мои любимые отечественные пластинки 2022

Это топ… очень малое количество самых интересных отечественных альбомов, что мне удалось послушать в этом году.

Не знаю, почему так. Сам только при составлении понял, что 2022 не подарил мне россыпь прекрасной русскоязычной музыки. Для сравнения: в прошлом году было 15 альбомов в списке, а сейчас — 8. Я, наверное, мог бы с натяжкой затащить сюда еще пару-тройку альбомов в угоду формату, но не хочу таким заниматься.

Как обычно: никаких мест не будет, а критерий всего один: только пластинки, которые «перешагивают» 2022, а не остаются в нем, не остаются просто хорошими альбомами конкретного периода времени. Зачем нам хорошие альбомы этого года, если в следующем мы их не включим, правильно?

все ранее написанные статьи про эти альбомы вшиваю в заголовки

Поконим!

Давеча только об этом альбоме рассказывал. Сложно что-то добавить, кроме, наверное, того, что — пришло мне это в голову уже после написания текста, — «Cyou» — это та музыка, что может называться «русской».

мои любимые отечественные пластинки 2022

Если для кого-то этот момент идентичности важен, и он хочет послушать «фолк» (фолк, в котором самого фолка нет), «Cyou» — это настоящий подарок. Причем «русскость» эта — она не всеобъемлющая, не фольклорная, а конкретно советская, вот-вот только существовавшая в окружающем мире, но уже упущенная, достаточно удаленная, дабы по ней можно было ностальгировать, дабы ее можно было вычленять и чувствовать в полную силу.

Возможно, ностальгия эта — она даже призрачная, но слишком безотказно работающая. Этакая песня из прошлого, которую помнишь смутно, но она есть, она отзывается, правда с некоторой затертостью и тяжестью. Силишься вспомнить, а не можешь, но чувствуешь безошибочно.

Этот альбом я слушал раз 5 подряд, потом, на следующий день, еще раза 3, а после — включал почти каждый день: либо полностью, либо отдельные, самые близкие сердцу песенки (хотя за время репита уже все стали близкими). «Cyou» буквально приказал мне: возвращайся к нашей дискографии и переслушивай все! и перечитывай интервью! и влюбляйся в нашу музыку сызнова! И я влюбляюсь в музыку скромных Светы и Саши, которые и альбомы-то свои только недавно на стриминги начали выкладывать. Пускай прослушиваний у них все еще ничтожно мало, я надеюсь, что кого-то с этой прекрасной музыкой познакомил.

Здесь я предельно субъективен и фокусируюсь только на чувствах: для меня это музыка «бессознательного» в первую очередь (как любое бессознательное, объяснить это я не могу, лишь словом наречь), и формулировать про нее что-либо рациональное, точное и тонкое — не берусь, потому что будет фальш. Посему стараюсь хотя бы эмоции свои вербализировать (что тоже, знаете, не первой свежести блюдо):

Музыка вообще обычно будоражит, захватывает, удивляет, разочаровывает, трогает, потрясает, — она тормошит постоянно в разные стороны, — и это ее сила; но в пику этим очевидным паттернам, «Cyou» — да и вообще Тальник — берет смирением, кротостью, минимализмом, успокоением. Для меня это уникальный опыт: нет в этом списке ни одного альбома кроме, от которого исходила бы настолько своеобразная, да еще и почти никак толково не формулируемая энергетика.

За это и спасибо Тальнику.

Проблематика главенства продюсера над артистом, которая так волновала меня при написании текста про «Sfumato», сама собой утонула в танцевальных ритмах «Обещала» и «На глубине».

мои любимые отечественные пластинки 2022

Есть такой вот флёр, если позволите, или заноза такая: когда пишешь про музыку и пытаешься свои ощущения передать, неизменно лезешь в вопросы второстепенные и придаешь им слишком большое значение. На деле же, оторвавшись от этих измышлений о ролях, музыка сама за себя все говорит, — и «Sfumato» свое уверенное «да» произносит, — неважно, голосом Адиля или Татьяны.

