«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Как предпочитают слушать музыку современные меломаны? С одной стороны, стриминг всех победил, с другой — виниловые пластинки популярны как никогда. Еще не так давно люди покупали синглы в iTunes, а чуть раньше — на дисках и кассетах.

Разбираемся, что это значит для индустрии.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Что изменилось в США

Это главный музыкальный рынок мира, эта страна всегда славилась точными статистическими данными. По подсчетам RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний), только за 2022 год доход музыкальной индустрии в стране составил 15,9 млрд долларов. Информации за 2023-й пока нет, но это уже дает понять, что индустрия процветает: это самый высокий показатель в истории музыкального бизнеса США. И наибольшая доля приходится именно на стриминг: в 2023-м 78% взрослых меломанов имели подписку хотя бы на один сервис, тогда как в 2022-м эта цифра была на 10% меньше и составляла 68%.

Как подсчитала британская аналитическая компания Global Web Index, поколение зумеров (до 26 лет) предсказуемо слушает на стримингах больше музыки, чем меломаны постарше. Более половины годового дохода индустрии — точнее, 57,8% — приходится на платные подписки со стримингов, это 9,2 млрд из общей суммы в 15,9 млрд.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

На графике хорошо видно, что бесплатные прослушивания, поддерживаемые рекламой (и обозначенные светло-зеленым цветом) не так популярны, хотя выручка в 1,8 млрд долларов все же что-то значит. А рингтоны (светло-сиреневые) и цифровые скачивания (фиолетовые) ушли в прошлое почти окончательно, более-менее держась примерно до 2017 года. Что сейчас совсем непопулярно, так это скачивание видео (1,3 млн), а вот премиальную подписку на стриминги выбирают относительно часто — 1,1 млрд долларов не даст соврать. В такой версии подписки нередко прилагается более высокое качество звука, что важно для значительного процента меломанов.

Винил при этом не сдает позиций. У одного из старейших музыкальных носителей интересная история: в 1970-х 66% доходов приходились именно на пластинки, а в 1990-х цифра упала до поразительного минимума: всего 10 миллионов продаж и 0,1% рынка. Даже нашествие кассет в 1980-х не повлияло на него так сильно, а в 1990-е индустрией правили компакт-диски и про винил, казалось бы, забыли навсегда. Не тут-то было: в 2020-е он совершил грандиозный камбэк, за один только 2022-й на нем выручили 1,2 млрд долларов, то есть 7,7% от общей суммы.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Что нужно знать о стриминге и его лидере

История музыки в интернете берет начало в далеком 2001-м, когда в Сети еще существовал файлообменник Napster. Взрослые меломаны помнят судебные разбирательства Napster с Metallica — именно они и привели к закрытию сервиса в том же 2001-м. Именно там многие скачали свой первый файл с песней. Сейчас Napster работает как легальный сервис по покупке музыки, но особой востребованностью не отличается. Инновационные идеи подхватили другие компании, например, Apple со своим iTunes.

В почти таком же далеком 2006-м в Стокгольме была основана компания Spotify. Да-да, тот самый нынешний лидер стриминга (об этом чуть ниже). Путь Spotify к успеху был долгим: появившись, пожалуй, в самый неудачный для индустрии период, компания быстро переквалифицировалась из торрент-трекера в стриминг. На тот момент идея выглядела чем-то фантастическим: в середине 2000-х практически все скачивали музыку бесплатно и казалось, что это никогда не поменяется. На самом же деле индустрия просто не привыкла к новому формату, а Spotify как раз разрабатывал его: Даниэль Эк и Мартин Лоренцон, основатели компании, придумали ее именно для борьбы с пиратством.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

У Spotify есть бесплатная версия, где каждые 15 минут звучит 30-секундная реклама и имеются спонсированные плейлисты. Платная в разных странах стоит по-разному, до ухода с российского рынка здесь она стоила 169 рублей в месяц. Сейчас многие продолжают пользоваться Spotify через посредников и часто покупают сразу годовую, которая в разных местах оценивается примерно в 2–3 тысячи рублей. Всего у Spotify 574 млн активных пользователей, из них 226 млн платят за подписку. Именно платные подписки составляют 91% дохода компании, в 2023-м выручка дошла до 14 млрд долларов и показала 16%-й рост по сравнению с 2022 годом.

Люди до 26 лет — не просто самая большая, но и самая активная аудитория. В отчете Spotify за 2023 год говорится, что пользователи-зумеры слушали песни 560 млрд раз, а подкасты — более 3 млрд раз. Это на 76% больше, чем в 2022-м, что делает молодое поколение самой быстрорастущей аудиторией и в музыке, и в подкастах. По иронии, 59% пользователей верят, что жизнь до появления соцсетей была куда лучше. А 67% слушают песни и подкасты, чтобы справиться с тревогой и стрессом.

В Европе и не только

В Германии среднестатистический слушатель включает музыку около 19 часов в неделю. Радио остается очень популярным источником, особенно в старшей возрастной группе от 65 лет. А распространенность стриминга обратно пропорциональна возрасту слушателя: чем он моложе, тем выше доля стриминга. Так, в группе 16–24 доля стриминга — 50%, у радио же она заметно ниже — 20%. Компакт-диски по понятным причинам больше покупает старшее поколение, но даже там их доля всего 10%, у молодого же всего 1%.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Большую часть рынка занимает музыка в цифровом формате, на нее приходится 70% (против 15% в 2011-м) — и скачивания почти целиком уступили место стримингу. Интересно, что еще десять лет назад около 80% продаж были «физическими», а сегодня они снизились до 25%. Если в американском отчете CD особо не упоминаются, то в Европе они относительно востребованы. Винил, само собой, тоже — из-за особого оформления и ценности для коллекционеров.

