Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Сегодня я бы хотел рассказать о Skinny Puppy, одной из самых культовых групп в истории индастриала. К сожалению, а может и к счастью, Skinny Puppy один из тех примеров, когда культовость далеко не всегда граничит с популярностью. До самого распада коллектива Skinny Puppy оставалась относительно непопулярной группой, даже по сравнению с музыкой подобного рода: тёмной, экспрессивной, шокирующей.

Кстати, коллектив распался совсем недавно. Группа отыграла последний тур в декабре 2023 года и закончила своё существование длиною в 41 год. Теперь о будущем Skinny Puppy говорить бессмысленно, а вот о прошлом сказать можно многое.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Но в первую очередь я бы хотел привлечь внимание читателя к коллективу, а задача эта совсем не простая. Skinny Puppy может отталкивать не только своим звучанием и содержанием, но и банально тем фактом, что коллектив просуществовал 40 лет, начиная в эпоху аудиокассет и заканчивая в эпоху стриминговых сервисов — как к нему тогда подступиться?

Я не буду пытаться рассказать биографию группы от А до Я: не думаю, что полуторачасовая лекция про не самый известный коллектив станет хорошей идеей для знакомства с ним. Но вдаваться в биографические тонкости всё же придётся. Рассказ будет длинным, а в некоторых местах не очень радужным и приятным.

Здесь я расскажу про саму группу, её идентичность, влияние и сориентирую читателя в их творчестве.

Оглавление

Что такое Skinny Puppy?

Такой простой и сложный одновременно вопрос!

Skinny Puppy — это канадская группа, которая сформировалась в 1982 году в Ванкувере. Попытка загнать Skinny Puppy в узкие жанровые рамки вряд ли даст чёткое понимание, что это за группа и лишь приведёт к упрощённому взгляду на их достаточно плодовитое творчество. Музыка щенков — это целый музыкальный опыт, который не особо зациклен на жанровой составляющей и представляет из себя творческий полёт мысли участников группы. Куда он заведёт в очередной раз — вряд ли можно угадать, пока не послушать группу. В каждом альбоме Skinny Puppy мешали жанры, что происходило либо заведомо, либо не совсем и под влиянием мейнстримовой музыки эпохи. Тогда нужно расширить эти рамки и охарактеризовать звук.

Skinny Puppy — это однозначно индастриал. Механизированное звучание, жёсткие ритмы, мрачная давящая атмосфера, авангардные музыкальные ходы, часто сломанная структура песен. Слишком общо, не находите? Ведь подобного «индустриального» настроения в музыке можно добиться разными путями, разными жанрами. Это и показала практика, за последние полвека видение индустриальной музыки менялось неоднократно. А ещё всё усложняет тот факт, что Skinny Puppy иногда всё же не прибегали к индустриальному звучанию. Тогда пойдём дальше.

Skinny Puppy — это однозначно электронная музыка. Их считают пионерами электро-индастриала, что всё равно не придаёт ясности картине по той же причине аморфности понятия. Вернее, понять, что такое электро-индастриал, можно, но точно не на примере Skinny Puppy с их любовью к экспериментам.

Если на EP «Back & Forth» они играли что-то в духе Kraftwerk и Cabaret Voltaire, то впоследствии довольно быстро освоили новенькие синтезаторы 80-х и начали играть тёмный синти-поп, т. е. что-то похожее на Depeche Mode в мрачной обёртке.

Но вот незадача: сами Depeche Mode с выходом альбома «Construction Time Again» в 1983 году попадают под влияние индастриала, да и оптимизма в их музыке тоже со временем поубавится. Поэтому определять Skinny Puppy как «мрачный Depeche Mode», во-первых, достаточно поверхностно, а, во-вторых, всё так же не придаёт ясности.

К тому же, изменятся и сами Skinny Puppy. Постепенно добавляя всё больше индастриала в свою музыку, в 2000-х годах они отправятся на другое поле экспериментов и начнут тяготеть к другим жанрам электроники — вот и очередная помесь жанров в виде глитча, техно, нойза и ещё множества других направлений, что уже проще всё это назвать такими же аморфными понятиями «IDM» и «постиндастриал».

Ну и как же тут уловить идентичность группы, если она меняла свой звук не раз и не два?

Попробуем ещё раз.

Skinny Puppy — это прежде всего три личности, Нивек Огр (Nivek Ogre, или просто ohGr), Кевин Ки (cEvin Key) и Дуэйн Гёттел (Dwayne Goettel). Да, есть ещё Марк Уолк, Дэйв Огилви и другие периодические участники, которые внесли немалый вклад в группу, но здесь предлагаю сделать акцент именно на этой главной троице. Все они отдельные творческие единицы, имеющие cобственный стиль, поэтому Skinny Puppy — это своеобразный синтез их творчества. Помимо Skinny Puppy у каждого члена были свои сайд-проекты, число которых не счесть, и про которые надо заводить отдельный разговор.

Слева направо: Нивек Огр, Дуэйн Гёттел, Кевин Ки
Слева направо: Нивек Огр, Дуэйн Гёттел, Кевин Ки

Огр — это душа Skinny Puppy, вокалист и автор текстов, мастер перформанса, любитель творчества Лавкрафта и готической литературы. Можно сказать, что Огр подарил Skinny Puppy неповторимый визуальный образ. Кевин Ки больше отвечал за техническую часть группы, обычно сидевший за барабанами и синтезаторами. Это сдержанная сторона Skinny Puppy, в творчестве Кевина Ки заметно, как он тяготеет к спокойным, размеренным решениям с толикой грусти. Позже пришедший клавишник Дуэйн внёс атмосферные изменения в Skinny Puppy и создал собственный подход к сэмплированию, с его появлением группа обрела ещё более жёсткий индустриальный звук. Именно с приходом Дуйэна Skinny Puppy стали индустриальным коллективом уже без нареканий. Иронично, но в жизни Дуэйн был очень мягким и стеснительным, даже обычное интервью оборачивалось для него настоящим испытанием.

Уход или приход какой-либо личности прямо влиял на музыкальное направление Skinny Puppy. Я не только про смерть Дуэйна Гёттела в 1995 году. Со Skinny Puppy сначала работал Билл Либ, человек, который потом отправится в свободное плавание и создаст Front Line Assembly — ещё один легендарный проект в мире электро-индастриала. Альбом Rabies в 1989 году будет записан с Элом Йоргенсеном (фронтмен Ministry), и его вклад будет настолько велик, что многие обрушатся с критикой на альбом: знаете ли, не Skinny Puppy получился, а Ministry с вокалом Огра.

Что же породил этот синтез?

Индастриал с человеческим лицом

В индастриале существует такой коллектив, Nine Inch Nails называется. Хотя в представлении он не нуждается. Альбом «The Downward Spiral» в своё время произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Думаю, не преувеличением будет сказать, что бомба попалась термоядерная. Бессменный лидер NIN Трент Резнор показал людям, какую палитру человеческих чувств способен выдать этот механизированный жанр. А ещё оказалось, что индастриал вполне себе способен использовать популярные музыкальные ходы и ничего от этого не терять. А ещё его «The Downward Spiral»...ладно, давайте всё же здесь остановимся и скажем главное — Nine Inch Nails продвинули индастриал в массы.

Причём здесь Skinny Puppy? Дело в том, что щенки сделали всё то же самое, но...на несколько лет раньше и в меньших масштабах. Нисколько не умаляя достоинств Nine Inch Nails, всё же стоит отметить, что у этих двух коллективов достаточно похожая музыкальная история. Это неспроста, с жанром индастриала происходили тогда определённые процессы. А про влияние SP на Nine Inch Nails мы ещё поговорим.

