Творческий путь Юры Каплана или просто "Про Валю Стрыкало"

Творческий путь Юры Каплана или просто "Про Валю Стрыкало"

Вступление

Наткнулся на ютубе на неоднократно прослушанный лайв "Ты не такая" и, как и большинство лайвов Стрыкало, он пробудил в моей душе вдохновение с примесью грусти, связанной с осознанием того простого и очевидного, но от этого не менее фатального и печального факта - группа давно распалась, а новых песен не будет больше никогда, сколько ни тешь себя иллюзорными надеждами

"Ты не такая". Очень ярко считывается микс стебности(в лирике) и чувственной серьезности исполнения

Я давно хотел письменно осмыслить и осветить короткий, но великолепный творческий путь Юры Каплана и его ироничного альтер-эго, и даже начал этим заниматься, выпустив громоздкий обзор на первый альбом в прошлом году. Однако для меня формат "обзор на каждый альбом в отдельности" себя по большей части изжил, потому что это слишком муторно и скучно, так что придерживаться его теперь я стремлюсь только в случае с дискографией Психеи. Для Вали же Стрыкало, я думаю, лучше подойдет пусть большая, но цельная и наполненная визуальной информацией, статья, к которой и приступаю теперь

Думаю, лишний раз подробно рассказывать о появлении образа "Валентина Стрыкало из села Бурильцево" как серии оригинальных пародийных видеороликов-обращений к эстрадным певцам конца 2000-х гг., типа Тимати или Димы Билана, не стоит. Рофл Юры взорвал соцсети, ибо это было свежо и очень весело, и на волне хайпа он решил превратить своё концептуальное детище в полноценный музыкальный коллектив

Едва ли в 2008 году Юра мог догадываться, во что позже выльется этот совершенно вышедший из-под контроля пранк... 
Едва ли в 2008 году Юра мог догадываться, во что позже выльется этот совершенно вышедший из-под контроля пранк... 

Оставляя за скобками творчество образца "ВИА Водичка-Пузырьки" с их нетленками "Светлана" и "По трубам"(примечательно, что девиз группы был "Делаем не дольше чем 10 минут", а также тот факт, что песни "Наше Лето" и "Гори" были изначально рождены именно в рамках этого коллектива), у нас к сегодняшнему дню есть три полноформатных студийных альбома: "Смирись и расслабься" 2012 года, "Часть чего-то большего" 2013-го и "Развлечения" 2016-го

Смирись и расслабься ака "Смехуёчки"

Первый стрыкаловский релиз - это на 98% стебный альбом, выполненный в стиле настоящего такого, ортодоксального РУССКОГО РОКА(В альбоме даже есть песня "Русский Рок", высмеивающая это давно изжившее себя, но продолжающее существовать ВОПРЕКИ, явление) Ирония же и приколы здесь прут из всех щелей, будь то бомбически-заводные "Кайен", "Я бью женщин и детей" и "Фанк", или душераздирающие "Все решено", "Серёжа" и "Песня для девочек". Известнейшая на все лагеря отдыха песня "Наше Лето" в представлении, полагаю, вообще не нуждается

Обложка альбома 2012 года. К разговору о пародиях на советчину
Обложка альбома 2012 года. К разговору о пародиях на советчину

С этой композицией, кстати, выходит интересная, и в то же время показательная история. С одной стороны, задумывалась она, да и в контексте альбома выглядит именно как очередная ироничная пародия, на сей раз на советскую эстраду. Манера петь как-будто немного сжато, "в нос", звуки ретро-синтезатора - все в таком духе

Однако, в лирическом плане эта тенденция не прослеживается. Текст "Нашего лета" - хороший, милый, трогательный, но в нем нет ни единого намека на ехидство или какую-нибудь насмешку, что, в свою очередь, позволяет говорить о треке как о самой обычной, нехитрой песне про любовь и расставание. Может быть, именно поэтому она так хорошо разошлась в народе

Впрочем, стоит только включить клип, как колесо Сансары вновь дает оборот, и цикл гаданий "стеб или не стеб" начинается сначала, потому что Валя и Ко. здесь ведут себя как совсем отбитые(особенно выделяется, на мой вкус, басист со своей нестандартной техникой игры. Ну и конечно, обливание молоком в конце тоже перформанс, скажем так, нестандартный)

