инструменталом.

+ «Money», про который уже написал: сверхальтернативный, такой, знаете, «непривычный» трек, который даже не ассоциируется с самим J.I.D, а становится просто сочной, цветастой композицией.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

66
4 комментария

Спасибо за текст! очень круто расписал :3

Ответить

ответная благодарочка!

Ответить