До 80-х годов артисты индастриала воспринимали жанр как «искусство шумов» намного буквальнее, чем сейчас. Под слоем различных интеллектуальных манифестов, какофонии и сплошных провокаций массовой аудитории было сложно разглядеть хоть какую-то музыку. Своего слушателя это, разумеется, находило, но если выбираешь подобный музыкальный путь — готовься к тому, что в чарты тебе дорога вряд ли светит. На такую дорогу подобные коллективы и не обращали внимания. У них были другие цели.

Throbbing Gristle и их лайвы идеально отображают, что из себя представлял ранний индастриал конца 70-х-начала 80-х. Кстати, Дженезис Пи-Орридж, фронтмен группы оценит творчество Skinny Puppy, периодически будет заходить на огонёк и даже подкинет идею для концепции альбома «The Process».

Skinny Puppy от этой традиции...да на самом деле не сильно отошла, особенно в период 1986-1992 годов. Вместе с этим группа привнесла собственный подход. Огр и Кевин Ки задумывали Skinny Puppy как экспериментаторский сайд-проект, но так уж сложилось, что этот подход оказался весьма удачным и привлекательным. Кроме того, он отлично вписался в начало второй волны индастриала. Очень интересный этап, когда индастриал был захвачен синти-попом, но мы сейчас говорим не про него.

Чем же отличилась Skinny Puppy? Давайте по порядку.

Неотъемлемой частью группы является мрачная атмосфера, которая создаётся путём звука, семплов и особенной читки Огра (поёт он достаточно редко и прикрывается эффектами). Семплирование фильмов они могут использовать совершенно по-разному: как в виде вспомогательного приёма, так и в качестве основного для подачи истории (в «Stairs and Flowers», например). Иногда они вообще могут уйти в атмосферность с головой и начать делать дарк-эмбиент из того, что им предоставляла эпоха 80-х («Church», «The Mourn»). Мрачность за годы существования группы достигалась совершенно разными методами: от создания готического настроения до оммажа на саундтреки хоррор-фильмов, от создания загадочной атмосферы путём пульсирующего техно-звука до привнесения в свою музыку агрессии метала с помощью электрогитар.

Обложка синглов «Chainsaw» и «Stairs and Flowers». Нет, это не обложка очередной видеоигры на SNES, это «Видение смерти» Гюстава Доре. Вполне вероятно, что работы этого классика романтизма в живописи вы уже встречали. 
Обложка синглов «Chainsaw» и «Stairs and Flowers». Нет, это не обложка очередной видеоигры на SNES, это «Видение смерти» Гюстава Доре. Вполне вероятно, что работы этого классика романтизма в живописи вы уже встречали. 

Не важно, какое звучание Skinny Puppy выберет в очередной раз, оно всегда будет сопровождаться загадочным голосом Нивека. Особенная читка Огра отличается своей монотонностью, что чем-то напоминает подход Cabaret Voltaire. Это может стать камнем преткновения и оттолкнуть от проекта некоторых людей, но такой способ подачи вовсе не значит, что Огр не способен выдавать эмоции. Ещё как может. Уже в ранних работах он начинает играться со звучанием своего голоса. «Far Too Frail» наверняка запомнился двумя вещами: внезапно «весёлой» атмосферой трека и странными акцентами на слова, которые делает Огр. В известнейшем треке «Assimilate» монотонность читки и вовсе оказывается невероятно манящей и цепляющей, чтобы потом своими криками «Rot and assimilate, hot to annihilate» Огр внезапно смог пустить слушателя в макабрический танец. Таким же образом он подаст сигнал о завершении этого танца, нервозно выкрикивая «Death!».

С каждым альбомом и так достаточно эмоциональная палитра будет обрастать ещё большим количеством дополнительных деталей. Огр визжит, кричит, с грустью убаюкивает, а иногда его читка откровенно хип-хоповская. Не чуждо группе и подобие экстрим-вокала.

В итоге танцевальность и музыкальность станет чертой Skinny Puppy, отдаляющей творчество от неприветливого раннего индастриала, но сближающей с теми же Cabaret Voltaire и SPK, которые в 80-х годах мешали индастриал с танцевальными стилями. И это совершенно неудивительно, если вспомнить, что их первые работы (альбомы «Remission» и «Bites») больше напоминают синти-поп и дарквейв, нежели индастриал. Группа в целом сильно находилась под влиянием новой волны. Заметим, как в начале 80-х Кевин Ки барабанил в нью-вейв группе Images in Vogue и вспомним тот факт, что Skinny Puppy задумывался как сайд-проект, и всё встаёт на свои места.

Imague in Vogue - Masks (live)

Да, некоторые треки Skinny Puppy вполне себе танцевальные, даже самые злые. Но вряд ли это танец здорового человека: он ломаный, лихорадочный, безумный.

Хотя не стоит обманываться, что Skinny Puppy превратили индастриал в танцульки для готических клубов. Конечно, треки «Assimilate», «Smothered Hope», «Testure» и другие завоевали именно такую репутацию. Но тут есть пара нюансов. Чистые танцевальные треки — это мизерная часть всего творчества Skinny Puppy, хотя и самая известная. Из-за этого очень многие пропускают целый пласт экспериментов, составляющие большую часть дискографии группы. Да и к тому же, даже вышеупомянутые треки не такие простые и однозначно заслуживают внимания. Кто сказал, что в клубах не могут крутить хорошую музыку?

Skinny Puppy - Smothered Hope

Музыка Skinny Puppy очень проникновенна и эмоциональна, но на первый взгляд так может не показаться. На эмоциональный отклик и атмосферу сильно влияет лирика. У Skinny Puppy подход к ней тоже нестандартный, при написании используется поток сознания: текст песни состоит не из целостного видения, а из обрывков, ассоциаций, которые возникают у лирического героя в голове во время событий, которые он переживает. Поэтому лирика тоже зачастую выходит за рамки привычной структуры (или вообще не структурирована), она не всегда может рифмоваться, иметь смысл, а иногда большая часть текста состоит из пары слов, которые Огр будет периодически выкрикивать.

Приём на самом деле не замысловатый, его можно встретить в литературе и у других музыкантов тоже. Кроме того, на мой взгляд, самым ярким примером подобного подхода в культуре является ассоциативная речь роботов, хотя именно о сознании там говорить практически не приходится. Здесь же течёт вполне себе человеческая мысль.

Skinny Puppy отличаются тем, что используют поток сознания систематически, с первого альбома. Это отражается не только на конечном результате, но и на особом импровизационном подходе к написанию песен. В свою очередь, вместе с мрачным звучанием поток сознания создаёт своеобразную атмосферу, одновременно очень абстрактную, но всё же не лишённую конкретики и реализма, что позволяет трактовать некоторые песни совершенно по-разному. Получается такой симбиоз реальности и вымысла, особенного взгляда лирического героя на мир, как будто всё в дымке.

Текст песни «Deadlines» — показательный пример использования потока сознания. Слушателя закидывают яркими образами, а что он из них сконструирует, уже зависит только от него.

Jaded whip
Rosehip
A shallow kiss
Chauvinistic
Go look inside
Whilst in the back
A gold to lead
To resurrect
What's left to die
To resurrect
To resurrect
To resurrect
What's left to die

Недаром вокруг группы сложился полумиф, что в самом начале их творчество стремилось показать жизнь глазами пса. Кевин Ки и Огр сами это подтверждали, но на практике такой подход однозначно использовался только в песне «K-9». Происхождение названия группы — это отдельная и не совсем ясная история, скорее всего не имеющая глубокой подоплёки, но, может быть, название «Skinny Puppy» пошло именно отсюда. Показания Кевина и Огра не всегда сходятся по этому поводу.

