Самой популярной из классических блюзовых певиц была уроженка Теннесси Бесси Смит. Она сорвала своего рода грустный джекпот для жителя США тех лет: была нищей темнокожей женщиной нетрадиционной ориентации. Тогда подобные исходные данные являлись почти «волчим билетом» для входа в красивую жизнь. Но Бесси не отчаивалась, работала над своими вокалом и, начав записывать пластинки, быстро добилась успеха.
Её блюз, как и положено, воспевал жизненные невзгоды, но вместе с тем был гордым, уважительным по отношению к себе. Именно с подачи этой артистки женский блюз и смежные «чёрные» жанры стали ассоциироваться не с самобичеванием, а с преодолением. «I Will Survive», как спела спустя полвека Глория Гейнер. Всему миру назло. В её пении отсутствовал излишний пафос, но в то же время исполнение было невероятно эмоционально. «Ей нельзя было не верить», как отмечали современники.
Почти каждое выступление Смит проходило с аншлагом и её по праву называли Императрицей Блюза. Однако это не помешал сотрудникам больницы, в которую женщину доставили после страшной аварии истекающей кровью, отказать ей в медицинской помощи по причине «заведение только для белых». Бесси умерла, и обстоятельства её смерти лишний раз говорят о мире, в котором рождалась характерная блюзовая печаль.
Спасибо за познавательную статью! Про жанровую направленность исполнителей в статье понятно. Но вот вопрос. Мне показалось, что джаз и блюз противопоставляются эстрадной музыке того времени. А что она из себя представляла?
джаз и блюз противопоставляются эстрадной музыке того времени. А что она из себя представляла?Это очень интересный, но сложный вопрос.
Если коротко, то истоки эстрады - в мюзиклах (которые, в свою очередь, происходят из классической музыки и оперы). Во многом поэтому она была и остаётся такой «костюмированной».
Плюс, на неё повлияли появившиеся в XIX военные оркестры с обилием медных духовых инструментов. Они играли бодрую маршевую музыку, которая заходила людям и на гражданке. Даже несколько людей из этого материала начинали именно с армейских коллективов.
Ну и третий фактор - регтаймы. Это лёгкая, весёлая клавишная музыка, которую играли в американских салунах на рубеже XIX-XX века. Условно - то, что в RDR 2 лабают на пианино в светских заведениях. Вот классический пример:
https://youtube.com/watch?v=p3UjFFi434o&pp=ygUeU2NvdHQgSm9wbGluIC0gVGhlIEVudGVydGFpbmVy
Короче, класическая эстрада начала XX века это незамысловатый ритм + медные + пианино + громкий, чёткий вокал «как с театральной сцены».
НО ! В 20-е, на волне популярности джаза/блюза «в андеграунде» они стали в той или иной степени проникать и на эстраду. Так всегда бывает с модными жанрами - так же произошло с роком в 80-е, с рэпом в 00-е и т.д.
Надеюсь, понятно ответил )
https://m.youtube.com/watch?v=7XNxPxz1QEY
Понимаю что из немного более поздней эпохи, но Уоттерса очень люблю. Да и имхо это тот же классический блюз, хоть и записанный в 40х.
И спасибо за статью, очень приятно читать.
Да, тоже кайфую от песен Мадди ! )
Обязательно напишу про его творчество, когда буду пилить материал о более поздней эпохе.
Рад, что понравилось !