Рецензия на альбом: Kati Rán - «Sála»

Рецензия на альбом: Kati Rán - «Sála»

Скандинавская фолк-сцена значительно изменилась с тех пор, как Кати Ран выпустила свой первый альбом «Lys» в 2015 году. Такие группы, как Heilung, Wardruna и Skáld, за эти годы добились международного успеха, выступая перед большими аудиториями. Альбом «Lys» стал заметной частью первоначального подъема, одним из ключевых текстов сцены, и в ретроспективе одной из первых искр жанра, который до сих пор горит ярким пламенем. Спустя девять лет Ран возвращается со своим вторым альбомом «Sála», от начала и до конца подтверждающим ее место в центре канона жанра. Возвращается, чтобы вернуть себе корону. При этом она создала полноценную запись скандинавского неофолка в его нынешнем обличье. Девять лет прошли не зря.

Хотя музыкальный вкус полностью субъективен, это особенно верно, когда речь идет об исполнителях, поющих на родном языке. Например, никто за пределами Исландии не понимал Sigur Rós. После нескольких записей они решили петь на вымышленном языке. Это было своего рода признанием того, что каждый отдельный слушатель привносит в музыку больше, чем понимание оригинального лирического замысла. Их музыка заставляет чувствовать, так же как и музыка Ран создана для тех, кто не является носителем языка.

Если слушатели подходят к «Sála» с искренностью и готовностью позволить ей увлечь их, это будет очень занятный опыт. В голосе и композициях Ран есть мифы и легенды, есть боль, передаваемая из поколения в поколение, и есть утверждение, которое можно услышать среди шума истории. Акустические инструменты и племенная перкуссия соединяют слушателя с предками, вступая в разговоры, которые ведутся на протяжении веков. Океаны можно почувствовать, когда струнные играют рубато, имитируя непредсказуемые волны, и ударные вызывают присущий человеку акт церемонии.

Для тех, кто хочет копнуть глубже, здесь есть и мифология: «Sála» ссылается на акт "возвращения души", шаманский ритуал восстановления после травмы. Запись передает женский взгляд на вековые сказания, которые можно понять в мелодиях и ритмах, даже если язык вам незнаком.

Хотите чего-то непосредственного? «Segið Mér» — это первобытный взрыв фолк-попа, максимально приближенный к традиционной песне. Он заставляет кровь бурлить в жилах, потому что его интенсивность исходит от горла, рук и ног, воодушевляя так, как ни одно цифровое искажение. Ищете что-то более эпичное? Попробуйте 15-минутную «Blodbylgje», где больше движения и больше души, чем во всей карьере. Она начинается из звуков земли, которые уступают место разрозненным личностям природы и заканчивается голосом Ран над пульсирующим битом, который может продолжаться вечно.

Есть и деликатные вещи, вроде «Himinglæva», торжественного марша некой прозрачности небес. Она настолько грандиозна, насколько можно предположить по ее сюжету. Повсюду драматизм, например, хор голосов в кульминации «Stone Pillars», благодаря чему даже почти 80-минутный альбом неизменно приковывает внимание. В записи принимают участие приглашенные музыканты, в том числе участники Heilung, Sigur Rós, Митч Харрис из Napalm Death и Гаал, чье участие над альбомом создает ощущение совместной, коллективной работы.

«Sála» — это магнум опус Кати Ран. Это заметное произведение искусства в рамках движения, которое все еще находится на подъеме и которое получило новый ориентир. Трудно представить, как его можно улучшить, ведь он настолько же яркий, насколько эмоционально разнообразный, настолько же великий по замыслу, насколько и полон того, чего слушатели хотят получить от записей скандинавского фолка в 2024 году. Он достоин открытых для нового опыта слушателей, которые ищут общения с чем-то, что объединяет мир природы и наше воображение. Он бесподобен.

Больше контента на канале Neoelegy

3
1 комментарий

Альбом только вышел? Чот в мьюзик его не купить и не послушать.

Ответить