Нам больше по душе создавать настроения, и в них для людей гораздо больше свободы, с которой они сами могут принимать решение и применять тексты к себе и различным ситуациям

Огр

А ещё Нивек Огр очень любит игру слов (стихосложением он начал заниматься с детства), поэтому в творчестве Skinny Puppy их тоже навалом и некоторые строчки надолго врезаются в память. «Aryan yahoo», «Life born addict breathe angel», «Absurd man be afraid», «Downward shores of Pluto», «She sits alone in the worry she's created» и прочее, и прочее.

Кроме этого, звук Skinny Puppy не лишён мелодичности, а текст — поэтичности. Иногда в треках создаётся такое чувство меланхоличной красоты, какое я в подобных жанрах слышу крайне редко. Более того, иногда трагизм, печаль и помпезность доходят до такой степени, что создаётся ощущение, будто индастриал-оперу слушаешь. Некоторым музыкальным ходам удивляешься ещё больше, ожидая их услышать больше в каком-нибудь саундтреке фильма или классической музыке, чем в композициях группы. Очень много рефлексии, раскаяния и личных тем с сохранением той же абстракции и многослойности, и всё это переплетается с мрачной, давящей, нередко упадочной и нигилистической атмосферой. Иногда вся эта красота смешивается с жёсткими, резкими и даже неприятными словами и метафорами.

Вспомнить хотя бы тот же «Worlock», который, несмотря на яркие образы, всё ещё остаётся невероятно аллегорической песней, создающей то ли ощущение мировой скорби, то ли очищения, то ли всего вместе. Настроение песен «I'mmortal», «Empte» и «Use Less» из альбома «The Greater Wrong of the Right» уже можно распознать по названию. Альбом «Last Rights» вообще состоит из подобного настроения более, чем полностью. Во многом политизированный альбом «Mythmaker» по итогу выводит слушателя на более личные и метафизические темы, особенно песня «Haze» со своим «Death feels like a butterfly».

Skinny Puppy - Haze

В музыке Skinny Puppy очень много личного, красивого, человечного. Но у группы есть и другая сторона. Есть кое-что другое.

Против белых халатов и нефтяных магнатов

Впоследствии название группы «Skinny Puppy» приобретёт совершенно другой окрас в связи с их, скажем так, «активной жизненной позицией». Несмотря на то, что я назвал атмосферу песен группы абстрактной, довольно часто они затрагивали социальные и политические проблемы в текстах песен: вечная традиция индастриала. Войны, протесты, вивисекция, эпидемии, пытки, суицид, ядерная угроза и прочие прелести жизни использовались группой в качестве тем для песен. Как это вяжется с абстрактностью, про которую я рассказывал?

Ну, во-первых, Skinny Puppy иногда всё же могут сбавить градус сюрреализма, на время приглушить поток сознания и вернуться к более стандартным музыкальным ходам. Это они делают не только когда решают осветить ирано-иракскую войну или события на площади Тяньаньмэнь 1989 года. Когда требуется конкретика, они её не избегают, но и не возводят в абсолют.

И тут возникает главная отличительная особенность Skinny Puppy: несмотря на свою репутацию провокаторов, они скорее ставят цель привлечь людей к определённым проблемам, а не шокировать. Индастриал известен своим «эпатажем ради эпатажа», что особенно часто выражается в любви артистов к откровенной нацисткой и БДСМ стилистике (а иногда и практике). Другая часть артистов использует подобную стилистику, напротив, дабы изобличить её адептов. Skinny Puppy скорее относятся ко второй категории, но ультраправые идеологии их интересовали мало. Они дали своё твёрдое «Нет!» в 1989 году в песне «Fashist Jock Itch» и пошли дальше. В творчестве они освещают темы, которые заботят в первую очередь именно их.

Skinny Puppy скорее впитывают в себя изнанку человеческой жизни, пропускают её через своеобразное «поэтическое» сито, а затем отражают в творчестве, выражая неистовую ненависть к явлениям, которые они освещают. Иногда они перебарщивают с этим и звучат слишком радикально и даже по-морализаторски.

Тем не менее Skinny Puppy никогда не забывают об искусстве и эстетике, и если не подходят к темам однозначно осторожно, то уж точно с определённой щепетильностью и создают из них очередную, как они это называют, «аудиоскульптуру». Кроме того, тема иногда задаёт особенную атмосферу: восточные мотивы в «VX Gas Attack», отчуждённость холодного ада в «Icebreaker», дистопический мир химикатов в «Human Disease (S.K.U.M.M.)», ощущение конца света в «Nature's Revenge». Skinny Puppy в таких условиях сохраняют образность текстов и дают свободу слушателю для интерпретации, не опасаясь, что их поймут по-своему. Фантазия, проявленная слушателем, лишь поощряется. И это всё-равно не мешает Skinny Puppy вставить крепкое словцо в чью-то сторону.

«VIVIsectVI», один из самых злых и прямолинейных альбомов, но одновременно и авангардных в творчестве Skinny Puppy — яркий тому пример. Возьмём из этого альбома упомянутую песню «Testure», которую раннее я обозвал танцевальной и непростой. Уже при первом прослушивании чувствуешь невероятно томную и грустную атмосферу, которая практически затмевает танцевальную сторону песни. Теперь добавим сюда немного контекста. Песня «Testure» находится в середине альбома и наряду с «Who's Laughing Now» выступает передышкой после жёстких и злых треков в начале. Поистине лучик света в тёмном царстве Skinny Puppy. Но для чего нужна эта передышка на самом деле? Лишь для того, чтобы в перерыве между механизированным безумием заставить слушателя рыдать. Под обманчивым синти-поповым звучанием Огр с горечью скорбит по животным, которым сулит судьба стать частью бесчеловечного эксперимента. Не скупясь на подробности, Skinny Puppy создают одну из самых грустных и провокативных композиций в дискографии.

На мой взгляд, Skinny Puppy поступила с песней на альбоме намного утончённее, чем в клипе, который в своё время наделал много шума. Если песня грустная до слёз, то в видео чувствуешь бескомпромиссную ненависть к вивисекции уже на этапе давящего на эмоции монтажа. Очень провокативное, спорное видео с яростным посылом и инвертированной вариацией «Собачьего Сердца».

Skinny Puppy - Testure - S.F. Mix. В клипе не используется оригинальная версия Testure.

Таким образом, Skinny Puppy внезапно завоевали репутацию защитников прав животных и окружающей среды, антимилитаристов и акционеров, а в слова «тощий щенок» некоторые люди стали закладывать совершенно иной смысл.

Тощий щенок Седрик — неотъемлемый атрибут на концертах в поздний период группы. Был уничтожен во время последнего тура. Skinny Puppy мертвы, окончательно.  
Тощий щенок Седрик — неотъемлемый атрибут на концертах в поздний период группы. Был уничтожен во время последнего тура. Skinny Puppy мертвы, окончательно.  

В любом случае, художественность отличает Skinny Puppy от тех же Ministry, которые какое-то время сохраняли определённую лиричность и метафоричность песен, но после ухода Пола Баркера Эл Йоргенсен стал жертвовать художественностью в угоду прямолинейности посыла. И вот уже в 2000-ых люди наблюдали, как старина Эл обрушивается всей своей метальной тяжестью на Буша младшего в трёх альбомах, пока щенки копаются в своих головах и пытаются найти ответ на происходящее. Skinny Puppy могут точно указать на проблему или явление, но конкретных имён всё же не называют. Во многом это напоминает литературный подход.

