Творчество поодиночке: куда делись группы?

Еще не так давно каждый творческий подросток пытался собрать собственную группу. Однако времена музыкальных коллективов, кажется, проходят — причем это касается не только рокеров, но и поп-артистов. Мы попытались разобраться, почему так происходит.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

Исчезновение из чартов

Если посмотреть на американский хит-парад Billboard Hot 100, то в нем сплошь сольные исполнители. От хорошо известных Тейлор Свифт и Билли Айлиш до новых звезд вроде кантри-рэпера Shaboozey и R&B-певца Тедди Свимса. Но групп нет: не считать же таковыми дуэтный номер Леди Гаги с Бруно Марсом или «This Is Halloween» в исполнении каста мультфильма «Кошмар перед Рождеством».

В британском чарте группы как бы есть, но куда ни глянь — все не новые. Linkin Park и Coldplay вроде бы и с новыми песнями, только вот оба коллектива дебютировали более 20 лет назад. Чего уж говорить о завирусившихся благодаря рилзам и фильмам старым трекам — вроде «Bye Bye Bye» ‘N Sync и «Dreams» Fleetwood Mac. Еще есть три песни One Direction по грустной причине: 16 октября умер один из участников группы, 31-летний Лиам Пейн.

В России ситуация чуть другая. Есть «Комната Культуры» Жени Трофимова, «Три дня дождя» Глеба Викторова, «Сироткин» Сергея Сироткина — правда они, опять же, завязаны вокруг своих фронтменов. В топах встречаются семейный поп-дуэт «5УТРА», «Моя Мишель», «Пошлая Молли», «Ирина Кайратовна», а также вечные «Король и Шут». У сольных артистов вроде Анны Асти и Macan все равно первенство. Пока еще популярны рэп-дуэты вроде Miyagi & Эндшпиль или HammAli & Navai, но уже не так, как несколько лет назад. «Ленинград» вернулись с первым крупным релизом за шесть лет — EP «Бумеры и зумеры». Но для хайпа им пришлось позвать Инстасамку.

И всё же в России некоторый интерес к группам присутствует. Может быть, это из-за специфики индустрии. Российский музыкальный шоу-бизнес всегда отличался от западного, а в 2022-м после ухода крупнейших лейблов ситуация только усугубилась. Сейчас локальная инди-сцена переживает небывалый расцвет, и там всё еще преобладают группы — хотя и сольные исполнители вроде Тоси Чайкиной тоже востребованы. Популярность инди-сцены тоже не появилась просто так: большие иностранные звезды не приезжают, да и крупных российских не всех можно послушать вживую. А спрос на концерты никуда не делся — и такие группы его отчасти закрывают.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

Почему так?

Любопытный поворот истории: один из самых модных артистов 2024-го — хипстер-электронщик The Dare, которого называют современным воплощением LCD Soundsystem. Они действительно звучат похоже, но с одним важным отличием: LCD Soundsystem — группа (пусть и заточенная под своего лидера Джеймса Мерфи), а The Dare — гордый одиночка. Интересно, что LCD Soundsystem тоже недавно вернулись: очень интересно, как проекты будут взаимодействовать между собой.

Не исключено, что дело в техническом прогрессе. Он шагнул настолько далеко, что теперь каждый человек может записать музыку, не выходя из дома и даже не вставая с дивана. Раньше без группы сложно было что-то сделать, сейчас — относительно легко. Вот что говорит Джон Дэниел, соучредитель компании Crush Music, работающей как с коллективами (вроде Weezer), так и с сольными исполнителями (вроде Майли Сайрус): «Я играл в группах, собирал группы, заключал контракты с лейблами, занимался всем этим. Поверьте, если бы я сейчас был ребенком, то никогда бы не играл в группе — я был бы сольным артистом. Мне не были бы нужны все эти люди».

Какими бы классными ни были коллеги по группе, это требует дополнительных усилий, умения работать в команде, находить общий язык. Нужно, чтобы коллега и играть на инструменте умел, и вкусом обладал, и всерьез подходил к вопросу. Задача непростая, а если учесть, что в большинстве групп играют по четыре-пять человек — уровень сложности поднимается еще выше. Музыканты могут болеть, терять интерес к творчеству, переезжать в другие города или увлекаться семейной жизнью. Поэтому всегда надо быть начеку и уметь искать замену — в большинстве известных долгоиграющих групп состав менялся, часто не по одному разу. А это тоже не самая легкая задача.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

А что с поп-музыкой?

Поп-проекты с вокалистами и танцорами тоже уже не в моде. Западные бой-бэнды, женские группы и смешанные коллективы отошли в прошлое: One Direction и Fifth Harmony, возможно, были последними. В азиатском шоу-бизнесе этот формат еще держится, но там исторически сложилось так, что группы более востребованы, чем сольные артисты.

Но даже в Корее всё не так спокойно: главные звезды k-pop в лице BTS и Blackpink сейчас почти ничего не выпускают. Большинство участников BTS в настоящий момент находится в армии, вернутся они все лишь в 2025 году — пока освободились только Джин и J-Hope. Ранее говорилось, что группа воссоединится в 2025-м. Но на недавней телефонной конференции финансовый директор их лейбла HYBE сказал, что камбэк перенесен на 2026-й. Естественно, фанатам это не понравилось: многие боятся, что BTS уже не вернутся — при этом участники группы вовсю выпускают сольный материал. С Blackpink похожая ситуация: их лейбл YG говорил о возвращении в 2025-м, однако участницы группы вовсю занимаются сольными карьерами. Розэ уже рвет чарты с хитом «Apt.» и готовит альбом «Rosie» к релизу в декабре. А Лиса записывает смелые синглы вроде «New Woman», позирует для Louis Vuitton и снимается в новом сезоне «Белого лотоса».

В поп-группах, возможно, нет строгих запросов к владению гитарой и наличию вкуса, зато куда строже требования к внешности, танцевальным навыкам и умению держаться на сцене. С одной стороны, всем нравится смотреть на привлекательных молодых артистов, с другой — уже давно не секрет, как с такими артистами обходятся их лейблы и менеджеры. Безумные графики, сон по три часа, огромная физическая и психическая нагрузка, кабальные контракты — и всё это в юном, часто несовершеннолетнем возрасте. После смерти Лиама Пейна из One Direction Робби Уильямс (начинавший карьеру в группе Take That) сказал, что он пережил то же самое. Гай Чемберс, соавтор Уильямса, призвал перестать собирать поп-группы из несовершеннолетних исполнителей.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

Кто (пока) остался?

Imagine Dragons пока не распались, но переживают не лучшее время. Группу покинул барабанщик Дэниел Плацман, игравший в ее составе более десяти лет. Июньский альбом Imagine Dragons «Loom» был записан без его участия. Какого-то заметного успеха пластинка не имела, она не смогла попасть даже в топ-20 Billboard 200. Никаких ярких хитов на ней тоже не вышло, хотя еще пару лет назад «Enemy» и «Bones» отовсюду звучали. Впрочем, Imagine Dragons всегда славились мощными живыми выступлениями, а с этим у группы вроде бы пока нет проблем. Не так много современных артистов могут собрать стадион, Imagine Dragons — могут.

Twenty One Pilots в 2024-м тоже выпустили альбом — «Clancy», первый релиз за три года. В отличие от «Loom», он неплохо пошел в чартах и понравился критикам. Песня «Midwest Indigo» попала в саундтрек видеоигры EA Sports FC 25, «Overcompensate» — в игру NHL 25, «Next Semester» — в Fortnite. «Overcompensate» и «The Craving» еще и хорошо показали себя в альтернативных чартах. Тур у группы тоже идет: в целом ситуация не выглядит безнадежной. Однако будем честны: Twenty One Pilots хотя и пользуются успехом, но он несравним с эрой «Blurryface» (2015). Правда, есть ощущение, что и сама группа не стремится к популярности и работает скорее для своих фанатов, чем для широкой аудитории.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

