Фламенко-поп. Традиция в новой упаковке

Фламенко-поп. Традиция в новой упаковке

Подписывайтесь на Telegram :)

Фламенко само родилось на пересечении культур - испанской и цыганской. И та и другая испытали как европейские, так и азиатские влияния: Испания 700 лет была мусульманской, а потом стала страной ревностных католиков; цыгане приняли христианство и бежали с Балкан от турок. Фламенко - это не музыкальный стиль, а культурная традиция. Оно включает в себя и песню, и танец, и ритм, и много чего другого. При этом внутри фламенко более 50 стилей, именующихся пало.

Неприкосновенное. В начале XX века о фламенко заговорили как о национальном достоянии Испании, которое не надо “портить” сторонними влияниями - будь то джазом или академической музыкой. Ту же линию гнул и испанский диктатор Франко. Для него оно было частью национальной идеи, неким каноном, а не живой музыкальной традицией. Я нашел даже диссертацию об этом явлении, получившем задним числом название “национал-фламенкоизм”.

Оттепель. В конце 60-х Франко ослабил цензуру, и испанские музыканты смешали фламенко с джазом, роком и другими стилями. Это движение получило название flamenco fusion. В это время в Южной Европе был в моде наивный девчачий поп, получивший название ye-ye. В Испании появились похожие исполнительницы, певшие, однако, в драматичной манере фламенко. Это, наверно, и был первый фламенко-поп. В 1970 году вышел первый сборник “Flamenco Pop”, куда попали и они, и “доступные” фламенко-исполнители.

Что было дальше. А дальше были смеси с диско, синтипопом и прочей электроникой, rnb и хип-хопом, и прочим, что было в мейнстриме в следующие годы. Параллельно развивался жанр flamenco nuevo (новое фламенко), пытавшийся сохранить пафос фламенко, но осовременить его звучание. С этим движением у фламенко-попа тоже много пересечений. Стиль продолжает оставаться преимущественно испанским: среди всех релизов на RYM в этом стиле лишь пятая часть от авторов не испанского происхождения. А может это не так уж и мало для локальной традиции?:)

Плейлист

Rosa Morena - Échale guindas al pavo (1970)

Дива раннего фламенко-попа. В 60-е она джемовала с Эллой Фицжеральд и выступала в одной телепередаче с Фрэнком Синатрой. А в 70-е выпустила несколько хитов, первым из которых был кавер на песню Échale guindas al pavo из комедии 1936 года. В эпоху диско ее стиль стал еще более раскованным, и Морене дали титул “испанской Мэрилин Монро”, которому она и сама подыгрывала.

Las Grecas - Al pasar la barca (1976)

Las Grecas - дуэт сестер Муньос с короткой и трагической судьбой. В 1973 году первый же сингл Te estoy amando locamente взлетел на вершину испанского чарта. Это был психоделический рок с восточным оттенком. Но к третьему альбому в музыке стало больше диско, а в 1977 дуэт распался. Обеим сестрам на тот момент не было и 25. Младшая, Тина, пристрастилась к стимуляторам, и в 1983 году попала в тюрьму после нападения на старшую сестру Кармелу. В 1994 Кармела воссоздала Las Grecas с другой певицей, Малисией, но проект не взлетел, а в 2007 Малисия получила права на название Las Grecas. И теперь под этим именем выступают другие люди.

Gipsy Kings - Bamboleo (1987)

Без этой песни список был бы неполным:) “Цыганские бароны” родом из Франции, но поют на испанском и играют ускоренный вариант фламенко - rumba catalana. Этот стиль возник в Каталонии в 50-е годы XX века под влиянием кубинской румбы и африканских перкуссионных ритмов. Gipsy Kings добавили в него виртуозную гитару и куплетно-припевную структуру, в итоге получился неувядающий поп-хит, а теперь уже и мем.

Rosario Flores - De ley (1992)

Розарио Флорес начинала как киноактриса, а в 29 лет выпустила первый альбом. Возможно поэтому звучание песни выбрано в духе adult contemporary - взрослая поп-музыка для взрослых людей. Инструментальная часть легко бы подошла песне Sade или Everything but the girl, но Розарио сохраняет в ней дух фламенко за счет манеры исполнения.

Camela - No te acerques a mí (1994)

Если вам кажется, что вокальная манера фламенко несовместима с евроденсом и электронной музыкой, то вам кажется зря:) У этого сплава даже есть название - tecno rumba. Такие записи имели небольшой бюджет, распространялись на многочисленных сборниках и продавались на заправках. Camela стали первыми исполнителями текнорумбы, выпустившими платиновый альбом. Их успех был похож на успех “Руки вверх” в России - критики плевались, коллеги презирали, но народ любил и ходил на концерты. Но Camela меняли стиль со временем, и не так давно выпустили семнадцатый альбом.

Леонид Агутин - Путник звездных дорог (1995)

Я искал исполнителей фламенко-попа не на испанском… а потом понял, что ответ лежит на поверхности:) Более того, фламенко и поп в творчестве Агутина сочетаются так органично, лучше некоторых примеров выше. Но, в отличие от Gipsy Kings, здесь я решил взять не-хит - песню со второго альбома “Декамерон”.

Estopa - Por la raja de tu falda (1999)

Estopa стали известны в конце 90-х на фоне моды на бойз-бенды и молодежный софт-рок. Это еще одна семейная группа в плейлисте (другие - Las Grecas и Gypsy Kings). Дебютный альбом братьев Муньос разошелся в количестве 1,2 млн копий, а Por la raja de tu falda стала главным хитом с него. В его основу легла газетная заметка про человека, заглядевшегося за рулем на рекламу женского белья и попавшего в ДТП. Авария, видимо, была несерьезная, так как песня получилась почти юмористическая - здесь слово falda (юбка) рифмуется с Seat Panda, главный герой рвет струны и теряется в поисках очаровавшей его девушки. Когда в 2020-е песню начали обвинять в сексизме, один из братьев, Хосе, ответил: “Нам показалось забавным, что парень злится, посмотрев на чьи-то ноги. Здесь нет никакой дискриминации”.

Rosalia - Bagdad (Cap.7: Liturgia) (2018)

В 2018 году у фламенко-попа появился opus magnum - альбом певицы Розалии El Mar Querer. Концептуальный альбом, основанный на средневековом куртуазном романе, с элементами r’n’b, абстрактного хип-хопа и реггетона - всё это выходило за рамки “фоновой музыки”, с которой ассоциировался фламенко-поп. Альбом наделал столько шуму, что цыгане из Андалусии, родины фламенко, обвинили Розалию в культурной аппроприации. То есть в присвоении и торговле фламенко. Ей припомнили и каталонское происхождение, и белый цвет кожи. Розалия спокойно отреагировала на обвинения, но её следующий альбом Motomami опирается на латин-поп, а не фламенко.

Начать дискуссию