"Наше лето" - клип 2011 года, то есть за год до выхода альбома. Сингл, считай 

И это лишь один из множества примеров, как мне кажется, самого яркого качества Юры и его творчества - мастерское сочетание, а часто и вовсе размывание рамок между приколом и серьезностью, когда слушатель просто не может угадать, что было на него на уме при создании произведения. Хотел ли он просто поржать, подколоть завуалированно, или вовсе ничего такого не имел в виду - остается загадкой

"Дешевые Драмы", завершающая альбом композиция, привносит еще больше глубины, еще больше оттенков в этот удивительный творческий спектр - она по-настоящему грустная. Весь "Смирись и Расслабься" мы, так или иначе, смеялись, отовсюду летели остроты и язвительные насмешки, а тут нам, внезапно и бесцеремонно, когда мы совершенно к этому не готовы, в лицо бросают глубокую рефлексию над предыдущими 16 треками, через которую уже не Валентин Стрыкало, а именно что Юра Каплан как бы говорит нам, что он устал кривляться, и настал черед побыть немного откровенным, серьезным и совсем не смешным:

Искусственных слёз нам хватает, но вроде
Надо плакать, а мы улыбаемся
Может быть эти роли нам не подходят
И зря мы так сильно стараемся
Честно плачут лишь те, кто ломают и строят
Я прошу, ведь сценарий писали вы
Пообещайте, что наши герои
В конце останутся счастливы

"Дешевые драмы" с официального ютуб-канала. Показательно обращение Юры к зрителям именно от своего собственного лица, а не от лица Стрыкало. Да и в названии как исполнитель указан именно "Юрий Каплан"

Тем болезненнее кажутся эти раздумья о надоевшем и неуместном клоунадстве уже в конце первого альбома, чем целостнее мы представляем себе дальнейший творческий путь автора, его трансформацию и постепенный переход от "Смехуёчков" к "Депрессняшкам". Но об этом ниже

Часть чего-то большего или "Полусмехуёчки"

Второй альбом, вышедший спустя всего-лишь год после первого, сделал огромный шаг вперед в концептуальном и лирическом планах, да и в смысле аранжировок это тоже было существенное развитие. Да, стержнем тут по-прежнему остается РуРок, и первое время после начала прослушивания неизбежно складывается ощущение, что это "Смирись и Расслабься" Vol. 2, где вновь звучат веселые и глупые песни не то про нариков("Все мои друзья", "Сега-винтовар"), не то про очередные любовные страдания каких-то придурков("Офисный стиляга", "Преждевременное семяизвержение"), не то еще о чем-то из разряда

Однако, после песни "Знаешь, Таня", уже отчетливо начинаешь осознавать, что слушаешь нечто куда как "большее"(простите мне этот каламбур), более вдумчивое и глубокое, чем просто еще один набор музыкальных анекдотов. И дальше это чувство лишь усиливается, потому что вкрапления арт-рока, меланхолии и мечтательности открыто выступают то тут, то там

Обложка альбома "Часть чего-то большего". Композиционно, конечно, она в целом выглядит невзрачно и не очень-то интересно. Разве что свет кошачих глаз по центру отдает загадочностью
Обложка альбома "Часть чего-то большего". Композиционно, конечно, она в целом выглядит невзрачно и не очень-то интересно. Разве что свет кошачих глаз по центру отдает загадочностью

В случае с песней "Знаешь, Таня" ситуация очень схожа с "Нашим Летом". У нас есть великолепная, крайне душевная и пронзительная на аранжировки композиция, в тексте которой нет и намека на прикол или стеб(разве что строки "Я ночью мну подушку, а Таню мнет другой какой-то тип"), но клип к ней опять переворачивает все с ног на голову Описывать все изобретательные сцены оттуда не буду, зацените лучше сами, ибо это, в своем роде, peak cinema. В этой связи самое поразительное в другом: клип НЕ портит впечатление о песне, а песня прекрасно подходит клипу. Они сосуществуют, странным образом дополняют друг друга, в чем я вижу еще одно яркое проявление Каплановской дихотомии "прикол-неприкол"

Клип на "Знаешь, Таня". Прекрасный комментарий к нему: "Если Юра думает, что я по нём грущу, тогда он прав"

Можем для более явственного понимания этих каплановских творческих поисков взять и другой пример. Вот вам вопрос:

"Ты не такая" - это ироничная песня или нет?

Текст и особенно финальные лирические пассажи подсказывают нам, что да, и еще какая, ведь:

Вот мы разделись и легли: ты у стены, я с краю
Но ты сказала мне: «Прости, я не такая»

однако энергетика и манера исполнения Юры что в студийке, что на вышеуказанном лайве, говорят скорее об обратном. Но хорошо, допустим тут я притягиваю за уши, копаю слишком глубоко

А как насчет песни "Я стараюсь быть лучше"? Она про "поржать", или про "мне совсем не смешно"?