Итальянские рокеры Maneskin, влюбившие в себя всю Европу в 2021-м, тоже о распаде не сообщали. Но фронтмен Дамиано Давид пытается сделать сольную карьеру и уже выпустил два сингла: «Silverlines» и «Born with a Broken Heart». Особого успеха в чартах они не сыскали и подверглись критике в Сети: многим слушателям показалось, что артист растерял всю самобытность и стал выпускать обычный англоязычный поп-рок, которого в мире и так хватает. Некоторые надеются, что после этого Maneskin одумаются и вернутся, тем более, певец говорил, что они пишут новый материал. Но на MTV VMA в сентябре Давид и басистка группы Виктория де Анджелис не общались — из-за этого пошли слухи, что музыканты не ладят друг с другом.

А вот у Coldplay всё пока что хорошо. Да, свежий альбом «Moon Music» много критиковали, но это не помешало ему возглавить чарты США и Великобритании. Тур Music of the Spheres проходит великолепно: он уже собрал более 1 млрд долларов и стал самым успешным рок-туром в истории, а впереди еще почти год гастролей. Интересно, что Coldplay невероятно популярны в Азии — в одном только Сингапуре группа дала шесть концертов, а еще шесть концертов запланированы в Южной Корее. Может быть, потому что на континенте в принципе больше любят коллективы, а не сольных артистов. Может, и потому, что Coldplay спокойные, нескандальные, понятные — в строгих азиатских странах такое ценится. Любят группу и в Латинской Америке: десять (!) концертов в Аргентине показательны. Весьма вероятно, что секрет успеха — работа на разные рынки, а не только на западный.

Творчество поодиночке: куда делись группы?

Может ли всё измениться?

Конечно, да: возвращение-перезагрузка Linkin Park и камбэк Oasis спустя 15 лет после распада доказывают — спрос существует. Вокалист Адам Гонтье вернулся в Three Days Grace, No Doubt впервые за девять лет выступили вместе. Даже в k-pop случилось грандиозное возвращение культовой женской группы 2NE1, без которых не было бы ни Blackpink, ни (G)-Idle.

Однако есть загвоздка: всё это — уже известные коллективы, большинство из которых долго молчали. Или, наоборот, как Coldplay, работают десятки лет, не покладая рук и активно давая концерты. Может ли новая группа составить конкуренцию коллективам-«старичкам» и сольным звездам? К этому есть предпосылки: инди 2000-х потихоньку возвращается в моду, а оно было завязано на группах. И кто еще год назад мог сказать, что кантри станет главным жанром 2024-го — а именно так и случилось. Рано или поздно слушатели соскучатся по группам. Но вот когда конкретно это произойдет, мы пока предсказать не можем. И всё же тренды в музыке меняются стремительно: нисколько не удивимся, если в 2025-м взлетят именно коллективы, а не сольные артисты.

11
13 комментариев

Какие группы? Скоро и соло-музыканты невостребаванными окажутся. Вы посмотрите на развитие Suno и Udio, а это только начало... Любой школьник сможет что-то напеть на диктофон смартфона, а на выходе получить готовый трек. Скоро, если уже не сейчас, настанет время, когда каждый сможет слушать СВОЮ музыку, а не каких-то музыкантов. Зачем они?

каждый сможет слушать СВОЮ музыкуНе сможет, потому что не у каждого хватит фантазии придумать даже простенькую мелодию. И слушать только своё творчество - удовольствие тоже сомнительное.

1

а концерты кто будет давать

я думаю главное это смесь двух вещей - прогресс технический, уменьшающий количество людей для записи, и застывание самых групповых жанров популярной музыки (рока и всего что около), заодно контракты проще подписывать на одного чела а не группу

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

ну вообще да, сейчас новые группы в основном только в топах рума будут
с одной стороны, это лучше, чем быть в чартах билборда, ведь это хотя бы означает, что музыка скорее всего хорошая, а не просто популярная
с другой стороны, это даёт популярность только в кругу задротов. Блэк миди те же

ну или тик ток