Даже финальный альбом «Weapon», который был вдохновлён историей, рассказанной группе одним солдатом, не заставил их напрямую обмусоливать тему с пытками Гуантанамо в песнях. По словам Skinny Puppy, этот солдат (охранник Гуантанамо) рассказал им о том, как их песни врубаются с невыносимой громкостью и используются для пыток заключённых, что, разумеется, возмутило группу и побудило их подать на Пентагон в суд и выставить счёт на 666 000 $ — бесполезная авантюра, затеянная лишь для привлечения внимания к ситуации. В «Weapon» этот случай выразился лишь в направлении тематики альбома. Skinny Puppy решили выйти на более глубокие темы, а именно природе жестокости человека и оружии как её производного. Лаконичное и абстрактное «This is a criminial age» красуется в припеве «Illisit» и идеально описывает содержание.

Разумеется, есть исключения. Например, песня «Hexonxonx» вдохновлена утечкой нефтяного танкера Exxon Valdez в 1989 году, прямолинейность посыла заметна уже с названия песни (Игра слов: «Hex on Exxon»). Появилась эта композиция в, кто бы мог подумать, альбоме «Rabies», в котором принимал участие Йоргенсен. Было бы странно, если вместе с ним ничего не записали бы на злобу дня.

Можно по-разному относится к этой стороне Skinny Puppy, но она также составляет немалую часть группы.

Перформанс с нечеловеческим лицом?

Skinny Puppy в начале своей карьеры. Чисто готический стиль, не правда ли? 
Skinny Puppy в начале своей карьеры. Чисто готический стиль, не правда ли? 

Skinny Puppy — одна из тех групп, которая придавала большое значение эстетике. Конечно, это выражалось не только в образности текстов, но и в акценте на визуал. Уже обложки альбомов и внешний вид музыкантов показывают мрачный настрой группы.

Обложка сингла «Dig It». Это тоже Гюстав Доре, одна из его работ на тему Божественной комедии Данте Алигьери. Интерес к эпохе романтизма и символизма сразу выдаёт готическое влияние на ранних Skinny Puppy.
Обложка сингла «Dig It». Это тоже Гюстав Доре, одна из его работ на тему Божественной комедии Данте Алигьери. Интерес к эпохе романтизма и символизма сразу выдаёт готическое влияние на ранних Skinny Puppy.

Но стоит увидеть концерты группы, как начинаешь осознавать, что перед нами не просто группа с мрачной стилистикой. Перед нами — театр ужаса. Забудьте про готическую романтику. Skinny Puppy — это Сирены индастриала, зазывают привлекательными образами, а потом утягивают на дно человеческой жизни.

И ведь правда, на первый взгляд, «театр» здесь — ключевое слово. На концертниках нередко присутствует определённая артистичность и даже откровенная наигранность, которые больше роднят их выступления с гротеском и пафосностью некоторых театральных жанров. Кроме того, нередко на концерте даже присутствует некое подобие сюжетной линии. А там, где есть сюжет, есть и персонажи. У Огровских перевоплощений даже собственные имена присутствуют, хотя у всяких Stiltman и Guiltman они носят скорее чисто функциональный характер. В любом случае, воспринимаются они не как персонажи, а как внутренние демоны самого Нивека Огра.

А любовь группы к игре с тенями и видеорядом уже не оставляет никаких сомнений, что на атмосферу театральности здесь играет практически всё.

Видеоряд к Choralone во время тура Too Dark Park. Видеоряд зависит от песни, поэтому антураж может быть как абстрактным и сюрреалистичным, так и достаточно злободневным. Нарезки Skinny Puppy собирают сами, что в эпоху начала 90-ых было затруднительно вдвойне.

Конечно, есть нюансы: во-первых, мы говорим о совершенно безумном и жестоком зрелище, где измазанный в крови или грязи Огр занимается всякими неприличными вещами: животных перемалывает, висельную петлю на себя надевает, в микрофон кричит искажённым голосом, ломает или рвёт что-то из собственного реквизита, попутно занимаясь какой-нибудь членовредительской деятельностью.

Что он там ломает — черепа или повешенные трупы — и чем он себя решил зарезать — ножом или cтеклом — зависит от эпохи. Каждый год концертной деятельности Skinny Puppy — это почти всегда новое представление, имеющее собственное название и тематику.

Показателен довольно известный случай, когда в период альбома «VIVIsectVI» в Цинциннати группу задержали после жалобы на то, что Skinny Puppy на сцене прооперировали собаку. Некоторые зрители посчитали, что она была настоящая. Как итог — сообщение в полицию, долгие разборки, задержание и штраф в 200 $ за нарушение общественного порядка. Разумеется, это была бутафория.

Пёселя Чадом звали, кстати. История успела попасть на заголовки главной газеты Канады «Toronto Star», а среди любителей Skinny Puppy она превратилась в красивую байку, которую всем любят рассказывать.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Инцидент с собакой хорошо подчёркивает второй аспект, а именно то, что реалистичности на сцене тоже уделено место. Получается, их выступления не совсем театрализованные? Одно другому не мешает. На самом деле это очень хорошо соотносится с тем, что я говорил раннее про их музыку — на концертниках они тоже совмещают, казалось бы на первый взгляд, несовместимые вещи. Skinny Puppy очень любят хорроры, но всё же держат определённые рамки и не превращают сцену в театральную реинкарнацию сплэттеров, хотя и пытаются сделать всё достаточно натурально.

Результат, правда, получался разным. Многие могут справедливо возразить, что сейчас далеко не каждый классический хоррор выглядит убедительно. Если для Skinny Puppy хорроры — это основополагающий аспект, то не устарели ли их выступления? Оставлю вопрос открытым, но всё же кое-что подмечу. Когда театральность и влияние хорроров берут верх, это выглядит чересчур артистично, а следовательно — слегка искусственно. Но если верх берёт акцент на внутренний мир группы, весьма богатый, то можно говорить не просто о правдоподобности действа, а о нечто большем. И это третий аспект.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Когда внутренний мир, эстетика, экспрессия и музыка группы сливаются в единый порыв, то тут уже меньше хочется говорить о каких-то попытках Skinny Puppy шокировать, привлечь внимание к «социальным проблемам», либо создать «театральную постановку». Это уже что-то личное. Сам Огр нередко говорил, что в подобных выступлениях он видит возможность отрефлексировать реальность и вскрыть какие-то личные переживания. Всё это отражается на концертах, и со временем в этом спектакле ужаса начинаешь видеть определённую человечность. Skinny Puppy делают очередной финт: Сирены индастриала не такие уж и смертоносцы, а на сюрреалистичном социальном дне всё ещё осталась красота.

Красота тоже очень «специфическая», кроме того, с ней вдогонку нередко прилагается танец саморазрушения: членовредительство, которое я упоминал, можно рассматривать не как попытку шокировать зрителя, а как попытку выразить себя.

Чем мрачнее период существования группы, тем безумнее их средства выражения. В 1986 году на концерте Огр вырезает себе ножом улыбку на лице — эффектная, но всё же очень заметная театральная игра. В период тура «Too Dark Park» Огр прокалывает руку ножом для колки льда. Он застревает в руке. Пока зрители пытаются понять, по-настоящему это или нет, Огр беспокоится, как бы нож не задел вены. Это уже не было игрой и, возможно, даже не было попыткой эпатажа. Тот факт, что людей такое поведение стало беспокоить и их желание сказать Огру, что ему не стоит этим заниматься ради публики, сильно повлияли на него. Отныне концерты стали более сдержанными.

