Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Разомну немного косточки. Сдую пыль с черновика 2018 года и сделаю первый пост за долгое время в музыкальном разделе DTF. Посвятить его хотелось бы десятке блэк-метал релизов, которые, на мой взгляд, помогли бы втянуться слушателю в понимание основных канонов жанра, а также продемонстрировать его некоторые не самые ортодоксальные плоскости.

10. Darkthrone — Transilvanian Hunger (Traditional Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Нетленная норвежская классика, вышедшая в «урожайный» 1994 год. Один из ярчайших примеров традиционного, сырого блэк-метала as it is. Релиз, который так или иначе оказал влияние на жанр и музыкантов как в пределах родной Норвегии, так и далеко за пределами. Если бы у бм был эталон, то данный материал явно рассматривался бы как один из его вариантов.

С учетом у Darkthrone и до этого вышло уже две полноценные бм-работы также считающиеся жанровой классикой (хотя, надо признаться, «A Blaze in the Northern Sky» все ещё хорошо напоминал о death metal-корнях), именно «Transilvanian Hunger» чаще всего упоминается в разрезе разговоров о норвежском проекте.

09. Xasthur — Nocturnal Poisoning (Depressive Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

На самом деле, здесь должен был бы быть альбом Malvery. Но с учетом, что творчество канадского проекта к сожалению отсутствует на Spotify, пришлось найти альтернативного кандидата. И «Nocturnal Poisoning» от Xasthur максимально подходит для этого. Важный для бм «нулевых» и депрессивного бм в частности.

Честно сказать, я в принципе не являюсь большим поклонником X., но именно данный альбом был одним из немногих, что понравился мне сразу и остается в плейлисте по сей день. Максимально медленный и меланхоличный, полновес через несколько лет смог встать в один ряд с работами Abyssic Hate, Strid, Sortsind, Trist и конечно же вышеупомянутым Malvery.

08. Kvist — For kunsten maa vi evig vike (Melodic Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Хоть Kvist является и не очень известным проектом и вообще просуществовал буквально пять лет, но за этот короткий период у музыкантов получилось записать один из лучших melodic black metal релизов за все время существования бм как жанра. Хотя данная суб-ветка блэка и существует весьма условно и часто включает в себя довольно разных исполнителей, начиная от некоторых представителей sympho black metal (например, второй альбом Covenant, которое ещё более-менее вписывается в жанровые координаты) и вплоть до death/black’ового Dissection (которые весь свой мелодизм черпали в death metal'е, а если точнее, то в его «шведском варианте»), но часто здесь можно обнаружить действительно великолепные работы.

В плане саунда и сонграйтинга здесь по большей части сохранены элементы из традиционного бм, но упор делается на обозначенный в жанре мелодизм. Для 1996 все это звучало максимально свежо, да и сейчас слушается с огромным удовольствием. Инструментальная составляющая в полном порядке и каждый отдельный элемент звучит максимально гармонично.

07. Ulver — Bergtatt: Et eeventyr i 5 capitler (Oldschool Atmospheric Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Данный альбом имеет максимально важное положение в общей парадигме атмосферного бм, повлияв на весьма солидное количество работ после себя, закладывая жанровые основы как для самого абм, так и более поздних вариантов блэка, вроде все того же пост блэк-метала.

Да и вообще, «Bergtatt: Et eeventyr i 5 capitler» вне всякого сомнения входит в золотой фонд норвежской и мировой сцены 90-х. Сочетания low-, mid- и high tempo кусков выполнено на максимально возможном уровне, вокальные партии Garm’а в обоих вариациях дополняют мрачный, пропитанный природой своего региона инструментал.

06. Amesoeurs — Amesoeurs (Shoegaze Black Metal (Blackgaze))

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Жанровые мутации в блэк-метале случались и до этого момента, но именно Neige стал одним из тех новаторов, после которого, словно лавина, на мир бм обрушились орды молодых, часто талантливых, музыкантов, желающих воплотить идеи смешения шугейза и бм в реальность.

Стоит отметить, что его же Alcest был чуточку раньше, если следовать хронологии, но, на мой взгляд, именно первый и единственный полноформатный Amesoeurs стал наивысшей точкой развития блэкгейза и остается таковой даже сейчас, в 2021 году. Альбом, пропитанный урбанизмом и современностью, совершено далёкими для многих представителей традиционных форм жанра. Музыканты сотворили небольшое чудо.

05. Teitanblood — Seven Chalices (Black/Death Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Изначально на эту позицию плотно претендовали Blasphemy с их «Fallen Angel of Doom…», но канадские гранды, к сожалению, до Spotify не дошли. В качестве альтернативы я хотел бы оставить один из тех релизов, который оказался на мои пристрастия весьма серьёзное влияние и навсегда изменил предпочтения в death и black/death метале. Это первый полновес испанского Teitanblood.

Записанный в формате 2+2 (NSK и J в основном составе, а также два сессионных музыканта, один из которых с недавнего времени является полноправным участником Т.), он являет собой настоящий монолит безумства, вобравший в себя все лучшие элементы обозначенных жанров. Ураганные партии ударных, максимально тяжеловесные гитары и вокал, словно из утробы преисподней, все это музыка Teitanblood. В black/death можно, но весьма сложно найти более стабильных и мрачных образчиков жанра, нежели они.

