Некоторые любят погорячее: 10 главных западных музыкантов 1920-х + тематический плейлист

Танцевальный конкурс в джаз-клубе. Чарльстон, США. 1926 г.
Танцевальный конкурс в джаз-клубе. Чарльстон, США. 1926 г.

Не будет преувеличением заявить, что именно 20-е стали десятилетием, которое ознаменовало начало современной музыкальной эры. В прежние годы популярная музыка распространялась в основном через нотные листы и живые выступления, а простейшие устройства для воспроизведения звука, граммофоны, хоть и были изобретены ещё в конце XIX века, но из-за своих габаритов и цены были доступны лишь небольшому числу горожан.

Всё изменила французская фирма Пате, которая взорвала индустрию аудиопластинок с помощь своих компактных, громких и недорогих проигрывателей - «патефонов». Продукция Пате (и быстро скопировавших технологию конкурентов) к 20-м годам стала неотъемлемым атрибутом любого городского кафе и гостиной представителя «среднего класса» по обе стороны Атлантики. Это помогло существенно увеличить популярность записываемых пластинок.

Другим важным фактором, обеспечившим «продвижение» артистов и их музыки стало начало коммерческой радиотрансляции. Уже к 1923 году в США ввели лицензионные сборы за воспроизведение песен. Это дополнительно стимулировало исполнителей оставаться в профессии, ведь мечты о заработанном посредством творчества капитале стали намного ближе к реальности.

Кадр из фильма «Клуб "Коттон"», сюжет которого разворачивается вокруг культового манхэттенского заведения, в котором выступали почти все главные звёзды 20-х.
Кадр из фильма «Клуб "Коттон"», сюжет которого разворачивается вокруг культового манхэттенского заведения, в котором выступали почти все главные звёзды 20-х.

Процесс звукозаписи также серьёзно эволюционировал, в большом количестве начали появляться независимые, но профессионально относящиеся к своему делу музыкальные лейблы, которые из-за относительно низкого порога вхождения в бизнес могли позволить себе рисковать, быть авантюрными в выборе песен и исполнителей.

Музыкальный мир широко открылся для таких некогда нишевых, «негритянских» жанров, как блюз и джаз (который стал настоящим символом эпохи). А закрепили их успех появившиеся на фоне Сухого закона полусекретные бары - спикизи, в которых играли актуальные артисты всех цветов кожи и царила мультикультурная, сближающая людей атмосфера. Впрочем, более привычная эстрадная музыка и заведения пользовались не меньшей популярность, особенно среди людей старше 25-30.

Кадр из фильма ««В джазе только девушки (Некоторые любят погорячее)». Действие картины происходит в конце 20-х годов.
Кадр из фильма ««В джазе только девушки (Некоторые любят погорячее)». Действие картины происходит в конце 20-х годов.

В этом материале я хочу поведать о десяти артистах, творчество которых, по моему мнению, в наибольшей степени определило музыкальную индустрию 20-х на Западе (бонусом - плейлист по теме).

Разумеется, этими людьми и их песнями музыкальная жизнь десятилетия не ограничивалась. Можете смело дополнять материал своими комментариями - буду рад любой интересной находке !

Ну и традиционное примечание: моё мнение вовсе не претендует на истину в последней инстанции - оно, собственно, этой самой истиной и является.

————————————————————————

Джордж Гершвин

1898-1937
1898-1937

Выходец из семьи бруклинских евреев (с корнями в Одессе) прожил короткую, но очень насыщенную жизнь, фактически став первым безоговорочным классиком джаза. Причём «классиком» - во всех смыслах слова.

Ещё с малых лет Гершвин, самостоятельно освоивший фортепиано, не упускал возможности посещать главные джазовые концерты, которые проходили в городе, но вместе с этим проявлял интерес и к симфонической музыке. Бросив школу и начав зарабатывать на своём творчестве, он продолжал совершенствоваться и учиться - в том числе у таких новаторов, как Стравинский и Равель. Именно синтез двух музыкальных традиций помог Гершвину сформировать свой уникальный стиль.

