Историк и литературовед Александр Знатнов изучал судьбу автора стихов к «Дороге», Константина Подревского и написал про него статью в журнале «Наш современник» (№ 11, 2013 г.). Если верить данным Знатнова, в 1929 году Подревский опоздал со сдачей декларации о доходах фининспектору, и в наказание у него цинично конфисковали всё имущество, заодно назначив огромный штраф. От стресса поэт угодил в больницу, из которой больше не вышел…
Композитору Фомину повезло больше. И хотя ни о какой публичной деятельности речи уже не шло, а прошлое творчество было предано забвению, он продолжал писать романсы - «в стол» и анонимно. В печально известном 1937 году автор едва не попал под каток чекистов, но чудом вышел из Бутырки спустя 8 месяцев.
Во время Великой Отечественной Фомин вдруг стал востребован у государства, написал более 150 фронтовых песен и создал вместе с коллегами фронтовой театр «Ястребок». Но почти сразу после войны Фомин (вместе с Ахматовой, Зощенко и многими другими деятелями искусства) подвергся обвинениям в пошлости и безыдейности. Травля подорвала здоровье Бориса Ивановича, а приобрести лекарства он не мог из-за своей нищеты. В 1948 году Фомина не стало.
Хм, в прошедшем году мне как-то довелось послушать эту песню в живом исполнении, на празднике в центре Белграда, какой-то местной группой. Колоритно было...
Почему-то хочется исполнять на мотив этот трек
https://www.youtube.com/watch?v=wA1f0IQXWh4&ab_channel=YurchenkoElena
Любопытно ! Песня вроде задорная, но мелодически очень похожа на русский романс. Наверняка вдохновлялись )
Хотя скорее вдохновлялись этой песней:
https://youtube.com/watch?v=5qAkVPqB70I&pp=ygUQ0LHRg9Cx0LvQuNGH0LrQuA%3D%3D
Тоже популярна в среде старых эмигрантов, более того - в первую очередь в русско-еврейском Брайтон-бич (фильм как раз про него).
Вынужден снова указать на тенденциозность текста и прямую ложь, содержащуюся в нём. Никого запрета на исполнение романсов после 29-го не было, достаточно вспомнить репертуар Козловского, Лемешева, Шульженко (меломаны вспомнят гораздо больше исполнителей). Или хотя бы самого Вертинского, которого упоминали на DTF буквально на днях https://dtf.ru/u/1334725-a-menya-eto-tak-vdohnovlyaet/2404667-aleksandr-vertinskiy-velikiy-russkiy-artist-xx-veka-pokorivshiy-ves-mir?comment=34167784
Насколько я знаю, Шульженко в 30-е исполняла уже несколько другую музыку, куда более «оптимистичную» (вплоть до мексиканской народной). Ну не суть.
Я же не написал, что за исполнителями романса тут же приезжал чёрный воронок и вёз на расстрел - таких данных нет. Но отрицать, что жанр вплоть до Хрущёва был в упадке ИМХО глупо - и упадок стартовал как раз с начала 30-х.
В любом случае, репертуар Козловского и Лемешева изучу, спасибо.
Читал роман Леонова "Вор". Там как раз речь шла о запрете "упаднической буржуазной" музыки. Из-за этого одна из героинь (кабацкая певица) лишилась работы.