Да, в этой истории, конечно же, будут замешаны наркотики (в частности, героиновая зависимость Огра), и эта история совпадает со многими другими в музыкальной индустрии. Далеко ходить не надо — группа Ministry переживала подобный героиновый кризис, причём приблизительно в тот же момент, что и Skinny Puppy: в конце 80-х и 90-х. В творчестве обеих групп можно заметить это постепенное увядание людей по очень фаталистическому звучанию альбомов тех лет. Обеим группам пришлось пройти тернистый путь, чтобы выкарабкаться из этого периода. Но в Skinny Puppy один человек выбраться всё же не смог — и это Дуэйн Гёттел. Смерти от передозировки скорее ждали от Огра, но не от него. Контрольный выстрел, ошарашивший Огра и Кевина своей неожиданностью, похоронил всю группу целиком. Распавшись в 1996 году, группа смогла возродиться только в 2000 году, а полностью восстановиться — только в 2004.

Поэтому их концертники со временем перестали иметь нотки безбашенности и стали спокойнее и безопаснее для самой же группы. «Постарели!» — скажут одни, но в случае со Skinny Puppy — скорее пошли на поправку. Последний тур представлял из себя разыгрывание сценки с пытками гуманоида, причём такого тривиального — анахронизм прямиком из 80-х, но, по заверениям Огра, этот анахронизм глубже, чем кажется. Всё проходило без особых излишеств и проблем, а последний тур закончился на крайне оптимистичной ноте. Поистине счастливый конец для такого депрессивного и трагичного коллектива.

Ну...почти. Огру всё же успели случайно вырвать зубы во время перформанса.

Получается, что «театральность» — слово достаточно неоднозначное, хотя при попытке описать Skinny Puppy это практически первое, что людям приходит в голову. Сам Огр говорил, что они долгое время пытались делать выступления именно аутентичными, а не театральными и никогда не пытались воссоздавать какие-то отстранённые фантастические сюжеты. Даже образы — это часть их реальности, их переживаний, их мыслей.

С другой стороны, разве это и не есть театр? Разве он не может быть аутентичным?

Концерты — это очень большая часть Skinny Puppy, которая, к тому же, очень тесно переплетается с их музыкой: многое, что можно сказать про их музыку, можно сказать и про то, как они проводили концерты. И наоборот.

Кроме того, концерты вдыхали вторую жизнь во многие треки группы, иногда Кевин и Огр решали поиграться с музыкой и слегка изменить её звучание. Прибавьте к этому абстрактность лирики, которая будто подстраивается под атмосферу и тематику концерта, и из неё получается уже совершенно иной смысл. И вот уже музыка заигрывает новыми красками. Тот же The Choke может звучать очень трагедийно в одном случае из-за дополнительной мелодической партии в припеве, а через 13 лет — это уже ярый танцевальный электро-расколбас.

Skinny Puppy - The Choke (Live, 1987), «Ain't it Dead Yet?»
Skinny Puppy - The Choke (Live, 2000), «Doomsday»

Так что, если здесь есть любители лайвов – можно ознакомиться с концертниками Skinny Puppy. Да, их закос на всякие стандартные пугалки в виде игл, крови и кишок может отталкивать даже не из-за отвращения, а из-за того факта, что тебя такими обыденностями заведомо напугать собрались. Но Skinny Puppy не определяются шок-контентом. Художественное мастерство группы определённо получило своё развитие с начала 90-ых, образы стали глубже и про них уже вряд ли можно сказать: «Ну это страшилки из 80-х!». Да и в 80-х можно найти интересные моменты.

К тому же, у Skinny Puppy есть сдержанные лайвы, в которых больше идёт упор на эстетику и метафоричность. The Greater Wrong of the Right Live один из таких.

Песня «I’mmortal» в рамках «The Greater Wrong of The Right Live». Здесь Огр внезапно сильно напоминает Пирамидоголового из Silent Hill.

Также ходят слухи, что в начале 90-х годов в период альбомов «Too Dark Park» и «Last Rights» экспрессия и образы на концертах достигали какого-то сумасшедшего уровня, вплоть до попытки с точностью имитировать не самые приятные запахи. Хороших записей с того времени практически не сохранилось, в основном всё шакального качества, но поискать всё же можно.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Другой вариант — посмотреть лайв с Doomsday Festival, который пытался сохранить эстетику тех лет. Как по мне, он слишком самодостаточен, чтобы стать заменой Too Dark Park Live.

Чем может отталкивать Skinny Puppy?

Мрачность. Дело даже не в том, что музыка слишком пессимистичная или давящая – такого на альтернативной сцене немало и уже вошло в привычку. Некоторые треки Skinny Puppy могут показаться даже страшными. Находил я на просторах интернета людей, которые говорили, что по уровню жути Skinny Puppy даже обгоняют блэк-метал – заявление смелое, но очень субъективное. Разумеется, в 80-х их музыка нагоняла мрака намного сильнее, слушалось это всё в других условиях. Лично для меня некоторые треки слушать не совсем комфортно, но таких треков не очень много.

Так начинается «VIVIsectVI». Агрессивное название, лавкрафтианская обложка альбома, общее настроение и крещендо, будто прямиком из бездны, нагоняют нервозности и жути с первой секунды

Но опять же, Skinny Puppy не ограничиваются хоррорным настроением, некоторые треки очень проникновенные и душераздирающие, некоторые — вполне себе вводящие в транс, а другие — и вовсе танцевальные.

Шумность. Какофонию никто не отменял, это все ещё индастриал. Далеко не каждый трек состоит из плотной стены шумов, но есть и такие. 11-минутный трек «Download», «Punk In Park Zoo’s», «200 Years» и «Point» больше звучат как эксперименты, вышедшие из-под контроля. Хотя если вы как раз любите подобные эксперименты – вам однозначно сюда. Как и с другими индастриал-группами, в какофонии Skinny Puppy со временем начинаешь находить структуру и даже мелодичность, о которой при первом прослушивании даже не подозреваешь.

Тихая громкость. Противоположная проблема, которая может быть высосана мною из пальца. Если вы каким-то чудом откопаете винил VIVIsectVI, то на одной из сторон обложки заметите следующее сообщение «Play this music loud or not at all». Skinny Puppy должны быть громкими. Однако, на мой взгляд, даже на стриминговых сервисах альбомы 80-х проиграют в громкости любому современному индастриал альбому. У этого может быть несколько причин, кто-то вспомнит про войну громкостей, кто-то — про другие факторы. А может я накручиваю, тоже возможно.

Обратная сторона обложка виниловой версии VIVIsectVI. 
Обратная сторона обложка виниловой версии VIVIsectVI. 

Разрозненность творчества. Есть у Skinny Puppy две черты, которые полностью выдают в них электронных музыкантов. Во-первых, это их бесконечная любовь к коверканию собственных имён и названий песен. Во-вторых, только электронные группы могут иметь такое количество переизданий, переделок, ремиксов (своих и не своих) и прочих «миксов». Всё доходит до такой степени, что версии одной и той же песни отличаются на альбоме, на сингле и на клипе, а при выходе песни синглом Skinny Puppy иногда сразу несколько версий трека выкатывали.

С альбомами та же история, есть разные версии с разным количеством треков. Из-за этого вообще может возникнуть путаница с тем же «Remission». «Remission» — это EP, но по итогу его расширили до полного альбома, поэтому на тех же стриминговых сервисах он будет выглядеть как первый альбом Skinny Puppy. Первым альбомом Skinny Puppy на самом деле был «Bites», когда «Remission» ещё находился в состоянии EP. Такие моменты, несколько сбивающие с толку, периодически будут встречаться.

Другой пример. В альбоме Last Rights отсутствует закрывающий трек «Last Handshake», который там по первоначальной задумке быть должен. Причина проста до безобразия: авторские права на сэмплы. Его всё ещё можно найти, но это займёт немного больше времени. Вместо «Last Handshake» теперь на альбоме красуется «Download», что тоже оказалось прекрасным решением.