В 1924 году, по заказу известного лидера джаз-бэнда Пола Уайтмена, им была написана ««Рапсодия в голубых тонах» для фортепиано и симфонического оркестра. И эту композицию без преувеличения можно назвать визитной карточкой 20-х, воплощением свободного духа своей эпохи - настолько она получилась яркой и оригинальной. А современная поп-культура (например, успешная экранизация «Великого Гэтсби» 2013 г.) только закрепила её бессмертие.

Впрочем, и после «Рапсодии» Гершвин продолжал проявлять себя выдающимся композитором, сочиняя как отдельные инструментальные произведения, так и целые оперы.

Луи Армстронг

1901-1971
1901-1971

Насколько успешным может вырасти человек, который всё детство провёл в беднейшем негритянском квартале, питался объедками, засыпал под аккомпанемент перестрелок, а в подростковом возрасте попал в исправительный лагерь из-за пистолета, украденного у клиента своей матери-проститутки ? Луи Армстронг доказал: при наличии таланта и должном упорстве можно вырасти одним из величайших музыкантов в истории.

Если быть совсем честным, то Армстронгу ещё и немного повезло: в лагере, куда он загремел, был собственный духовой оркестр, где его и научили играть на различных медных инструментах. Быстро осознав свои способности, парень после окончания срока решил стать музыкантом. Он начал ходить по клубам и играть в местных коллективах на одалживаемых инструментах. Первые серьёзные деньги пришли в руки Армстронга уже в юности: его услуги начали пользоваться спросом и в Чикаго, и в Нью-Йорке, и в родном Новом Орлеане. Но настоящей славы он сумел добиться в середине 20-х, став руководителем состава «Hot Five», в котором был ответственен за трубу и вокал.

Прежде труба использовалась джаз-бэндами в основном как ритм-инструмент, но Армстронг возвел ее в ранг инструмента ведущего, используя для сложных мелодий и соло. Кроме того, музыкант смог раскрыть импровизаторский дух джаза посредством своего характерного баритона, одним из первых начав применять скэт - вокальную технику, заключающуюся в чередовании рандомных слогов и звуки для придачи своим выступлениям особой эмоциональности.

За свою почти полувековую карьеру Армстронг успел и сняться в кино, и сыграть в опере, и стать при поддержке Госдепа своего рода «послом джаза» в социалистических странах (в 60-е он даже едва не поехал с гастролями в СССР, но как-то не срослось). И конечно, Армстронг стал автором множества общепризнанных хитов, в том числе выходящих за рамки джаза. А в 1999 году его нежная баллада «What a Wonderful World» была введена в Зал славы «Грэмми» как лучшая песня XX века.

Дюк Эллингтон

1899-1974
1899-1974

В отличии от вышеупомянутого Армстронга, этот парень в детстве не знал особых забот: родился в Вашингтоне, отец работал дворецким в Белом Доме, мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино. Эллингтона окружала забота и благополучие, а музыкой он мог заниматься почти круглосуточно (в т.ч. под руководством оплаченных родителями учителей). И тем не менее, этот факт никаким образом не умаляет достоинства музыканта, внёсшего колоссальный вклад в развитие джаза и во многим определившего его современное звучание.

Названный при рождении Эдвард Кеннеди, Эллингтон за свою любовь к экстравагантной одежде и приверженность этикету получил прозвище «герцог» («Duke»), вскоре ставшее творческим псевдонимом. Такой же была и музыка его оркестров: яркая, энергичная (даже если и не очень весёлая), но вместе с тем безупречно сыгранная солидными и профессиональными людьми. Такое звучание во многом способствовало коммерческому успеху не только самого Дюка, выпустившего за карьеру более 600 пластинок, но и джаза как такового.

В разгар Второй Мировой Эллингтон дал концерт в знаменитом Карнеги-Холле, все средства от которого были направлены в помощь Красной Армии. А в 1971 году, во время очередной международной «разрядки», артист выступил в нескольких городах СССР, собрав аншлаги и получив от государственной газеты «Правда» восторженную рецензию.

