Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Падения и повороты

11. Turn To Tell

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Падения и повороты

Эта изящно-меланхоличная и малоизвестная композиция была написана одним из временных участников группы Кетеван, гитаристом Джастином Сандерко. «Turn To Tell» была би-сайдом на первом альбоме и обрела собственное лицо лишь в 2008-ом, с выходом отдельного официального лонгплея B-Sides – The Tracks That Got Away.

Хотя это вновь может быть субъективным, песня производит тот же эффект, что и «The One I Love Is Gone». Иными словами, речь снова идет о зарождении «вселенной». О возникновении не существовавшего прежде мира (или, скорее, – мирка), материю которого определяют вокал и скрипка, что стонет и режет по душе, в особенности – перед третьим куплетом.

В одних этих тягучих движениях смычка отражается все чувство опустошенности и какой-то вечной неупокоенной тревожности, которой наполнена «вселенная» песни. И девушка, живущая в ней, живет так, словно все осталось по-прежнему. Она «still make tea for two» и «keep the kitchen clean». Она все так же поворачивается к нему, чтобы рассказать историю, сказать, что любит, – но в комнате никого нет.

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Падения и повороты

Пронзительное «forever with my soul» и отчаянное «spoke instead of screamed» Кетеван действительно передает вскриком. Впрочем, быстро затухающим, вновь переходящим в бессознательно-туманное и одинокое существование. То, где единственные соседи – призраки воспоминаний, а еще – его фотография, которую она держит всегда поблизости. Мир этот печален и пуст, и минималистичный аккомпанемент заставляет почти физически увидеть заброшенные и полутемные комнаты, где отсутствует нечто или некто важный.

Иначе говоря – отсутствует само содержание, смысл, некогда здесь обитавший и озарявший бытие героини. И единственно возможное утешение – лишь в этих последних словах песни: «When I turn to tell him I love him / I think he knows». Даже теперь, после разрыва, когда их разделяют десятки или сотни километров, связь любивших друг друга душ остается.

Композиция так же мучительна, как и медлительна. Ты почти увязаешь в ней, погружаешься в некий дурман, следуя за чувством героини. При этом все фразы выступают отточенными, подчеркнутыми, не расплывающимися в апатичном бессилии. На это работает, с одной стороны, лирика Джастина, использующего преимущественно короткие и созвучные слова («to tell him I love him», «I miss the mess he made», «when fate led time away»), а, с другой стороны, – исполнение нашей дорогой Катерины. Как и всегда, изысканное и в тоже время нежное, в особенности – из-за милого акцента, заостряющего отдельные согласные, прежде всего, – «t» («tea for two», «turn to tell»).

Единственная версия песни, которую я знаю, – это студийная.

(У кого проблемы с ютубом, стучаться сюда).

12. I Never Fall

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Падения и повороты

«I Never Fall» – младшая сестра «Never Felt…». И дело не только в созвучном названии или в присутствии песни на том же альбоме. В них ощущается единый подход, в котором Люк (Батт-младший) и Кетеван вторят Батту-старшему. Это все то же элегантное клавишное звучание, явно тяготеющее к классическому, исполнение ясное и плавное, как вальс. Немного даже ленивое, как может показаться, но в то же время строгое и безупречное во всех своих переходах, при каждой смене регистра. Удивительно, как Кэти едва касается губами, почти невесомо приземляется на «p» в «bump» или «thump», как бы подчеркивая этим мягкость, хотя одновременно – и надежность своей «посадки». Ведь она вовсе не «fall» in love, как это принято называть, но «jump».

В одном из интервью певица признала, что это может звучать самонадеянно, но, тем не менее, таков ее собственный подход. По крайней мере, она старается ему следовать. В том смысле, что ты не «падаешь», не окунаешься в любовь как в омут, как в нечто, что порабощает, полностью опьяняет тебя, – ты именно «прыгаешь», вступаешь в отношения осознанно, берешь все под собственный контроль.

Иначе, когда вспыхнувшее и вознесшее чувство окажется под ударом, столкнет тебя в пропасть, падать будет высоко и больно. И в бридже Кетеван предлагает будто бы альтернативу, продолжая ту же метафору, но уже с более легким, свободным отношением: «The edge is getting nearer… / Before we know it’s now or never / So let’s jump together». В этот момент композиция, и впрямь, срывается, «ухает» вниз, возвращаясь затем к прежнему строгому ритму.

Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Падения и повороты

В этих строчках, как и во внезапной высокой ноте, мне слышится даже тень улыбки. Призыв к эдакому веселому и необходимому безрассудству, к решимости «прыгнуть» в отношения вместе, не боясь и не раздумывая о последствиях. То есть, не раздумывая слишком, если помнить все же о главной идее. Остальная лирика звучит довольно печально, хотя исполняется совершенно ровно, без эмоций, как бы исходя из накопленного опыта и лишь констатируя известные факты.

Единственный же визуальный образ, что встает у меня перед глазами, – классная комната, где на фортепьяно играет учительница, а ее ученица танцует возле. И то ассоциация эта была вызвана интеллектуальным усилием, пришлось мысленно поднапрячься, чтобы сопоставить одно с другим.

В общем, лично я ощущаю, что в «I Never Fall» существуют только пианино и голос, – как будто они и есть содержание песни. (Впрочем, в случае Кэти и ее музыки эффект это не то чтобы редкий). Казалось бы, самый минимум, да и композиция совсем не велика, и все же эстетическая гладкость «I Never Fall» заставляет воспринимать ее как одну из образцовых песен Кетеван. Хотя она явно скромнее, чем «Never Felt…», – отсюда и статус «младшей сестры».

Что касается вариантов исполнения, то мы вновь обращаемся к студийному за неимением адекватных концертных:

(У кого проблемы с ютубом, слушать здесь).

В следующем выпуске – топ-20 песен Кетеван, часть седьмая.

44
Начать дискуссию