KATATONIA — «Nightmares as Extensions of the Waking State» (2025)
К неудовольствию одних и удивлению разве что совсем уж наивных, KATATONIA не стали играть в дешёвую ностальгию и не выдали никакого «возвращения к корням». Хотя у шведов этих «корней» — целая грядка: от первобытного death-doom до гипнотической меланхолии «Brave Murder Day» (1996), пост-гранжевых исповедей «Discouraged Ones» (1998) и металлического инди-драматизма «Last Fair Deal Gone Down» (2001) и «Viva Emptiness» (2003). Но Йонас Ренксе (последний из оригинального состава и человек-барометр всей группы) просто не умеет ходить кругами. Потому и «Nightmares as Extensions of the Waking State» — не шаг назад, а очередная витиеватая петля вперёд.
Главное кадровое потрясение — из группы ушли гитаристы Андрес Нюстрём и Роджер Эйерссон, оставив после себя творческую пустоту и чувство «вот теперь всё точно не так». Новички — Нико Эльгстранд (ex-Entombed A.D.) и Себастьян Свалланд (Hypocrisy) — сыграли строго в рамках звуковой канвы KATATONIA. Но всё-таки автор песен тут один — Ренксе, а у него в арсенале по-прежнему густые риффы, выверенные паузы и затяжные меланхолии, как в открывающей тройке треков: «Thrice», «The Liquid Eye» и особенно «Wind of no Change», где он, кстати, вдруг бросает фразу «Hail Satan» — как бы между делом.
Сингл «Lilac» явно прописан в будущих лайв-сетах — обволакивающий куплет, дрейфующая мелодия и лёгкий налёт прошлого. В похожем духе и «Temporal», где всё начинается с энергичной гитарной линии, но быстро скатывается в зону тревожного уюта и зловещей атмосферы. Дальше — фирменный участок «медленной середины»: задумчивые и полуакустические вещи вроде «Departure Trails» и «Warden», которые, несмотря на мягкость, сохраняют ту самую густоту.
Настоящим открытием становится «The Light Which I Bleed», где впервые по-настоящему слышен ударник Даниэль «Mojjo» Мойланен — живой грув и мощный ритм, записанный, как утверждают, в настоящей церкви. А затем — экспериментальный поворот: «Efter Solen», всего вторая песня KATATONIA на шведском языке. Местами — странно, но по-своему органично.
Финал «In the Event of» — обволакивающая, торжественная вещь, подводящая итог. KATATONIA 2025 года — это уже не чёткий жанр или эпоха, а скорее состояние: тёмное, отстранённое, но при этом удивительно узнаваемое и надёжное.
Да, альбом не взрывает границы и не переворачивает жанр, но балансирует между привычным и неожиданным настолько точно, что хочется переслушивать. KATATONIA остаются одними из самых последовательных мастеров тревожной красоты — без скандалов, но с характером.