Бикс Байдербек

1903-1931
1903-1931

Консервативные родители этого самоучки из Айовы настолько боялись его увлечения «чёрной музыкой», что отправили сына учиться в интернат за двести километров от дома - подальше от местных клубов. Интернат этот располагался в природе Чикаго, который (к несчастью мамы и папы) на тот момент уже стал столицей джаза, и через некоторое время Байдербек был исключен из школы за пропуск занятий - всё своё время он проводил на концертах и репетициях. И упорство парня дало свои плоды.

Находясь несколько в тени Армстронга и Эллингтона, Бикс тем не менее был одним из важнейших музыкантов периода становления джаза, на своём примере впервые доказавшим, что не все лучшие трубачи в этом жанре - темнокожие. Его безупречное чувство ритма, лирическая манеры игры и причудливый, удивительный стиль импровизации вызывали восхищение и у коллег, и у слушателей. И это несмотря на то, что Бикс всю жизнь технически неправильно играл на инструменте (ведь он выучился самостоятельно, на слух, без контроля педагога). Впрочем, возможно, музыкант прекрасно контролировал свою технику и она оказалась «не багом, а фичей», благодаря которой и рождалось фирменное звучание.

К сожалению, ещё в юности Байдербек пристрастился к алкоголю, а попав в ансамбль к упомянутому выше Уайтману начал бухать совсем уж беспробудно. Парень не чурался даже bathtub gin - неочищенного можжевелового самогона с глицерином (ох уж этот Сухой закон !), и уже в 28 лет вредная привычка привела его в могилу. Бурная жизнь Бикса, быстрый подъём на джазовый Олимп и такое же быстрое падение превратили его в настоящую легенду - не даром всего лишь на год «переросшую» пресловутый Клуб 27.

Пол Уайтмен

1890-1967
1890-1967

Уже упомянутый выше музыкант в Первую Мировую руководил на флоте оркестром, который днём играл пафосные марши, а по вечерам - что-то более развлекательное. После войны Уайтмен организовал свой собственный танцевальный коллектив, первое время бывший исключительно эстрадным, но в 20-е годы ставший исполнять и джазовые темы (за редким исключением вроде коллаборации с Гершвиным - довольно незамысловатые).

Уайтмен со своими ребятами не славился виртуозной импровизацией и часто упрощал джазовые ритмы, делая их «маршеобразными», словно вдохновляюсь военным опытом. За такой подход многие коллеги и музыкальные снобы критиковали его, а некоторые даже утверждали, что его творчество не имеет к джазу никакого отношения. Но вместе с тем, именно Уайтмен сделал джаз более доступным для широкой публики, популяризовал его и помог стать мейнстримным музыкальным жанром. Наверное, именно по этой причине американские газеты и прозвали артиста «Королём джаза» (хотя конкурентов за место «на троне» было великое множество).

Ишам Джонс

1894-1956
1894-1956

В биографии этого артиста сложно найти какие-то драматичные моменты и неожиданные повороты: сын заурядного скрипача, не голодал и не шиковал, с детства увлекался музыкой, овладевал различными инструментами. В 17 сколотил первый ансамбль, в 21 уже записывал пропагандистские песни для армии. А затем начал выступать по ресторанам, параллельно выпуская хит за хитом.

Карьера Джонса развивалась спокойно и уверенно. Нельзя сказать, что этот артист и созданные им бэнды обладали выдающейся харизмой, уникальным стилем или могли похвастаться технически сложным исполнением. Но Джонс был великим трудоголиком, просто делал свою работу и радовал эстрадным около-джазом миллионы людей на протяжении нескольких десятилетий. Не суперзвезда, зато уважаемый ремесленник индустрии. Примерно такая музыка чаще всего звучала из патифонов американских горожан в середине 20-х. И разве посмеет кто-то сказать, что это была плохая музыка ?

Бесси Смит

1894-1937
1894-1937

В начале ХХ века блюз (меланхоличный жанр афроамериканской музыки) был, во-первых, распространён преимущественно в сельской местности, во-вторых, минималистичен в плане инструментов (банджо или гитара), в-третьих, исполнялся в основном мужчинами, образ которых был близок к понятию «лузер». Всё изменилось в 20-е годы, когда в индустрию ворвалась целая плеяда «сильных и независимых» чёрных женщин, исполнявших свои печальные песни под аккомпанемент профессиональных джазовых музыкантов. Ма Рейни, Сара Мартин, Этель Уотерс и многие другие леди до неузнаваемости изменили этот жанр, быстро ставший востребованным в барах, ресторанах и других городских заведениях.

