In Flames - Clayman (2000): Когда легенда требует скидок на стиль
Очень люблю мелодик-дэт, но слушаю его редко. Вот на днях решил переслушать In Flames, и всё шло относительно неплохо, пока я не дошёл до этого альбома, который решил обозреть. Clayman - альбом, который часто называют поворотным в дискографии In Flames, и к которому у многих поклонников очень неоднозначное отношение. Я, признаться, тоже долгое время не понимал его прелести, предпочитая более поздние работы, вроде Sounds Of A Playground Fading.
Гитары на релизе делают очень красивые мелодичные рисунки, что даже сегодня приводит в удивление. Им ещё помогают усилить эффект симфонические вставки, что просто вау! И это я говорю про заглавные мелодии/риффы. Эти мелодии действительно врезаются в память и звучат очень эпично, создавая мощную атмосферу. В частности, в треках “Only for the Weak” и “Pinball Map” риффы просто сногсшибательные. В остальном как-то скучновато: в куплетах нет за что было бы зацепиться уху, но потом происходит всплеск, и это компенсирует с лихвой ту скуку, которая была раньше. Куплеты кажутся какими-то проходными и невыразительными, словно группа не до конца продумала структуру песен. Например, в “Bullet Ride” куплеты настолько простые, что хочется промотать песню вперёд. Так можно выразиться и про вокал: когда идут тяжёлые части со скримом – классно, но когда идут более лёгкие с шёпотом и бормотанием, то это тоска смертная. Этот контраст между агрессивным скримом и более мягким вокалом не всегда работает, и иногда вокальные партии кажутся просто неуместными. Особенно это заметно в “Square Nothing”, где вокал звучит каким-то вялым и безжизненным. Вот и приходится ждать, когда пойдёт что-то годное в треке. Ещё одна годная вещь в альбоме – это припевы. Конечно, не всегда они такие пробивные и классные, но есть и те, которые западают тебе прямо в сердце и надолго, что ты их крутишь у себя в голове, а это большой успех. Эти припевы действительно цепляют своей мелодичностью и энергией, и их хочется подпевать снова и снова. Например, в “Clayman” и “World of Promises” припевы просто великолепны.
Вот и получается, что его есть за что поругать и за что похвалить, и от меня он получает заслуженные 6,5/10. Альбом неровный, с перепадами качества, но в нём есть и действительно сильные моменты.
И да, я знаю, что альбом – легенда, да, прикольно, да, интересно, но только местами. Конечно, я знаю, что этот альбом важен для метал-сцены и как он повлиял на другие группы и т. д. и т. п., но и плохие стороны у него тоже есть, стоит это признать. Clayman - это, безусловно, важная веха в истории мелодик-дэта, но его недостатки не позволяют мне поставить ему более высокую оценку. Он повлиял на многие группы, но сам по себе остаётся довольно спорным.
Альбом можно послушать здесь: