Gary Clark Jr. — «JPEG RAW»
Дата релиза: 22.03.2024
Творческие люди иногда оставляют в имени приставку «младший», напоминая о звёздной родословной, но случай Гэри Кларка иной. Сын продавца автомобилей и домохозяйки, он не слишком любит вспоминать своё детство. Большинство биографий блюзмена начинаются с отметки в 12 лет, когда он впервые взял в руки гитару. Больше не выпускал. Не самый ранний возраст начала обучения не помешал нашему герою стать виртуозом и постепенно занять своё место в истории. Но обо всём по порядку.
Два первых альбома Гэри были выпущены без лейбла и не имеют официального статуса. Сыроватый электрический блюз едва ли мог кого-то заинтересовать в нулевые, но на фоне коллег Кларка выделяли потрясающие гитарные умения. Концерты собирали всё больше людей, крупные издания не стеснялись в комплиментах. Его называли новым богом гитары и сравнивали с Хендриксом (они и внешне похожи). Выступления на джазовом фестивале в Монтеррее и Crossroads Guitar убедили боссов с Warner Bros. дать Гэри шанс. Взяв избранные песни с двух незамеченных пластинок и написав несколько новых, блюзмен воспользовался предоставленной возможностью. Альбом «Blak and Blu», теперь считающийся дебютом, звучал совсем по-взрослому и пробился в чарты. Музыканту на тот момент было уже 28 лет.
Спустя два года Кларк получил свою первую Grammy в категории «Best Traditional R&B performance», а потом закрепил успех альбомом «The Story of Sonny Boy Slim». Концептуальная пластинка была выполнена в том же сладком смешении блюз-рока и нео-соула, а рецензенты отмечали рост Гэри как сонграйтера. Выдающиеся живые выступления, ставшие визитной карточкой, были запечатлены на двух официальных релизах, вышедших в 2014 и 2017 годах. В феврале 2019-го певец выпустил третий лонгплей, выступив как политический активист. В движении, сатирически названном BLM-core, это было одно из самых цельных высказываний. В следующие годы Кларк проявил себя ещё и как актёр, снявшись у База Лурмана в «Элвисе» (эпизодическая, но запоминающаяся роль). Теперь, показав себя на всех уровнях, музыкант вернулся со своим самым спокойным альбомом.
«JPEG RAW» кажется естественным продолжением всего, что музыкант достиг на предыдущих релизах. Блюз, соул, фанк, нотки психоделики, рока и чуть-чуть речитатива – всё снова смешивается в завораживающем гитарном коктейле, подкреплённым мощным вокалом. Однако становится сюрпризом, как легко Кларку даётся жонглирование жанрами. Он продолжает бросать себе вызов, пытаясь развивать исконно «чёрные» музыкальные стили для современной аудитории. В безудержной творческой одиссее исполнитель с блеском напоминает о культурной значимости истоков и выводит блюз-рок на новый уровень. Иногда при прослушивании ты чувствуешь себя будто в винтажном джаз-клубе, но через пару мгновений оказываешься на рок-концерте. В совокупности с тем, что Гэри ничего не пытается доказать в лирическом плане, мы наблюдаем его новый образ: ранимый, хрупкий, душевный. Никогда ранее не было столько фальцета. Альбом по-настоящему захватывает дух.
Кларк наслаждается своей безграничной свободой. Он автор музыки и стихов, играет почти на всех инструментах, а также является со-продюсером альбома. Однако отдельного упоминания заслуживают люди, специально приглашённые для записи: молодая r&b-звёздочка Naala, великолепная Валери Джун, джазовый трубач Кейон Хэрролд, а также великие Джордж Клинтон и Стиви Уандер (с последним Кларк ранее уже работал и выступал). Список даёт понять, насколько широк размах личности Гэри и как для него важно собирать под собственными знамёнами героев разных поколений. Вся его музыка основана на соединении тенденций разных эпох.
«JPEG RAW» знаменует собой новое начало. Кларк продолжает делать то, за что его когда-то полюбили – мастерски играть на гитаре и петь, – но вместе с этим демонстрирует полный отрыв от рамок, в которые массы привыкли помещать темнокожих исполнителей. Потрясающий талант и вера в правильность выбранного пути окрыляет как самого Гэри, так и любого, кто поймает с ним одну волну.
Мой Телеграм-канал: ссылка.
Трек Don't Owe You a Thang кстати был в саундтреке Need for Speed The Run, откуда и узнал про него.
Ой помню как в своё время ему пророчили поднять блюз с колен и вернуть жанр в мейнстрим, но лично мне он никогда не нравился. Может я уже слишком старый и лучше послушаю в сотый раз Мадди Уотерса и Альберта Кинга