In Flames - Clayman (2000): Когда легенда требует скидок на стиль

Обложка альбома 2000 года
Обложка альбома 2000 года

Очень люблю мелодик-дэт, но слушаю его редко. Вот на днях решил переслушать In Flames, и всё шло относительно неплохо, пока я не дошёл до этого альбома, который решил обозреть. Clayman - альбом, который часто называют поворотным в дискографии In Flames, и к которому у многих поклонников очень неоднозначное отношение. Я, признаться, тоже долгое время не понимал его прелести, предпочитая более поздние работы, вроде Sounds Of A Playground Fading.
Гитары на релизе делают очень красивые мелодичные рисунки, что даже сегодня приводит в удивление. Им ещё помогают усилить эффект симфонические вставки, что просто вау! И это я говорю про заглавные мелодии/риффы. Эти мелодии действительно врезаются в память и звучат очень эпично, создавая мощную атмосферу. В частности, в треках “Only for the Weak” и “Pinball Map” риффы просто сногсшибательные. В остальном как-то скучновато: в куплетах нет за что было бы зацепиться уху, но потом происходит всплеск, и это компенсирует с лихвой ту скуку, которая была раньше. Куплеты кажутся какими-то проходными и невыразительными, словно группа не до конца продумала структуру песен. Например, в “Bullet Ride” куплеты настолько простые, что хочется промотать песню вперёд. Так можно выразиться и про вокал: когда идут тяжёлые части со скримом – классно, но когда идут более лёгкие с шёпотом и бормотанием, то это тоска смертная. Этот контраст между агрессивным скримом и более мягким вокалом не всегда работает, и иногда вокальные партии кажутся просто неуместными. Особенно это заметно в “Square Nothing”, где вокал звучит каким-то вялым и безжизненным. Вот и приходится ждать, когда пойдёт что-то годное в треке. Ещё одна годная вещь в альбоме – это припевы. Конечно, не всегда они такие пробивные и классные, но есть и те, которые западают тебе прямо в сердце и надолго, что ты их крутишь у себя в голове, а это большой успех. Эти припевы действительно цепляют своей мелодичностью и энергией, и их хочется подпевать снова и снова. Например, в “Clayman” и “World of Promises” припевы просто великолепны.
Вот и получается, что его есть за что поругать и за что похвалить, и от меня он получает заслуженные 6,5/10. Альбом неровный, с перепадами качества, но в нём есть и действительно сильные моменты.
И да, я знаю, что альбом – легенда, да, прикольно, да, интересно, но только местами. Конечно, я знаю, что этот альбом важен для метал-сцены и как он повлиял на другие группы и т. д. и т. п., но и плохие стороны у него тоже есть, стоит это признать. Clayman - это, безусловно, важная веха в истории мелодик-дэта, но его недостатки не позволяют мне поставить ему более высокую оценку. Он повлиял на многие группы, но сам по себе остаётся довольно спорным.

Обложка переиздания 2020 года
Обложка переиздания 2020 года

Альбом можно послушать здесь:

9
2 комментария