Рецензия на будущую классику: Sqwore — «Eve 2»

Рецензия на будущую классику: Sqwore — «Eve 2»

Негласный принц восходящего путеводного жанра электронной музыки выпустил будущую анти-поп классику

Предисловие: этой ночью мастодонт комбинации вокал + электроника выпустил релиз, завершающий цикл, заданный легендарным дебютным альбомом Sqwore во времена пика хайперпопа и положившего начало тренду dariacore-музыки на русском. Получилась ли вторая часть удачным сиквелом? Я вам скажу, более того она превзошла оригинал на три головы. Почему же так? Для следящих за объединением pixiesquad не загадка, что Даня Sqwore и его коллеги по цеху стабильно растут от релиза к релизу и толкают жанр вперёд (даже есть мнение, что референсом для стука из последнего сингла 2hollis «gold» послужил трек, открывающий прошлый сольный релиз Сквора). Среди этих тружеников сразу больше всего хочу отметить kayyo: микс-мастер инженера альбома и автора одних из моих любимейших аранжировок (и не только на этом альбоме, см. Румтур, Перекрыв, Букет расстройств личности). Вероятно, по крайней мере с аудиосостовляющей стороны творчества Sqwore, вклад Максима kayyo чуть ли не перевешивает и без того тяжелейшую работу Дани. Возвращаясь к теме, язык не повернётся сказать, что “Eve-один” слабая работа, просто если сравнивать новинку с предшественником глаза на лоб полезут: за 3 года от предыдущих наработок как будто и вовсе ничего не осталось.

Звук: с него я начну обзор т.к. аудионаркотические свойства альбома это первое, что может подтолкнуть вас к углублению в творчество Дани, а дальше и может трамплином к современным работам уцелевших наследников ныне покойного хайперпопа. Когда жанрово первая часть это микс набившего оскомину хайперпопа с битами, недалеко ушедшими от минималистик-трэпа вкупе с примесью глитчкора и свежей идеей создавать дариакор не в формате ремиксов, а с нуля, вторая это совершенно другой опыт — это свежейший анти-поп, на вкус я различаю вкрапления edm, эмбиента, джангла, индюшатины (рока и электроники), пожалуй, idm, переработанного электроклэша и (внезапно) шугейза. В контексте это даже логично, помимо развития идей прошлых работ Даня & ко демонстрируют наслушанность в модной музыке интеллигенции, преемственность можно нащупать с такими релизами как: underscores — wallsocket; Charli xcx — brat; yeule — softscars; 2hollis — boy; и последним в моменте релизом крупнейшего представителя анти-попа: brakence — hypochondriac.

В направлении битов произошла плавная смена курса: так как Ив 2 вдохновлён в том числе возрождением в моде электропопа музыка стала больше походить на танцевальную. Откровенно говоря, поначалу я не обрадовался изменениям (моей душе ближе трэп-ритмика), однако у меня нет отторжения edm, потому если открыть глаза пошире и увидеть в каком слое богатейшего саунд-дизайна это зарыто, даже вопрос моих вкусовых предпочтений может пойти лесом. Более того, порадовал новый в рекурсии релизов Дани ход с сэмплированием (либо, это воссоздание пресета, не суть) лида с сингла Charli xcx «Von Dutch» — в треке XCX он выступил по сути басом в крупной части аранжировки, и откровенно говоря, несмотря на то, что эта песня по сути трибьют британской исполнительнице (помимо названия и сэмпла на это указывает милый реверанс в тексте: how i feeling now) для меня только этот трек перекрывает величие летней пластинки, убедитесь сами. И хоть на работе действительно преобладают прерывистые ритмы — длинные, волнообразные и громогласные лиды с басами никуда не делись: и это чертовски хорошая новость. Апогеем такого звука на альбоме стала песня «бардак», одна из самых красивых, сочных, эмоциональных и захватывающих музыкальных композиций, что я слышал когда-либо. Если бы мне осталось жить 2 минуты 9 секунд вы знаете, чем бы я занялся. В завершение скажу о субъективных минусах с моей колокольни (плюсы это в принципе всё остальное): стало меньше переходов между треками на манер брейкенса, я такие фишки люблю, они тут есть и очень хороши, просто не повсеместно, и иногда переходы резковаты. Это исходит от второго момента, который мне не полностью импонирует в творчестве Дани, он любит создавать короткие и сбитые треки, и в большинстве случаев это только плюс, ведь из-за такого формата насыщенность качественного контента на квадратный метр запредельная. Короче моя хотелка лишь в том, чтобы такому солидному саунд-дизайну дали бы больше разгуляться в следующих работах пиксисквадовцев, я буду рад, вы будете рады, будет просто ****.