Опять-таки, первое впечатление будет выступать скорее за первый вариант, ибо строки

Я вчера в магазине игрушек
Показывал школьникам член,
Но я стараюсь быть лучше
Каждый день, каждый день

даже прозрачно не намекают на что-нибудь серьезное и неироничное. Но вот, мы слышим припев, и эту уверенность куда-то улетучивается, потому что строки в нем болезненные, а пение Юры - пронзительно:

И видит ночь в моих глазах
Всего лишь боль, всего лишь страх
Я так боюсь в ней что-то упустить
Сегодня утром тает снег
И я обычный человек
Проснулся, чтобы что-то изменить, м-м-м-м-м
Проснулся, чтобы что-то изменить

"Я стараюсь быть лучше". Аудио-ролики со стрыкаловскими песнями в обрамлении кассетных магнитофонов - как отдельный вид искусства

Кто-то, впрочем, может сказать, что это сделано как раз таки для усиления эффекта, для большей ироничности и сюра. Для таких скептиков у меня есть последний аргумент в виде финального куплета той же самой песни, в котором не то, что юмора и сатиры не видно - он внезапно жестокий и, наверное, реалистичный, убивающий последние сомнения слушателя в том, что творчество Валентина Стрыкало отнюдь не исчерпывается смешнявками, пусть даже завуалированными:

Я топчу твоё сердце, покуда
Ты одумаешься и поймёшь
Что я последний ублюдок
И уйдёшь, и уйдёшь
Я продал бы дьяволу душу
Я продал бы дьяволу честь
Чтобы стать чуть-чуть лучше
Чем я есть, чем я есть

В довершение к разговору про второй альбом группы отметим, что в нем, помимо вышеописанных песен, для которых характерна интенциональная двойственность(не ясно, смеяться или плакать), присутствуют и такие композиции, которые вообще не вписываются в оригинальный, юмористический концепт коллектива. Это глубокие, проникновенные и вдумчивые работы, в которых и лирика, и аранжировки располагают слушателя к рефлексии и тяжелым думам, обращению к своему внутреннему "Я", а в равной степени и к чему-то далекому, недостижимому, метафизическому и прекрасному

Речь идет, конечно же, про "Космос нас ждет", "Улицу Сталеваров", "Взрослые Травмы" и, на мой взгляд, лучшую песню "Части чего-то большего", "Кладбище Самолетов", ибо это - настоящее музыкальное путешествие, это песня-полет, песня-меланхолия, песня-несбывшаяся мечта, а степень ее болезненной, прямо-таки пророческой лирической энергетики, совершенно не поддается описанию, это надо услышать и прочувствовать самому, но я готов ручаться - это нечто бесподобное:

Кладбище самолётов, я никогда не стану
Частью больших историй, и пусть…
Солнце утонет в море, где-то там за домами
Я непременно вскоре проснусь

"Куда бы мы не летали - вспоминай, вспоминай, вспоминай... иногда"
"Куда бы мы не летали - вспоминай, вспоминай, вспоминай... иногда"

Развлечение или "Депрессняшки"

Третий и, увы, финальный студийный альбом группы Валентин Стрыкало, увидел свет в октябре 2016 года и стал настоящим Magnum Opus'ом Юры, пиком его сочинительского таланта, и одним из самых ярких отечественных альбомов современности. Тотальная символичность всей этой пластинки прослеживается уже в оформлении обложки, на которой изображен известный сатирик Михаил Жванецкий. Параллели напрашиваются сами собой, не так ли?

Творческий путь Юры Каплана или просто "Про Валю Стрыкало"

Три года перерыва между альбомами определенно не прошли впустую - состав группы сменился, а направление музыкального звучания взяло крутой поворот в сторону шугейза, немного пост-панка, арт-, инди- и особенно психоделик-рока

Столь революционная трансформация всей концепции Стрыкало поражает воображение даже сегодня, когда мы можем отслеживать и наблюдать этот удивительный генезис с точки зрения прошлого. Тогда, в 2016 году, едва ли даже самые ярые и искренние фанаты группы могли поспевать за творческими поисками и открытиями Юры. Мне даже представляется, что на тот момент до большей части слушателей дай бог начинали доходить те изменения, которые случились между первым и вторым альбомами. Постичь же всю глубину и созерцательность новых песен, увы, не всем удается даже в наши дни

Признаюсь честно, во мне велико желание смаковать каждую композицию в отдельности, ибо в каждой из них столько интересных деталей, необычных решений, волшебных аранжировок и невообразимо глубоких строчек, что игнорировать все это кажется чуть не грехом. Постараюсь, однако, не слишком увлекаться этим процессом, чтобы статья не затянулась еще на 20к символов...

