Pixies — «Trompe le Monde» (1991)
Альбом Pixies «Trompe le Monde», выпущенный в 1991 году, стал последней студийной записью группы перед их долгим перерывом, и это важная точка в их творческой эволюции. Он представляет собой синтез всего, что сделало Pixies культовой группой альтернативной сцены, но также предвещает разногласия, которые вскоре приведут к распаду.
Название альбома может быть переводом с французского выражения «обмануть мир», но с «Trompe le Monde» Pixies никого не обманывали: это по сути был дебют Блэка Фрэнсиса как сольного исполнителя. Альбом фокусируется на его увлечении научной фантастикой и практически не содержит песен Ким Дил; даже её бэк-вокал встречается крайне редко. Тем не менее, группа звучит обновлённо, как будто они заранее планировали это как своё прощальное выступление.
Такие громкие треки, как «Distance Equals Rate Times Time» и взрывная кавер-версия «Head On» группы The Jesus and Mary Chain, выглядят довольно прямолинейно, но в текстах остаётся фирменная странность Pixies. Например, «Planet of Sound» рассказывает о марсианине, который приземляется на Землю, а «Palace of the Brine» — это своеобразная ода морским обезьянкам и Солёному озеру в Юте. Фрэнсис даже бросает язвительные насмешки в сторону хипстеров и претенциозных студентов — по сути, своей же фан-базы, — как, например, в саркастических строках «Subbacultcha» с их «Я носил подводку для глаз / Она носила подводку для глаз» и в кричащем «U-Mass» с его насмешливым «Это обрааазовааание!».
С музыкальной точки зрения, психоделический налёт альбома и атмосферные клавишные в «Alec Eiffel» доказывают, что звук Pixies не ограничивался сыростью стиля Стива Альбини. Здесь больше эмоциональной глубины: например, в «The Sad Punk» есть неожиданно трогательная строчка: «Эволюция из моря / Не заняла бы много времени для меня, чтобы гулять с тобой под солнцем». А «Letter to Memphis» — это проникновенная, хотя и загадочная, любовная песня.
Хотя «Trompe le Monde» звучит не совсем так, как предыдущие работы Pixies, тем не менее можно увидеть связь с мистическим началом «Come on Pilgrim» (1987), агрессивной атакой «Surfer Rosa» (1988), обманчиво доступным поп-панком «Doolittle» (1989) и космическими звуками «Bossanova» (1990). Всё это сделало «Trompe le Monde» ярким прощальным аккордом и предвестником грядущего успеха альтернативного рока. Означает ли это, что их музыка осталась неподкупной, или они упустили возможность коммерческого успеха, — вопрос спорный. В любом случае, Pixies — одна из величайших и самых влиятельных групп Америки.
© Heather Phares / TiVo
Is she weird, is she white?
Is she promised to the night?
And her head has no room
And her head has no room