А куда помещать 40-минутного гиганта «Puppy Gristle» — совместной работы Skinny Puppy и Throbbing Gristle? Часть ли это дискографии Skinny Puppy? И что это вообще за часовой импровизационный индастриал-деймос? Это что, слушать надо? И прочувствовать тоже?

Вот примерно такие вопросы могут возникать, когда начинаешь вникать в дискографию Skinny Puppy глубже.

Обложка «Puppy Gristle»
Обложка «Puppy Gristle»

В подобной ситуации я могу только посоветовать в первую очередь послушать альбомы, которые есть на стриминговых сервисах. Там выложены наиболее полноценные версии. С другой стороны, в таких версиях альбомов теряется первоначальное видение Skinny Puppy: их альбомы не всегда были концептуальными, но каждый трек всё равно имел своё место в альбоме с определённой задумкой. Имейте это в виду, а уже после прослушивания основных альбомов можно будет вдаваться в нюансы дискографии, если хотите.

Что касается ремиксов, некоторые не хуже оригинала и позволяют посмотреть на песню с другой стороны. Например, приглушается аспект ужаса и остаётся лишь танцевальная сторона композиции. Либо над треком уже начинают экспериментировать по полной, да настолько, что длительность трека увеличивается в полтора-два раза.

Skinny Puppy - Mirrow Saw (Dub Mix). Иногда ремикс настолько меняет оригинальную задумку, что его можно считать отдельным произведением. В этой версии распознать оригинальную версию можно, но лишь в некоторых местах по семплам и общему настроению отчаяния и тревоги.

80-е. Ну и последняя проблема со звуком. Первые альбомы — это чистые восьмидесятые. По идее проблемой это быть не должно, разве только у вас какие-то особенные отношения с музыкой 80-х, и они не совсем хорошие. От себя могу добавить, что этот звук не определяет Skinny Puppy, если вы никак не можете въехать в старое творчество, можете попробовать более новое, которое началось с 90-х. С другой стороны, Skinny Puppy, наоборот, может стать хорошим трамплином для того, чтобы погрузиться в 80-е, в мрачную сторону той эпохи. Они всегда экспериментировали, и что казалось тогда выходящим за рамки звука 80-х, может выглядеть мейнстримовым и родным сейчас. А это значит, что Skinny Puppy могут очень незаметно для современного слушателя заставить полюбить всякие Роланды, TR-808 и TR-909, Корги и другие классические культовые музыкальные приспособления.

Абсолютно тот же подход работает и с концертами. Не впечатлились представлениями из 80-х — концерты тех же 2000-ых могут оказаться намного ближе.

Читка Огра. Упоминал про неё раньше, тут всё очень субъективно. Кому-то она может не понравиться, кто-то даже внимания не обратит.

Лирика и трудности перевода. Обратимся к показательному примеру: как лирику альбома «The Greater Wrong of the Right» показали на винильной версии.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Вот вам и поток сознания. Тут даже слэшей нет, которые в подобных ситуациях обычно отделяют строчки. Да что уж там слэши, тут даже названий песен нет, всё идёт одной огромной стеной словесной. На других альбомах лирику либо вообще не завезли, либо она выглядит примерно также. В сети очень трудно найти более привычную версию текстов, да и с ними процесс тоже не особо упрощается. Строчки некоторых песен из-за этого неизвестны до сих пор, потому что под слоем шумов и криков Огра не всегда можно разобрать слова даже носителю языка. Добавьте к этому факт, что Огр не самый простой язык использует, так ещё и с «каламбурами» и контекстом, и мы получаем тексты, которые практически непереводимы без потери своей изюминки. Аллитерация, звукопись, олорифмы — все эти литературные термины не чужды Skinny Puppy.

На выходе — самый настоящий кошмар для русскоговорящего слушателя. Тут я могу только посоветовать больше следить за интонацией Огра, она помогает отделить словосочетания друг от друга и правильно расставить акценты.

Политизированность и акционизм. Огр очень любит затрагивать политические темы, он находится в курсе любых глобальных событий. Все вытекающие из этого последствия присутствуют, проявляются и в песнях, и на концертах. Но как я говорил раннее, стремление группы сделать из этого искусство и вынести слушателя на более глубокие темы, спасает её от навязчивого акционизма, и слишком далеко это не заходит. А иногда — ещё как заходит, вплоть до прямолинейных посылов. Откровенные антибушевские настроения в своё время — отличный тому пример, хотя, честности ради, в мире индастриала Буша младшего не пинал разве только ленивый. На своих сольных концертах Огр менее избирателен в месседжах и не боится выражать всё прямо (из относительно недавнего — антитрамписткие фокусы). Опять же, кого-то это будет отталкивать, кого-то — привлекать. Кто-то в этом увидит нарушение эстетики группы, кто-то — неотъемлемое продолжение этой самой эстетики. В конце концов, индастриал — один из самых политизированных жанров в музыке, и к этому надо быть готовым.

Так что же послушать?

Я подберу плейлист по Skinny Puppy, но я крайне рекомендую ознакомиться со всей дискографией в хронологическом порядке самостоятельно. Причём желательно не в фоновом режиме, а с полным погружением в музыку. Прямо вот так, да.

Во-первых, некоторые из альбомов приближены к концептуальным работам («Too Dark Park», «Last Rights», «The Process»), поэтому вы теряете из виду общую задумку, если прослушиваете треки отдельно.

Во-вторых, как я и говорил, это очень разная группа. Прослушав всё, вы вряд ли что-то пропустите и сможете найти своё. А пропускать есть что. Трек «Assimilate», самый популярный у Skinny Puppy, на мой взгляд, сродни «Creep» от Radiohead. Он, может быть и неплохой, но суть группы полностью не раскрывает.

В-третьих, таким образом вы сможете проследить за жизненным путём группы, который прямо выражался в музыке. Это очень разнообразная дискография, в которую не сразу можно «въехать». Поэтому Skinny Puppy — одна из тех групп, способная наградить слушателя, если дать ей второй шанс, либо подойти к ней с другого угла.

Многие любители Skinny Puppy не принимают их поздние альбомы, лишь признавая «The Greater Wrong of the Right» в качестве сносной работы. Во многом народ горюет по Дуэйну Гёттелу, считая, что после его смерти Skinny Puppy уже не смогли восстановить своё прежнее звучание. Лично я считаю, что их позднее творчество не менее ценно, оно просто стало другим, не только жанрово, но и по настроению: успокаивающей электро-меланхолии стало больше. Кроме того, позднее творчество может быть ближе слушателю по звуку и стать отличным стартом для того, чтобы окунуться в дискографию с головой.

Основная дискография Skinny Puppy
Основная дискография Skinny Puppy

Если вы любите синти-поп и музыку 80-х, альбомы «Remission» и «Bites» станут отличной точкой входа. Skinny Puppy в них проводят деконструкцию жанра, начинив известное звучание новой волны ещё большей меланхоличностью, мрачностью и нотками индастриала. Из старого творчества это наиболее доступные работы, если остальное вас слишком пугает из-за мрачности и своей индустриальности. С другой стороны, готовьтесь к тому, что будет очень много атмосферных отступлений.

Если вы любите метал — можно попробовать «The Process», хотя этот альбом очень проблематичный по всем фронтам. Но даже те, кто не любят этот альбом, обычно выделяют песню «Death» как один из самых удачных треков Skinny Puppy.

А если вы ещё любите творчество Ministry, то определённо стоит послушать «Rabies». Из однозначно метальных треков здесь всего лишь два: «Fascist Jock Itch» и «Tin Omen». Эл Йоргенсен ещё сам не совсем определился с метальным направлением Ministry. Параллельно с «Rabies» от Skinny Puppy тогда вышел «The Mind is a Terrible Thing to Taste»: первая попытка Ministry полностью уйти в метальное звучание. Но даже на «Rabies» уже можно услышать легендарные гитарные запилы Эла в «Tin Omen». Вообще, Skinny Puppy для многих металлистов стала откровением в том плане, что неметальная музыка может быть такой же тяжёлой и экспрессивной и передавать эмоции, очень похожие на те, что передаёт метал.