Новый состав группы и, по совместительству, обложка сингла "Решится само собой". Слева направо: Константин Пыжов(после распада группы уйдет в Пошлую Молли), Владимир Яковлев, Юра Каплан, Станислав Мурашко
Новый состав группы и, по совместительству, обложка сингла "Решится само собой". Слева направо: Константин Пыжов(после распада группы уйдет в Пошлую Молли), Владимир Яковлев, Юра Каплан, Станислав Мурашко

Первая песня альбома "Ускользает" с самых первых своих нот бросает слушателя в таинственную, всепоглощающую меланхолическую дымку, в которой, из-за характерного эмбиента и умопомрачительного кол-ва педаль-эффектов на гитаре, создается какая-то потусторонняя, космическая атмосфера, а ноты то и дело так и норовят магически раствориться в общем миксе, обволакивая и усыпляя сознание слушателя, превращая опыт прослушивания "Развлечения" в какое-то странное, неописуемое сновидение, от которого долго не можешь очнуться даже после пробуждения, ибо, несмотря на свою неясность и даже тревожность, он был до такой степени притягателен, что очаровал тебя целиком

А колоритные, загадочные и не менее поразительные образы, которые Юра рисует в лирике, оказываются финальным штрихом к картине этого мира печальных грёз:

Я видел сон, где на пути домой
Синяя ночь бросила в нас звездой
Небо зажглось, будто бы в ясный день
Я проснулся и видел в окне, как сдаётся осень

Идущие следом композиции, "О брат", "92" и "Решится Само Собой" продолжают заложенную "Ускользает" идею, развивают ее в своих причудливых, необыкновенных вариациях, то разгоняя темп и энергетику как в случае с "92", то наоборот - замедляясь и гипнотизируя слушателя, вводя его в состояние магического транса, в котором "ночь убьет и будет права", а "все, что сны окутают мглой - решится само собой"

Валентин Стрыкало. «Исток Live Sessions». "92" и "Ускользает", вживую звучащие так же волшебно, как и в студийке 

И так бы слушатель и плыл дальше по этому течению музыкальной хандры, по этому потоку воспаленного осенью сознания, да только в середине альбома Валя Стрыкало решает разбудить слушателя, сбросив его в печальные и жестокие реалии БЫТОВУХИ

Песня "Делать это трезвым", которая начинается с громкой и внезапной барабанной перебивки, далее ощущается аналогично - будто тебе резко двинули по голове, так что все чувства разом вернулись в строй.
Но ты этому не слишком то долго радуешься, потому что представшая перед тобой картина - весьма удручающая

Вообще, от этой композиции как будто-бы отдает чем-то знакомым, словно можно почувствовать отголоски раннего Стрыкало с его шуточками и подколами.
История про пьяницу, который "не может делать это трезвым", ведь это "неинтересно", ха-ха-ха, правда ведь забавно? Плюс, достаточно заводной риф без лютой возни с педальбордом - ну есть же в этом что-то такое, разве нет?

Юра даже малость рофлит и кривляется на лайвах, будто в него самого на время этой песни вселяется тот самый, полюбившийся многим когда-то, Валя 

Пожалуй, что и вправду есть, да только общий, депрессивный контекст альбома, равно как и строки в самой песне о том, что "Я все равно хочу умереть" и что "Свет в конце тоннеля - это адская печь" не позволяют даже немного порадоваться мнимому возвращению старого-доброго Вали. Он ушел навсегда, безвозвратно, о чем порассуждаю чуть подробнее в заключении

Следом за "Делать это трезвым" идут "Тени", и здесь я разглагольствовать долго не буду. Скажу прямо: я считаю, что эта песня - один большой, и что самое важное, удачный, великолепный и очаровательный реверанс/референс в сторону Pink Floyd, и в частности их Wish You Were Here.
В целом, учитывая, что Юра всегда слыл человеком наслушанным и эрудированным по части музыки, это легко могло бы статься правдой

С другой стороны, быть может, я ошибаюсь или какие бы то ни было совпадения - чистая случайность. Однако все же та медитативность, все те аккуратные гитарные пассажи, затишья и паузы перед припевом, подобные замираниям сердца, страшное в своей экспрессии, словно не от мира сего, соло - все это безумно напоминает приемы и философию великого британского арт-рок коллектива, что меня потрясает и вдохновляет, когда слушаешь "Тени"

Pink Floyd - Wish You Were Here. Послушайте и сравните сами!

