American Football: когда закончится лето

American Football: когда закончится лето

Забытая группа, о которой вспомнили относительно недавно, в 2010-х, стоящая у истоков нескольких жанров. Viva la математический рок! Viva la мидвест-эмо! Viva la пост-рок!

Все альбомы коллектива — одноименные. Поэтому иногда их проще называть LP1, LP2 и LP3.

Моя интерпретация лирики песен не является истиной в последней инстанции.

Ну и этот текст не совсем об истории American Football, а больше о восприятии музыки с изрядной долей праздных рассуждений.

Подробнее об эмо и мат-роке я рассказывал здесь.

Первые записанные треки группы датируются 1997 годом. Они доступны в составе переиздания альбома American Football (LP1), вышедшего в 2014 году. Из раннего материала музыкантов хочу отметить песню The 7's — чистой воды пост-рок и математический рок, причем в таком виде, в котором мы знаем эти жанры сейчас. Трек также выделяется мощной брейкбитовой ритм-секцией во второй половине и визжащим перегрузом*, дополняющим аудиальное полотно.

Year One Demos (2019/1997) содержит ранние версии песен (The Summer Ends, For Sure), которые перекочевали на полноформатный LP1.

* В одной из лайв версий The 7's Майк Кинселла сыграл рифф из Master of Puppets. Вот уж неожиданный трибьют Металлике.

American Football (1998) [EP]

American Football: когда закончится лето

Ностальгия, любовь, грусть. The One With The Tambourine — открывающий трек с лаконичной лирикой, бодрым ритмом и фидбэковым соло в конце в духе Caspian. Тамбурина кстати в песне нет.

Letters And Packages обращается к тем же темам, но в более спокойной манере. Возможно эти трое* (Майк Кинселла, Стив Ламос, Стив Холмс) — реинкарнация коллектива Mineral?**

В Five Silent Miles уже чувствуется фирменный подход к гитарному звуку American Football: один чистый телекастерный рифф плюс вариации, которые наслаиваются поверх него.

Несмотря на то, что почти все инструменты занимают верхний частотный диапазон, аранжировка мини-альбома не скатывается в хаос и неразбериху. И эта характерная черта звучания и сведения песен American Football никуда не денется на протяжении всей дискографии.

* Только после распада в начале нулевых и воссоединения в 2010-х American Football нашли постоянного басиста. Им стал Нейт Кинселла. То есть их сейчас четверо.

** До появления American Football Mineral были единственной точкой соприкосновения пост-рока и мидвест-эмо. Хотя, казалось бы, это очень близкие жанры по звучанию и концепции.

American Football (1999) [LP1]

American Football: когда закончится лето

Открывающая песня Never Meant — звезда мемных видео прошлого десятилетия. И обычно самая очевидная рекомендациях для тех, кто хочет выучить матроковый рифф на гитаре. Сразу заметно, что качество продакшена и лирики выросло — это все-таки студийная запись, а не демка.

Трек The Summer Ends — мой персональный фаворит с легендарного альбома. Интро с трубой. Рифф в 7/4, ломающий голову при первом прослушивании. Здесь минималистичная интроспективная поэзия Кинселлы работает на полную: лирический герой не знает как попрощаться, а во втором куплете мотивы новой искренности раскручиваются на полную.

Well, maybe I've been wrong

Maybe my intentions

Are irrelevant

But honestly, it's not just for me

We've both been so unhappy

So, let's just see what happens

When the summer ends

Honestly? о том, как нас обманывают наши воспоминания. С годами они становятся размытыми, меняется точка зрения. От этого никуда не убежать, а динамичное интро песни деконструируется в джазовой манере.

For Sure — кандидат на звание самого лаконичного произведения на альбоме. Песня состоит из трех повторяющихся гитарных риффов, в лучших традициях Терри Райли и Стива Райха, и повествует о неопределенности в романтических взаимоотношениях.