Вокал: для начала чтобы плавно перейти от прошлой темы к теме новой я бы хотел озвучить мелочь, в которой на первый взгляд альбом уступает своим предшественникам: привычных золотых строчек Дани, пропитанных беззаботными дурашливыми панчами стало меньше (“Я как одинокая женщина — много котиков, у моего стола много косяков”; “«У-у, где старый Sqwore?», я дома и ещё молодой”; “Туки-туки за себя и туки за… Туки-туки за близких, туки за…”), маты тоже остались всего в трёх композициях, а мне всегда нравился подход Сквора к матершине, он использует её ярко, к месту и когда это происходит сквозь трек сочится искренность, а местами нарочитый духовно панковский протест в свежей обёртке. Так почему же я не стал это относить к минусам?

Это очень личный альбом. Если вам интересен смысл содержания первой «Eve» и «Обо всём и ни о чём», то новости таковы: Даня решил поставить в этой теме точку, и если первая часть это скорее про самолечение, попытку забыться и заглушить боль, а не отпустить её, то вторая часть это практически собрат «Mr. Morale & The Big Steppers», только здесь Sqwore обращается не к выдуманному психотерапевту, а напрямую к своей аудитории, давая шанс узнать себя ближе, чем когда-либо. Я не стану рассказывать свою трактовку сквозной истории альбомов, ибо уверен, что Даня хочет чтобы преданные и внимательные слушатели разобрались во всём сами. Однако оставлю подсказку, если сопоставить информацию с альбомов в обратном порядке (помимо моего любимчика 432hz — тот скорее про внутреннее мироощущение и состояние менталки в определённый жизненный период), то можно увидеть, что исполнитель приоткрыл завесу истории своей жизни ещё на прошлом альбоме, а сегодняшний дроп стал завершающим кусочком пазла (хоть и большим).

Но это не значит, что мы не будем говорить про текста или исполнение, там есть что обсудить. Для начала о тексте: помимо описанных в прошлом абзаце изменений, к лексикону Дани добавились неожиданные приобретения: червонец, зарница (книжки читать что ли начал?), в целом текстовые излагания пришли к более возвышенной и художественной форме, что (как вы уже угадали) уместно тут, чертовски монолитный релиз. Повествование тут регулярно сходится и расходится, примерно как в сериале на сидабе: есть недуг недели, а есть сквозная тема, которая сочится через весь релиз. За архаичное сравнение прошу простить, суть, думаю, уловили. В целом тут вроде даже нет особой хронологической последовательности, треклист составлен по чувствам, чтобы эмоциональный накал держал планку, без резких скачков, а слушатели могли сплести все паутинки в одну цельную сеть. Даня в своей манере раскрывает темы: очень не топорно, в отрыве от альбома можно подумать, что это случайные строчки, призванные усилить художественную выразительность, однако беря в расчёт, выложенную в Telegram-аккаунте Sqwore за 10 минут до дропа едва ли можно поверить, что это было написано с бухты барахты.

“может быть когда-то расскажу о том с чего это все началось, и что это вообще такое, но пока мне страшно открываться, для меня это личное”

О чём же текста? Сравнение с психотерапией из начала лонга исчерпывающе это описывает. Потеря, обман, скорбь и даже синдром самозванца? (см. тот ли я "я", 111). Что-то, наоборот, навевает чувство счастливых воспоминаний (“Я не забуду твою доброту, что у нас сёдня на ужин? Если что, я не ем морепродукты, ух ты!”), подытоживая это как автобиография на языке эмоций, pure art.

С точки зрения вокала это несомненный рост, что со стороны навыков Дани, что сводившего его Макса kayyo, “потерЯЛ, потерЯЛ” — на заключающем треке и вовсе космически-оперический балдёж, интересных да красивых находок с вокалом хоть отбавляй, одним словом слушайте.

Послесловие: честно, я сомневался, что задрать планку получится ещё выше, но я был неправ. Я люблю скрупулёзно всё изучать, искать недостатки, но этот альбом алмаз музыкальной мировой (!) индустрии, за которым стоит тяжёлый труд, непоколебимая работа над собой, любовь к слушателям и желание привнести в этот мир, что-то более величественное и вдохновляющее, нежели 8000000001-го по счёту личинуса. Спасибо за прочтение. Спасибо, Sqwore и pixiesquad. Я этого никогда не забуду.

22
Начать дискуссию