И вот мы добрались до "Бесполезно" - наверное, лучшего музыкального произведения, написанного Капланом. Эту песню можно было бы назвать "музыкальным путешествием", но даже так этого будет слишком мало, чтобы описать все, что проносится перед глазами у слушателя за какие-то 7 минут

Метафизический полет фантазии, трансцендентно преодолевающий пространство; поражающее и завораживающее все человеческое естество, красочное стихийное буйство; освещенный лунным ликом звездный небосвод во всем его многообразии и бесподобности; оживающая перед глазами картина талантливейшего из когда-либо живших художников; озаренное вспышкой молнии видение, не сопоставимое даже с самой удивительной из человеческих мечт; Вечность, материализовавшаяся перед тобой воплоти, наяву - вот что такое "Бесполезно"

Скажете, загнул? Пожалуй. Да только едва ли найдутся на свете слова, способные в полной мере передать весь опыт прослушивания этой шедевральной композиции

Завершается альбом слегка сюрреалистичной песней "Подворотня - мой дом", наглядно демонстрирующей, что порой красота - в простоте. Прекрасное завершение столь пестрой на эмоции и впечатления пластинки

Творческий путь Юры Каплана или просто "Про Валю Стрыкало"

Заключение

Творческий путь Юры Каплана в своем колоритном и бессменном образе Валентина Стрыкало был, возможно, не таким продолжительным, однако определенно он был ярким и насыщенным

Возвращаясь к ранее озвученной мысли в блоке про "Делать это трезвым" о том, что Юра за несколько лет активного гастролирования и художественных поисков, в итоге, мягко говоря, устал от ярлыка придурка, который сам когда-то создал и повесил на себя: мне кажется это ключевая причина, почему коллектива Валентин Стрыкало в итоге не стало

Добавьте сюда нежелание аудитории расти вместе с артистом, поспевать за его творческими стремлениями, а также всякие стандартные телеги из разряда "разногласия между членами группы", "общее творческое выгорание" - и вы получите ответ

"Шутки мне давным-давно осточертели и поэтому закончились" - через музыку последнего альбома говорит нам Юра Каплан. "Мне грустно и тоскливо, и я устал на бис играть и петь годами напролет "Сережу" и "Рустема", как бы вы эти песни не любили и какими бы смешными и классными они вам не казались"

Мне кажется, пусть и с большой долей условности, даже чисто через внешние метаморфозы можно проследить путь превращения Юры из "деревенского дурачка" в хиппаря/члена психоделик-рок группы 70-х, с присущими им регулярными эмоциональными загонами и муками творчества. Просто Юра этого никогда(или редко) показывал, такой вот он человек

Конечно, знать наверняка про восприятие и чувства Каплана мы не можем, и вышеописанное является не более чем моей собственной, вольной интерпретацией того, почему же в конечном счете группа "Валентин Стрыкало" распалась без каких-либо конкретных причин и без всяких надежд на восстановление. Но как ни крути - суровая правда именно что такова

Годы идут, кто-то из фанатов мирится с этим фактом, кто-то продолжает искренне верить и ждать эпичного возвращения, кто-то послеживает за тем, чем Юра занимается в свой пост-стрыкаловский период(кажется, он пробовал заниматься дизайном одежды, но вроде как не шибко пошло)

Тем не менее, общая любовь к Валентину Стрыкало из села Бурильцево продолжает теплиться в сердце каждого, кто однажды познакомился с этими волшебными композициями, будь то "Смехуёчек", "Полусмехуёчек" или "Депрессняшка"

И хочется также верить, что и сам Юра, хотя бы иногда, вспоминает о своей творческой деятельности, концертах и многочисленных преданных, искренних фанатах, с теплотой. И что у него сейчас все вполне неплохо

Воистину, великий и очень талантливый творец
Юра, спасибо тебе за все!

Вы циникам злым не верьте
У вечной любви нет смерти
И нету весны краше
Чем в городе грёз нашем
Где очень тепло ночами
Где будем в конце самом
Где в грязном окне трамвая
В тумане мой дом тает

Ветер дул не туда
Мы не встретились никогда
Но когда спать пора
Тени наших душ ходят по дворам

Улица Сталеваров, Валентин Стрыкало
25
2
1
1
1
37 комментариев