Германия — четвертый по величине и важности рынок в мире, он уступает лишь США, Японии и Великобритании. Великобритания всегда была очень музыкальной страной, у них покупают не только виниловые альбомы, но даже виниловые синглы. Самым популярным синглом 2023-го стал «Now and Then» The Beatles — «утерянная» песня группы, восстановленная при помощи искусственного интеллекта. Из альбомов на виниле больше всего покупали переиздание «1989» Тейлор Свифт, на дисках — «This Life» Take That, на кассетах — «Guts» Оливии Родриго. В целом европейский музыкальный рынок прекрасно себя чувствует, но темпы роста у него незначительные, всего 3%.

А вот Латинская Америка показывает 15%-е увеличение, в Южной Корее оно еще больше. Конкретных цифр по Корее нет, зато есть рейтинги IFPI (Международная федерация производителей фонограмм): четыре места в топ-10 главных артистов 2023-го занимают звезды k-pop, причем Seventeen и Stray Kids расположились на втором и третьем местах.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Первое, само собой, у Тейлор Свифт, но в продажах альбомов корейские артисты ее обошли: на вершине — Seventeen, за ними — Stray Kids, а еще в десятке есть NCT Dream и… два других релиза Seventeen и Stray Kids. У IFPI есть отдельные чарты по винилу и стримингу альбомов, и, похоже, k-pop-звезды берут цифровыми продажами и дисками.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

В России

Даже несмотря на уход Spotify, объем музыкального рынка в России продолжает расти. В 2023-м он дошел до 24–26 млрд рублей: ожидается, что в 2024-м он увеличится еще на 15%. Именно столько ожидают в «Яндекс Музыке», а в «Звуке» не называют точных показателей, но говорят о «двузначных цифрах» — то есть минимум 10%. В том же «Яндексе» за 2023 год выручка возросла на 63,7% и добралась до 27,1 млрд рублей — против 16,6 млрд в 2022-м. В «Звуке» тоже все отлично: 4,7 млрд рублей выручки и рост в 26% в сравнении с предыдущим годом.

Тренд на винил до России тоже добрался. На маркетплейсах был зафиксирован бум интереса к виниловым проигрывателям: как сообщили представители Wildberries, Ozon и «Мегамаркета», в 2023-м он увеличился в 1,6–2 раза на фоне 2022-го. Многие выбирают именно маркетплейсы, а не музыкальные магазины: во-первых, туда привозят товары с параллельного импорта, во-вторых, у них больше ассортимент в бюджетном сегменте. Средний чек покупки винилового проигрывателя — около 22 тысяч рублей, но на маркетплейсах можно найти варианты и за 3–4 тысячи. Хотя эксперты предупреждают, что дешевое устройство не передает все богатство палитры звуков, а именно это в первую очередь и ценится в виниле. К тому же некачественные аппараты попросту портят пластинки, иногда уже после пяти прослушиваний. Есть подозрение, что пользователи берут дешевые проигрыватели не столько ради музыки, сколько ради красоты — они стильно выглядят и отлично смотрятся в интерьере.

«Физика» против цифры: как изменились музыкальные форматы за полвека

Однако и сами пластинки пользуются большим спросом: с 2020-го по 2023-й их популярность выросла на 296%, то есть почти в четыре раза. Как мы уже отмечали в одном из предыдущих материалов, интерес к винилу вызван не только общемировой тенденцией, но и уходом из России трех крупнейших лейблов, Universal, Sony и Warner. Хорошо продается классический рок, фанк и диско тоже любят. Средняя цена пластинки на Avito достигла 2600 рублей, на 10% выше, чем в 2022 году.

Компакт-диски тоже многим интересны: на том же Wildberries в 2023-м их купили вдвое больше в сравнении с 2022-м, а продажи CD-проигрывателей на «Яндекс Маркете» подскочили в 2,3 раза — тогда как виниловые проигрыватели стали покупать «всего лишь» в 1,6 раз чаще. В интервью «Известиям» представитель Avito рассказал, что спрос на диски у них возрос за год на 45%, на кассеты — на 35%. Средняя стоимость носителей — 1130 и 700 рублей соответственно. ComNews Research отмечает, что только в 2023 году в России продали 700 тысяч виниловых пластинок и 160 тысяч проигрывателей для CD и винила.

На Pult.ru огромный выбор виниловых проигрывателей на любой бюджет, от скромного до безграничного. Но будьте уверены: даже недорогие устройства в нашем магазине — исключительно качественные, от проверенных производителей и с гарантией. Если вы потеряетесь в нашем ассортименте, пообщайтесь с экспертами Pult.ru: они подберут для вас самый подходящий проигрыватель. Слушать винил удобнее всего на хороших колонках — акустические системы и аксессуары к ним также можно приобрести у нас на сайте.

66
5 комментариев

Любопытный рекламный текст, спасибо!

2

Как показал спотифай, можно сьебать и удалить все нахуй. Цифровой век как никак.

Вот именно. я уже привык смотреть фильмы и слушать музыку легально и без покупки на физических носителях, но они начали уходить или санкциями удалять всё что я смотрел и слушал. Это жесть конечно. Придётся видимо перестать лениться и заново начать собирать фильмы и музыку на дисках и виниле

1

Пользуюсь стриминговыми сервисами, только по причине лени, не хочу покупать пластинки или что-то скачивать. Две как бы платные подписки на стриминговые сервисы покрывают все потребности в музыке. Да ещё и на умные колонки удобно транслировать. Меня устраивает. Звук и ВК Музыка классные сервисы, спотифай пока не нужен

гхм, винил бум застиг и Россию. немало интернет магазинов по винилу. некоторыt даже позиционируют себя как русcкий дискогс или ebay не помню точно. ну круто конечно.