Сам по себе альбом слушать целиком на постоянной основе я не могу (что понял, кстати, еще после первого прослушивания), но нарвать оттуда тречков или иногда возвращаться к прослушиванию — с передышками (лучше большими, чтобы вообще забыть все и вновь удивиться) — буду несомненно.

Хочется тут написать, что мало у нас такой музыки, но я на самом деле понятия не имею, потому что слежу очень косвенно за поп-сценой, за всякими инди/альтернативными проектами, поэтому скажу: мало у меня такой музыки в плейлисте; но радует, что я каждый год на что-то такое натыкаюсь (Devika Shawty, ooes, Сестры, TAYÖKA), что прямо огромное впечатление оставляет и заставляет шевелиться в эту сторону — смотреть, изучать, пробовать. Поскольку если даже эту четверку взять, можно уже говорить о том, что альтернативная поп-музыка у нас живее всех живых, а ведь это я еще имен — навскидку.. — 10-20 прощелкал точно.

СОЮЗ — «Force of the Wind»

Про этот альбом написать, к сожалению, не успел, хотя очень сильно хотел.

мои любимые отечественные пластинки 2022

Группа СОЮЗ — вы все знаете и без меня — горсточку популярности и внимания словила в момент, когда Tyler, The Creator откомментил их песню в инстаграме. Надеюсь, кому-то это показалось весомым аргументом для прослушивания их новой пластинки «Force of the Wind». Я же, в силу своей невероятной любви к исполнительнице Kate NV, включил этот альбом именно из-за ее участия.

Альбом очарователен своими заигрываниями с латинской музыкой, босановой и джазовым грувом в основе. Эклектика «Force of the Wind» выказывает себя на всех уровнях: разные языки, разные настроения, разные жанры. Но все это умело склеено и сведено к довольно академичному, понятному и поэтически-мечтательному джазу: то тягучему, почти статичному, то воздушному, парящему, неуловимому. Ну и, разумеется, нельзя здесь отделаться от мысли о ностальгии, что столь же отчетлива и сильна, как и на альбоме группы Тальник. «Force of the Wind» очень много берет из советского прошлого (сведение голоса, лирические тона, акценты, темы песен).

Я, если честно, заебался слушать джемовый джаз, который сейчас очень популярен: всякие 8-минутные импровизы на манер BADBADNOTGOOD, где происходит лютая заруба, но не хватает отдохновения, «песенности» и лаконичности. СОЮЗ хотя и не пытается, как, например, DOMi & JD Beck «упрощать» свою музыку до 2-3-минутных зарисовок, в которых все слишком быстро загорается и столь же стремительно тухнет, но все же создает «сформулированные», законченные композиции.

«Русская сказка о смерти»

мои любимые отечественные пластинки 2022

IC3PEAK так много занимаются политическими копошениями, что иногда просто забывают о том, что они делают очень хорошую музыку, как только избавляются от этих притязаний. Самый большой страх перед любым новым альбомом группы для меня в том, что включив его, я получу 10 остросоциальных композиций с одной и той же образностью, подтекстом и грувом. Мертвечина мертвечиной, плакатность плакатностью, но надо же иногда музыку делать.

И вот, сделали. Прекрасно же получилось: образы начали работать, клипы еще сильнее подкрепили всю эту эстетику, что и так сама собой материализовалась посредством музыки и лирики, а эксперименты с экстрим-вокалом (хотя и не всегда удачные) довели все это до предела.

Получилась очень складная история в духе романтизма со своими демонами, двоемирием и пафосом смерти вездесущей. «KISS OF DEATH» и растащить на песни позволяется, и слушать целиком — не в лом (закрывая ушки на некоторых Настиных уж совсем страшных и странных криках и завываниях). Фактурненько, в общем, вышло, да и про фиты не забывайте. В этом году, наверное, никто в нашей индустрии жирнее не сделал: Grimes, Oliver Sykes.

Первый и последний в этом списке классический хип-хоп альбом. Я мог бы наполнить топ еще парочкой альбомов Метокса, но решил, что это перебор, да вы и так знаете, что мне этот дядька слишком сильно нравится.