А ещё Rabies содержит песню «Worlock», которая настолько выбивается из альбома и творчества Skinny Puppy из-за невероятного чувства катарсиса, которое оно даёт, что её я упомяну отдельно. Skinny Puppy и «Rabies» стоит слушать, как минимум, из-за этой песни.

Skinny Puppy — Worlock

Если любите хип-хоп, то поздравляю, Огр внезапно оказывается любителем этого жанра ещё с мезозойских времён, что особенно проявилось в альбоме «The Greater Wrong of the Right». Нет, это всё ещё не хип-хоп альбом, но песня «Pro-test» определённо навеяна музыкальными настроениями конца 90-х-начала 2000-х. Её спокойно можно было вставлять в саундтрек какого-нибудь Tony Hawk’s Pro Skater, она бы там не затерялась.

Для любителей хорроров существует «Cleanse Fold and Manipulate», там их влияние настолько заметно, что, на мой взгляд, самих Skinny Puppy здесь уже не видно. Несмотря на хоррорную атмосферу, лирика делает акцент совершенно на другом. Это тоже в своём роде фишка Skinny Puppy, звук и лирика иногда могут противопоставляться друг другу, мягкое техно может сопровождаться жёсткой критикой событий реальности. Атмосфера здесь киношно-хоррорная, а лирика обыденная…в своём извращённом роде.

Если вы любите индастриал и почему-то ещё не добрались до Skinny Puppy, то можете попробовать «VIVIsectVI». А оглядываясь на дату выхода (1988 год), он будет поражать своими музыкальными ходами и подходом к индастриалу ещё больше. Не постесняюсь сказать, что во многих песнях он не звучит, как альбом из 80-х, это что-то очень самобытное, ни на что не похожее. Злой механизированный безжизненный звук, очень редко сменяющийся меланхоличным или танцевальным настроением (иногда всё вместе одновременно). Лирически это самый политизированный альбом наряду с «Rabies». Ещё упомяну инструментальный «200 Years» из «Mind: The Perpetual Intercourse» — один из самых индустриальных треков группы.

Если вы любите техно, транс, нойз, глитч, IDM и прочие электронные музыкальные эксперименты, то лучше всего начинать с этой эпохи Skinny Puppy, начиная с «The Greater Wrong of the Right». Можно даже чуть раньше — начиная с «Last Rights» (трек «Download») и «The Process» (трек «Blue Serge»). С момента записи «The Greater Wrong of the Right» Огр и Кевин Ки начинают вносить в творчество Skinny Puppy характерные черты своих собственных сольников, поэтому, если вам понравится такое направление, то можете ознакомиться с ними, в первую очередь с «ohGr», «cEvin Key» и «Download».

Если вы пришли именно за Skinny Puppy, и за что их любит небольшая, но преданная группа фанатов, то обычно их магнум опусом считают два альбома — «Too Dark Park» и «Last Rights». Два альбома-гиганта, в которых творческая жила Skinny Puppy достигла своего пика. Здесь настоятельно рекомендую послушать каждый альбом одним заходом, оба представляют из себя большой музыкальный трип. «Too Dark Park» пытается вылезти из эпохи 80-х по звуку, но всё ещё не совсем получается (я про «Spasmolytic»). Это совершенно не мешает альбому стать самой концентрированной работой Skinny Puppy, пропитанной сильной грустью и чувством мрачного путешествия.

«Last Rights» — очень своеобразная работа. Практически непреодолимая стена шумов, которой удаётся создать атмосферу апокалипсиса, трагедии, грусти и меланхолии в каких-то немыслимых масштабах, сохраняя при всём этом мелодичность. «Killing Game» — вообще индустриальная баллада. Вскоре баллады станут традицией группы. Самый личный альбом Skinny Puppy, альбом-исповедь. Прослушивание «Last Rights» оставит тяжёлое эмоциональное впечатление.

Разумеется, мои советы по жанровым предпочтениям очень условны. В любом альбоме найдутся исключения, которые под описание выше не подходят. Я лишь дал возможные точки входа. Щенки — очень живая группа. Главное — установить с ними эмоциональный контакт, а это может случиться в самых неожиданных местах. Дальше лучше остаться с группой наедине, не особо обращая внимание на советы тех, кто тоже когда-то открыл Skinny Puppy. Уверен, у каждого любителя Skinny Puppy будет своя личная история, как он открыл их музыку, и любая история будет особенной, с уникальным набором композиций и альбомов. Хотя да, песня «Worlock» и альбом «Too Dark Park» будут упоминаться больше всего.

А ещё у Skinny Puppy имеются клипы, их немного. Есть достаточно эстетичные клипы, есть странные, а иногда Skinny Puppy решали накидать жестоких сцен по полной. Testure я уже вкинул без предупреждения, а вот мясной коллаж «Worlock» даже пытаться не буду — сами найдёте, если заинтересуетесь. А клип на «Illisit» из последнего альбома вполне можно посмотреть, в нём также есть очень неприятные сцены, но общая стильность, символичность и сюрреализм клипа делают его для меня лучшей визуальной работой от коллектива.

Skinny Puppy - illisiT

В общем, есть, где разгуляться.

Почему Skinny Puppy — серые кардиналы?

Skinny Puppy так и не получили широкой популярности, но вот локальной вполне. Их влияние на культуру индастриала и даже на готическую культуру огромно, а альбому «Bites» и треку «Assimiliate» удалось пробиться и стать хитом в 80-х годах не просто в готических кругах, а уже на более высоком уровне.

Но их влияние на музыкальную индустрию ещё сильнее. Совершенно разные артисты разных жанров в разное время признавалась в том, что этот коллектив во многом на них повлиял. То, что Skinny Puppy не смогли вывести в мейнстрим, взяли на вооружение другие группы, и вот они уже в этом преуспели.

Про Front Line Assembly наверное из моего рассказа уже стало ясно. Ни для кого не станет сюрпризом тот факт, что люди, с которыми ты работаешь, будут иметь на тебя какое-то влияние. Ещё гадай, кто на кого повлиял, и не оказались ли вы просто родственными творческими душами. Так и случилось с Билл Либом, который начинал карьеру вместе со Skinny Puppy, а потом создал группу Front Line Assembly, в которой он делает музыку в том же направлении. Я бы даже сказал, что Front Line Assembly намного лучше проясняет слушателю, что такое электро-индастриал. Старых товарищей не забывает — время от времени с ними турит, а вместе с Кевином Ки и Дуэйном Гёттелем в 90-х создал отдельный проект Cyberaktif. В последнее время Cyberaktif, кстати, внезапно ожил, на что наверняка повлиял распад Skinny Puppy. В 2024 году они вообще альбом записали, это более чем через 30 лет после их последнего релиза!

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Ministry. Ситуация схожа с Front Line Assembly, но сложно говорить об однозначном влиянии, когда группы долгое время существовали параллельно, но в похожем культурном вакууме. Можно сказать, что группы однозначно повлияли друг на друга, когда в определённый период тесно сотрудничали. И влияли не всегда положительно: кооперация Огра и Йоргенсена приводила к тому, что оба ещё больше тонули в героиновой зависимости.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала
Кавер Ministry на «Smothered Hope». Запись 1989 года, поёт Огр, тусивший тогда с Йоргесеном. Планировалось включить трек в альбом «The Mind is a Terrible Thing to Taste», но как-то не срослось.