04. Ved Buens Ende — Written in Waters (Oldschool Post Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Почти самый тяжёлый выбор за весь список, ибо здесь могло оказаться множество релизов, от пост-DMDS релизов Mayhem (вплоть до 2004 года) и Arcturus'овский «La Masquerade Infernale». Но я решил уделить внимание хоть весьма узнаваемому, но в общем количестве внимания — весьма им обделённый.

Речь о единственном полноформате Ved Buens Ende, норвежском проекте, который почти сразу после окончательного формирования парадигмы традиционного бм начал заниматься её сломом. И весьма преуспевал в этом. В композиционном, лирическом и любом ином плане — это прорывная для своего времени работа. Тем радостней тот факт, что эти матерые ветераны совершили возвращение на сцену в 2019 году. У …and Oceans получилось, и я очень надеюсь, что VBE также будут на коне.

03. Woods of Desolation — Torn Beyond Reason (Newschool Atmospheric Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Следующие два пункта весьма близки друг другу, но сохраняют небольшую дистанцию. Если говорить о современном атмосферном блэк-метале, то на мой взгляд он сохраняет именно абм’ный жанровый каркас, но уже стабильно находится под влиянием то пост-метала, то пост-рока. Woods of Desolation прекрасный пример именно такого подхода. И вновь, мне бы хотелось представить их более поздний релиз, но библиотека сервиса, к сожалению, им не располагает.

Но так или иначе, «Torn Beyond Reason» в нужной мере демонстрирует концепцию выше обозначенной субжанровой формы и без проблем мог бы дать равный бой более предпочтительному лично для меня «As the Stars». Так или иначе, продолжаю ожидать новый материал, а пока слушаю оба полновеса с частотой «раз в месяц».

02. Deafheaven — Sunbather (Newschool Post Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

А вот и ещё весьма близкий к предыдущему пункту случай. Вот только современный пост-бм старается максимально отойти в сторону от жанровых канонов и приёмов, всё больше адаптируя элементы пост-метала/пост-рока, шугейза и других довольно атмосферных жанров. Всё это, безусловно, часто очень похоже, но с точки зрения концепции имеет весьма серьёзные различия. Deafheaven тому наилучший пример.

Для них бм — это музыка. И эта музыка бесконечно развивается (в заложенном ими самими смысле) и обрастает новыми слоями. Как итог, альбом был обласкан различными major-изданиями по всему миру, засветился на презентации iPhone и стал самой спорной, на мой взгляд, записью музыкантов. И хотя в моём списке предпочтений из дискографии D. он на одной из нижних позиций, концепцию и само явление современного пост бм он описывает идеально.

01. Jute Gyte — Birefringence (Experimental Black Metal)

Десять блэк-метал релизов, которые помогают раскрыть разнообразие жанра

Напоследок мне хотелось оставить что-то максимально радикальное и экспериментальное. Опять же, здесь было множество вариантов и методов тех самых экспериментов, но я решил остановиться на американском Jute Gyte.

Adam Kalmbach в разные периоды своего творчества занимался чем только можно: эмбиент, глитч, дрон, idm. В общем, бесконечно экспериментировал и находился в поисках. Меж делом, ему удавалось записывать и блэк-метал релизы. И концептуально они во многом опережают большую часть того, что можно найти на нынешней сцене. Микротональности, использование метода стохастической музыки, сериализма, алеаторики и тому подобных вещей из академической среды делают его проект непохожим. Возможно сейчас мы можем видеть постепенно зарождение поистине авангардного бм, а не того скандинавского прога, по лекалам которого часто коллективы получают такой тег.

Эпилог

Надеюсь, что данный список смог хотя бы немного отобразить жанровое разнообразие блэка. К сожалению, в формате десятки не вместились некоторые поджанры (особенно такой важный, как симфо бм, например), а также некоторые политизированные его образцы (по очевидным причинам). Так или иначе, я довольно давно не писал относительно больших материалов, по различным личным причинам. Надеюсь, что получится кого-то, не особо знакомого с блэк-металом, заинтересовать. А для знающих это будет скорее возврат к тем ранним денькам, когда они во многом начинали своё знакомство с бм.

В остальном, желаю всем удачи с ближайшими материалами. Надеюсь, что каждый получит то внимание к своим работам, на которое он и рассчитывал.

1818 показов
13K13K открытий
178 комментариев

Без украинской pagan BM сцены пост про black не пост. А знаете, почему их тут нет? Потому что основных представителей нет на Spotify! Нормальным пацанам на Spotify black metal невозможно слушать.

Ответить

А почему на украинцах свет клином сошёлся? Потому что тебе нравятся? Ну это ж вкусовщина. 

Ответить

на спотифае есть Drudkh - то что необходимо и достаточно знать об укроблеске

Ответить

Укр8инский бл8к м8т8л

Ответить

Большинство этих групп не люблю и не слушаю, но в плане разнообразия топ адекватный. Надеюсь, тебя возьмут в штат. На dtf с музыкой туго, а уж с блэком и подавно. 

Ответить

ну ок без шуток, блек метал и нет Immortal? послушай их blashyrkh mighty ravendark

Ответить

БЛИН, НИКОГДА НЕ СЛУШАЛ!!!

Ответить