Инструментальный You Know I Should Be Leaving делит треклист пополам и дает время передохнуть — последние 4 трека наносят заметный эмоциональный урон (в хорошем смысле, надеюсь).

But The Regrets Are Killing Me возвращается к теме прощания. В треке также обыгрывается мотив (во время второго куплета), напоминающий рифф Never Meant.

Трек I'll See You When We're Both Not So Emotional сразу врывается с мощной ритм-секцией. Бас-гитара, грув — все на месте. И спокойная лирика, конечно же.

Stay Home — самый длинный трек на альбоме — добро пожаловать на территорию пост-рока. 8 минут риффов в 7/4 с экзистенциальными, «не выходи из дома», строками, которые в 2020 обрели обновленный смысл.

Don't leave home, again

If empathy takes energy

'Cause everyone feels just like you

The One With The Wurlitzer — закрывающий трек, который делает реверанс в сторону первого трека с мини-альбома. Вурлитцер в песне присутствует. И меланхоличное соло на трубе. Теплый осязаемый трек завершает альбом светлой грустью, а не депрессией несбывшихся подростковых надежд и мечтаний.

Вообще, весь альбом, на мой взгляд, — долгое прощание с прошлым, с возлюбленной, с важным периодом жизни. Это можно заметить даже по треклисту альбома. Количество сложных материй минимально, в отличие от следующих релизов. При этом незатейливая прямолинейная лирика (и такой же незатейливый вокал) ярко контрастирует с замысловатыми ритмическими конструкциями математического рока. Не зря этот альбом оказался главным источником вдохновения для многих артистов 2010-х.

American Football (2016) [LP2]

American Football: когда закончится лето

Where Are We Now в припеве напоминает о том, что прошло много времени и с точки зрения лирического героя, и с момента релиза первого альбома.

Strange how these city streets have changed faces

Like we did

Would you even know me if time hadn’t stole me?

If I wasn’t afraid to say what I need?

В песне My Instincts Are the Enemy чувствуется иной подход группы к работе со звуком, который является визитной карточкой второго альбома: две гитары строго разведены по панораме. Так левый и правый каналы складываются в длинный рифф из открытых струн и флажолетов. Поэзия стала абстрактной и метафоричной. Трек разрывается в середине со сменой размера такта на три четверти, чтобы показать замешательство и растерянность лирического героя.

Home Is Where the Haunt Is* — отголосок сольного творчества Майка Кинселлы, когда он выступал и записывал альбомы под псевдонимом Owen после распада American Football в 2000 году. Оуэновский период помог Кинселле подтянуть вокал и добавить акустическую гитару в арсенал группы.

Born to Lose — драйвовый и грувовый трек. Завершающийся перегрузом как во второй половине The 7’s.

Можно ли сочинить экзистенциальную песню, которая не будет звучать заезженно и клишированно? I've Been So Lost for So Long дает утвердительный ответ.

В песне Give Me the Gun лирический герой обеспокоен суицидальными наклонностями возлюбленной. Причем в духе New Order и лирики Бернарда Самнера — по словам фронтмена группы.

I Need a Drink (or Two or Three) отлично демонстрирует концепт и смысловое наполнение LP2. Спокойный нарратив и саморефлексия.

Desire Gets in the Way — бодрая жизнеутверждающая песня по звучанию, но не по лирике.

Everyone Is Dressed Up — самый тяжелый и депрессивный трек в дискографии American Football. Все в жизни преходящее. Экзистенциальный кризис. Ускользающее время. Безысходность. Одна из строк лирики мне напомнила о песне Тома Йорка True Love Waits, впоследствии появившейся в качестве завершающего трека на альбоме A Moon Shaped Pool группы Radiohead, который вышел в том же 2016 году.