Marilyn Manson. Его второй альбом «Antichrist Superstar» продюсировал Трент Резнор вместе с Дэйвом Огилви — продюсером, которого я опустил в своём рассказе, но который долгое время был участником Skinny Puppy и оказал огромное влияние на альтернативную сцену. Театральные выступления Мэнсона, особенно ранние, в какой-то степени представляют из себя развитие того, что делали Skinny Puppy в своё время, а любовь к словесным играм лирически роднит Огра с Мэнсоном.

Nine Inch Nails. А вот если говорить о самом Тренте Резноре, то влияние здесь бесспорное и очень заметное. Да настолько, что в своё время разгорелась целая дискуссия, почему песня «Down in it» из альбома «Pretty Hate Machine» звучит как более танцевальная версия «Dig It» из альбома Skinny Puppy «Mind: The Perpetual Intercourse». Оказалось всё очень просто, Трент Резнор сам ответил на этот вопрос: он буквально делал свой «Dig It», песня была образцом для трека. В переводе на человеческий — он его содрал. Справедливости ради, песни не идентичные, но по настроению очень похожи. Плохо ли это? Да нет, «Pretty Hate Machine» от Резнора — всё ещё один из важнейших индастриал альбомов, очень хорошо уловивший настрой Skinny Puppy и продолживший деконструировать синти-поп.

Nine Inch Nails - Down In It
Skinny Puppy - Dig It. Версия песни здесь отличается от альбомной и сильно укорочена. Ну и качество звука желает оставлять лучшего.

Вот так и получилось. Когда-то Трент Резнор вдохновлялся Skinny Puppy, и Nine Inch Nails играли у щенков на разогреве в период альбома «VIVIsectVI». А уже в период создания «The Process» лейбл заставлял Skinny Puppy косить под NIN. Очередная ирония.

Deftones. Больше скажу, они даже микс на Skinny Puppy сделали, хотя он очень странный. Да, Deftones любят Skinny Puppy, Чино Морено в частности. Ему никогда не была чужда электроника, это даже можно заметить в его сольном проекте ††† (Crosses).

Spasmolytic (Habitual Mix - Deftones Remix). Позже трек попал в саундтрек к четвёртой Пиле.

Celldweller. Очень недооценённая группа из одного человека, которую люди наверняка слышали в Need for Speed Most Wanted 2005 года («One Good Reason» и «Shapeshifter»). Будучи металхэдом, Клэйтон однажды познакомился с творчеством Skinny Puppy, что заставило его тщательнее приглядываться к электронной музыке. Частично это вылилось в то, что его будущие проекты — Circle of Dust и Celldweller, относились к жанру индастриал-метала с вкраплением множества других жанров. Со Skinny Puppy Клэйтона роднит меланхоличное настроение (но с уходом в христианскую, философскую и sci-fi тематику) и любовь к смешению всего, чего по идее смешать нельзя.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Дарон Малакян. Гитарист System of a Down и фронтмен сольной группы Daron Malakian and Scars on Broadway не просто признавался в любви к Skinny Puppy, он много раз каверил их самую известную песню «Assimilate» на сольных концертах. По итогу он и вовсе решил завершить альбом 2018 года «Dictator» метал-кавером этой песни. Очень добротным, кстати.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала
Daron Malakian and Scars On Broadway - Assimilate

Mortiis. Казалось бы, причём тут один из известных представителей Dungeon synth, но даже он заслушивался «Too Dark Park» от Skinny Puppy. Наибольшее влияние ранних (синтовой стороны) Skinny Puppy заметно на альбоме «The Smell of Rain», но, собственно, Dungeon synth’а там стало меньше. Да, на блэк-метал сцене Skinny Puppy тоже известны.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Заметили, как много метала здесь, хотя Skinny Puppy вроде бы им не сильно увлекались? И это только вершина айсберга, имён на самом деле намного больше. Стоит зайти на английскую википедию, увидеть там имена от Честера Беннингтона до Death Grips, как начинаешь понимать масштаб влияния.

Кроме того, сами Skinny Puppy много с кем сотрудничали, например на момент записи «The Greater Wrong of the Right» участие принимал фронтмен Static-X Уэйн Статик. Его вокал внезапно врывается в песне «Use Less». Барабанщик Tool Дэнни Кэри сотрудничал с группой не раз.

Ну и в некоторых фильмах их песни успели засветиться. К примеру, «Who's Laughing Now?» в фильме «Дурное влияние». В «Другом мире» появился трек «Optimissed», очень малоизвестный, но определённо стоящий внимания (хотя ремикс от The Humble Brothers, на мой взгляд, намного интереснее).

Если вспомнить ню- и индастриал-метальную лихорадку в начале нулевых, то можно перебрать в памяти странное явление, когда в кинематограф стали просачиваться саундтреки с музыкой этих жанров (саундтрек «Queen of the Damned», наверное, эталонный пример). Skinny Puppy тоже засветились в таких подборках. The Blair Witch Project: Josh’s Blair Witch Mix, саундтреки ко второй и четвёртой Пиле и прочие вещи. Skinny Puppy в таких подборках сильно выделяются из-за своего сильного уклона в электронную составляющую.

Интересно, что в игры их тоже включали. Так они побывали в гоночных проектах «L. A. Rush» и «Project Gotham Racing 3». Самое странное появление случилось в, барабанная дробь, Little Big Planet 3. Саундтрек Little Big Planet всегда был своеобразным, но Skinny Puppy в детской игре ожидаешь увидеть меньше всего. Там можно услышать ремикс их песни «Rodent».

Ремикс «Rodent» от Кена Маршалла, давнего друга Skinny Puppy. Он, кстати, в рамках дуэта The Humble Brothers создавал треки для Need for Speed Hot Pursuit 2 и для других игр Electronic Arts. Мир тесен, дамы и господа.

Недавно Кевин Ки даже принял участие в создании саундтрека Silent Hill: Ascension, что оказалось достаточно...странным решением. Игру разгромили в пух и прах, и саундтрек там, наверное, одна из немногих приемлимых вещей.

Из более старых коллабораций, Огр и Марк Уолк в своё время участвовали в разработке саундтрека к серии Descent от Parallax Software Corporation (позже — Volition, Inc., создатели Saints Row). Треки «Glut», «Rusty» и «Ratzez» — их работа.

Так и выходит, что Skinny Puppy остались в роли не самой известный группы, но куда не посмотришь — везде они оставили свой след.

Skinny Puppy - серые кардиналы индастриала

Про Skinny Puppy можно говорить ещё очень долго. У коллектива очень богатая и интересная биография, их альбомы стоят подробного анализа, а про искусство и концерты Skinny Puppy можно говорить отдельно, так как это обособленный безумный мир.

Я пытался передать лишь суть группы. Да и то, вышло довольно развёрнуто. С другой стороны, это доказывает то, что группа очень разноплановая.

Слушайте, пробуйте, чувствуйте, образовывайтесь. Не бойтесь открывать новое.

Всем добра!

The beauty of their souls, the sweetness of their characters live on with us forever.

3.1K3.1K показов
383383 открытия
5 комментариев

Вот это годный материал! Большое спасибо!

Ответить

Костлявых щеночков стоит каждому неофиту просто прослушать полностью и самостоятельно определиться с оценкой)
Слишком яркий и неоднозначный коллектив.

Ответить

Не каждый готов тратить время на 13 альбомов, вот в чем проблема

Ответить

помню, одногруппник пытался подсадить меня на индастриал (я в то время по Слееру угорал). Носил мне кассеты послушать, там были NIN, Skinny Puppy, Ministry, Einsturzende Neuebauten (надеюсь правильно написал)

Ответить