мои любимые отечественные пластинки 2022

Все еще думаю, что «Вечер трудного дня» — пока что самая удачная штука, которую когда-либо написал Метокс. Ее лаконичность — всепоглощающа: концентрация историй, изобретательных языковых приемов, отсылок, напора. Метокс вообще любитель пластинок с размахом, однако именно такая маленькая вещь, как «Вечер трудного дня», действует лучше всего, поскольку в ней вообще нет воды. Доходит до того, что я не просто не могу трек какой-то из пластинки выбросить, я строчку даже побоюсь отсюда удалить.

Вот эти 8 песен — и есть Метокс в пределе: сырые бум-бэп биты, повествовательность, в каком-то смысле довольно художественная, но все еще уличная, прямолинейная, напор, маскулинность, ебанутая, сносящая энергетика и слишком крутая харизма.

Рэп — шутка простая: либо веришь, либо нет. И вот здесь я верю всему, что слышу, поэтому и люблю.

Всегда с опаской отношусь к релизам от продюсеров, но Highself меня переубедил, записав очень разномастный релиз, где на первом месте именно его музыка, а не приглашенные артисты.

мои любимые отечественные пластинки 2022

Здесь и футуристичный хип-хоп, и инструментальные композиции, и танцевальные песенки — микс из всего, подкрепленный видением продюсера и обобщающей идеей, выраженной через звук. High Zimmer вбирает в себя авторские элементы и мейнстримную амбициозность, звучок для гиков и понятные, яркие песни-хайлайты.

Альбом моего кореша Кирюхи, который остался в сердечке и запомнился как что-то эмоциональное, искреннее и необычное.

мои любимые отечественные пластинки 2022

Только-только переслушал «mood» и пришел к выводу, что влюблен почти во все композиции с этого альбома, кроме вступительных. Они — что длинное и таинственное интро, которое со мной попросту не резонирует. Но дальше.. дальше начинается самое интересное: классические перегрузы, странные вокальные сэмплы, ломаные ритмы, в общем: всякие деконстрактед-приколы, которые мне вроде бы и не особо интересны (я, честно, просто не врубаюсь обычно), но которые здесь складываются в нечто цельное.

Биты начинают звучать как песни, смекаете? Для меня это самое важное: чтобы набор фирменных фишечек, паттернов и смыслов перерос в нечто однородное, форменное и стройное, перестал звучать как прикольная демка, что навсегда останется демкой, потому что не хватает фактуры, не хватает формы.

Такой формой для «mood» становятся эмоции. Я чувствую, что Кирюха тут хочет что-то сказать через музыку — и говорит; и я чувствую этот диалог, перенимаю его ощущения и проживаю вместе с ним.

AsiaWC & MCWC & AbhasiaWC — «FRANKENSHTERN»

На сладкое: наш с братками релиз.

мои любимые отечественные пластинки 2022

Если вы думаете, что я просто так его вставил, потому что принимал непосредственное в нем участие, то это не так. Я правда дохуя раз его послушал, правда неимоверно кайфую от всех песен и возвращаюсь в те прекрасные дни, когда мы его записывали.

Про это и расскажу напоследок. Мои товарищи перед отъездом в Питер решили пожить у меня. Мы подумали, что это время надо провести с пользой и поработать над музлом, записать что-то интересное. Практически каждый день (вечер) мы собирались на кухне, заходили в fl и стругали хитовые биточки, а потом и веселые тексточки о всяких хаотично приходящих в голову вещах.

В эту же судьбоносную неделю мы решили свести альбом одноразовой руки, про который я тоже писал текстулю (и который обязан быть в этом списке, но я посчитал уже совсем большим хамством и его сюда добавлять), успели записать просто потрясающий витч-хаус ремикс на песню «Синеглазые дельфины» исполнительницы Света, да и просто очень круто провели время.

Все это и запечатлелось на монструозном альбоме с говорящим названием «FRANKENSHTERN». Скучаю по вам, братва.

таким был этот год для меня. предлагаю по классике делиться в комментах своими топами

ну и с наступающим всех праздником!

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

88
Начать дискуссию