I'm not living

I'm just killing time // Том Йорк


If killing time was a crime, we’d be on the “Most Wanted” signs // Майк Кинселла

Второй альбом American Football выстраивает монолог из разрозненных эмоций и кусочков лирики. Майк Кинселла/лирический герой рассказывает о личных проблемах с перспективы человека за тридцать. Прям как персонаж романов Харуки Мураками. Одиночество и/или депрессия взрослого человека** — не шутка, а суровая действительность, с которой нужно бороться.

* Название трека отсылает к пословице «home is where the heart is» и одноименной песне Элвиса Пресли.

** Не могу не указать на роман Поправки Джонатана Франзена. Там все эти тяжелые темы раскрываются максимально детально.

American Football (2019) [LP3]

American Football: когда закончится лето

Silhouettes состоит из перекликающихся ксилофоново-глокеншпилевых трелей и темного гитарного саунда. American Football возвращаются к пост-року и впервые преподносят мрачные темы в мрачной манере.

Every Wave To Ever Rise — ностальгия по LP2, разбавленная женским вокалом Элизабет Пауэлл. Монолог стал диалогом.

Раньше я сомневался, насколько эффективно женский вокал будет работать в контексте American Football. Но сейчас переслушиваю Uncomfortably Numb и понимаю: Хейли Уильямс (Paramore) — лучшее, что могло случиться с LP3.

Heir Apparent* производит странное впечатление. Гитары ушли на второй план, чтобы дать место вокалу и барабанам — с этим все понятно. А лирика стала максимально уничижительной. Да, переход от сентиментальности к самобичеванию звучит не в духе American Football. И все равно это один из добротных треков на альбоме.

Самый продолжительный трек на LP3, Doom In Full Bloom, экспериментирует с различными инструментами, слоями и пространством. Лирический герой сравнивает себя с керосином, сжигающим то, что дорого сердцу. С этими мотивами знакомы фанаты Джо Муллерина** (nothing,nowhere.).

К этому моменту ясно, что на каждой пластинке American Football можно найти 1-2 энергичных, танцевальных (если такое определение вообще применимо к эмо музыке) бэнгера. Я часто ссылаюсь на ключевую роль Майка Кинселлы в звучании коллектива, хотя Стив Ламос вносит не меньший вклад. I Can’t Feel You — отличный тому пример.

Mine To Miss пересекается с закрывающим треком LP2. С меньшей долей фатализма. С меньшей степенью экзистенциального кризиса.

Life Support — венец последнего альбома и творчества American Football. Лирический герой бросает взгляд на LP1 и LP2 («buried in reminiscence»; «relentless adolescence») и уходит в закат с мыслью, что скорбь и разочарование — неотъемлемая часть жизни.

Третий альбом продолжает идеи первых двух, но больше заигрывает с пространством (реверберация + панорамирование). Настроение пластинки тоже иное, холодное и отчужденное. LP2 и LP3 — как день и ночь.

Days are nights and nights are unbearable

Майк Кинселла

* Heir Apparent отсылает к песне Air Arizona группы Maritime. Кинселла успел поиграть там в качестве второго гитариста во время гастролей.

** nothing,nowhere. — clarity in kerosene

И чтобы полностью замкнуть круг из перекрестных референсов (в основном надуманных), — кавер на Never Meant от него же.

American Football: когда закончится лето

На LP3 дискография группы не заканчивается. В конце 2021 года вышел последний на данный момент релиз American Football — сингл Rare Symmetry / Fade Into You*, в котором музыканты продолжают исследовать построковое звучание.

* Кавер на песню дрим-поп группы Mazzy Star.

Мы живем в своеобразной реальности. Эмо музыку продолжают играть люди, разменявшие четвертый десяток (Sunny Day Real Estate, Mineral, American Football и другие). Появляются и новые таланты. В общем, телекастеры, ностальгические строки и клетчатые рубашки никуда не делись. И это отлично.

44
2 комментария

У меня кореш вообще любитель их. Я ему ещё говорю не грусти

Ответить

лузеркор

Ответить