Самой популярной из классических блюзовых певиц была уроженка Теннесси Бесси Смит. Она сорвала своего рода грустный джекпот для жителя США тех лет: была нищей темнокожей женщиной нетрадиционной ориентации. Тогда подобные исходные данные являлись почти «волчим билетом» для входа в красивую жизнь. Но Бесси не отчаивалась, работала над своими вокалом и, начав записывать пластинки, быстро добилась успеха.

Её блюз, как и положено, воспевал жизненные невзгоды, но вместе с тем был гордым, уважительным по отношению к себе. Именно с подачи этой артистки женский блюз и смежные «чёрные» жанры стали ассоциироваться не с самобичеванием, а с преодолением. «I Will Survive», как спела спустя полвека Глория Гейнер. Всему миру назло. В её пении отсутствовал излишний пафос, но в то же время исполнение было невероятно эмоционально. «Ей нельзя было не верить», как отмечали современники.

Почти каждое выступление Смит проходило с аншлагом и её по праву называли Императрицей Блюза. Однако это не помешал сотрудникам больницы, в которую женщину доставили после страшной аварии истекающей кровью, отказать ей в медицинской помощи по причине «заведение только для белых». Бесси умерла, и обстоятельства её смерти лишний раз говорят о мире, в котором рождалась характерная блюзовая печаль.

Эл Джолсон

1886-1950
1886-1950

Водевиль называют «сердцем американского шоу-бизнеса» - он был одним из самых популярных видов развлечений в США на протяжении нескольких десятилетий перед Второй Мировой. Эти театрально-эстрадные представления были набором отдельных, не связанных общей идеей выступлений самых разноплановых артистов: танцоров, дрессировщиков, фокусников, юмористов и т.д. Были среди выступающих и музыканты, зачастую в гриме и необычном сценическом образе. Это была лёгкая и незамысловатая музыка, под которую можно с удовольствием опрокидывать бокалы и вести светские беседы. Но даже в такой, скорее ремесленнической, чем творческой индустрии были свои суперзвёзды - например, Эл Джолсон.

Будущая легенда водевиля, настоящее имя которого - Аса Йоэлсон, родился в Российской империи в пригороде Ковно (ныне Каунас, Литва). В раннем возрасте переехал с родителями в Америку, где сразу увлёкся музыкой и вскоре выпустил первую пластинку, замеченную деятелями музыкальной и развлекательной индустрии.

Ещё в 1910-е Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста, а так же классический для эстрады тех лет грим «нелепого негра» (осуждаем). К 20-м годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя. Его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях даже Чарли Чаплин.

В разгар карьеры Джолсон записал «Swanee» - лирическую, но бодрую композицию на музыку Джорджа Гершвина, ставшую одним из главных хитов десятилетия. А 1927 году артисту удалось завоевать ещё более широкую аудитории: он сыграл главную роль в «Певце джаза» - первом звуковом фильме, который по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино.

Софи Такер

1887-1966
1887-1966

Как можно убедиться по тексту выше, еврейские эмигранты из Российской империи оказывали огромное влияние на шоу-бизнес Америки в 20-е годы. Вот и Софи Такер (при рождении - Соня Калиш) вместе с родителями покинула родную Украину и переехали в Коннектикут. Там семья открыла собственный ресторан, где Соня впервые начала петь перед посетителями.

Довольно быстро скромная девочка выросла в пышную, раскованную даму, про каких говорят - «коня на скаку остановит». Впечатляющая внешность вкупе с еврейским колоритом (Соня пела в том числе на идише) сформовали сценический образ артистки, которая вскоре стала востребована в нью-йоркском водевиле. Там она исполняла песни в стилях джаз и регтайм, а также создала множество комических музыкальных номеров.

Такер в своём творчестве часто поднимала тему секса, что не было свойственно абсолютному большинству тогдашних артисток. За экстравагантное поведение на сцене она получила прозвище «Горячая красная мама». Да, многие городские снобы воротили нос, называя женщину и её музыку вульгарной, пошлой (тогдашняя Америка была консервативнее России). Свободное поведение Такер на сцене и у микрофона во многом опередило своё время. Не удивительно, что она оказалась востребована на телевидении даже в рок-н-рольные 50-е и буйные 60-е.

