Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Убийственность любовного безумия

7. A Moment Of Madness

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Убийственность любовного безумия

Еще одна композиция с альбома The House, ничуть не похожая на «The One I Love Is Gone» и вполне отвечающая своему названию. В «A Moment Of Madness» элемент легкой безумности ощущается во всем – от аранжировок и вокальных переходов до собственно содержания песни. Она, и впрямь, передает ощущение помешанности, болезненности того состояния, что переживает лирическая героиня. Речь, очевидно, о состоянии влюбленности.

«A moment of madness / It’s happened before / It could turn into sadness / Or a civil war / You’ve got me changing / All I ever thought». Колеблясь между возможностью окунуться в тоску, либо гражданскую войну с возлюбленным, Кэти вовлекается в припев, логику которого прекрасно выражает фраза «Oh my god what is this?».

Именно такое вопрошание возникало (и возникает) у меня в адрес Кетеван и Гая Чемберса, сочинивших эту песню вместе. Вообще с точки зрения лирики The House – пожалуй, самый туманный, самый загадочный из лонгплеев певицы, где подключать воображение и аналитические резервы приходится очень часто. Впрочем, несчитываемость или неоднозначность смыслов идет обычно на пользу, оставляя тебе свободу трактовок, да и все равно выражая настроение. Впервые ты начинаешь ощущать его в припеве, создающем ощущение легкого головокружения, дурмана и как будто бы – некоторой иронии, что лишь еще более усиливается в инструментальной подводке к куплету.

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Убийственность любовного безумия

Оркестр и вообще блестяще игрив, разнообразен, выразителен в этой композиции. Сменяющие друг друга медные и струнные вступают и разгуливают по мелодии как пьяные («When we drank too much beer / Lost our fear»), раскачивая смысловой нерв от упомянутой иронии («You know I’m not asking a lot / Only your life») до упоительной тягучести («A promise of passion / A trailer of sin / A smiling assassin / The demon within») и разряжающего трубного возгласа, что врывается после бриджа, привнося опереточный дух. По этой причине сложно определить квинтэссенцию, выделить один наиболее яркий момент или фрагмент песни.

«A Moment Of Madness» сильна именно своими скачками, эмоциональными качелями, особенно убедительными из-за исполнения Кэти, что ловко вторит оркестру. Ее вокал бродит по той же тонкой, неуловимой грани, то возрастая, то угасая, переходя из одной стадии безумия в другую, но выражая его плавно и легко. По факту – даже весело, так что никакого страдания или тяжести испытать при прослушивании невозможно. Эта песня просто ударяет тебе в голову, словно вино, но не приводит в итоге к отчаянию или апатии, а заставляет наслаждаться бурлением крови и шальных идиотских мыслей. В общем, эстетически, опять же, претензий у меня к ней нет никаких. Композиция продумана от и до и скучать не заставит уж точно.

Чтобы прочувствовать весь артистизм и аранжировки, настоятельно рекомендую студийную версию:

А уже дополнительно – редкую концертную, где исполнение, конечно, не столь отчетливо-утонченное, зато позволяет увидеть каждый инструмент/элемент песни, как и эмоциональную вовлеченность Кетеван.

(У кого проблемы с ютубом, слушать здесь и здесь).

8. I'd Love To Kill You

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Убийственность любовного безумия

Еще одно изысканно-извращенное творение за авторством Кэти и Чемберса (с того же The House), немного иначе раскрывающее тему влюбленности-болезни или влюбленности-помешательства. Главная прелесть «I'd Love To Kill You» заключается в «убийственном» во всех смыслах контрасте. Контрасте между лирикой и той интонацией, с которой Кетеван ее исполняет. «I'd like to put you in a trance / I'd like to drug you with my scent». Она, и впрямь, пытается загипнотизировать нас своей неспешной манерой повествования, где с таким издевательски мягким, нежно-холодным безразличием перечисляются способы прикончить объект обожания, который в то же время – и мучитель, поработитель, тот, кто лишил тебя покоя и собственной воли.

«I'd love to kill you with a kiss». «I'd love to kill you with a glance». «I'd love to kill you as you eat / The pleasure would taste so sweet». «I'd love to kill you by a stream / Where no one can hear my baby scream». Рассказывая об этой песне, Кэти подчеркивала именно факт любовной зависимости, невозможности нормально существовать под этими сладостно-мучительными чарами. («And when you're awake I'm undone / Under your spell, in hell»). Если бы не этот комментарий, я продолжал бы воспринимать композицию как утонченно-саркастичный сиквел «The Closest Thing To Crazy», как упоительно жестокую и забавную фантазию.

Можно представить себе, как героиня сидит и смотрит на возлюбленного, мило улыбаясь или ведя себя как обычно, тогда как в голове у нее – такие вот чудесные и изобретательные идеи. При этом ощущаешь и ее обессиленную опустошенность, когда сделать уже ничего нельзя, а можно только безумно мечтать, хоть как-то абстрагируясь и возвышаясь над страстью, хоть в этом находя спасение.

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Убийственность любовного безумия

Интересно, что долгое время «I'd Love To Kill You» казалась мне акустически-минималистичной. Будто бы, кроме гитары и голоса Кэти, в песне вообще ничего нет. На самом же деле, на заднем плане присутствуют и тихие всхлипывания электрогитары, слегка усиливающие нотку отчаянности, но главное – незаметно вписывающаяся скрипка, подчеркивающая пронзительно тягучее «ву-у-у-у» Кетеван.

Предельно простое, но удачное решение – целиком заменить припев такой вокализацией. Возможно, именно ее я и назвал бы квинтэссенцией песни – наряду с избранными темпом и интонацией. О том, насколько изящен здесь голос Кэти, как плавно переходит она из нижнего регистра в верхний, можно даже не говорить.

Как всегда, чтобы прочувствовать инструментальные оттенки и полутона, стоит обратиться к студийной записи:

Но я бы не стал списывать со счетов и живое исполнение, – с одной только гитарой, зато с возможностью видеть, как такая милая и безобидная девушка произносит такие несозвучно-очаровательные кошмарности.

(И обратите внимание на фиолетовую подсветку. Это любимый цвет Кэти, – тот, что в английском называется «purple», – который она постоянно использует в своих выступлениях и который ей очень идет).

(У кого проблемы с ютубом, слушать здесь и здесь).

В следующем выпуске – топ-20 песен Кетеван, часть пятая.

11
Начать дискуссию