Джин Остин

1900-1972
1900-1972

Судьба этого уроженца Техаса могла сложиться совершенно различным образом. Он умудрился и освоить кузнечное ремесло, и стать профессиональным солдатом (служил в т.ч. на Первой Мировой), пел в церковном хоре, изучал стоматологию и юриспруденцию. Но страсть к водевилю и лёгкой музыке всё-таки оказалась сильнее.

Остин стал одним из первых в индустрии крунёров - эстрадных артистов, которые выступали в плавной, спокойной манере. Это оказалось возможно благодаря появившимся во второй половине 20-х продвинутым микрофонам, которые улавливали более тихие звуки и более широкий частотный диапазон. Джин экспериментировал с вокалом и в итоге сумел раскрыть на сцене потенциал новой техники: его песни были дружелюбны и нежны, как бы обволакивая слушателя ненавязчивым звуком, порой содержали речитатив и чуть ли не шёпот. К концу следующего десятилетия такая манера исполнения станет обыденностью, но для 20-х она была настоящим откровением.

За свою карьеру Остин создал по меньшей мере сотню записей, в том числе серию бестселлеров. Его джазовая баллада My Blue Heaven была продана тиражом более пяти миллионов копий, в течении 15 лет оставаясь самой прибыльной пластинкой в индустрии. Песни музыканта перепевали такие мэтры, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Фрэнк Синатра и многие другие.

————————————————————————

Как и обещал - небольшой плейлист, который подойдёт для тематической вечеринки или просто поможет на время погрузиться в атмосферу эпохи:

https://youtube.com/playlist?list=PLQRChCaHKf0UZ5DPUTVAlJ9LigNQTR8xF&si=_XT8i8q-ZuXAe00y

Приятного прослушивания !

1414
6 комментариев

Спасибо за познавательную статью! Про жанровую направленность исполнителей в статье понятно. Но вот вопрос. Мне показалось, что джаз и блюз противопоставляются эстрадной музыке того времени. А что она из себя представляла?

2
Ответить

джаз и блюз противопоставляются эстрадной музыке того времени. А что она из себя представляла?Это очень интересный, но сложный вопрос.

Если коротко, то истоки эстрады - в мюзиклах (которые, в свою очередь, происходят из классической музыки и оперы). Во многом поэтому она была и остаётся такой «костюмированной».
Плюс, на неё повлияли появившиеся в XIX военные оркестры с обилием медных духовых инструментов. Они играли бодрую маршевую музыку, которая заходила людям и на гражданке. Даже несколько людей из этого материала начинали именно с армейских коллективов.
Ну и третий фактор - регтаймы. Это лёгкая, весёлая клавишная музыка, которую играли в американских салунах на рубеже XIX-XX века. Условно - то, что в RDR 2 лабают на пианино в светских заведениях. Вот классический пример:
https://youtube.com/watch?v=p3UjFFi434o&pp=ygUeU2NvdHQgSm9wbGluIC0gVGhlIEVudGVydGFpbmVy

Короче, класическая эстрада начала XX века это незамысловатый ритм + медные + пианино + громкий, чёткий вокал «как с театральной сцены».
НО ! В 20-е, на волне популярности джаза/блюза «в андеграунде» они стали в той или иной степени проникать и на эстраду. Так всегда бывает с модными жанрами - так же произошло с роком в 80-е, с рэпом в 00-е и т.д.

Надеюсь, понятно ответил )

2
Ответить

https://m.youtube.com/watch?v=7XNxPxz1QEY

Понимаю что из немного более поздней эпохи, но Уоттерса очень люблю. Да и имхо это тот же классический блюз, хоть и записанный в 40х.

2
Ответить

И спасибо за статью, очень приятно читать.

1
Ответить

Да, тоже кайфую от песен Мадди ! )
Обязательно напишу про его творчество, когда буду пилить материал о более поздней эпохе.
Рад, что понравилось !

1
Ответить